НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2022 № 13АП-22523/2022

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

07 сентября 2022 года

Дело № А56-24934/2022

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года .

Постановление изготовлено в полном объеме   сентября 2022 года .

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Изотовой,

судей С.М. Кротова, М.А. Ракчеевой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Б.И. Ворона,

рассмотрев в судебном заседании при участии:

от Комитета представитель не явился,

от Общества представителя Поповой Н.В. (доверенность от 16.05.2022),

апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Выборгские граниты» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2022 по делу № А56-24934/2022 (судья Т.Ю. Петрова), принятое по заявлению:

общества с ограниченной ответственностью «Выборгские граниты» (188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, Выборг, Ленинградской шоссе, д. 18А; ОГРН 1024700875540, ИНН 4704048302)

к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области (191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А; ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966)

о признании незаконным отказа в предоставлении разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр, признании незаконным бездействия,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Выборгские граниты» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (далее – Комитет), признании незаконным отказа Комитета, выраженного в письме от 22.02.2022 исх. 02-2948/2022, в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда в отношении лесного участка, расположенного в Северо-Западном лесничестве, Пограничном участковом лесничестве, квартал № 27, части выделов 18, 19, 31, 41, 47, 48, 59 , квартал № 28, части выделов 13, 19, 20, 23-25, 27, 31, 32, выделы 26, 28–30, 33-43, 47, 49, квартал № 29, части выделов 60, 62, квартал № 36, части выделов 1, 2, 10, 15, 33, квартал № 37, части выделов 6-8, 15, выделы 1-5, квартал № 38, части выделов 4, 8, 9, 18, выделы 2, 3, 5, квартал № 39, части выделов 17, 21, 29, 37, 57 общей площадью 97,1994 га на основании лицензии ЛОД 03643 ТП.

Решением от 14.06.2022 признан недействительным отказ Комитета в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда в отношении лесного  участка, расположенного в Северо-Западном лесничестве, Пограничном участковом лесничестве, квартал № 27, части выделов 18, 19, 31, 41, 47, 48, 59 , квартал № 28, части выделов 13, 19, 20, 23-25, 27, 31, 32, выделы 26, 28–30, 33-43, 47, 49, квартал № 29, части выделов 60, 62, квартал № 36, части выделов 1, 2, 10, 15, 33, квартал № 37, части выделов 6-8, 15, выделы 1-5, квартал № 38, части выделов 4, 8, 9, 18, выделы 2, 3, 5, квартал № 39, части выделов 17, 21, 29, 37, 57 общей площадью 97,1994 га на основании лицензии ЛОД 03643 ТП, Комитет обязан повторно рассмотреть представленное Обществом заявление о выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда от 07.10.2021 № 81 с учетом вывода суда по настоящему делу, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано; с Комитета в пользу Общества взысканы 3 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.

Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение изменить в части отказа в удовлетворении требования об обязании Комитета выдать разрешение и признать незаконным бездействие Комитета, выразившееся в рассмотрении заявления с нарушением установленного срока, признать незаконным бездействие и обязать Комитет устранить допущенные нарушения прав Общества путем выдачи разрешения на выполнение работ.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что указанные судом меры не приведут к восстановлению нарушенного права заявителя, правовая позиция о способе устранения нарушения прав и законных интересов заявителя по данной категории споров путем возложения на заинтересованное лицо обязанности выдать разрешение согласуется с позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2017 № 303-КГ17-16940 по делу № А51-31440/2016, вывод суда первой инстанции о том, что Общество в рассматриваемом случае не доказало нарушение его прав и законных интересов длительным рассмотрением заявления Общества Комитетом, не соответствует действующему законодательству.

В судебном заседании представитель Общества поддержал апелляционную жалобу, указал, что в результате признания бездействия Комитета незаконным Комитет будет своевременно рассматривать заявления заявителя, указал, что у суда первой инстанции не имелось оснований для направления заявления Общества на повторное рассмотрение в Комитет, срок действия лицензии продлен.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя Общества, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела, Общество является владельцем лицензии на пользование недрами ЛОД 03643 ТП для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых на участке недр «Восход», дата окончания действия лицензии – 03.10.2022.

