НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.10.2023 № А33-5157/2023

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

02 ноября 2023 года

Дело №

А33-5157/2023

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «30» октября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен «02» ноября 2023 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - Юдина Д.В.,

судей: Барыкина М.Ю., Иванцовой О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,

при участии:

от истца (Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю): ФИО1, представителя по доверенности от 07.09.2023,

от ответчика (Муниципального бюджетного учреждения культуры «Музей «Мемориал Победы»): ФИО2, представителя по доверенности от 30.08.2022,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «30» августа 2023 года по делу № А33-5157/2023,

установил:

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – истец, фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Музей «Мемориал Победы» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – ответчик) о взыскании материального ущерба в размере 129 039 рублей 77 копеек.

Решением от 30 августа 2023 года в удовлетворении требований отказано.

Фонд, не соглашаясь с выводами суда, полагает состоявшееся решение подлежащим отмене, ссылаясь на доказанность наличия правовых оснований для взыскания с общества материального ущерба.

От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в которой последний просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Ответчик, являясь страхователем по обязательному пенсионному страхованию, представлял в фонд сведения о застрахованных лицах по формам СЗВ-М за период с января 2020 года по ноябрь 2021 года, в том числе в отношении ФИО3, ФИО4, являющихся пенсионерами.

В соответствии с распоряжением от 18.12.2019 фондом принято решение произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости и размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости ФИО3 с 01.01.2020, определив размер страховой пенсии по старости с 01.01.2020 в размере 11 919 рублей 53 копейки, фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 01.01.2020 в размере 5686 рублей 25 копеек.

Фондом принято решение от 18.05.2020 № 200000041585/В/М о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии), согласно которому фонд установил, что ФИО5 не работает по состоянию на январь 2020 года, и принял решение осуществить выплату с 01.01.2020 пенсии по старости с учетом повышения фиксированной выплаты в общем размере 21 353 рубля 12 копеек.

Распоряжением от перерасчете размера пенсии от 14.08.2020 с 01.08.2020 ФИО3 установлен размер страховой пенсии по старости – 12 123 рубля 48 копеек, фиксированная выплата к страховой пенсии – 5686 рублей 25 копеек.

Согласно истории выплат за период с 01.01.2020 по 31.05.2022 ФИО3 в июне 2020 года разово выплачена сумма индексации пенсии за период 01.01.2020 - 31.05.2020 в размере 20 348 рублей 90 копеек, в период с июня 2020 года по июль 2021 года включительно выплачивалось 17 809 рублей 73 копейки пенсии с учетом индексации, в период с августа 2021 года по ноябрь 2021 года включительно выплачивалось ежемесячно 17 916 рублей 49 копеек пенсии с учетом индексации.

В соответствии с историей выплат за период с 01.01.2020 по 01.07.2020 ФИО4 в июне 2020 года разово была выплачена сумма индексации пенсии за период с 01.01.2020 по 31.05.2020 в размере 24 698 рублей 65 копеек (в графе № документа указано 4102/22.05.2020), в июне и июле 2020 года выплачена пенсия в размере 21 353 рубля 12 копеек с учетом индексации.

Страхователем в отношении ФИО3, ФИО4 представлены сведения по форме СЗВ-М (отменяющая) за январь 2020 года - 10.04.2020, по форме СЗВ-М (дополняющая) за январь 2020 года – 09.10.2021.

Согласно протоколам о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии и иных социальных выплат от 20.12.2021 № 20213481147 фонд выявил факт излишней выплаты пенсии ФИО4 за период с 01.01.2020 по 31.07.2020 в общей сумме 34 578 рублей 11 копеек; от 24.12.2021 № 20213481149 – фонд выявил факт излишней выплаты пенсии ФИО3 за период с 01.01.2020 ар 30.11.2021 в общей сумме 94 461 рубль 66 копеек.

Как указано в протоколах, необоснованная индексация пенсии работающему пенсионеру произведена в связи с несвоевременным/некорректным представлением страхователем сведений, а именно представлением сведений по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2020 года в феврале 2020 года, представлением в апреле 2020 года формы СЗВ-М (отменяющая), а в октябре 2021 года – СЗВ-М (дополняющая).

Фондом страхователю направлены претензии от 14.02.2022 № ТК-9776/4106-22 о возмещении излишне выплаченной индексации пенсии в сумме 94 461 рубль 66 копеек, от 14.02.2022 № ТК-9779/4106-22 о возмещении излишне выплаченной индексации пенсии в сумме 34 578 рублей 11 копеек.

В ответах от 05.04.2022 № 82, № 83 страхователь сообщил, что учреждением за отчетный период январь, февраль 2020 года в фонд представлены сведения о застрахованных лицах, но позднее отозваны и сданы 09.10.2021, с марта 2020 года сведения о застрахованных лицах предоставлялись в фонд, за апрель 2020 года сведения сданы 18.05.2020, в том числе в отношении ФИО3, ФИО4 как лиц, выполняющих работу.

Ссылаясь на несвоевременность представления ответчиком сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за январь 2020 года, повлекших необоснованную индексацию и выплату страховой пенсии в повышенном размере за период с 01.01.2020 по 31.07.2020, а также в период с 01.01.2020 по 30.11.2021 фонд обратился в арбитражный суд с иском о взыскании 129 039 рублей 77 копеек ущерба.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что в спорные периоды фонд обладал информацией об осуществлении ФИО3, ФИО4 трудовой деятельности.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.

Предметом иска по настоящему делу является требование о взыскании убытков, причиненных излишне выплаченной гражданину проиндексированной суммы пенсии в связи с несвоевременностью подачи ответчиком в Пенсионный фонд сведений о застрахованном лице.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Лицо, требующее возмещение убытков, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно доказать факт причинения убытков, их размер, наличие причинной связи между понесенными истцом убытками и действиями (бездействием) ответчика, наличие вины причинителя убытков.

