НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2013 № 16АП-2437/12

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки Дело № А22-1162/2012

27 февраля 2013 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2013 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Баканова А.П.,

судей: Годило Н.Н., Казаковой Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карповой Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, при использовании систем видеоконференц-связи дело № А22-1162/2012 (судья Конторова Д.Г.)

по иску прокурора Республики Калмыкия (ИНН 0814026706, ОГРН 1020800765259, 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Т. Самохина, 1)

к администрации Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия (ИНН 0801904135, ОГРН 1020800508684, 359050, Республика Калмыкия, г. Городовиковск, пер. Комсомольский, 3),

третьи лица:

Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, муниципальное учреждение Республики Калмыкия «Городовиковский дом-интернат для престарелых и инвалидов»,

государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия,

Контрольно – счетная палата Республики Калмыкия

о признании недействительными распоряжений,

при участии в судебном заседании представителей:

от прокурора Республики Калмыкия – Матвеева О.В. (доверенность от 14.01.2013 № 8-6-2013);

от администрации Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия – не явились, извещены;

от Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия - не явились, извещены;

от муниципального учреждения Республики Калмыкия «Городовиковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» - не явились, извещены;

от государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия – не явились, извещены;

от Контрольно – счетной палаты Республики Калмыкия – Катиева Р.С. (доверенность от 25.12.2012 № 06-04/593),

УСТАНОВИЛ:

прокурор Республики Калмыкия (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными распоряжений администрации Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее – администрация) от 15.06.2010 № 218а и от 15.06.2010 № 23 о снятии с баланса муниципального учреждения «Городовиковский дом-интернат для престарелых» и постановке на баланс администрации с внесением изменений в реестр муниципальной собственности и регистрацией в отделе государственной инспекции безопасности дорожного движения автомашины марки LADA ВАЗ -211340, LADA SAMARA VIN XTA 211340А4833988, двигатель №11183, 5186293, кузов №XTA 211340А4833988, светло-голубого цвета, ПТС 63 МХ 795868.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее – министерство), муниципальное учреждение Республики Калмыкия «Городовиковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее – муниципальное учреждение, учреждение).

Решением суда от 06.07.2012 в удовлетворении заявления прокурора о восстановлении срока на оспаривание распоряжений администрации от 15.06.2010 № 218а и от 15.06.2010 № 23 отказано. В удовлетворении заявления прокурора о признании недействительными распоряжений администрации от 15.06.2010 № 218а и от 15.06.2010 № 23 о снятии с баланса учреждения и постановке на баланс администрации с внесением изменений в реестр муниципальной собственности и регистрацией в отделе государственной инспекции безопасности дорожного движения автомашины марки LADA ВАЗ -211340, LADA SAMARA VIN XTA 211340А4833988, двигатель № 11183, 5186293, кузов №XTA 211340А4833988, светло-голубого цвета, ПТС 63 МХ 795868 отказано.

Не согласившись с принятым решением, прокурор обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым иск удовлетворить.

Определением от 27.09.2012 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела № А22-1162/2012 по правилам суда первой инстанции, поскольку заявленные требования подлежат рассмотрению в рамках искового производства.

Определением суда от 10.12.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – отделение Пенсионного фонда) по Республике Калмыкия и Контрольно – счетная палата Республики Калмыкия.

В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции истцом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнялись исковые требования, согласно последним уточнениям истец просит признать сделку по изъятию администрацией с баланса учреждения автомобиля марки «ВАЗ-211340» свело-голубого цвета (идентификационный номер ХТА211340А4833988) на основании распоряжений администрации от 15.06.2010 №№ 23 и 218а недействительной в силу ничтожности. Применить последствия недействительности ничтожной сделки, взыскав с администрации за счет казны Городовиковского районного муниципального образования стоимость изъятого с баланса учреждения имущества в сумме 210 000 руб. в доход бюджета Республики Калмыкия. Уточненные требования приняты к рассмотрению суда.

Требование основано на статьях 296 и 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статье 26.11 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статье 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 1 Закона Республики Калмыкия от 18.11.2009 № 144-IV и мотивировано тем, что изъятие имущества из хозяйственного ведения муниципального учреждения повлекло препятствие в обеспечении республикой в лице Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия экономической основы деятельности государственных учреждений в сфере труда и социальной политики. Неправомерное изъятие спорного имущества препятствует выполнению основных задач и функций учреждением социального обслуживания.

В судебном заседании 26.02.2013 представитель прокурора, явившийся в суд первой инстанции, поддержал уточненные исковые требования.

