ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
06 марта 2018 года
Дело №А21-8423/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2018 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Юркова И.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Бурак К.Д.
при участии:
от заявителя: Павлова М.В., доверенность от 12.05.2017
от заинтересованного лица: Воробьева Е.Б., доверенности от 19.12.2017, Гречухина Е.А. по доверенность от 15.01.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33254/2017) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.11.2017 по делу № А21-8423/2017 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ломбарды СП-585»
к Калининградской областной таможне
об оспаривании отказа в выпуске товара и обязании устранить допущенные нарушения
УСТАНОВИЛ:
ООО «Ломбарды СП-585» обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным отказа Калининградской областной таможни (далее – Таможня) в вывозе товара по грузовой накладной от 28.08.2017
№ 555 04533056, об устранении нарушения прав и интересов путем обязания Таможни совершить действия по таможенному оформлению товаров, представленных по описи к отправке от 28.08.2017 № 10012060/280817/К003759, с проставлением отметки «Товар ТС. Вывоз разрешен».
Решением от 02.11.2017 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Таможня просит отменить решение суда в связи с тем, что, по ее мнению, ООО «Ломбарды СП-585» не представлены доказательства происхождения партии ювелирных изделий на территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).
Согласно отзыву ООО «Ломбарды СП-585» против удовлетворения жалобы возражает, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что Управление специальной связи по Калининградской области на основании договора от 20.01.2017 № 10419э оказания услуг по экспресс-доставке отправлений специальной связи, заключенного с ООО «Ломбарды СП-585» 28.08.2017 представило в Таможню опломбированную партию ювелирных изделий, а также опись документов к отправке
№ 10012060/280817/К003759, к которой были приложены:
- авианакладная от 28.08.2017 555-04533056;
- товарная накладная от 18.05.2017 № ЦБ-4035 на поставку ООО «Ленголд» ювелирных изделий (166 мест массой 401,12 г.);
- справка Западной государственной инспекции пробирного надзора ФКУ «Российская государственная пробирная палата» при Министерстве финансов РФ № 560 от 13.07.2017 о результатах государственного контроля партии ювелирных изделий для таможенного оформления товара, вывозимого с территории Калининградской области на остальную часть территорию таможенной территории ЕАЭС, согласно которой в инспекцию представлены 99 ювелирных изделий в виде лома, без оттисков пробирных клейм РФ массой 248,16 г. из золота 375/500/583/585 проб, являющиеся ломом ювелирных изделий, собранным на территории Калининградской области, пригодным только для переплавки в сырье; 11 единиц ювелирного лома массой 5,96 г. из золота 585/850 проб, являющегося стоматологическим ломом и ломом ювелирных изделий, собранным на территории Калининградской области, пригодным только для переплавки в сырье; 56 ювелирных изделий в виде лома массой 147 г. из серебра 925 пробы, являющегося ломом ювелирных изделий, собранным на территории Калининградской области, пригодным только для переплавки в сырье;
- залоговые билеты в количестве 55 шт. на 28 листах (ЛМ668536 от 22.03.2017, ЛМ668611 от 28.03.2017; ЛМ668374 от 05.03.2017, ЛМ668373 от 05.03.2017; ЛМ668432 от 11.03.2017; ЛМ668427 от 11.03.2017; ЛМ668769 от 16.04.2017; ЛМ668743 от 14.04.2017; ЛМ668537 от 22.03.2017; ЛМ668535 от 22.03.2017; ЛМ668534 от 22.03.2017; ЛМ668406 от 07.03.2017; ЛМ668517 от 20.03.2017; ЛМ668399 от 07.03.2017; ЛМ668400 от 07.03.2017; ЛМ668395 от 07.03.2017; ЛМ668381 от 05.03.2017; ЛМ668581 от 26.03.2017; ЛМ668367 от 04.03.2017; ЛМ668564 от 25.03.2017; ЛМ668560 от 24.03.2017; ЛМ668552 от 23.03.2017; ЛМ668529 от 21.03.2017; ЛМ668658 от 02.04.2017; ЛМ668651 от 01.04.2017; ЛМ668641 от 31.03.2017; ЛМ668380 от 05.03.2017; ЛМ668375 от 05.03.2017; ЛМ668366 от 04.03.2017; ЛМ668365 от 04.03.2017; ЛМ668358 от 03.03.2017; ЛМ668357 от 03.03.2017; ЛМ668353 от 03.03.2017; ЛМ668352 от 03.03.2017; ЛМ668330 от 28.02.2017; ЛМ668325 от 28.02.2017; ЛМ668329 от 28.02.2017; ЛМ668143 от 01.02.2017; ЛМ668742 от 14.04.2017; ЛМ668725 от 12.04.2017; ЛМ668714 от 10.04.2017; ЛМ668713 от 10.04.2017; ЛМ668696 от 06.04.2017; ЛМ668686 от 05.04.2017; ЛМ668685 от 05.04.2017; ЛМ668669 от 03.04.2017; ЛМ668679 от 04.04.2017; ЛМ668680 от 04.04.2017; ЛМ668681 от 04.04.2017; ЛМ668533 от 22.03.2017; ЛМ668610 от 28.03.2017; ЛМ668596 от 27.03.2017; ЛМ668597 от 27.03.2017; ЛМ668594 от 27.03.2017; ЛМ668595 от 27.03.2017), подтверждающие, что лом драгоценных металлов был собран на территории Калининградской области, а именно по адресу: Калининград, Ленинский пр. 34а-38;
- фото на 1-м л. и договор с УСС № 10419э от 20.01.2017.
