ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
04 августа 2017 года
Дело №А56-1921/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Волковой Т.В.
при участии:
от заявителя: Сидорова Е.А. по доверенности от 16.01.2017, Сидоров А.С. по доверенности от 01.08.2017
от заинтересованного лица: Артюшенко С.А. по доверенности от 17.01.2017, Стеценко С.В. по доверенности от 29.12.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14425/2017) ООО «Синтез СПБ» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2017 по делу № А56-1921/2017 (судья Хорошева Н.В.), принятое
по заявлению ООО «Синтез СПБ»
к Пулковской таможне
о признании незаконным и отмене постановления от 22.12.2016 №10221000-1230/2016 о назначении административного наказания по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Синтез СПБ» (ОГРН 1047844004405, адрес: 191036, Санкт-Петербург, ул. 1-я Советская, д. 10, лит. А, пом. 2Н; далее - ООО «Синтез СПБ», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Пулковской таможни (адрес: 196210, г. Санкт-Петербург, Стартовая ул., 7 лит. А, ОГРН 1037821027144, ИНН 7830001885; далее – Таможня, таможенный орган) от 22.12.2016 № 10221000-1230/2016 о назначении административного наказания по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 28.04.2017 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО «Синтез СПБ» обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, в действиях общества отсутствует событие вменяемого административного правонарушения, поскольку при принятии и регистрации деклараций о соответствии ООО «Синтез СПБ» выполнены требования действовавших нормативных актов, представлены необходимые протоколы исследований (испытаний); отсутствие аккредитации органа по сертификации ООО «ЮгРесурс» по коду ОКП 944160 Пулковской таможней не доказано.
В судебном заседании представители ООО «Синтез СПБ» поддержали доводы апелляционной жалобы, представители Таможни возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 18.07.2016 Пулковским таможенным постом Пулковской таможни принята декларация на товары №10221010/180716/0027606, поданная ООО «Синтез СПб» для помещения под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» товара, прибывшего в его адрес по авианакладной от 14.07.2016 № 117-36748305, в рамках контракта от 05.03.2014 № 38, заключенного между обществом и компанией «Lion Laboratories Ltd» (Соединенное Королевство).
В соответствии со сведениями, заявленными в гр. 31 ДТ товар представляет собой «Приборы для измерения концентрации алкоголя в выдыхаемом воздухе, новые, не содержат в своем составе источников ионизирующего излучения, не являются средствами пожарной автоматики, не являются высокочастотными излучающими РЭС, изготовитель: LION LABORATORIES LTD, товарный знак: LION, код ОКП-944160:
1. Анализатор паров этанола в выдыхаемом воздухе «LION ALCOLMETER SD-400» в комплекте: прибор «LION ALCOLMETER SD-400» - 1шт., кожаный чехол - 1шт., батарейки типоразмера АА - 5шт., мундштуки - 5шт., марка: LION ALCOLMETER SD-400, артикул: LION ALCOLMETER SD-400, модель: LION .ALCOLMETER SD-400, количество: 10 ШТ.;
2. Анализатор паров этанола в выдыхаемом воздухе «LION ALCOLMETER 500» в составе: прибор «LION ALCOLMETER 500» - 1шт., индивидуальные мундштуки -5шт., чехол - 1шт., элементы питания 1.5В - 2 шт., марка: LION .ALCOLMETER 500, артикул: LION ALCOLMETER 500, модель: LION ALCOLMETER 500, количество: 38 шт.;
3. Принадлежности к анализатору паров этанола в выдыхаемом воздухе «LION ALCOLMETER 500» - набор, состоящий из: термопринтер - 1шт., зарядное устройство для принтера - 1шт., соединительный кабель «прибор-принтер» - 1шт., термобумага для принтера - 2 рулона, мундштук - 5шт., кейс - 1шт. Всего 20 наборов. Марка: PRINTER KIT FOR 500, артикул: PRINTER KIT FOR 500, модель: PRINTER KIT FOR 500, количество: 20 шт.;
4. Анализатор паров этанола в выдыхаемом воздухе «LION ALCOLMETER SD-400P» в комплекте: прибор «LION ALCOLMETER SD-400» с аккумуляторным отсеком - 1шт., мундштуки - 15шт., мундштук-чашка - 1шт., принтер - 1шт., зарядное устройство - 1шт., кабель связи прибора с принтером - 1шт., кабель сетевой - 1шт., рулон бумаги для принтера - 3 шт., упаковочная сумка с отделениями для прибора, принтера и зарядного устройства - 1шт.; марка: LION ALCOLMETER SD-400P, артикул: LION ALCOLMETER SD-400P, модель: LION ALCOLMETER SD-400P, количество: 10 шт.;
5. Сигнализатор паров этанола пороговый «LION ALCOBLOW» в составе: прибор «LION ALCOBLOW» - 1 шт., чехол - 1шт., элементы питания 1.5В - 4шт. марка: LION ALCOBLOW, артикул: LION ALCOBLOW, модель: LION ALCOBLOW, количество: 150 шт.».