Общество 07.10.2021 обратилось в Комитет с заявлением о выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда в отношении земельного участка, расположенного в Северо-Западном лесничестве, Пограничном участковом лесничестве, квартал № 27, части выделов 18, 19, 31, 41, 47, 48, 59, квартал № 28, части выделов 13, 19, 20, 34-25, 27, 31, 32, выделы 26, 28-30, 33-43, 47, 49, квартал № 29, части выделов 60, 62, квартал № 36, части выделов 1, 2, 10, 15, 33, квартал № 37, части выделов 6-8,15, выделы 1-5, квартал № 38, части выделов 4, 8, 9, 18, выделы 2, 3,5, квартал № 39, части выделов 17, 21, 29, 37, 57, площадь лесного участка 97,1794 га на основании лицензии ЛОД 03643 ТП на срок до 30.09.2022.

Комитет письмом от 22.02.2022 № 02-2948/2022 отказал заявителю в предоставлении государственной услуги по выдаче указанного разрешения на основании пункта 2.10 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда, утвержденного постановлением Губернатора Ленинградской области от 13.02.2017 № 12-пг (далее - Административный регламент) в редакции, действовавшей на дату обращения Общества с заявлением о выдаче разрешения (документ утратил силу в связи с изданием постановления Губернатора Ленинградской области от 04.10.2021 N 87-пг, которым утвержден новый Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда в Ленинградской области).

Комитет указал, что лесной участок, испрашиваемый в целях выполнения работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда, без проведения рубок лесных насаждений на участке недр «Восход» в кварталах 27, 28, 29, 36, 37, 38, 39 Пограничного участкового лесничества Северо-Западного лесничества площадью 97,1794 га в лесах с категорией защищенности – ценные леса и леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, в силу статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

В качестве основания для отказа Комитет указал, что в соответствии с дополнением к проекту на геологическое изучение (поиски и оценку) месторождения высокодекоративного облицовочного камня (гранита) на участке недр «Восход» в Выборгском районе Ленинградской области бурение поисковой скважины глубиной 37 м планируется станком УСБ-180-С «Поиск – 1» на гусеничном шассе. В соответствии с характеристикой лесного участка, приложенной к заявлению, лесной участок, испрашиваемый для выполнения работ по геологическому изучению недр представлен на 91% лесными, покрытыми лесом землями, полнота лесных насаждений колеблется от 03 до 0,8, средний запас на 1 га составляет 143 куб. м, в связи с чем прохождение техники на гусеничном шасси к точке заложения скважины без вырубки лесных насаждений невозможно.

Таким образом, Комитет, сославшись на несоответствие представленных документов требованиям, установленным пунктом 2.6 Административного регламента, отказал в выдаче разрешения.

Посчитав отказ в выдаче разрешения незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частями 3, 4, 6 статьи 43 ЛК РФ допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства.

В случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, использование лесов осуществляется на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующего полномочия в области лесных отношений: выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.

Согласно части 1 статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: 1) защитные леса, 20 эксплуатационные леса, 30 резервные леса; особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливается статьями 110-119 ЛК РФ.

Согласно представленной в материалы дела проектной документации испрашиваемые Обществом в аренду лесные участки относятся к защитным лесам, часть площади которых занята ценными лесами (запретные полосы, расположенные вдоль водных объектов), а часть лесами, выполняющими функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в 1-м, 2-м поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения).

Статьей 111 ЛК РФ определено, что к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

В соответствии с частью 2 статьи 111 ЛК РФ выделяются следующие категории защитных лесов: 1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; 2) леса, расположенные в водоохранных зонах; 3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; 4) ценные леса; 5) городские леса.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 115 ЛК РФ к ценным лесам относятся леса, имеющие уникальный породный состав лесных насаждений, выполняющие важные защитные функции в сложных природных условиях, имеющие исключительное научное или историко-культурное значение, в том числе, запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов (леса, примыкающие непосредственно к руслу реки или берегу другого водного объекта, а при безлесной пойме - к пойме реки, выполняющие водорегулирующие функции).

Согласно  части 1 статьи 114 ЛК РФ к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся: леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (леса, расположенные в границах соответствующих поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения).

