НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.02.2024 № А33-22978/2023

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

12 февраля 2024 года

Дело №

А33-22978/2023

г. Красноярск

Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Иванцова О.А.,

рассмотрев апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «10» ноября 2023 года по делу № А33-22978/2023, рассмотренному в порядке упрощённого производства,

установил:

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН 2466001885, ОГРН 1022402648718, далее – истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 157» (ИНН 2465328207, ОГРН 1192468038498, далее – ответчик, учреждение, МАОУ «Средняя школа № 157») о взыскании материального ущерба в размере 15 976 руб. 14 коп.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Красноярского края (резолютивная часть подписана 03.10.2023, мотивированное решение изготовлено по заявлению Фонда 10.11.2023) по делу № А33-22978/2023 требования Фонда удовлетворены частично. С МАОУ «Средняя школа № 157» в доход бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации взыскано 4246 руб. 48 коп. материального ущерба.
В удовлетворении остальной части требований отказано ввиду отсутствия причинно-следственной связи между действиями страхователя и наступившими последствиями.
С МАОУ «Средняя школа № 157» в доход федерального бюджета взыскано 532 руб. государственной пошлины.

Не согласившись с данным судебным актом в части отказа в удовлетворении требования о взыскании материального ущерба, Фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции в указанной части, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Фондом требований в полном объеме. В апелляционной жалобе Фонд указывает, что страхователем несвоевременно 29.09.2021 представлены сведения по форме СЗВ-М за август 2020 года на Погребникову Е.Я., то есть сведения представлены спустя более чем год, после истечения установленного для их представления срока. Индексация пенсий производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета – СЗВ-М, которые представляются работодателями, следовательно, несвоевременное представление таких сведений ведет к индексации, поскольку в программном комплексе Фонда отражается, что пенсионер трудовую деятельность не осуществляет. У Фонда нет возможности контролировать информацию о каждом пенсионере и его работодателе. Вывод суда о недоказанности Фондом прямой причинно-следственной связи между действиями (бездействием) страхователя и возникшим ущербом является неверным.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству размещены 22.11.2023 07:06:00 МСК в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что решение суда первой инстанции оспаривается частично (только в части отказа в удовлетворении требований Фонда), арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, проверил законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.

Решением № 300688/19 (дата отсутствует) Погребниковой Е.Я. с 11.04.2019 назначена страховая пенсия в размере 15 673 руб. 29 коп.

Согласно решению о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии № 230000261466/300688/19/В с 01.08.2020 размер страховой пенсии по старости Погребниковой Е.Я. установлен в размере 16 081 руб. 57 коп.

Из распоряжения о пересчете размера пенсии от 14.08.2020 № 200000004044 о перерасчете размера пенсии следует, что размер пенсии по старости для
Погребниковой Е.Я. в период с 01.08.2020 по 31.08.2022 составляет 17 143 руб. 19 коп.

В период с 01.08.2020 по 31.10.2021 Погребниковой Е.Я. пенсия выплачивалась как неработающему пенсионеру в повышенном размере с учетом индексации.

В исходных формах СЗВ-М за период июль-август 2020 года, представленных в установленный срок, МАОУ «Средняя школа № 157» сведения в отношении Погребниковой Е.Я. не представило. При этом, как следует из материалов дела, 14.10.2020 в Фонд была представлена форма СЗВ-М за сентябрь 2020 года, в которой имелись сведения о Погребниковой Е.Я.

24.12.2021 Фондом составлен протокол № 20213481192 о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии и иных социальных выплат, из которого следует, что в связи с несвоевременным представлением сведений СЗВ-М работодателем (сведения за август 2020 года представлены 29.09.2021), образовалась переплата пенсии за период с 01.08.2020 – 31.10.2021 в размере 15 976 руб. 14 коп.

Фонд направил учреждению претензию от 08.02.2022, в которой отразил, что непредставление страхователем в установленный срок данных о факте работы застрахованных лиц за август 2020 года послужило основанием для выплаты пенсии с учетом индексации (увеличения). Отсутствие у застрахованного лица права на получение индексации повлекло перерасход средств федерального бюджета.

Поскольку учреждение в добровольном порядке сумму ущерба не возместило, Фонд обратился в арбитражный суд с вышеуказанным исковым заявлением.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы Фонда, суд апелляционной инстанции не установил оснований для изменения (отмены) судебного акта в обжалуемой части в силу следующего.

В силу пунктов 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Фонд должен представить доказательства, свидетельствующие о наличии совокупности условий для возложения на администрацию ответственности в виде возмещения убытков: противоправность действий (бездействия) причинителя ущерба и наличие его вины, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и возникшим ущербом, а также размер ущерба.