Таможней 28.08.2017 отказано в вывозе указанного товара.
В обоснование отказа заинтересованным лицом указано, что товар не был идентифицирован как товар ЕАЭС, так как в нарушение пункта 5 Эксперимента по совершению таможенных операций при вывозе отдельных категорий товаров с территории Калининградской области на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза (приложение к приказу ФТС России от 19.01.2017 № 79) справка Западной государственной инспекции пробирного надзора № 560 свидетельствует о том, что предъявленные ювелирные изделия (лом) не содержат оттисков пробирных клейм.
Отказ Таможни оспорен заявителем в судебном порядке.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета, являющегося бланком строгой отчетности, форма которого утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Залоговый билет должен содержать, в том числе, следующие положения и информацию: наименование, адрес (место нахождения) ломбарда, а также адрес (место нахождения) территориально обособленного подразделения (в случае, если он не совпадает с адресом (местом нахождения) ломбарда); фамилия, имя, а также отчество заемщика, если иное не вытекает из федерального закона или национального обычая, дата его рождения, гражданство (для лица, не являющегося гражданином Российской Федерации), данные паспорта или иного удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации документа; наименование и описание заложенной вещи, позволяющие ее идентифицировать, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (части 4 и 5 статьи 7 Федерального закона РФ от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах»).
Под ломом и отходами драгоценных металлов понимаются изделия (продукция), используемые для извлечения драгоценных металлов и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, брак, возникший в процессе производства изделий (продукции), содержащих драгоценный металл, а также остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий (продукции), используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе производства (часть 1 статьи 1 Федерального закона РФ от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»).
В отношении товаров Таможенного союза, перемещаемых воздушным транспортом с территории Особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Таможенного союза без совершения воздушным судном промежуточной посадки на территории государства, не являющегося членом Таможенного союза, таможенные операции совершаются на территории Особой экономической зоны. Таможенные операции в отношении таких товаров, связанные с подтверждением статуса как товаров Таможенного союза, совершаются в таможенных органах, расположенных в местах убытия на территории Калининградской области, до начала воздушной перевозки таких товаров. Заинтересованным лицом в таможенный орган для таможенных целей представляются документы, подтверждающие статус товаров, как товаров Таможенного союза, и коммерческие, транспортные (перевозочные) документы с описью представленных документов. Данные документы должны содержать следующие сведения: наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество (при его наличии) физического лица, являющихся отправителями товаров; наименование товаров, количество мест, вес брутто, вид упаковки, стоимость; наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество (при его наличии) физического лица, являющихся получателями товаров; наименования пункта погрузки и пункта выгрузки товаров (части 1-3 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»).
Документом, подтверждающим статус товара как товара Таможенного союза, является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», статья 59 Таможенного кодекса Таможенного союза; далее – ТК ТС).
Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товара. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам (часть 1 статьи 60 ТК ТС).
При необходимости определения страны происхождения товаров, происходящих из государств - членов Таможенного союза, применяются правила определения страны происхождения товаров, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, заключенными в рамках зоны свободной торговли Содружества Независимых Государств, если иное не установлено международными договорами государств - членов Таможенного союза. Страна происхождения товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, таможенным органом. Страна происхождения товара заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товара. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (статья 109 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).
В соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, заключенного в г. Ялте 20.11.2009 (далее – Соглашение от 20.11.2009), под декларацией о происхождении товара понимается заявление о стране происхождения товара, сделанное продавцом, изготовителем или отправителем в счете-фактуре или ином коммерческом документе, имеющем отношение к товару и позволяющем провести однозначную идентификацию товара относительно заявленного для целей таможенного оформления. Текст декларации изложен в приложении 5, являющемся неотъемлемой частью Правил (раздел I). Страной происхождения товара считается государство – участник Соглашения, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке в соответствии с настоящими Правилами (пункт 2.1). Товарами, полностью произведенными в государстве - участнике Соглашения, являются отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье (пункт 2.2).
Судом первой инстанции установлено, что:
- представленными в дело залоговыми билетами подтверждается осуществление заявителем деятельности по приему в залог индивидуально определенных вещей, предназначенных для личного потребления, а также то, что принятые ООО «Ломбарды СП-585» в залог вещи являются вещами, бывшими в употреблении;
- указанные в залоговых билетах вещи, в том числе и зубное золото, не относятся к лому драгоценных металлов;
- представленная в материалы дела декларация о происхождении товара соответствует требованиям части 2 статьи 60 ТК ТС, форме декларации, изложенной в приложении 5 к Соглашению от 20.11.2009, и содержит дату ее оформления – 28.07.2017;
- собранные ООО «Ломбарды СП-585» на территории Калининградской области бывшие в употреблении изделия из драгоценных металлов пригодны только для переработки в сырье (справка Западной государственной инспекции пробирного надзора от 13.07.2017 № 560).
Является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что по смыслу пункта 2.2 Соглашения от 20.11.2009 указанные изделия являются товаром, полностью произведенным на территории ТС (ЕАЭС). Документы, подтверждающие статус товаров как товаров Таможенного союза представлены Таможне 28.08.2017, в связи с чем у заинтересованного лица не имелось оснований для отказа в вывозе товара.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.11.2017 по делу № А21-8423/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий
И.В. Юрков
Судьи
Н.И. Протас
А.Б. Семенова