Представитель Контрольно-счетной палаты Республики Калмыкия поддержал отзыв на иск и доводы истца о том, что остаток средств, образовавшийся за счет пенсионных отчислений, перечисленных отделением Пенсионного фонда в счет оплаты по договорам о предоставлении социальных услуг по состоянию на 01.01.2010 на лицевом счете муниципального учреждения, в казну республики не передан, а израсходован на приобретение спорного имущества.

Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили, о причинах неявки суд не известили.

От администрации поступил отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Администрация указала на то, что автомобиль LADA, ВАЗ-211340 имеет две двери и является очень неудобным для людей пожилого возраста и с ограниченными опорно-двигательными возможностями и учреждение не стало использовать в служебной деятельности данный автомобиль. Данное имущество оказалось излишним и было изъято из оперативного управления муниципального учреждения на основании части 2 статьи 296 ГК РФ.

Ранее представитель отделения Пенсионного фонда доводы отзыва на исковое заявление поддержал. Суду пояснил, что денежные средства, на которые был приобретен автомобиль, средствами пенсионного фонда не являются.

От министерства поступил отзыв на исковое заявление, в котором просит удовлетворить исковые требования прокурора в полном объеме.

Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть исковые требования в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы прокурора и представителя Контрольно-счетной палаты Республики Калмыкия, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, во исполнение Закона Республики Калмыкия «О признании утратившим силу Закона Республики Калмыкия «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Калмыкия в сфере труда и социальной политики» от 18.11.2009 № 144-IV, которым с 01.01.2010 прекращено осуществление муниципальными образованиями Республики Калмыкия переданных отдельных государственных полномочий Республики Калмыкия в сфере труда и социальной политики постановлением главы Администрации Городовиковского районного муниципального образования от 01.12.2009 № 1272 муниципальное учреждение 30.09.2010 ликвидировано, что подтверждается свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ.

В ходе ликвидации муниципального учреждения, по результатам размещения муниципального заказа в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ, 22.05.2010 между муниципальным учреждением и гражданином Минц А.И. заключен муниципальный контракт на поставку автомобиля «ВАЗ-211340» стоимостью 210 000 руб. 15.06.2010 приобретенное спорное имущество включено в состав основных средств муниципального учреждения.

Расходы по приобретению спорного имущества муниципальным учреждением произведены за счет остатка средств, образовавшегося на 01.01.2010 за счет пенсионных отчислений обеспечиваемых, перечисленных отделением Пенсионного фонда в счет оплаты по договорам о предоставлении социальных услуг.

Распоряжением главы Администрации Городовиковского районного муниципального образования от 15.06.2010 № 218а спорное имущество снято с баланса муниципального учреждения, осуществлена безвозмездная передача его администрации и внесены изменения в реестр муниципальной собственности Городовиковского района, а также осуществлены действия по постановке его на баланс администрации и регистрационному учету в отделе Городовиковского ГИБДД.

Распоряжением заместителя главы Администрации Городовиковского районного муниципального образования от 15.06.2010 № 23 спорное имущество снято с баланса муниципального учреждения, приняты меры по внесению изменений в реестр муниципальной собственности Городовиковского района, осуществлению действий по постановке на баланс администрации и регистрационному учету в отделе Городовиковского ГИБДД.

В связи с изданием оспариваемых постановлений, спорное имущество не было включено в перечень движимого имущества, передаваемого распоряжением и.о. главы Администрации Городовиковского районного муниципального образования от 26.02.2010 № 57 в собственность республики для реализации полномочий в сфере труда и социальной политики.

04 февраля 2010 года в ЕГРЮЛ внесена запись о регистрации создания юридического лица - государственное стационарное учреждение социального обслуживания «Городовиковский дом-интернат для престарелых и инвалидов». Из договора от 21.07.2010 о закреплении государственного имущества Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия за государственным стационарным учреждением социального обслуживания «Городовиковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» следует, что спорное имущество не значится в перечне закрепляемого имущества.

Поскольку оспариваемые распоряжения главы Администрации Городовиковского районного муниципального образования от 15.06.2010 № 218а, заместителя главы Администрации Городовиковского районного муниципального образования от 15.06.2010 № 23 направлены на изъятие спорного имущества, переданного муниципальному учреждению на праве оперативного управления, то есть на прекращение права оперативного управления, и сведения о наличии предусмотренных пунктом 2 статьи 296 ГК РФ условий для прекращения права оперативного управления учреждения на спорное имущество отсутствуют, требования прокурора обоснованы.

В соответствии с пунктом 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 при рассмотрении дел о признании недействительными актов управомоченных собственником органов об изъятии или распоряжении имуществом, принадлежащим учреждениям или казенным предприятиям на праве оперативного управления, следует исходить из того, что бремя доказывания наличия обстоятельств, являющихся в соответствии с ГК РФ основаниями для изъятия либо иного распоряжения имуществом (пункт 2 статьи 296), возложено на соответствующий управомоченный собственником орган.

