НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012 № 16АП-2146/2012

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки Дело № А63-8125/2012

24 августа 2012 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2012 г.,

полный текст постановления изготовлен 24 августа 2012 г.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Афанасьевой Л.В.,

Судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Лермонтову Ставропольского края (ИНН 26290083; ОГРН 1022603425525) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.06.2012 по делу № А63-8125/12,

по заявлению муниципального бюджетного дошкольного учреждения детский сад комбинированного вида №8 «Аленький цветочек» (ИНН 2629007822; ОГРН 1022603423700),

об оспаривании решений государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Лермонтову Ставропольского края

при участии в судебном заседании:

от государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Лермонтову: Симбирятина Г.М. по доверенности № 8 от 13.06.12;

от муниципального бюджетного дошкольного учреждения детский сад комбинированного вида №8 «Аленький цветочек»: Ячменева В.С. по доверенности от 20.08.12.

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида № 8 «Аленький цветочек» (далее - детский сад №8) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании недействительными решений государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда России по г.Лермонтову от 28.12.2011 № 52 и от 10.01.2012 № 03602912 РК 0000207 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, сославшись на незаконность этих решений.

Решением суда от 13 июня 2012 года решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда России по г.Лермонтову, ОГРН 1022603425525 о привлечении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 8 «Аленький цветочек», г. Лермонтов, ОГРН 1022603423700 от 28.12.2011 № 52 к штрафу в сумме 23 678,20 руб. и от 10.01.2012 № 03602912 РК 0000207 к штрафу в сумме 14 161,40 руб. признаны недействительными.

С государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда России по г.Лермонтову, ОГРН 1022603425525 в пользу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 8 «Аленький цветочек», г. Лермонтов, ОГРН 1022603423700 взысканы расходы по уплате госпошлины в сумме 4000 руб.

Решение мотивированно тем, что несвоевременное представление расчетов и сведений произошло не по вине учреждения, а вследствие технических ошибок в электронном документообороте, не зависящих от учреждения.

Не согласившись с принятым решением, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Лермонтову обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, суд дал неправильную оценку доказательствам и сделал неправильный вывод об отсутствии вины учреждения, так как при заполнении форм работниками были допущены ошибки, которые обнаружены УПФР при проверке файлов. Возврат файлов подтвержден протоколами.

В судебном заседании представитель государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Лермонтову, Симбирятина Г.М. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель муниципального бюджетного дошкольного учреждения детский сад комбинированного вида №8 «Аленький цветочек», Ячменева В.С. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила применить смягчающие обстоятельства, дополнительно заявила ходатайство об уменьшении размера государственной пошлины.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.06.2012 по делу № А63-8125/12 следует отменить в части.

Из материалов дела усматривается, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» пенсионным фондом проведены камеральные проверки по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) обществом страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за 3 квартал и 9 месяцев 2011 года.

По результатам проверки составлены акты от 23 октября 2011 года №03602930017069 и от 29 ноября 2011 года №51, на основании которых приняты решения о привлечении детского сада к ответственности соответственно от 10.01.2012 №03602912РК0000207 за непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2011 года по пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2011 №212-ФЗ в виде взыскания штрафа в сумме 14 161,40 руб. и от 28.12.2011 №52 за представление с нарушением срока сведений, необходимых для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования за 3 квартал 2011 года по статье 17 Федерального закона РФ от 01.04.1996 №27-ФЗ в виде взыскания штрафа в сумме 23 678,20 руб.

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида №8 «Аленький цветочек» посчитав указанные решения незаконными обжаловало их в арбитражный суд.

В соответствии с и. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» контроль за правильность исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Статьями 3 и 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательною пенсионного страхования» (далее - 'Закон № 27-ФЗ). а также ст. 13 Федерального (закона от 15.12.2001» 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон .V 167-ФЗ) органы ПФР обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Данные сведения позволяют точно вести учет пенсионных прав граждан, способствуют правильному расчету и начислению будущей трудовой пенсии по старости граждан (застрахованных лиц).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 01.04.1996 №27- ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) основными целями индивидуального (персонифицированного) учета являются:

-создание условии для назначения трудовых пенсии в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица:

- создание информационной балы для назначения трудовых пенсий на основании страховогостажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате трудовых пенсий, срочной пенсионной выплаты;

- обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер трудовой пенсии.

В соответствии с положениями Федеральною закона от 17.12.2001 .№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при определении права на установление трудовой пенсии, а так же при установлении размера трудовой пенсии, проведении перерасчета, индексации и корректировки размера трудовой пенсии используются сведения индивидуального (персонифицированного) учета, имеющиеся в распоряжении органов ПФР, по состоянию на день, в котором выносится решение об установлении трудовой пенсии. Кроме того, согласно пункту 20 Постановления министерства труда и социального развития Российской Федерации № 17, ПФР № 19пб от 27.02.2002 «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации от 31.05.2002 № 3491. в случае отсутствия в данных индивидуального (персонифицированного) учета необходимых для назначения распоряжении органа пенсии сведении решение о назначении пенсии принимается по имеющимся в ПФР сведениям индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно пункту 2 статьи 8 и пункту 4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведения ПУ представляются в ПФР в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формам документов и инструкциями. Формы сведений ПУ и порядок их заполнения утверждены Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции но их заполнению» (далее - Постановление № 192п), зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации от 23.10.2006 № 8392.

