НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.08.2023 № А33-5110/2023

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

11 августа 2023 года

Дело №

А33-5110/2023

г. Красноярск

Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Бабенко А.Н.,

Рассмотрев апелляционную жалобу Фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации по Красноярскому краю

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «02» июня 2023года по делу № А33-5110/2023, принятого в порядке упрощенного производства

установил:

отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации по Красноярскому краю (далее – истец, фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Музей «Мемориал победы» (далее – ответчик) о взыскании материального ущерба в размере 29 595,37 руб.

Определением от 23.03.2023 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.

23.05.2023 судом вынесена резолютивная часть решения по настоящему делу об отказе в удовлетворении заявленных требований, 02.06.2023 изготовлен мотивированный судебный акт.

От ответчика в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.

Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.

Муниципальное бюджетное учреждения культуры «Музей «Мемориал победы», являясь страхователем по обязательному пенсионному страхованию, представляло в фонд сведений о застрахованных лицах по формам СЗВ-М за период с декабря 2019 года по июль 2020 года, в том числе в отношении Щербаковой Л.М., являющейся пенсионером.

Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за декабрь 2019 года представлены страхователем 13.01.2020, за январь 2020 года – 11.02.2020, за февраль 2020 года – 13.03.2020, за март 2020 года – 07.04.2020, за апрель 2020 года – 18.05.2020, за май 2020 года – 05.06.2020, за июнь 2020 года – 03.07.2020, за июль 2020 года – 07.08.2020.

Страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М (отменяющая) за январь 2020 года - 10.04.2020, по форме СЗВ-М (дополняющая) за январь 2020 года – 09.10.2021.

В связи с несвоевременным представлением сведений в отношении Щербаковой Л.М. за январь 2020 года фондом было принято решение от 18.05.2020 № 200000041704/В/М о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии), согласно которому фонд установил, что Щербакова Л.М. не работает по состоянию на январь 2020 года, и принял решение осуществить выплату с 01.01.2020 пенсии по старости с учетом повышения фиксированной выплаты в общем размере 18 286,91 руб.

Согласно истории выплат за период с 01.01.2020 по 35.05.2022 Щербаковой Л.М. в июне 2020 года разово была выплачена сумма индексации пенсии за период с 01.01.2020- 31.05.2020 в размере 21 139,55 руб. (в графе № документа указано 4350/06.06.2020), в июне 2020 года выплачено 18 286,91 руб.

Позднее фондом был составлен протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии и иных социальных выплат от 10.01.2022 № 20223480003, согласно которому фонд выявил факт излишней выплаты пенсии Щербаковой Л.М. за период с 01.01.2020 по 31.07.2020 в сумме 29 595,37 руб.

В протоколе указано, что необоснованная индексация пенсии работающему пенсионеру произведена в связи с несвоевременным предоставлением работодателем дополняющих сведений за январь 2020 года – 08.10.2021.

Фонд обращался к страхователю с претензией от 14.02.2022 № 1К-9773/4106-22 о возмещении излишне выплаченной индексации пенсии в сумме 29 595,37 руб.

В ответе на претензию от 05.04.2022 № 84 страхователь сообщил, что учреждением за отчетный период январь, февраль 2020 года в фонд были представлены сведения о застрахованных лицах, но позднее были отозваны и сданы 09.10.2021, с марта 2020 года сведения о застрахованных лицах предоставлялись в фонд, за апрель 2020 года сведения сданы 18.05.2020, в том числе в отношении Щербаковой Л.М., как лица, выполняющего работу.

Ссылаясь на несвоевременность представления ответчиком сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за январь 2020 года, повлекших необоснованную индексацию и выплату страховой пенсии в повышенном размере за период с 01.01.2020 по 31.07.2020, фонд обратился в арбитражный суд с иском о взыскании 29 595,37 руб. ущерба.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Предметом иска по настоящему делу является требование о взыскании убытков, причиненных излишне выплаченной гражданину проиндексированной суммы пенсии в связи с несвоевременностью подачи ответчиком в Пенсионный фонд сведений о застрахованном лице.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Лицо, требующее возмещение убытков, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно доказать факт причинения убытков, их размер, наличие причинной связи между понесенными истцом убытками и действиями (бездействием) ответчика, наличие вины причинителя убытков.

Удовлетворение иска возможно при доказанности совокупности указанных элементов ответственности. Недоказанность хотя бы одного из них не дает права на возмещение убытков.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из отсутствия причинно-следственной связи между действиями ответчика по непредставлению в установленный срок сведений об указанном застрахованном лице и последствиями в виде выплаты пенсии в повышенном размере.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию Закона N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. В силу части 2 указанной статьи пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ при возникновении права на повышение (повышения) фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение (повышения) выплачивается исходя из выплачиваемой на день его (их) установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии. В соответствии с частью 3 пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Частью 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 400-ФЗ, в целях реализации положений части 1 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика.

Предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения предоставляются по форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N83.

В силу части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).

Из изложенных правоположений следует, что сведения о том, осуществляет ли пенсионер работу и (или) иную деятельность Пенсионный фонд получает от страхователя, который по форме СЗВ-М представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера.

