НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2019 № 06АП-4077/19

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-4077/2019

20 августа 2019 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2019 года.
Полный текст  постановления изготовлен августа 2019 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Харьковской Е.Г.

судей                                       Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкасовым А.К.

при участии  в заседании:

отадминистрации Вяземского муниципального района Хабаровского края: Савченко Л. Ф. представитель по доверенности от 12.08.2019 № 198-10, Ким Е.А. представитель по доверенности от 14.02.2019 № 37-10; 

отуправления Федерального казначейства по Хабаровскому краю: Фроленок Н.Е. представитель по доверенности от 02.04.2019, Петренко В. А. представитель по доверенности 29.12.2018;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края

на решение от  20.05.2019

по делу № А73-3862/2019

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Шестак Ж.Г.

по заявлению администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края

к управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю

о  признании недействительным предписания.

                                                          УСТАНОВИЛ:

администрация Вяземского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700745726, ИНН 2711001904) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края о признании недействительным предписания управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - управление) от 27.12.2018 №  22-14-85/50-19395, которым предписано принять меры по устранению нарушений бюджетного законодательства и возместить в доход федерального бюджета денежные средства в размере 2 762 785,61 руб. до 18.09.2019.

         Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 20.05.2019 в  удовлетворении  заявленных требований  администрации отказано.

         Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 20.05.2019 по делу № А73-3862/2019 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда ф актическим обстоятельствам дела.

         В судебном заседании апелляционной инстанции представители  администрации доводы  апелляционной жалобы  поддержали в полном объеме.

         Представители управления против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве. Просили решение Арбитражного суда Хабаровского края  от 20.05.2019 по делу № А73-3862/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

        Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнении к ней и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ)  установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Получатель бюджетных средств, согласно статье 162 БК РФ обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Субсидии местным бюджетам являются одной из форм межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации (статья 135 БК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 136 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

         Постановлением правительства Хабаровского края от 20.03.2015 № 45-пр «О распределении субсидий краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству, реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности, включенных в перечень краевых адресных инвестиционных проектов, на 2015 год» утверждено 25 214 300 руб.

Вяземскому муниципальному району на строительство «Детский сад на 115 мест в г.Вяземский».

Между министерством строительства Хабаровского края и администрацией в целях получения указанной субсидии было заключено соглашение от 23.07.2015 (в редакции дополнительных соглашений от 31.07.2015 № 1, от 20.09.2015 № 2), предметом которого являлось предоставление администрации субсидии краевого бюджета, в том числе с учетом поступивших из федерального бюджета субсидий на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в Хабаровском крае, на софинансирование расходных обязательств муниципального образования края по строительству объекта капитального строительства муниципальной собственности «Детский сад на 115 мест в г.Вяземский» на 2015 год в размере 123 451 700 рублей, из них: 98 237 400 руб. субсидия федерального бюджета, 25 214 300 руб. субсидия краевого бюджета.

Постановлением администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края от 07.11.2014 утверждена проектно-сметная документация по объекту, стоимостью в текущих ценах 3 квартала 2014 года (с НДС - 18%) в размере 148 087 386 руб. в том числе: строительно-монтажные работы   125 691 129 руб.; оборудование  11 450 785 руб.; прочие работы и затраты 10 945 472 руб., в том числе строительный контроль и проектно-изыскательские работы  10 640 834 руб.

КГБУ «Единая государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края» на проектную документацию было оформлено положительное заключение государственной экспертизы от 20.10.2014.

Между администрацией (заказчик) и ООО «Промстрой» (подрядчик) 22.01.2015 заключен долгосрочный муниципальный контракт № 222 на выполнение работ по строительству детского сада на 115 мест в г.Вяземский Вяземского муниципального района Хабаровского края (под ключ). При этом согласно пунктам 2.1, 2.4 контракта № 222, его цена составляет 147 106 262,00 руб.  включает в себя стоимость работ в полном объеме с учетом демонтажных работ, затрат на страхование, уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе иных расходов и платежей, возникающих в период выполнения работ, а также транспортировку рабочих, стоимость используемых материалов, оборудования, машин, их доставку и разгрузку.

Также между администрацией и ООО «Промстрой» (подрядчик)  в рамках реализации контракта заключено дополнительное соглашение от 22.12.2015 с соблюдением требований Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которого  стороны согласовали увеличение объема работ не более чем на 10% и увеличение первоначальной цены контракта 147 106 262 руб. до суммы 153 289 051,02 руб.