Удовлетворение иска возможно при доказанности совокупности указанных элементов ответственности. Недоказанность хотя бы одного из них не дает права на возмещение убытков.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию Закона № 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

В силу части 2 указанной статьи пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ при возникновении права на повышение (повышения) фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение (повышения) выплачивается исходя из выплачиваемой на день его (их) установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии.

В соответствии с частью 3 Закона № 400-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Частью 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 400-ФЗ, в целях реализации положений части 1 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика.

Предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведения предоставляются по форме «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83.

В силу части 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).

Из изложенных норм права следует, что сведения о том, осуществляет ли пенсионер работу и (или) иную деятельность Пенсионный фонд получает от страхователя, который по форме СЗВ-М представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера.

В силу части 4 статьи 26.1 Закона № 400 уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Таким образом, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложено на пенсионный фонд (в рассмотренном случае на истца), который обязан ежемесячно проверять это обстоятельство на основании формы СЗВ-М, которую в свою очередь, ежемесячно, обязан представлять страхователь (в рассмотренном случае ответчик).

Порядок принятия решения о наличии оснований для начала (прекращения) выплаты индексации и срок для начала (прекращения) выплаты индексации, указаны в частях 6, 7 статьи 26.1 Закона № 400.

Согласно части 6 статьи 26. Закона № 400 решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

В соответствии с частью 7 статьи 26.1 Закона № 400 суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 названной статьи. Порядок действий Пенсионного фонда, в случае выявления обстоятельств, влекущих необходимость увеличения или уменьшения сумм, подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, указаны соответственно в частях 9 или 10 статьи 26.1 Закона № 400.

Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила № 885н).

В силу пункта 88 Правил № 885н, в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона № 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.

При этом, в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил № 885н, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).

Из содержания указанных норм следует, что выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) поставлена в зависимость от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.

Из материалов дела следует, что ФИО3, ФИО4 в период с 01.01.2020 по 30.11.2021 являлись работниками муниципального бюджетного учреждения культуры «Музей «Мемориал победы». В указанный период страхователем представлялись сведения по форме СЗВ-М (исходная), в том числе в отношении ФИО3, ФИО4 Страхователем представлены в фонд сведения по форме СЗВ-М (отменяющая) за январь 2020 года - 10.04.2020, по форме СЗВ-М (дополняющая) за январь 2020 года – 09.10.2021.

В связи с представлением страхователем отменяющей формы за январь 2020 года фондом 18.05.2020 принято решение о выплате ФИО4 пенсии в повышенном размере как неработающему пенсионеру; фактическая выплата пенсий с учетом индексации произведена застрахованному лицу в июне 2020 года.

Несмотря на наличие у фонда обязанности по уточнению факта осуществления пенсионером работы на основании ежемесячной отчетности, при вынесении 18.05.2020 решения об индексации пенсии фондом, а также при дальнейшем начислении пенсии застрахованным лицам с учетом индексации фондом не учтено, что страхователем были представлены сведения в отношении ФИО3, ФИО4 за последующие периоды, а именно за период январь 2020 года – ноябрь 2021 года. Следовательно, застрахованные лица продолжали работу у страхователя.

Таким образом, на момент принятия решения об индексации пенсии фонд располагал сведениями о застрахованном лице, не прекратившем осуществление трудовой деятельности у страхователя.

С учетом осведомленности фонда об осуществлении ФИО3 и ФИО4 трудовой деятельности на момент принятия решения о выплате пенсии в повышенном размере, а также при дальнейшем начислении указанным застрахованным лицам пенсии с учетом индексации, в связи представлением страхователем сведений по форме СЗВ-М в период с 01.01.2020 по 30.11.2021 суд приходит к выводу о том, что у фонда отсутствовали основания для принятия решения об индексации пенсии ФИО4 и выплаты пенсии в повышенном размере ФИО4 и ФИО3

Поскольку причинно-следственная связь между действиями ответчика по непредставлению в установленный срок сведений об указанном застрахованном лице и последствиями в виде выплаты пенсии в повышенном размере отсутствует, оснований для удовлетворения требований фонда у суда первой инстанции обосновано не имелось.

В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, истец ссылается на то, что индексация пенсии работающим пенсионерам, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета — СЗВ-М, которые представляют работодатели, следовательно, несвоевременная сдача сведений СЗВ-М напрямую ведет к индексации пенсии, так как в программных комплексах СФР будет отражено, что пенсионер не осуществляет трудовую деятельность и это основание для индексации пенсии. В связи с чем, истец полагает, что причинно-следственная связь доказана, поскольку от правильности сдачи сведений работодателя автоматически зависит нанесенный ущерб и размер пенсии.

Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод фонда, на основании следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчиком за спорный период представлены в фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная), в том числе и в отношении ФИО4 и ФИО3, как лица выполнявшие оплачиваемую работу в соответствии со сроком, предусмотренным пунктом 2.2 части 2 статьи 11 Федерального № 27-ФЗ.

Следовательно, решения об индексации пенсии с доплатой за спорный период вынесены истцом после представления страхователем надлежащих сведений, то есть на момент вынесения решений об индексации пенсии по ФИО4 и ФИО3 истец располагал сведениями о пенсионерах за период с 01.01.2020 по 31.07.2020 и с 01.01.2020 по 30.11.2021, как лиц, осуществляющих трудовую деятельность.

С учетом осведомленности фонда об осуществлении указанными лицами трудовой деятельности доводы о наличии причинно-следственной связи являются несостоятельными.

Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.

Обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «30» августа 2023 года по делу № А33-5157/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

Д.В. Юдин

Судьи:

М.Ю. Барыкин

О.А. Иванцова