В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6 статьи 111 ЛК РФ).

В части 4 статьи 12 ЛК РФ предусмотрено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

На осуществление деятельности, несовместимой с целевым назначением защитных лесов, Комитет в отказе не ссылается.

Приказом Минприроды России от 07.07.2020 № 417 утверждены Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (далее - Правила № 417).

В соответствии с пунктом 5 Правил № 417 для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр на основании разрешений пользователь недр (заявитель) подает в уполномоченный орган письменное заявление, в котором указываются:

1) сведения о заявителе:

полное и сокращенное (при наличии) наименование и организационно-правовая форма, место нахождения и почтовый адрес, банковские реквизиты - для юридического лица;

фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем;

2) местоположение и площадь земель, необходимых для выполнения планируемых работ, обоснование использования лесов и срок выполнения работ по геологическому изучению недр.

К заявлению прилагается документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости).

Уполномоченные органы получают путем межведомственного информационного взаимодействия следующие документы:

выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении юридического лица;

выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении физического лица;

сведения о наличии лицензии на пользование недрами, государственного задания или государственного контракта на выполнение работ по геологическому изучению недр для государственных нужд.

Заявление рассматривается в течение 30 календарных дней со дня его поступления в уполномоченный орган. В результате рассмотрения заявления принимается решение о выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр или об отказе в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр (пункт 6 Правил № 417).

В силу пункта 7 Правил № 417 решение об отказе в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр принимается в случае, если:

а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктом 5 этих Правил;

б) в заявлении указаны цели использования лесов или лесного участка, не предусмотренные частью 3 статьи 43 ЛК РФ.

Пунктом 2.6 Административного регламента установлен перечень документов, необходимых для представления услуги, подлежащий представлению заявителями. Так, в целях получения государственной услуги заявителем представляется заявление на выдачу разрешения по форме согласно приложению 2 к Административному регламенту. В заявлении указываются, в том числе, местоположение и площадь земель лесного фонда, необходимая для выполнения планируемых работ, обоснование использования лесов и срок выполнения работ по геологическому изучению недр.

В соответствии с пунктом 2.10 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:

- несоответствие представленных документов требованиям, установленным пунктом 2.6 Административного регламента,

- запрет в соответствии с лесным планом Ленинградской области и лесохозяйственным регламентом лесничества на использование лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр;

- отсутствие лицензии на пользование недрами или государственного контракта на выполнение работ по геологическому изучению недр для государственных нужд.

Комитет отказал Обществу в выдаче разрешения, сославшись на несоответствие представленных документов требованиям, установленным пунктом 2.6 Административного регламента.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, заявление Общества и приложенные к нему документы соответствовали требованиям пункта 2.6 Административного регламента.

На наличие оснований для отказа в выдаче разрешения, перечисленных в пункте 7 Правил № 417, ссылок в оспариваемом письме не имеется.

Довод Комитета о невозможности выполнения работ без вырубки лесных насаждений обоснованно отклонен судом первой инстанции.

Проектом на геологическое изучение (поиски и оценку) месторождения высокодекоративного облицовочного камня (гранита) на участке недр «Восход» в Выборгском районе Ленинградской области запланированы объемы и виды работ с использованием станка УСБ-180-С «Поиск – 1».

Общество в заявлении о выдаче разрешения указало, что рубка лесных насаждений не требуется, технические характеристики, размеры станка УСБ-180-с «Поиск-1» это позволяют.

В подтверждение своей позиции заявитель представил суду паспорт бурового станка УБС-180-С «Поиск-1».

Проект на геологическое изучение (поиски и оценку) получил положительное государственное экспертное заключение федерального государственного казенного учреждения «Росгеолэкспертиза» от 26.03.2020 № 088-02-01/2020.

Оценив представленные в дело документы, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Комитета оснований для отказа в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр, в связи с чем признал оспариваемый отказ незаконным.

В указанной части решение суда не обжалуется.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений  должны содержаться указание на признание оспариваемых  действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный срок.