         На основании приказа управления от 23.10.2018 в соответствии с планом контрольных мероприятий проведена плановая выездная проверка использования администрацией субсидий, предоставленных из федерального бюджета на развитие системы дошкольного образования (строительство детских садов) с 01.01.2015 по 31.12.2017.

Управлением в ходе проверки выявлены нарушения администрацией бюджетного законодательства: пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 4 статьи 219 БК РФ, пунктов 2.2.3, 2.2.5 соглашения от 23.07.2015 № 4, пунктов 1.1, 1.2 контракта от 22.01.2015 № 222.  Допущено нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в оплате дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета на выполнение кадастровых работ, инвентаризационно-технические работы, установку системы передачи данных на ближайший пульт системы краевого противопожарного радиомониторинга, не предусмотренных проектно-сметной документацией. Также допущено неправомерное расходование бюджетных средств, выразившееся в оплате расходов сверх утвержденной проектно-смектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы.

Указанные  нарушения отражены в акте выездной проверки от 09.11.2018.

Управлением по результатам проверки вынесено предписание от 27.12.2018, согласно которого на администрацию возложена обязанность принять меры по устранению вышеуказанных нарушений и возместить в доход федерального бюджета 2 762 785,61 руб. до 18.03.2019.

Администрация о незаконности предписания обратилась в арбитражный суд,  который правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

          Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, соглашение, долгосрочный муниципальный контракт от 22.01.2015, дополнительное соглашение от 22.12.2015 к контракту № 222, положительное заключение государственной экспертизы от 20.10.2014, документы, подтверждающие приемку и оплату оборудования, акт выездной проверки от 09.11.2018, правильно установил, что при выполнении работ по объекту капитального строительства «Детский сад на 115 мест в г. Вяземский» администрацией допущены существенные отклонения от проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу в части замены одних видов и наименований работ, оборудования, мебели и инвентаря на другие, а также их стоимости, что свидетельствует о нарушении администрацией положений пунктов 2.2.3., 2.2.5. Соглашения, в силу которых расходование средств субсидии должно производиться в соответствии с проектной документацией, получившей соответствующее положительное заключение.

          Дополнительные работы, выполненные на объекте, не предусмотренные утвержденной в установленном законом порядке проектной документацией не могли оплачиваться администрацией муниципального образования за счет средств субсидии, предоставленной из бюджета, а перечисление денежных средств, осуществленное в счет оплаты выполнения названных работ, обоснованно квалифицировано как нецелевое расходование бюджетных средств  согласно статье 306.4 БК РФ.

Материалами дела подтверждено, что в 2015 году администрация, осуществив оплату за счет средств федерального бюджета расходов на выполнение кадастровых работ, инвентаризационно-технических работ, установку системы передачи данных на ближайший пульт системы краевого противопожарного радиомониторинга, не предусмотренных проектно-сметной документацией, допустила нецелевое использование бюджетных средств в сумме 402 363, 17 руб.

Оплата администрацией за счет средств федерального бюджета расходов на приобретение оборудования, мебели, инвентаря сверх утвержденной проектно-смектной документации, повлекло в 2015 году неправомерное расходование бюджетных средств в сумме 2 360 422,44 руб.

Довод жалобы администрации о том, что проведение дополнительных работ, а также приобретение оборудования, мебели и инвентаря в объемах, превышающих количество и стоимость, утвержденных проектно-сметной документацией, осуществлено для достижения эффективного итогового результата всего комплекса работ по строительству детского сада, отклоняется, поскольку не подтверждает соблюдение администрацией бюджетного законодательства по использованию средств федерального бюджета.

  Размер бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации (местных бюджетах) на финансовое обеспечение реализации комплекса мероприятий, может быть увеличен субъектом Российской Федерации, что не влечет за собой обязательств по увеличению размера предоставляемой субсидии из федерального бюджета (п.10 Правил предоставления и распределения в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2015 № 71).

            Принимая во внимание, что оспариваемое предписание не противоречит закону и не нарушающие права и законные интересы заявителя, судебная коллегия приходит к выводу о том, что основания для признания его недействительным отсутствуют.

       Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

         Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20.05.2019 по делу № А73-3862/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.Г. Харьковская

Судьи

Е.В. Вертопрахова

Е.А. Швец