НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.01.2018 № А69-572/17

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

января 2018 года

Дело №

А69-572/2017

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «10» января 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен         «17» января 2018 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - Споткай Л.Е.,

судей: Бабенко А.Н., Парфентьевой О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Тыва

на решение Арбитражного суда Республики Тыва

от 07 июля 2017 года по делу № А69-572/2017, принятое судьёй Ондар Ч.Ч.,

установил:

Мэрия г. Кызыла (ИНН 1701009765, ОГРН 1021700517123, далее – Мэрия г. Кызыла, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к Министерству финансов Республики Тыва (ИНН 1700000431, ОГРН 1021700516804, далее – Минфин Республики Тыва, ответчик) о взыскании расходов, связанных с предоставлением жилья инвалидам в размере 5 700 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 07.07.2017 исковое заявление удовлетворено в полном объеме.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит оспариваемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать.

Заявитель апелляционной жалобы указывает на нарушение судом применения норм материального права (статьи 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 83, 84, 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», часть 4 Постановления Правительства Республики Тыва от 22.02.2013 № 110 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья»).

По мнению заявителя жалобы, из представленных в материалы дела доказательств не усматривается наличия противоправных действий и причинной связи со стороны Министерства финансов Республики Тыва, вследствие которых Мэрии мог быть нанесен вред в виде убытков. Ответчик исполнил свои обязательства, перечислив в качестве субвенций денежные средства на соответствующие цели Министерству труда и социального развития Республики Тыва.

Министерство финансов Республики Тыва также указывает на то, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство труда и социального развития Республики Тыва, как уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва в части предоставления социальной поддержки населению, в том числе мер по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. Кроме того, на министерстве труда лежит обязанность по принятию нормативно-правового акта, регламентирующего порядок предоставления жилья гражданам из числа ветеранов, инвалидов и семей, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005.

Истец представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразил согласие с судебным актом и просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.08.2017 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению ее обоснованности. Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.11.2017 в связи с нахождением судьи Белан Н.Н. в очередном отпуске и нахождением судьи Петровской О.В. в командировке, произведена замена судей Белан Н.Н. и Петровской О.В. на судей Бабенко А.Н. и Парфентьеву О.Ю.. В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу начато с самого начала.

Во исполнение определения Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.11.2017 в материалы дела Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва представлены сведения о рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения в г. Кызыл по состоянию на конец четвертого квартала 2016 года.

Третий арбитражный апелляционный суд для всестороннего и полного исследования доказательств, для проверки размера убытков, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела на основании статьи 9, части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определил приобщить вышеуказанные документы.

Учитывая, что лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб в разделе Картотека арбитражных дел официального сайта Арбитражные суды Российской Федерации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru/) и в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается без участия представителей лиц, участвующих в деле, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Во исполнение решения Кызылского городского суда РТ от 22.03.2012 между Мэрией г.Кызыла и Ооржак Аяной Петровной был заключен договор социального найма жилого помещения № 107 от 17.11.2016, находящегося по адресу: г. Кызыл, ул. Ленина 64 кв. 44 .

Во исполнение решения Кызылского городского суда РТ от 14.05.2012 между Мэрией г.Кызыла и Куулар Чойганой Валериевной был заключен договор социального найма жилого помещения № 118 от 29.12.2016 находящегося по адресу: г.Кызыл, ул.Бай-Хаакская 6 кв. 68.

Отчетом № 058/17 от 14.02.2017 об оценке рыночной стоимости квартиры, расположенной по адресу: г.Кызыл, ул. ул.Ленина 64 кв. 44, установлена ее стоимость в размере 3 500 000 рублей по состоянию на 01.02.2017.

Отчетом № 059/17 от 14.02.2017. об оценке рыночной стоимости квартиры, расположенной по адресу: г.Кызыл, ул.Бай-Хаакская 6 кв. 68, установлена ее стоимость в размере 2 200 000 рублей по состоянию на 01.02.2017.

Мэрия г.Кызыла письмом от 03.02.2016 № 08-06/192 обратилась в Министерство труда и социальной политики РТ с просьбой разработать Закон Республики Тыва делегирующий полномочия по предоставлению жилых помещений инвалидам с передачей необходимых финансовых средств.

Письмом от 18.03.16 № 1205 за подписью министра Тас-оол Л.Ш. был дан ответ о нецелесообразности разработки законопроекта, поскольку эти полномочия принадлежат органам местного самоуправления.

