ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
21 декабря 2023 года
Дело №
А33-21695/2023
г. Красноярск
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Юдин Д.В.,
рассмотрел апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от «09» октября 2022 года по делу № А33-21695/2023, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
установил:
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Двиас» (ИНН <***>, ОГРН <***>,
далее – ответчик общество) о взыскании 31 259 рублей 52 копеек материального ущерба.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09 октября 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы фонд ссылается на то, что страхователем несвоевременно представлены сведения по форме СЗВ-М за август 2021 года в отношении застрахованных лиц, в связи с чем фондом были приняты решения о выплате пенсий с учетом индексации как неработающим пенсионерам. При этом индексация пенсий производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета – СЗВ-М, которые представляются работодателями, следовательно, несвоевременное представление таких сведений ведет к индексации, поскольку в программном комплексе фонда отражается, что пенсионер трудовую деятельность не осуществляет; вывод суда о недоказанности фондом прямой причинно-следственной связи между действиями (бездействием) страхователя и возникшим ущербом является неверным.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором последний не согласился с ее доводами, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Общество сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ - М за август 2021 года на 2 застрахованных лиц (СНИЛС <***>, ФИО1; СНИЛС <***>, ФИО2) представило несвоевременно – 29.10.2021, что подтверждается извещением о доставке и отчетной формой СЗВ-М.
Индивидуальные сведения в отношении ФИО1 и ФИО2 как о работающих у него лицах за сентябрь и октябрь 2021 года ответчик представил своевременно – 14.10.2021, 12.11.2021.
В соответствии с историей выплат ФИО2 перерасчет пенсии с августа по октябрь, в т.ч. пенсия за ноябрь 2021 года в повышенном размере выплачены ей 08.11.2021.
В соответствии с историей выплат ФИО1 перерасчет пенсии с августа по октябрь, в т.ч. пенсия за ноябрь 2021 года в повышенном размере выплачены ему 08.11.2021.
Согласно решению от 14.10.2021 о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии ФИО1 размер страховой пенсии по старости установлен в размере 19 975 рублей 53 копеек, с отметкой о том, что по состоянию на август 2021 года ФИО1 не работает.
Согласно решению от 20.07.2021 о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии ФИО2 размер страховой пенсии по старости установлен в размере 19 752 рублей 51 копейки, с отметкой о том, что по состоянию на август 2021 года ФИО2 не работает.
Фонд выявил факт излишней выплаты ФИО1 пенсии в размере 9390 рублей 96 копеек; необоснованная индексация пенсии работающему пенсионеру произведена в связи с несвоевременной/некорректной сдачей страхователем сведений СЗВ-М за август 2021 года – 29.10.2021 (протокол от 22.12.2021 № 20213481172).
Согласно протоколу от 22.12.2021 № 20213481173 фонд выявил факт излишней выплаты ФИО2 пенсии в размере 21 868 рублей 56 копеек. В протоколе указано, что необоснованная индексация пенсии работающему пенсионеру произведена в связи с несвоевременной/некорректной сдачей страхователем сведений СЗВ-М за август 2021 года – 29.10.2021.
Письмами от 04.04.2022 фонд обратился к ответчику с требованиями о возмещении излишне выплаченных денежных средств. Претензии вручены ответчику 08.04.2022.
В связи с тем, что ответчиком излишне выплаченные средства в добровольном порядке не возмещены, фонд обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу пунктов 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Фонд должен представить доказательства, свидетельствующие о наличии совокупности условий для возложения на администрацию ответственности в виде возмещения убытков: противоправность действий (бездействия) причинителя ущерба и наличие его вины, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и возникшим ущербом, а также размер ущерба.
Статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона
№ 400-ФЗ).
Частью 4 статьи 26.1 Закона № 400 предусмотрено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 400-ФЗ, в целях реализации положений части 1 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно статье 14 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон
№ 167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу части 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 Закона № 400-ФЗ, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).
Статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
(далее - Закон № 27-ФЗ) установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Федеральным законом. В свою очередь Фонд на основании статьи 16 Закона № 27-ФЗ обязан осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Как установлено пунктом 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденные Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 885н (далее - Правила № 885н), действовавших в спорный период, в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона № 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил № 885н).
Из содержания приведенных положений Правил № 885н следует, что выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющие на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащие выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате указанных сумм путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ (пункт 88 Правил № 885н), то есть, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором уполномоченным органом получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
Как указывает фонд, выплата сумм страховой пенсии с учетом индексации в период с августа 2021 года по ноябрь 2021 года осуществлена работающим пенсионерам по вине страхователя, несвоевременно представившего сведения по форме СЗВ-М за август 2021 года (29.10.2021).
Вместе с тем, из материалов дела следует и не оспаривается фондом тот факт, что сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2021 года были представлены в отношении указанных застрахованных лиц в установленный Законом № 27-ФЗ срок – 14.10.2021.
В свою очередь, сумма индексации была выплачена ФИО1 и ФИО2 разово 08.11.2021, то есть на момент выплаты суммы индексации пенсии (08.11.2021) фонд располагал сведениями о застрахованных лицах, не прекративших осуществление трудовой деятельности у страхователя.
Фондом не учтено, что Закон № 400-ФЗ возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
С учетом изложенного, на момент осуществления соответствующих выплат фонд достоверно располагал сведениями о том, что пенсионеры являются работающими у страхователя лицами. Соответственно, при наличии сведений о том, что указанные лица являются работающими пенсионерами, фонд по своей вине, без надлежащего контроля, произвел выплаты пенсии с учетом индексации, в то время как основания для этого отсутствовали.
При таких обстоятельствах, а также при отсутствии в принятом решении об индексации пенсии в отношении ФИО2 даты его принятия (дата принятия
решения – 20.07.2021, в тексте решения говорится об индексации пенсии, начиная с августа 2021 года), суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции об отсутствии причинно-следственной связи между действиями ответчика по непредставлению в установленный срок сведений об указанных застрахованных лицах и последствиях в виде выплаты пенсии в повышенном размере, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требований фонда.
Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте в обжалуемой части, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и представленным в материалы дела доказательствам, оснований для его отмены в обжалуемой части, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Таким образом, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Фонд на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от «09» октября 2022 года по делу № А33-21695/2023оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Д.В. Юдин