Статьей 26.1 Закона № 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона
№ 400-ФЗ).

Частью 4 статьи 26.1 Закона № 400 предусмотрено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 400-ФЗ, в целях реализации положений части 1 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета

Согласно статье 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В силу части 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 Закона № 400-ФЗ, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).

Статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
(далее - Закон № 27-ФЗ) установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Федеральным законом. В свою очередь Фонд на основании статьи 16 Закона № 27-ФЗ обязан осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Как установлено пунктом 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденные Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 885н (далее - Правила № 885н), действовавших в спорный период, в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона
№ 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона № 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.

При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное
пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил № 885н).

Из содержания приведенных положений Правил № 885н следует, что выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющие на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащие выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате указанных сумм путем вынесения нового решения.

Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ (пункт 88 Правил № 885н), то есть, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором уполномоченным органом получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Как указывает Фонд, выплата сумм страховой пенсии с учетом индексации в период с 01.08.2020 по 31.10.2021 осуществлена работающему пенсионеру по вине страхователя, несвоевременно представившего сведения по форме СЗВ-М за август
2020 года (29.09.2021).

Вместе с тем, из материалов дела следует и не оспаривается Фондом тот факт, что сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года были представлены в отношении Погребниковой Е.Я. в установленный Законом № 27-ФЗ срок – 14.10.2020. 16.11.2020 страхователем в Фонд также была представлена форма СЗВ-М за октябрь 2020 года, где сведения о Погребниковой Е.Я. были отражены. Сведения о застрахованном лице Погребниковой Е.Я. по форме СЗВ-М предоставлялись страхователем, в том числе за ноябрь 2020 года – октябрь 2021 года.

Также согласно Перечню сведений, содержащихся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, в отношении Погребниковой Е.Я., следует, что в Фонд кроме сведений по форме СЗВ-М в отношении указанного застрахованного лица предоставлялись также: 09.09.2020 сведения по форме СЗВ-ТД (сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица); 25.02.2021 сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год (сведения о страховом стаже застрахованного лица, которые содержат, в том числе сведения о периодах работы застрахованных лиц); 15.11.2020, 21.11.2020, 25.02.2021, 09.04.2021, 06.07.2021 представлялись расчеты страховых взносов на ОПС за 3 и 4 кварталы 2020 года, 1 и 2 кварталы 2021 года.

Между тем, выплаты пенсии с учетом индексации производились Погребниковой Е.Я. до 31.10.2021, то есть на протяжении более чем года с тех пор, как в Фонд поступили сведения о том, что указанное лицо является работающим пенсионером.

Фондом не учтено, что Закон № 400-ФЗ возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.

Располагая вышеуказанными сведениями к моменту принятия решения об индексации, Фонд мог проверить, какое обстоятельство имело место в действительности: увольнение застрахованного лица или представление страхователем неполных (недостоверных) сведений.

Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования Фонда, пришел к выводу о том, что с учреждения в доход бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации подлежит взысканию 4246 руб. 48 коп. материального ущерба, образовавшегося в результате выплаты пенсии
Погребниковой Е.Я. с учетом индексации за период август-ноябрь 2020 года. В данной части решение суда первой инстанции лицами, участвующими в деле не оспаривается.

При этом суд первой инстанции, руководствуясь пунктами 88, 90 Правил № 885н, обоснованно указал, что с учетом фактических обстоятельств дела (сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года в отношении Погребниковой Е.Я. поступили в Фонд 14.10.2020) Фонд имел возможность пересмотреть ранее принятое решение об индексации пенсии и прекратить индексацию пенсии с декабря 2020 года, так как располагал сведениями о том, что пенсионер является работающим.

Соответственно, при наличии сведений о том, что застрахованное лицо Погребникова Е.Я. является работающим пенсионером, Фонд по своей вине, без надлежащего контроля и пересмотра ранее принятого решения, производил выплаты пенсии с учетом индексации за период с 01.12.2020 - 31.10.2021, в то время как основания для этого отсутствовали.

Принимая во внимание вышеприведенные обстоятельства, апелляционный суд полагает необходимым отметить, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Фонда о взыскании ущерба в виде излишне выплаченной страховой части пенсии за период 01.12.2020 - 31.10.2021.

Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в обжалуемой части судебного акта, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным в материалы дела доказательствам, оснований для его отмены в обжалуемой части, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта в обжалуемой части.

Таким образом, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Фонд на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «10» ноября 2023 года по делу № А33-22978/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

О.А. Иванцова