Мэрия г.Кызыла письмом от 18.03.2016 № 08-06-16/518 обратилась в Министерство финансов РТ с просьбой выделить из республиканского бюджета Мэрии г.Кызыла финансовые средства для обеспечение жилыми помещениями 155 инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Мэрия г.Кызыла 15.02.2017 направила письмо в Министерство финансов РТ с просьбой возместить расходы мэрии г.Кызыла в размере 5 700 000 рублей, которое получено ответчиком 16.02.17.

Согласно платежным поручениям №№ 67, 676, 252, 805 Министерству финансов РТ из Федерального бюджета перечислялись субвенции на обеспечение жильем отдельных категорий граждан в размере 41 094 500 рублей.

Согласно справке Департамента финансов мэрии г.Кызыла от 08.07.2016г., финансовые средства в период с 2012г. по настоящее время на обеспечение жильем граждан, страдающих тяжелыми формами заболеваний с Министерства финансов РТ не поступало.

Как указывает истец в своем иске, Мэрия г.Кызыла выполнила свою обязанность по предоставлению жилых помещений категории граждан страдающих тяжелыми формами заболеваний на условиях договора социального найма предоставила жилые помещения. Тем самым, указывает истец, муниципальным образованием «Город Кызыл» за счет средств бюджета понесены расходы в связи с передачей жилых помещений в размере 5 700 000 рублей, которые истец просит взыскать с ответчика в судебном порядке.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из доказанности причинно-следственной связи между противоправными действиями ответчика - Министерство финансов Республики Тыва и возникшими у истца убытками, а также доказанности размера понесенного ущерба, с учетом интересов всех членов семей заявителей требований.

Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для изменения решения суда с изложением резолютивной части в измененной редакции в силу следующего.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для наступления ответственности, установленной нормами названной статьи, необходимо наличие совокупности следующих условий: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей, (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также наличие собственно убытков.

Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности не влечет удовлетворение иска.

В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для взыскания убытков, лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать фактический состав. Отсутствие хотя бы одного из условий для возложения ответственности не влечет удовлетворение иска.

Учитывая приведенные нормы права, условиями для наступления гражданско-правовой ответственности являются: причинение вреда, противоправность поведения и вина причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378) инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.

Действующее законодательство не предусматривает порядка финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005.

Доказательства выделения субъекту (Республике Тыва) или органу местного самоуправления в спорный период из федерального или областного бюджетов денежных средств для приобретения жилья для данной категории граждан, в материалах дела отсутствуют.

Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Осуществление названных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ О социальной защите инвалидов» (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьями 14, 50 Федерального закона № 131-ФЗ, а также положениями статей 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Федерального закона № 131-ФЗ).

Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.12.2009 № 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Более того, Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесены изменения, согласно которым полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, осуществляются за счет бюджетных средств субъекта Российской Федерации.

Из содержания указанных выше нормативных актов и разъяснений следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет до 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета, обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005 - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно справке Департамента финансов Мэрии города Кызыла от 08.07.2016, финансовые средства в период с 2012 года по настоящее время на обеспечение жильем граждан, страдающих тяжелыми формами заболеваний, от Министерства финансов Республики Тыва не поступало.

Неисполнение уполномоченным органом установленных федеральным законодательством обязанностей (принять нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок предоставления внеочередного жилья после 01.01.2005 и определить подведомственных распорядителей) не освобождает ответчика от ответственности и исполнения указанных обязательств.

Факт несения мэрией убытков в связи с передачей квартир в найм подтверждается материалами дела.

Таким образом, в данном случае доказано бездействие ответчика, выраженное в том, что в спорный период не были предусмотрены расходы на субсидирование муниципальных образований для выполнения функций по предоставлению жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, размер субсидирования, а также не выделены соответствующие средства на обеспечение жилыми помещениями указанных выше граждан.

Выводы суда согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016.

Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан.

Как установлено судом первой инстанции и следует из представленных в материалы дела доказательств, решением Кызылского городского суда РТ от 14.05.2012 в отношении Куулар Ч.В. и карточки приема трудящихся по квартирным вопросам в отношении Куулар Ч.В., имеется заключение врачебной комиссии от 17.02.2015, согласно которого Куулар Ч.М. имеет право на дополнительную жилую площадь в виде отдельного жилого помещения. То есть данное обстоятельство установлено после 01.01.2005.

