НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2021 № 13АП-33710/2021

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

07 декабря 2021 года

Дело № А56-59552/2021

Постановление изготовлено в полном объеме   декабря 2021 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  Денисюк М.И.

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-33710/2021 ) акционерного общества «Тандер» на решение Арбитражного суда   города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2021 по делу № А56-59552/2021 (судья Покровский С.С.), рассмотренному в порядке упрощенного производства

установил:

Акционерное общество «Тандер» (далее - заявитель, Общество, АО «Тандер») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области (далее - административный орган, Инспекция) от 18.06.2021 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания № 15-100150/048, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением от 31.08.2021, принятым в виде резолютивной части, заявленные Обществом требования удовлетворены, оспариваемое постановление Инспекции от 18.06.2021 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания № 15-100150/048 признано незаконным и отменено; мотивированное решение по делу изготовлено судом 30.09.2021.

Не согласившись с указанным решением суда, ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции по делу № А56-59552/2021 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции положений статьи 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ) и части 4 статьи 14.5 КоАП РФ. Податель жалобы ссылается на то, что неотражение в кассовом чеке (бланке строгой отчетности) реквизита «применяемая система налогообложения» является нарушением пункта 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ и влечет привлечение к административной ответственности по части 4 статьи 14.5 КоАП РФ.

В суд апелляционной инстанции 24.11.2021 поступило ходатайство Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Ленинградской области о замене стороны по делу - Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Ленинградской области в связи с реорганизацией.

В обоснование указанного заявления представлены приказы Федеральной налоговой службы от 24.05.2021 № ЕД-7-4/517 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области» и от 22.06.2021 № 01-04-01/056 «Об установлении предельной численности инспекций ФНС России межрайонного уровня Ленинградской области».

В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Рассмотрев заявленное ходатайство и представленные документы, суд апелляционной инстанции признал заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Ленинградской области о замене стороны подлежащим удовлетворению на основании статьи 48 АПК РФ, в связи с чем производит замену Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Ленинградской области в порядке процессуального правопреемства.

В установленный определением от 12.10.2021 срок Обществом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведения Инспекцией на основании поручения от 01.04.2021 № 04/4292 контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники выявлено, что 01.04.2021 в 15 час. 38 мин. в супермаркете «Магнит» по адресу: <...>, кассир АО «Тандер» ФИО1 произвела расчет наличными деньгами с покупателем ФИО2 с применением контрольно-кассовой техники ШТРИХ-ЛАЙТ-02Ф, заводской номер 0370790009005988 и выдала кассовый чек на сумму 153 руб., в котором отсутствует реквизит «применяемая система налогообложения», что является нарушением пункта 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ.

Данные обстоятельства отражены в акте проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники от 01.04.2021 № 100150.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении Общества протокола от 12.05.2021 № 15-100150/048 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 4.5 КоАП РФ.

Постановлением Инспекции от 18.06.2021 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания № 15-100150/048 Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии события вмененного Обществу правонарушения, поскольку в силу положений Приказа ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию» реквизит «система налогообложения» отнесен к дополнительным реквизитам фискальных документов и может не включаться в печатную форму.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения

Правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров регламентированы Законом № 54-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ установлено, что контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом № 54-ФЗ.

В статье 1.1 Закона № 54-ФЗ даны следующие определения:

расчеты для целей указанного Федерального закона - это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей;

фискальный документ - фискальные данные, представленные по установленным форматам в виде кассового чека, бланка строгой отчетности и (или) иного документа, предусмотренного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, на бумажном носителе и (или) в электронной форме, в том числе защищенные фискальным признаком;

кассовый чек - первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Пунктом 2 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности установлены статьей 4.7 Закона № 54-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ кассовый чек и бланк строгой отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, содержат с учетом положений пункта 1.1 настоящей статьи следующие обязательные реквизиты:

 - применяемая при расчете система налогообложения.

В свою очередь, чек и бланк строгой отчетности имеет как печатную, так и электронную форму представления.

В пункте 1.1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ определено, что в случаях формирования пользователем кассового чека (бланка строгой отчетности) на бумажном носителе уполномоченный орган вправе определять реквизиты кассового чека (бланка строгой отчетности), которые могут не указываться на таком кассовом чеке (бланке строгой отчетности).

Обязательность реквизитов чека и бланка строгой отчетности в той или иной форме представления регламентируется приказом ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию» (далее – Приказ № ЕД-7-20/662@).

Приказом № ЕД-7-20/662@ утверждены:

 - дополнительные реквизиты фискальных документов согласно приложению № 1 к приказу;

 - форматы фискальных документов, обязательных к использованию согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

Согласно пункту 1 Приложения № 2 к Приказу № ЕД-7-20/662@ настоящие форматы устанавливают обязательные к применению форматы фискальных документов (далее - ФФД), отпечатанных контрольно-кассовой техникой (далее - ККТ) на бумажном носителе (далее - фискальные документы в печатной форме или ФД в ПФ), сформированных и передаваемых контрольно-кассовой техникой в электронной форме (далее - фискальные документы в электронной форме или ФД в ЭФ).

Согласно пункту 28 Приложения № 2 к Приказу № ЕД-7-20/662@ кассовый чек (бланк строгой отчетности) версии 1.05 форматов фискальных документов должен содержать реквизиты, указанные в таблице 20.

В таблице 20 Приложения № 2 к Приказу № ЕД-7-20/662@ (на которую ссылается Инспекция в оспариваемом постановлении) в отношении реквизита «применяемая система налогообложения» установлено следующее:

Наименование реквизита

Тег

Обяз.

Форм.

Повт.

Хран.

ФП

N прим.

применяемая система налогообложения

1055

П-3, Э-1

ПЭ

Нет

30д

4

-

Согласно таблице 1 Приложения № 2 к Приказу № ЕД-7-20/662@, «Наименования атрибутов реквизитов, их описание и возможные значения»

Формы (Форм.)

атрибут, указывающий, в какие формы ФД должен входить указанный реквизит ФД

Указаны в колонке "Форм." в таблицах, содержащих перечни реквизитов ФД.

Значение атрибута "П" означает, что реквизит входит в состав ФД в ПФ. Значение атрибута "Э" означает, что реквизит входит в состав ФД в ЭФ. Значение атрибута "ПЭ" означает, что реквизит входит в состав ФД в ПФ и в ЭФ

При этом, в таблице 3 Приложения № 2 Приказу № ЕД-7-20/662@ установлены значения атрибута «Обязательность», согласно которой значение «3» означает, что реквизит может не включаться в состав ФД. В случае включения реквизита в состав ФД его формат должен соответствовать формату, предусмотренному настоящими ФФД.

Таким образом, исходя из приведенных положений Приказа № ЕД-7-20/662@ реквизит «применяемая система налогообложения» является обязательным для фискальных документов в электронной форме (значение «Э-1») и может не включаться в состав фискального документа в печатной форме (значение «П-3).

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что реквизит «применяемая система налогообложения» может не включаться в печатную форму кассового чека, что свидетельствует об отсутствии в действиях Общества нарушения пункта 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ (с учетом положений пункта 1.1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ и Приказа № ЕД-7-20/662@), а соответственно, об отсутсвии объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ.

В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил постановление Инспекции от 18.06.2021 по делу об административном правонарушении № 15-100150/048.

Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 30.09.2021 и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции не имеется

На основании изложенного и руководствуясь статьей 48, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Произвести замену Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Ленинградской области в порядке процессуального правопреемства.

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 сентября 2021 года по делу № А56-59552/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

М.И. Денисюк