Ввиду недоказанности наличия соответствующих оснований иск подлежит удовлетворению.

При вынесении судебного акта суд апелляционной инстанции учитывает правовую позицию, изложенную Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 18.11.2008 № 10984/08 и от 02.02.2010 № 12566/09, согласно которой требование о признании недействительными решений собственника, направленных на изъятие имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, подлежит рассмотрению судами как требование о недействительности сделки (по правилам статьи 168 ГК РФ).

Довод администрации о наличии согласия муниципального учреждения, отклоняется апелляционным судом как основанный на неправильном толковании норм материального права.

Согласно пункту 1 статьи 120 ГК РФ права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296, 298 Кодекса. При этом собственник имущества учреждения может распорядиться только изъятым излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.

Положениями пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 разъяснено, что собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.

Из изложенного следует, что согласие муниципального учреждения на изъятие имущества следует расценивать именно как согласие на изъятие, не влекущее законность такого изъятия в случае осуществления в нарушение приведенных правовых норм, а не как изъятие излишнего имущества.

Приобретенное спорное имущество не относится к излишнему, неиспользуемому или используемому не по назначению имуществу. Бухгалтер муниципального учреждения Антонова М.Г. пояснила о том, что в конце 2009 года возникла необходимость в приобретении для нужд учреждения автомобиля, о чем был уведомлен учредитель - Администрация Городовиковского районного муниципального образования. Спорное имущество приобретено за счет средств Пенсионного Фонда Российской Федерации, перечисляемых по договорам социального обслуживания.

В связи с прекращением полномочий в сфере труда и социальной политики муниципальных образований имущество муниципального учреждения подлежало передаче в собственность республики для использования по назначению - в целях реализации полномочий в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в собственности субъекта Российской Федерации может находиться, в том числе, имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации. Для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 названного Закона, в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, в том числе необходимое для социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» передача имущества из собственности муниципального образования в собственность субъекта Российской Федерации производится, в том числе, в случае, когда указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления: уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Закона Республики Калмыкия от 18.11.2009 № 144-IV органам местного самоуправления предписано в тридцатидневный срок со дня вступления в силу настоящего закона возвратить по актам установленной формы неиспользованные материальные ресурсы и перечислить в республиканский бюджет неиспользованные финансовые средства, переданные им для реализации соответствующих государственных полномочий. Закон вступил в силу с 01.01.2010.

Следовательно, в связи с прекращением с 01.01.2010 осуществления муниципальными образованиями переданных государственных полномочий в сфере труда и социальной политики спорное имущество в соответствии с названным Законом Республики Калмыкия подлежало передаче в собственность республики в целях реализации полномочий в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, предусмотренных подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно статье 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Поскольку спорное имущество находится в пользовании администрации в течение более 2,5 лет, возвращение имущества в натуре с учетом срока эксплуатации и амортизации в том виде, в каком оно было изъято, невозможно. Следовательно, подлежит возмещению стоимость незаконно изъятого имущества ликвидированного муниципального учреждения, подлежавшего передаче в казну республики в 2010 году.

В соответствии с приложением № 1 к распоряжению Администрации Городовиковского районного муниципального образования от 15.06.2010 № 23 стоимость изъятого имущества составляет 210 000 руб.

Определением от 27.09.2012 арбитражный апелляционный суд в соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции в порядке части 4 статьи 270 настоящего АПК РФ.

Учитывая, что допущенные нарушения суда первой инстанции привели к принятию незаконного решения, суд апелляционной инстанции считает необходимым в соответствии со статьями 269 и 270 АПК РФ отменить решение от 06.07.2012 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе относятся на ответчика, но взысканию не подлежат, поскольку администрация в силу закона освобождена от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 258, 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 06.07.2012 по делу № А22-1162/2012 отменить, а апелляционную жалобу – удовлетворить.

Признать сделку по изъятию администрацией Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия с баланса муниципального учреждения Республики Калмыкия «Городовиковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» автомобиля марки «ВАЗ-211340» свело-голубого цвета (идентификационный номер ХТА211340А4833988) на основании распоряжений администрации Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 15.06.2010 №№ 23 и 218а недействительной в силу ничтожности.

Применить последствия недействительности ничтожной сделки, взыскать с администрации Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия за счет казны Городовиковского районного муниципального образования стоимость изъятого с баланса муниципального учреждения Республики Калмыкия «Городовиковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» имущества в сумме 210 000 рублей в доход бюджета Республики Калмыкия.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий А.П. Баканов

Судьи Н.Н. Годило

Г.В. Казакова