Суд первой инстанции, признавая незаконным отказ Комитета, вместе с тем сделал вывод о невозможности восстановить нарушенное право заявителя в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ избранным им способом, поскольку суд не вправе подменять собой решения органов государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, так как это противоречит принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти, установленной статьей 10 Конституции Российской Федерации; в порядке восстановления нарушенного права суд первой инстанции возложил на Комитет обязанность повторно рассмотреть представленное Обществом заявление о выдаче разрешения с учетом выводов суда по настоящему делу.

Между тем несостоятелен вывод суда первой инстанции о том, что осуществляя функции судебного контроля за законностью решений, действий (бездействия) органов государственной власти, арбитражный суд не вправе подменять орган, наделенный полномочиями по принятию соответствующих решений, в связи с чем способом восстановления нарушенных прав заявителя может быть лишь обязание уполномоченного органа рассмотреть по существу заявление Общества в соответствии с действующим законодательством, поскольку заявление Общества было рассмотрено Комитетом по существу заявленных требований, в силу пункта 6 Правил № 417 в результате рассмотрения заявления принимается либо решение о выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр либо об отказе в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр, в письме от 22.02.2022 Комитет изложил все основания для отказа в выдаче разрешения, таких оснований судом не установлено, в связи с чем признание изложенного в письме от 22.02.2022 отказа Комитета незаконным влечет завершение установленной Административным регламентом и Правилами № 417 процедуры. Обязывая Комитет повторно рассмотреть заявление Общества, суд первой инстанции не разрешил вопрос о реальном восстановлении нарушенного права Общества.

Представленная в материалы дела лицензия на пользование недрами ЛОД  03643 ТП действует до 03.10.2022, разрешение на выполнение работ по геологическому изучению недр не может быть выдано на срок, превышающий срок действия лицензии.

В судебном заседании представитель Общества указывал, что срок действия лицензии продлен, однако соответствующие доказательства суду апелляционной инстанции не представил.

Общество также обжалует решение суда в части признания незаконным бездействия Комитета, выразившегося в нерассмотрении заявления Общества в установленный срок.

Согласно пункту 3.1 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

- прием, регистрация заявления, проверка полноты и правильности оформления заявления, а также полномочий лица, подавшего заявление, - 3 дня;

- рассмотрение заявления и документов, направление межведомственных запросов, принятие решения о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения - 25 дней;

- выдача разрешения или направление уведомления об отказе в выдаче разрешения - 2 дня.

В соответствии с пунктом 3.3.4 Административного регламента  при отсутствии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги специалист отдела подготавливает и направляет проект распоряжения Правительства Ленинградской области о выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, без проведения рубок лесных насаждений (далее - проект распоряжения) на согласование начальнику отдела, начальнику департамента, начальнику административного департамента Комитета.

После согласования проекта распоряжения всеми уполномоченными лицами Комитета проект распоряжения направляется для согласования в Правительство Ленинградской области в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах исполнительной власти Ленинградской области, утвержденной постановлением Губернатора Ленинградской области от 29.12.2005 № 253-пг.

Максимальный срок выполнения административной процедуры составляет 25 дней.

После получения всех необходимых согласований проект распоряжения направляется на подписание Губернатору Ленинградской области.

Согласно пункту 3.4.2 Административного регламента  после получения Комитетом подписанного Губернатором Ленинградской области распоряжения Правительства Ленинградской области о выдаче разрешения специалист отдела в течение двух дней подготавливает и подписывает у председателя Комитета разрешение по форме согласно приложению 4 к Административному регламенту и выдает (направляет) разрешение заявителю.

Разрешение выдается заявителю (представителю заявителя - по доверенности) способом, указанным в заявлении: на бумажном носителе лично, на бумажном носителе почтовым отправлением.

В случае принятия решения об отказе в выдаче разрешения специалист отдела выдает (направляет) заявителю (представителю заявителя - по доверенности) письмо об отказе в выдаче разрешения способом, указанным в заявлении.

Результатом административной процедуры является выданное (направленное) заявителю разрешение либо выданное (направленное) письмо об отказе в выдаче разрешения (пункт 3.4.5 Административного регламента).

Срок выполнение административной процедуры нарушен.