Для целей соблюдения запретов и ограничений в области технического регулирования при декларировании товаров ООО «Синтез СПб» представлены декларации о соответствии от 29.05.2014 № РОСС GВ.АГ98.Д25435, РОСС GВ.АГ98.Д25437 и РОСС GВ.АГ98.Д25438 сроком действия с 29.05.2014 по 28.05.2017, зарегистрированные ООО «ЮгРесурс».
В ходе таможенного контроля таможней установлено, что указанные декларации о соответствии не могут подтверждать соответствие ввозимых товаров обязательным требованиям технического регулирования, поскольку в нарушение примечания к Единому перечню продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятии декларации о соответствии, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 (далее – Перечень), указанные декларации приняты без документов, предусмотренных для данной категории продукции (протоколов исследований (испытаний) и измерений). Также в ходе проверки установлено, что ООО «Юг-Ресурс», задекларировавшее декларации о соответствии от 29.05.2014 № РОСС GВ.АГ98.Д25435, РОСС GВ.АГ98.Д25437 и РОСС GВ.АГ98.Д25438, не было аккредитовано на сертификацию по коду ОКП 944160; Росаккредитацией сообщено, что аттестат аккредитации ООО «Юг-Ресурс» с 22.12.2014 прекращен.
Таможенным органом 12.10.2016 составлен протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Постановлением таможни от 22.12.2016 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10221000-1230/2016 ООО «Синтез СПб» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Постановление таможни от 22.12.2016 оспорено ООО «Синтез СПб» в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вменяемого обществу административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе привлечения общества к административной ответственности, не установил. На основании изложенного, постановление таможни от 22.12.2016 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10221000-1230/2016 признано законным и обоснованным, заявление ООО «Синтез СПб» оставлено без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу,выслушав представителейсторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ (в ранее действовавшей редакции) установлена ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
В соответствии с частью 2 примечания к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 настоящего Кодекса под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 183 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе: документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
Пунктом 9 части 1 статьи 32 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» установлено, что таможенным органам одновременно с грузовой таможенной декларацией представляются документы о соответствии товаров обязательным требованиям.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 4 ТК ТС запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ) технический регламент это документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции), а декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Согласно статье 29 Закон № 184-ФЗ для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 Закона № 184-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 46 Закона № 184-ФЗ Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Согласно представленных в ДТ сведений код ОКП товара определён как - 944160.
Товары, в том числе измерительные установки, комплексы, сигнализаторы, регистраторы, мониторы медицинские с кодом ОКП 9441, поименованы в Перечне, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 №982 (далее - Перечень).
В соответствии с примечанием к Перечню к товарам: измерительные установки, комплексы, сигнализаторы, регистраторы с кодом ОКП 9441, декларация о соответствии этой продукции принимается при наличии у изготовителя (продавца) протокола исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной в установленном порядке испытательной лаборатории (центре), или сертификата системы качества, выданного органом по сертификации, аккредитованным в установленном порядке, или действительного сертификата соответствия на продукцию, выданного органом по сертификации, аккредитованным в установленном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в качестве документов, подтверждающих соответствие, в графе 44 ДТ заявлены сведения о декларациях о соответствии №№: РОСС GВ.АГ98.Д25435 от 29.05.2014, РОСС GВ.АГ98.Д25437 от 29.05.2014, РОСС GВ.АГ98.Д25438 от 29.05.2014 (далее - ДС).
Согласно представленным ДС, они приняты на основании регистрационных удостоверений №РЗН 2013/52 от 12.02.2013, ФС №2006/2976 от 28.12.2006, №РЗН 2013/53 от 12.02.2013, выданных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (информация о протоколах испытаний в соответствующем поле ДС отсутствует).
В соответствии с Правилами заполнения декларации о соответствии продукции, утвержденными постановлением Госстандарта Российской Федерации от 17.03.1998 N 12 "Позиция 7 - Документы, на основании которых принята декларация о соответствии, например: - протоколы испытаний на продукцию, сырье, материалы, комплектующие изделия с указанием номера и даты выдачи, наименования организации и регистрационного номера аккредитованной испытательной лаборатории (при наличии)".