В силу части 4 статьи 26.1 Закона N 400 уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Таким образом, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложено на пенсионный фонд (в рассмотренном случае на истца), который обязан ежемесячно проверять это обстоятельство на основании формы СЗВ-М, которую в свою очередь, ежемесячно, обязан представлять страхователь (в рассмотренном случае ответчик).

Порядок принятия решения о наличии оснований для начала (прекращения) выплаты индексации и срок для начала (прекращения) выплаты индексации, указаны в частях 6, 7 статьи 26.1 Закона N 400. Согласно части 6 статьи 26. Закона N 400 решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N27-ФЗ.

В соответствии с частью 7 статьи 26.1 Закона N 400 суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 названной статьи. Порядок действий Пенсионного фонда, в случае выявления обстоятельств, влекущих необходимость увеличения или уменьшения сумм, подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, указаны соответственно в частях 9 или 10 статьи 26.1 Закона N 400.

Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н утверждены "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила N 885Н).

В силу пункта 88 Правил N 885н, в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.

При этом, в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил N 885н, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).

Из содержания указанных норм следует, что выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) поставлена в зависимость от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.

Согласно представленным сведениям по форме СЗВ-М за период с декабря 2019 года по июль 2020 года Щербакова Л.М. являлась работником муниципального бюджетного учреждения культуры «Музей «Мемориал победы». Сведения об указанном застрахованном лице были представлены фонду по форме СЗВ-М (исходная) за декабрь 2019 года - 13.01.2020, за январь 2020 года – 11.02.2020, за февраль 2020 года – 13.03.2020, за март 2020 года – 07.04.2020, за апрель 2020 года – 18.05.2020, за май 2020 года – 05.06.2020, за июнь 2020 года – 03.07.2020, за июль 2020 года – 07.08.2020. Страхователем также были представлены в фонд сведения по форме СЗВ-М (отменяющая) за январь 2020 года - 10.04.2020, по форме СЗВ-М (дополняющая) за январь 2020 года – 09.10.2021.

В связи с представлением страхователем отменяющей формы за январь 2020 года фондом 18.05.2020 принято решение о выплате Щербаковой Л.М. пенсии в повышенном размере как неработающему пенсионеру; фактическая выплата пенсий с учетом индексации произведена застрахованному лицу в июне 2020 года.

Несмотря наличие у фонда обязанности по уточнению факта осуществления пенсионером работы на основании ежемесячной отчетности, при вынесении 18.05.2020 решения об индексации пенсии фондом не учтено, что страхователем были представлены сведения об указанном застрахованном лице за последующие периоды: за февраль, март, апрель, май 2020 года, - соответственно, застрахованное лицо продолжало работу у страхователя.

Таким образом, на момент принятия решения об индексации пенсии (18.05.2020) фонд располагал сведениями о застрахованном лице, не прекратившем осуществление трудовой деятельности у страхователя.

С учетом осведомленности фонда о продолжении указанным лицом трудовой деятельности в учреждении на момент принятия решения о выплате пенсии в повышенном размере (18.05.2020), в связи представлением сведений по форме СЗВ-М за февраль 2020 года (13.03.2020), март 2020 года (07.04.2020), апрель 2020 года (18.05.2020), суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у фонда отсутствовали основания для принятия решения об индексации пенсии Щербаковой Л.М. и выплаты пенсии в повышенном размере.

Поскольку причинно-следственная связь между действиями ответчика по непредставлению в установленный срок сведений об указанном застрахованном лице и последствиями в виде выплаты пенсии в повышенном размере отсутствует, оснований для удовлетворения требований фонда у суда первой инстанции обосновано не имелось.

В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, истец ссылается на то, что индексация пенсии работающим пенсионерам, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета — СЗВ-М, которые представляют работодатели, следовательно, несвоевременная сдача сведений СЗВ-М напрямую ведет к индексации пенсии, так как в программных комплексах СФР будет отражено, что пенсионер не осуществляет трудовую деятельность и это основание для индексации пенсии. В связи с чем, истец полагает, что причинно-следственная связь доказана, поскольку от правильности сдачи сведений работодателя автоматически зависит нанесенный ущерб и размер пенсии.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанной позицией истца.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ответчиком за отчетный период февраль-май 2020г. представлены в ОФСР по Красноярскому краю сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная), в том числе и в отношении Щербаковой Л.М. (СНИЛС: 032-984-913 79), как лица выполнявшего оплачиваемую работу в соответствии с сроком предусмотренным пунктом 2.2 части 2 статьи 11 Федерального № 27-ФЗ.

Следовательно, решение от 18.05.2020г. № 200000041704/В/М об индексации пенсии с доплатой за период 01.01.2020 по 31.05.2020 вынесено Истцом после представления Страхователем надлежащих сведений, то есть на момент вынесения решения об индексации пенсии по Щербаковой Л.М. (СНИЛС: 032-984-913 79), таким образом, истец располагал сведениями о пенсионере за период февраль-май 2020г., как лица осуществляющего трудовую деятельность.

С учетом осведомленности фонда об осуществлении указанным лицом трудовой деятельности доводы о наличии причинно-следственной связи являются несостоятельны.

При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы, который освобожден от ее уплаты в установленном законом порядке.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «02» июня 2023года по делу № А33-5110/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

А.Н. Бабенко