Согласно решению суда от 22.03.2012, измененному апелляционным определением Верховного суда Республики Тыва от 24.07.2012, имеется заключение ВК № 38 от 14.02.2011 которым установлено, что ребенок – Ооржак Ч.А. страдает заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

В силу части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим перечисленным в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации заболеваниями, жилые помещения предоставляются вне очереди.

Таким образом, указанные истцом обстоятельства, подтверждены вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции Республики Тыва и документально ответчиком не опровергнуты, в связи с чем, доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии прав на льготный порядок реализации жилищных прав указанных граждан и постановке их на учет до 01.01.2005, отклоняются.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Мэрии г. Кызыла от 21.09.2010 № 2375 «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учтенной нормы площади жилого помещения на территории городского округа г. Кызыл» (опубликовано в Бюллетене органов городского самоуправления г. Кызыла от 23.09.2010 №17) утверждена норма площади жилого помещения для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда городского округа города Кызыла по договору социального найма (норма предоставления) в размере 12,5 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Учитывая, что Куулар Ч.М., с учетом его заболевания, имеет право на дополнительную жилую площадь, а в случае предоставления ему субсидии размер рассчитывался бы исходя из 18 кв.м., что предусмотрено Постановлением Правительства Республики Тыва от 16.05.2006 №621, Куулар Ч.М. подлежит предоставление жилое помещение площадью не менее 18 кв.м. (решение Кызылского городского суда РТ от 14.05.2012, л.д. 11-12, т.1).

Апелляционным определением Верховного суда Республики Тыва от 24.07.2012 установлено, что Ооржак Ч.А. не может претендовать на предоставление жилого помещения площадью не менее 18 кв.м., поскольку ни под одну из категорий болезней, перечисленных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 №817 «Об утверждении заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», заболевание Ооржак Ч.А. не подпадает, в связи с чем ей подлежит предоставить жилое помещение площадью не менее 12,5 кв.м. (л.д. 131-140, т.1).

В силу пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами, имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.

Таким образом, из указанных судебных актов, имеющих преюдиционное значение следует, что только указанные граждане – Куулар Чаян Мергенович и Ооржак Чайрана Аймировна, вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у них права на дополнительную жилую площадь как лица, страдающие хроническим заболеванием, включенным в Перечень № 378 и Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 817).

С учетом изложенных выше норм, сам по себе факт принятия решений судом общей юрисдикции об обязании предоставления жилых помещений гражданам инвалидам и их семьям, опекунам и лицам, осуществляющим уход за ними, общей площадью, превышающей социальную норму г.Кызыла (с учетом дополнительной площади), не порождает для Республики Тыва обязанности по компенсации стоимости такого жилья.

Следовательно, у ответчика имеется обязанность по возмещению расходов, связанных с предоставлением жилья только инвалидам, поскольку согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления № 23, положениям Федерального закона № 122-ФЗ обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет до 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета, обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005 – за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Вышеназванные положения пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав перечисленных в ней категорий граждан.

К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, относятся только граждане – Куулар Чаян Мергенович и Ооржак Чайрана Аймировна.

Ооржак Аяна Петровна, являясь лицом, осуществляющим уход за Ооржак Ч.А., ее муж – Ооржак Аймир Борбакович, их сын – Ооржак Аймир Аймирович, а также дочь – Сагаачы Алдынай Шолбановна, таким правом не обладают, в связи с чем, обязательность обеспечения жилым помещением по договору социального найма кроме Ооржак Ч.А. и Куулар Ч.М. иных членов их семей противоречит положениям пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не устанавливает. Требования приведенных выше правовых норм, обстоятельства применительно к данным нормам, свидетельствуют о том, что довод истца о необходимости обеспечения жилым помещением во внеочередном порядке всех членов семьи инвалида противоречит закону.

В соответствии со статьями 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации и подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ ответственность по возмещению денежных средств возложена на казну субъекта Российской Федерации, так как реализация полномочий по обеспечению жилым помещением инвалида является обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, применительно к вышеперечисленным нормам подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, в данном случае за счет средств казны Республики Тыва, применительно только к гражданам инвалидам, без учета членов их семей.

Оценив представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности истцом факта причинения убытков и причинно-следственной связи между противоправным поведением ответчика и убытками истца, и недоказанности размера убытков, поскольку соответствующий размер убытков подлежит исчислению, исходя из стоимости жилья с учетом площади жилого помещения, подлежащей передаче гражданам Куулар Чаяну Мергеновичу (жилое помещение площадью не менее 18 кв.м.) и Ооржак Чайране Аймировне (жилое помещение площадью не менее 12,5 кв.м.).