С учетом изложенного, если основанием для принятия декларации о соответствии в отношении продукции с кодом ОКП 9441 60 является протокол исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной в установленном порядке испытательной лаборатории (центре), указанный документ должен быть указан в ДС. В случае, если протоколы испытаний не указаны в позиции 7 ДС, то ДС не принималась на основании данных протоколов испытаний. Исходя из сведений, содержащихся в декларациях о соответствии, в нарушение примечания к Перечню, указанные декларации о соответствии приняты без документов, предусмотренных для данной категории продукции.
В соответствии Порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 №766 «Об утверждении перечня продукции, подлежащей
декларированию соответствия, Порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации», в качестве документов, являющихся основанием для принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии, могут использоваться документы, указанные в п. 4 Порядка, в т.ч. протоколы испытаний продукции, проведенных изготовителем (продавцом, исполнителем) и документы, предусмотренные для данной продукции соответствующими федеральными законами и выданные уполномоченными на то органами и организациями (гигиенические заключения, ветеринарные свидетельства, сертификаты пожарной безопасности и др.).
В соответствии с примечанием Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 к товарам: измерительные установки, комплексы, сигнализаторы, регистраторы с кодом ОКП 9441, декларация о соответствии этой продукции принимается при наличии у изготовителя (продавца) протокола исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной в установленном порядке испытательной лаборатории (центре), или сертификата системы качества, выданного органом по сертификации, аккредитованным в установленном порядке, или действительного сертификата соответствия на продукцию, выданного органом по сертификации, аккредитованным в установленном порядке.
Таким образом, соответствие заявленных в ДТ № 10221010/180716/0027606 товаров обязательным требованиям, должно подтверждаться протоколами исследований (испытаний) и измерений либо сертификатами, что и должно быть указано в декларациях о соответствии в позиции (7) в качестве основания принятия декларации о соответствии. Наличие регистрационных удостоверений, выданных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, в соответствии с примечанием «**» Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982, не является основанием для принятия деклараций о соответствии, для товаров, заявленных в ДТ №10221010/180716/0027606.
Таким образом, таможенным органом и судом первой инстанции правомерно и обоснованно установлено, что представленные ДС не могут служить документами, подтверждающими соответствие товара требованиям стандартов, а следовательно, являются неприменимыми документами для подтверждения установленных ограничений на ввоз указанного товара.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 №412- ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» область аккредитации - сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур. Орган по сертификации вправе осуществлять деятельность в качестве аккредитованного лица, в том числе осуществлять регистрацию деклараций о соответствии, исключительно в пределах утвержденной аккредитации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Юг-Ресурс», зарегистрировавший в спорные ДС, не было аккредитовано на сертификацию по коду ОКП 944160, соответственно, не имело полномочий регистировать такие декларации о соответствии.
В соответствии с письмом Росаккредитации по СЗФО от 21.12.2016 № СЗФО- исх/2378, согласно сведениям Единого реестра аккредитованных лиц, в области аккредитации органа по сертификации ООО «Юг-Ресурс» отсутствует код ОКП 94 4160. Кроме того, аттестат аккредитации ООО «Юг-Ресурс» №РОСС RU.0001.11АГ98 прекращен с 22.12.2014 на основании Предписания органа государственного контроля (надзора).
В соответствии с приложением к приказу Минэкономразвития России от 24.09.2012 № 618 «Об утверждении формы аттестата аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и приложения к нему», действующего в отношении аттестата органа по сертификации (ООО «Юг- Ресурс»), аттестат выдается на продукцию определяемую кодом ТНВЭД ТС (при наличии) и кодом ОК. В связи с чем, орган по сертификации вправе осуществлять регистрацию деклараций о соответствии, исключительно в пределах области аккредитации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что представленные обществом декларации о соответствии являются недействительными документами в соответствии с примечанием к статье 16.1 КоАП РФ.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с правилами 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правильности квалификации таможенным органом действий заявителя по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено, наказание назначено Обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 16.2 КоАП РФ с учетом характера и степени вины.
Суд первой инстанции также правомерно не усмотрел оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным, указав, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, что согласуется с официальным толкованием по применению данной нормы, содержащимся в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях". Представление декларантом при таможенном декларировании товаров документов, не отвечающих критерию действительности, могло послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, что является серьезным нарушением требований законодательства и создает угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере таможенного регулирования.
Какие-либо исключительные обстоятельства, позволяющие применить в рассматриваемой ситуации статью 2.9 КоАП РФ, судом не установлены.
Судом полно и всесторонне исследованы материалы, имеющие значение для дела, сделаны правильные выводы со ссылкой на нормы материального права. При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 апреля 2017 года по делу № А56-1921/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Синтез СПБ» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б. Семенова
Судьи
Л.В. Зотеева
Е.А. Сомова