НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.11.2023 № А33-17103/2023

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

13 ноября 2023 года

Дело №

А33-17103/2023

г. Красноярск

Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Иванцова О.А.,

рассмотрев апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «24» августа 2023 года по делу № А33-17103/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства,

установил:

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН 2466001885, ОГРН 1022402648718, далее – заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Охранное агентство «МИРАЖ» (ИНН 2463217766,
ОГРН 1092468056526, далее – общество, ООО «Охранное агентство «МИРАЖ») о взыскании суммы материального ущерба в размере 21 715 руб. 67 коп.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Красноярского края (резолютивная часть подписана 09.08.2023, мотивированное решение изготовлено по заявлению Фонда 24.08.2023) по делу № А33-17103/2023 в удовлетворении требований Фонда отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, Фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Фонда в полном объеме. В апелляционной жалобе Фонд ссылается на то, что сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года представлены обществом с нарушением установленного срока (спустя год, после того, как они должны были быть представлены). Фонд не согласен с выводом суда первой инстанции о наличии у Фонда на момент принятия решения об индексации пенсии и осуществления выплат в повышенном размере сведений о факте трудоустройства Лебедева В.Д. в ООО «Охранное агентство «МИРАЖ» в течение длительного периода времени, поскольку по состоянию на 01.07.2023 в Красноярском крае зарегистрировано 162 518 работающих пенсионеров, Фонд не имеет возможности отслеживать данные о конкретном пенсионере. Факт несвоевременного представления сведений по форме СЗВ-М за указанный период подтверждается решением Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-9502/2022. В силу части 4
статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности производится по каждому отдельному периоду - ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Несвоевременное представление сведений ведет к индексации пенсии, так как в программных комплексах Фонда отражается, что пенсионер не осуществляет трудовую деятельность. От правильности и своевременности сданных страхователем сведений зависит нанесенный ущерб и размер пенсии, соответственно, причинно-следственная связь между действиями (бездействием) общества и ущербом заявителем доказана.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству размещены 21.09.2023 10:32:07 МСК в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.

Общество, являясь страхователем в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ), представило в Фонд сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года в отношении застрахованного лица Лебедева В.Д. 16.09.2021.

Решением Фонда от 14.12.2020 № 200000280087/В/М о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01.01.2021 размер страховой пенсии по старости Лебедеву В.Д. установлен в размере 12 511 руб. 33 коп. Решением
№ 230000084167/269977/18/В о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01.08.2021 размер страховой пенсии по старости установлен в размере 12 627 руб. 40 коп. Решением № 230000084161/269977/18/В о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01.11.2021 размер страховой пенсии по старости установлен в размере 11 064 руб. 99 коп.

В подтверждение фактического осуществления выплат Лебедеву В.Д. заявитель представил историю осуществления выплат.

14.12.2021 Фондом составлен протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии и иных социальных выплат, согласно которому излишняя выплата Лебедеву В.Д. за период с 01.09.2020 по 31.10.2021 составила 21 715 руб. 67 коп.

Фонд направил обществу претензию от 18.02.2022, в которой потребовал возместить денежные средства в размере 21 715 руб. 67 коп., излишне выплаченные по вине общества.

Требование, изложенное в претензии от 18.02.2022, не было исполнено обществом, что послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы заявителя, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.

В силу пунктов 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Фонд должен представить доказательства, свидетельствующие о наличии совокупности условий для возложения на администрацию ответственности в виде возмещения убытков: противоправность действий (бездействия) причинителя ущерба и наличие его вины, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и возникшим ущербом, а также размер ущерба.

Статьей 26.1 Закона № 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона
№ 400-ФЗ).

Частью 4 статьи 26.1 Закона № 400 предусмотрено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 400-ФЗ, в целях реализации положений части 1 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно статье 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В силу части 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 Закона № 400-ФЗ, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).

Статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
(далее - Закон № 27-ФЗ) установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Федеральным законом. В свою очередь Фонд на основании статьи 16 Закона № 27-ФЗ обязан осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Как установлено пунктом 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденные Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 885н (далее - Правила № 885н, действовавшие в спорный период), в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона
№ 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона № 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.

При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил № 885н).

Из содержания приведенных положений Правил № 885н следует, что выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Если после принятия решения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющие на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащие выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате указанных сумм путем вынесения нового решения.

Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ (пункт 88 Правил № 885н), то есть, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором уполномоченным органом получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Как указывает Фонд, выплата сумм страховой пенсии с учетом индексации в период с 01.09.2020 по 31.10.2021 осуществлена работающему пенсионеру по вине страхователя, несвоевременно представившего сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года (фактически представлены 16.09.2021).

Вместе с тем, из материалов дела следует и не оспаривается Фондом тот факт, что сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2020 года, за ноябрь 2020 года, за декабрь 2020 года, были представлены в отношении указанного застрахованного лица в установленный Законом № 27-ФЗ срок – 11.11.2020, 11.12.2020, 11.01.2021 соответственно. Также своевременно предоставлялись сведения о застрахованном лице за период с января по октябрь 2021 года.

В свою очередь, решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) принято Фондом 14.12.2020, фактически выплаты в повышенном размере начали производиться с декабря 2020 года (история выплат), то есть когда в распоряжении Фонда уже имелись сведения в отношении застрахованного лица Лебедева В.Д. за октябрь 2020 года и за ноябрь 2020 года, а выплаты производились до 31.10.2021.

Суд апелляционной инстанции отмечает, что Закон № 400-ФЗ не только возлагает обязанности на страхователя, но и предписывает Фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты. При этом большое количество зарегистрированных в Красноярском крае работающих пенсионеров не освобождает Фонд, созданный в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, от выполнения возложенных на него государственных функций и полномочий.

Располагая вышеуказанными сведениями к моменту принятия решения об индексации, Фонд мог проверить, какое обстоятельство имело место в действительности: увольнение застрахованного лица или представление страхователем неполных (недостоверных) сведений.

С учетом изложенного апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что на момент осуществления соответствующих выплат (начиная с декабря 2020 года) за период 01.09.2021-30.10.2021 Фонд достоверно располагал сведениями об осуществлении пенсионером Лебедевым В.Д. трудовой деятельности у страхователя, о том, что данный пенсионер является работающим. Соответственно, при наличии сведений о том, что указанное лицо является работающим пенсионером, Фонд по своей вине, без надлежащего контроля и пересмотра ранее принятого решения, производил выплаты пенсии с учетом индексации за период 01.09.2020 по 31.10.2021, в то время как основания для этого отсутствовали.

При таких обстоятельствах подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что до даты сдачи в Фонд сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года Фонд не располагал сведениями о работающем пенсионере.

Довод Фонда о том, что несвоевременное представление сведений ведет к индексации пенсии, так как в программных комплексах Фонда отражается, что пенсионер не осуществляет трудовую деятельность, подлежит отклонению. Сами по себе программные настройки информационных систем Фонда не могут служить основанием для оценки действий страхователя в качестве соответствующих или не соответствующих требованиям законодательства. Как указано выше, именно на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, возложена обязанность уточнения факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности.

Принимая во внимание вышеприведенные обстоятельства и нормы законодательства, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Фонда о взыскании ущерба в виде излишне выплаченной страховой части пенсии за период с 01.09.2020 по 30.10.2021.

Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив при этом нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и представленным в материалы дела доказательствам, оснований для его отмены в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.

Таким образом, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Фонд на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «24» августа 2023 года по делу № А33-17103/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

О.А. Иванцова