Согласно общему правилу основанием для принятия решения суда о признании решения органа местного самоуправления незаконным является одновременно как его несоответствие закону, или иному правовому акту, так и нарушение указанным решением гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. Данный подход следует из разъяснения Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данного в пункте 6 постановления от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Задачами судопроизводства в арбитражных судах являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность; укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункты 1, 4 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В определениях от 28.01.2016 № 108-О и от 19.12.2017 № 3032-О Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что в развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим кодексом. Тем самым в нормах арбитражного процессуального законодательства, конкретизирующих положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, находит свое отражение общее правило, согласно которому любому лицу судебная защита гарантируется исходя из предположения, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и были нарушены (либо существует реальная угроза их нарушения).

Исходя из данного правила часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ставит возможность удовлетворения заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц в зависимость от выявления арбитражным судом нарушения оспариваемым решением или действием (бездействием) прав и свобод заявителя.

Следует учитывать, что решения, принимаемые по результатам рассмотрения споров в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не предусматривают обязательного критерия восстановления нарушенного права, а достаточно того, чтобы ненормативный правовой акт (действия, бездействия) нарушал права. При наличии совокупности, установленной в статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда имеются основания для признания требования обоснованным.

В определении от 19.12.2017 № 3032-О Конституционный Суд Российской Федерации также заключил, что пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривая обязанность арбитражного суда указать в резолютивной части решения на обязанность соответствующих органов (должностных лиц) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не исключает для последнего возможность защищать свои права, которые он полагает нарушенными, в ином предусмотренном законом порядке.

Верховный Суд Российской Федерации отмечал, что суд не связан требованием заявителя о способе устранения его нарушенных прав и может самостоятельно сформулировать соответствующий способ с учетом действующего законодательства и установленных им фактических обстоятельств по делу. Восстановительная мера должна отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного этими деяниями (актами), и быть обусловленной существом спора (определение от 26.11.2019 № 303-ЭС19-22185). Признавая решение незаконным, суд вправе обязать орган, принявший его, устранить допущенные нарушения, не ограничивая при этом прав и обязанностей компетентного органа, в том числе по проверке представленных документов и установлении (оценке) юридически значимых обстоятельств (определение от 28.12.2017 № 310-КГ17-19983).

Признание незаконным бездействия при том, что процедура рассмотрения заявления Общества завершена вынесением решения об отказе, обжалуемого в настоящем деле, в данном случае не восстановит права заявителя, которые он полагает нарушенными.

Кроме того, о нарушении прав бездействием Комитета Обществу стало известно не позднее срока, установленного Административным регламентом, однако с заявлением о признании бездействия незаконным Общество обратилось только 14.03.2022, то есть с пропуском установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования в указанной части.

В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая правовую позицию, изложенную в абзаце 2 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», пропорциональное распределение судебных издержек не подлежит применению при разрешении иска неимущественного характера, в связи с чем расходы по уплате государственной пошлины на  подачу апелляционной жалобы остаются на ее подателе.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от14.06.2022 по делу №А56-24934/2022 отменить в части обязания Комитета по природным ресурсам Ленинградской области повторно рассмотреть представленное обществом с ограниченной ответственностью «Выборгские граниты»  заявление о выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда от 07.10.2021 № 81 с учетов выводов суда по настоящему делу.

Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в течение 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав общества с ограниченной ответственностью «Выборгские граниты» путем выдачи разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда в отношении лесного  участка, расположенного в Северо-Западном лесничестве, Пограничном участковом лесничестве, квартал № 27, части выделов 18, 19, 31, 41, 47, 48, 59 , квартал № 28, части выделов 13, 19, 20, 23-25, 27, 31, 32, выделы 26, 28–30, 33-43, 47, 49, квартал № 29, части выделов 60, 62, квартал № 36, части выделов 1, 2, 10, 15, 33, квартал № 37, части выделов 6-8, 15, выделы 1-5, квартал № 38, части выделов 4, 8, 9, 18, выделы 2, 3, 5, квартал № 39, части выделов 17, 21, 29, 37, 57 общей площадью 97,1994 га на основании лицензии ЛОД 03643 ТП, на срок действия лицензии.

В остальной обжалуемой части решение оставить без изменения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

С.В. Изотова

Судьи

С.М. Кротов

М.А. Ракчеева