Во исполнение решения Кызылского городского суда РТ от 22.03.2012 между Мэрией г.Кызыла и Ооржак Аяной Петровной был заключен договор социального найма жилого помещения № 107 от 17.11.2016, находящегося по адресу: г.Кызыл, ул.Ленина 64 кв. 44 (л.д. 55-56, т.1).

Отчетом № 058/17 от 14.02.2017 об оценке рыночной стоимости квартиры, расположенной по адресу: г.Кызыл, ул. ул.Ленина 64 кв. 44, установлена ее стоимость в размере 3 500 000 рублей по состоянию на 01.02.2017 (л.д. 58-94, т.1).

Во исполнение решения Кызылского городского суда РТ от 14.05.2012 между Мэрией г. Кызыла и Куулар Чойганой Валериевной был заключен договор социального найма жилого помещения № 118 от 29.12.2016 находящегося по адресу: г. Кызыл, ул.Бай-Хаакская 6 кв. 68 (л.д. 13-14, т.1).

Отчетом № 059/17 от 14.02.2017 об оценке рыночной стоимости квартиры, расположенной по адресу: г. Кызыл, ул. Бай-Хаакская 6 кв. 68, установлена ее стоимость в размере 2 200 000 рублей по состоянию на 01.02.2017 (л.д. 15-50, т.1).

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ
«Об оценочной деятельности в российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Вместе с тем, из представленных отчетов следует, что оценка производилась на 01.02.2017, из отчетов не представляется возможным определить рыночную стоимость одного квадратного метра жилого помещения для целей определения размера расходов, связанных с предоставлением жилья инвалидам по договорам социального найма.

Как следует из материалов дела квартиры, предоставленные Куулар Ч.М. и ООржак Ч.А., являются вторичным жильем.

Согласно сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республики Хакасия и Республике Тыва по состоянию на конец четвертого квартала 2016 года рыночная стоимость одного квадратного метра жилого помещения на вторичном рынке жилья по Республики Тыва составляет 47 508 рублей. Иного в материалы дела не представлено.

На основании изложенного, удовлетворению подлежат требования истца о взыскании с ответчика расходов, связанных с предоставлением жилья инвалидам в общей сумме 1 448 994 рублей (18 кв.м * 47508 руб.+12,5 кв. м * 47508 руб.=1 448 994 рублей). В остальной части иска следует отказать.

Доказательств иной стоимости указанной площади жилых помещений, истец не представил.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что в Республике Тыва не принят нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок предоставления внеочередного жилья, а уполномоченным органом исполнительной власти, предоставляющим меры рассматриваемой социальной поддержки, является Министерство труда и социального развития Республики Тыва, подлежат отклонению, поскольку неисполнение уполномоченным органом установленных федеральным законодательством обязанностей  не освобождает ответчика от исполнения указанных обязательств.

Министерству из федерального бюджета перечислялись субвенции на обеспечение жильем отдельных категорий граждан в размере 41 094 500 рублей, однако на обращение мэрии с письмом о выделении из республиканского бюджета финансовых средств на обеспечение жилыми помещениями 155 инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, ответ от Министерства финансов РТ не поступил, равно как и финансовые средства.

В силу пункта 4 части 1, части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции является нарушение или неправильное применение норм материального права.

Поскольку установлено нарушение судом первой инстанции норм материального права, решение суда первой инстанции подлежит изменению с изложением резолютивной части в измененной редакции.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о распределении государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы не рассматривается в связи с освобождением сторон от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Тыва от 07 июля 2017 года по делу № А69-572/2017 изменить. Исковое заявление удовлетворить частично.

Взыскать с Республики Тыва в лице Министерства финансов Республики Тыва (ИНН 1700000431, ОГРН 1021700516804, МРИ ФНС РФ № 1 по РТ 30.12.2002, расположенного по адресу: 667000 г.Кызыл, ул. Чульдум, 18) за счет казны Республики Тыва в пользу Мэрии г. Кызыла (ИНН 1701009765, ОГРН 1021700517123, расположенной по адресу: г. Кызыл, ул. Ленина, 32) расходы, связанные с предоставлением жилья инвалидам в размере 1 448 994 рубля.

В удовлетворении в остальной части иска отказать.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

Л.Е. Споткай

Судьи:

А.Н. Бабенко

О.Ю. Парфентьева