В соответствии с Постановлением № 192п, опись сведении, передаваемых страхователем (далее - форма АДВ-6-2), содержит данные в целом по страхователю и сопровождает пачки сведений ПУ на всех работников страхователя. Поэтому, в случае обнаружения нарушения заполнения отдельных сведений ПУ (даже в отношении одного работника), страхователю возвращаются все сведения ПУ. Несвоевременное внесение сведений ПУ на лицевые счета застрахованных лиц, ведет к нарушению гарантированных Конституцией Российской Федерации прав застрахованного лица на пенсионное обеспечение.

Согласно статье 17 Закона №27-ФЗ, за непредставление в установленные сроки сведений необходимых для осуществления учета в системе обязательного пенсионного страхования к страхователям применяют финансовые санкции в виде 10 процентов причитающихся за отчётный период платежей в ПФР на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии с разделом 7 Технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 № 190р «О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании», (далее - Технология обмена) страхователи, представляющие отчетность по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС), должны соблюдать следующий порядок:

-проверить сформированные ими файлы со сведениями ПУ на правильность подготовки проверочной программой ПРФ. Такими программами являются программы форматно-логическою контроля «CheckXML-UFA» и «CheekXMI.», актуальные версии которых размещаются на официальном сайте ПФР www.pfrf.ruили могут быть получены в территориальном органе ПФР. Таким образом, у плательщиков страховых взносов имеются необходимые инструменты для подготовки качественной отчетности в ПФР.

-обеспечивает достоверность передаваемых документов:

-после подготовки сведений о застрахованных липах в требуемом формате подписать их ЭЦП и в зашифрованном виде отправить в орган ПФР.

Согласно пункту 2 Технологии обмена подтверждением факта представления страхователем сведений в орган ПФР является протокол, содержащий сообщение об отсутствии ошибок в переданных сведениях.

Кроме того, статьей 15 Закона № 212-ФЗ определено, что обязанностью плательщиков страховых взносов является не только правильное исчисление и своевременная уплата страховых взносов, но и представление в установленные сроки и в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что наличие технических ошибок в электронном документообороте не зависит от учреждения. Представление расчета с ошибками не может образовать вменяемого учреждению состава правонарушения.

Однако в соответствии со статьей 39 Федерального закона №212-ФЗ орган контроля при вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.

Из материалов дела следует что сведения, передаваемые в органы ПФР за период с 14 по 18 ноября 2012 года, содержали множественные ошибки, данные ошибки носят информационных характер (неправильные расчет, противоречивые сведения и т.д.), искажают достоверность необходимых реквизитов, что подтверждается протоколом отчетности ПФР и журналами форматно-голической проверки файла (том №1 л.д. 47-57).

Ошибки допущены работниками учреждения при заполнении форм расчетов и сведений, что влечет наличие вины в действиях бюджетного учреждения в несвоевременном предоставлении документов и сведений.

В соответствии со статьей 44 Федерального закона №212 – ФЗ судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть применены смягчающие ответственность обстоятельства.Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

Суд апелляционной инстанции к данным обстоятельствам относит: учреждение, привлекаемое к ответственности, выполняет социально значимые функции, финансируется из бюджета, обладает недостаточным опытом по передаче сведений по средствам цифровых технологий, поскольку электронный документооборот введен недавно; нарушение совершено впервые.

С учетом смягчающих обстоятельств, апелляционный суд считает возможным снизить размер штрафа по решению от 28.12.2011 № 52 до 2000 руб. и по решению от 10.01.2012 № 03602912 РК 0000207 до 1000 руб.

Кроме того, с учетом приведенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает необходимым удовлетворить ходатайство муниципального бюджетного дошкольного учреждения детский сад комбинированного вида №8 «Аленький цветочек» об уменьшении государственной пошлины от 4000 рублей до 200 рублей.

Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей возложены на муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида №8 «Аленький цветочек» по причине нарушения порядка предоставлении доказательств на основании пункта 5 статьи 65 АПК РФ, так как о смягчающих обстоятельствах заявлено только в апелляционном суде.

Таким образом, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 3800 рублей подлежит возврату, о чем выдается соответствующая справка.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции не правильно применены нормы права, вынесено не законное и не обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда имеются основания для отмены решения Арбитражного суда Ставропольского края от 13.06.2012 по делу № А63-8125/12.

Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу удовлетворить частично.

Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.06.2012 по делу № А63-8125/12 отменить в части признания недействительными решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда России по г.Лермонтову, ОГРН 1022603425525 о привлечении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 8 «Аленький цветочек», г. Лермонтов, ОГРН 1022603423700 от 28.12.2011 № 52 к штрафу в сумме 2000 руб. и от 10.01.2012 № 03602912 РК 0000207 к штрафу в сумме 1000 руб., и взыскании государственной пошлины в сумме 4000 рублей, в удовлетворении заявленных требований в этой части отказать.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий Л.В. Афанасьева

Судьи Д.А. Белов

М.У. Семенов