НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 № 16АП-4730/14

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки Дело № А63-6232/2014

21 января 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015

Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2015

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),

судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу государственного учреждения – Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации филиал № 10, на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.10.2014 по делу № А63-6232/2014 (судья Макарова Н.В.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью Торговой компании «Ресурс-Юг» (Бройлерная промзона Шпаковского района Ставропольского края, ОГРН 1062303003465),

к государственному учреждению – Ставропольскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Ставрополь, ул. 8 Марта д. 3/1),

об оспаривании ненормативного правового акта,

при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью Торговой компании «Ресурс-Юг» - Васильева Л.А. по доверенности от 12.01.2015 № 8 и Ширгалиева В.В. по доверенности от 18.07.2014.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью Торговая компания «Ресурс-Юг» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к государственному учреждению – Ставропольскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – учреждение, Фонд) о признании незаконными решений государственного учреждения – Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации филиала № 10 (далее – апеллянт, филиал) от 04.06.2014 № 42 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 105 948,20 руб., а также решение филиала от 04.06.2014 № 34 в части доначисления недоимки в сумме 3072,50 руб. и штрафных санкций в размере 614,50 руб. (требования уточненные в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ))

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 17.10.2014 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, филиал подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы филиал ссылается на то, что у заявителя отсутствуют доказательства тех обстоятельств, на которые он ссылается.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, изучив и оценив в совокупности материалы дела, заслушав представителя учреждения, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба – не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании решений директора филиала от 20.03.2014 № 163 и от 20.03.2014 № 104 сотрудниками фонда социального страхования в период с 20.03.2014 по 21.03.2014 проведена документальная выездная проверка общества на предмет правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В ходе проверки Фондом установлено, что страхователем назначено и выплачено Матуре Елене Павловне ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком за период с 24.12.2012 по 31.12.2013 в сумме 93 542 руб. 88 коп.

При проверке правильности начисления и выплаты данного пособия установлено нарушение п. 54 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012 н (далее – Приказ № 1012), получателем Матурой Е.П. не представлен полный пакет документов от отца ребенка о неполучении им пособия из органов социальной защиты населения. В связи с чем фондом страхования сумма выплаты в размере 93 542 руб. 88 коп. не принята к зачету.

21.03.2014 по результатам документальной выездной проверки, составлена справка № 163, которая вручена заместителю главного бухгалтера Васильевой Л.А.

12.05.2014 составлен акт выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством № 254.

14.05.2014 указанный акт с уведомлением о рассмотрении 04.06.2014 материалов выездной проверки вручен заместителю главного бухгалтера Васильевой Л.А.

06.06.2014 сотрудниками филиала в присутствии заместителя главного бухгалтера Васильевой Л.А. и юриста-консультанта Поляковой Е.Е. общества рассмотрены акт выездной проверки от 12.05.2014 № 254 и письменные возражения страхователя от 27.05.2014 б/н, о чем составлен соответствующий протокол от 04.06.2014 № 36.

По результатам рассмотрения акта выездной проверки от 12.05.2014 № 254 и возражений страхователя решением директора филиала от 04.06.2014 № 42 страхователю предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в сумме 108 280 руб. 21 коп.

Решением от 04.06.2014 № 34 общество привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) с назначением штрафных санкций в размере 628 руб. 02 коп., пени в размере 4 193 руб. 64 коп. Обществу также предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 3 140 руб. 12 коп.

05.06.2014 данные решения вручены заместителю главного бухгалтера Васильевой Л.А.

На основании решения от 04.06.2014 № 42 филиала страхователю выставлено требование от 04.06.2014 № 42 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Не согласившись с решениями фонда, общество обратилось в суд с заявлением о признании решений фонда недействительными.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

В силу ч. 5 ст. 201 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон №165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.

Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона № 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

Исходя из статьи 22 Закона № 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон № 81-ФЗ) предусмотрено, что пособие по беременности и родам является одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей.

В статье 4 Закона № 81-ФЗ определено, что выплата указанного пособия производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон № 255-ФЗ).

Закон № 255-ФЗ регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В силу ст. 1.3 Закона № 255-ФЗ страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Статьей 2.1. Закона № 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Пункт 6 статьи 13 Закона № 255-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень документов, предоставляемых для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованным лицом, в том числе: заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, справку из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет также при необходимости справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие.

Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с ч. 4 настоящей статьи справка (сведения) из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) отца, матери (обоих родителей) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком запрашивается страховщиком в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в распоряжении которого находятся такие сведения.

Застрахованное лицо вправе по собственной инициативе представить указанную справку для назначения и выплаты пособия.

В соответствии со ст. 15.1 Закона № 255-ФЗ предусмотрено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Перечень документов представляемых застрахованным лицом установлен также Приказом № 1012н.

В пункте 28 данного Приказа № 1012н предусмотрено, что для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка представляются, в том числе: заявление о назначении пособия; справка о рождении ребенка (детей), выданная органами записи актов гражданского состояния; справка с места работы (службы, органа социальной защиты населения по месту жительства) другого родителя о том, что пособие не назначалось, - в случае, если оба родителя работают (служат), а также, если один из родителей ребенка не работает (не служит) или обучается по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях, а другой родитель ребенка работает (служит).

В пункте 54 Приказа № 1012н установлен исчерпывающий перечень документов предоставляемых для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе: заявление о назначении пособия; свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка (детей), за которым осуществляется уход, и его копия либо выписка из решения об установлении над ребенком опеки; свидетельство о рождении ребенка, выданное консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, - при рождении ребенка на территории иностранного государства и его копия, а в случаях, когда регистрация рождения ребенка произведена компетентным органом иностранного государства; документы, поименованные в подпункте "б" настоящего пункта, о рождении предыдущего ребенка (детей) либо документ об усыновлении предыдущего ребенка (детей) и его копия; справка с места работы (службы) отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он (она, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия, а в случае, если отец (мать, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях, - справка из органов социальной защиты населения по месту жительства отца, матери ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком (для одного из родителей в соответствующих случаях), а также для лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком вместо матери (отца, обоих родителей) ребенка.

Анализ п. 6 ст. 13 Закона № 255-ФЗ от 29.12.2006, п. 28 и п. 54 Приказа № 1012н свидетельствует о том, что только работающие родители предоставляют справки второго супруга с места работы о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком и о неполучении вторым супругом единовременного пособия при рождении ребенка. Справки из органов социальной защиты населения о неполучении пособий предоставляют только те родители, которые являются неработающими.

Поскольку форма справок законодательно не установлена, предъявляются требования только к содержащимся в них сведениям об использовании (неиспользовании) отпуска по уходу за ребенком и получении (неполучении) пособия вторым родителем, и в соответствии с действующим гражданским законодательством предприниматели несут самостоятельную ответственность за достоверность предоставленных ими сведений.

Согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.08.2011 № 18-1/2756 по вопросу порядка оформления справки с места работы (службы) отца ребенка о том, что он не использует отпуск по уходу за ребенком, в целях ее предоставления при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет форма справки не установлена и к ее содержанию могут предъявляться лишь требования о содержании сведений об использовании или не использовании отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Согласно материалам дела, Матурой Е.П. в общество для получения единовременного пособия при рождении ребенка представлены следующие документы: заявление, справка о рождении ребенка, справки из УТиСЗН, с места работы другого родителя о том, что данное пособие не назначалось и не выплачивалось.

Для получения ежемесячного пособия по уходу за ребенком Матурой Е.П. представлены следующие документы: заявление на отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, заявление о назначении и выплате пособия по уходу за ребенком до полутора лет, приказ на предоставление отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, свидетельство о рождении ребенка, справки с места работы другого родителя.

Матурой Е.П. представлены справки от супруга Матуры Чеслава Владимировича о том, что он не получал единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, заверенные его подписью печатью, поскольку он является индивидуальным предпринимателем.

Таким образом, суд первой инстанции правильно отклонил довод фонда о непредоставлении Матурой Е.П. справок ее супруга о неполучении им единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

При таких обстоятельствах, обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.

Вопрос о распределении судебных расходов, понесенных при подаче апелляционной жалобы филиалом, не был предметом рассмотрения, поскольку апеллянт в соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.10.2014 по делу № А63-6232/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий С.А. Параскевова

Судьи Л.В. Афанасьева

И.А. Цигельников