НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018 № А15-4337/2017

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки

10 апреля 2018 года                                                                     Дело №А15-4337/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2018 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Бейтуганова З.А., Макаровой Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Савиным Д.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан (далее – территориальный фонд) на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.12.2017 (судья Хавчаева К.Н.); при участии в судебном заседании: от территориального фонда – ФИО1 (доверенность от 27.03.2018), ФИО2 (доверенность от 30.03.2018), ФИО3 (доверенность от 27.03.2018), от Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – федеральный фонд) – ФИО4 (доверенность от 27.12.2017), от Правительства Республики Дагестан (далее – правительство) – ФИО5 (доверенности от 27.12.2017, 09.01.2018),

УСТАНОВИЛ

территориальный фонд обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к Республике Дагестан о возложении на правительство обязанности перечислить из республиканского бюджета в бюджет территориального фонда 967 101 243 руб. межбюджетных трансфертов на погашение задолженности за оказанную в декабре 2015 года медицинскую помощь (уточненные требования).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральный фонд, Министерство здравоохранения Республики Дагестан (далее – министерство здравоохранения).

Решением суда от 28.12.2017 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность субъекта Российской Федерации предоставлять межбюджетные трансферты в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования. В республиканском бюджете на 2015 год не предусматривались бюджетные ассигнования на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования и платежи на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования.

В апелляционной жалобе территориальный фонд просил отменить решение и принять новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, судом неправильно применены нормы материального права, не в полной мере исследованы обстоятельства дела, выводы суда ошибочны.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что поводом для обращения территориального фонда в суд послужило неисполнение министерством здравоохранения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за декабрь 2015 года. Причитающиеся к уплате в бюджет федерального фонда платежи (1210,8 млн. руб.) перечислены частично (243,7 млн. руб.), что привело к образованию задолженности в размере 967 101 243 руб. Вследствие этого федеральный фонд не перечислил территориальному фонду субвенцию за декабрь 2015 года в размере 1861,6 млн. руб. В результате не обеспечения правительством через министерство здравоохранения уплаты страховых взносов на неработающее население образовался долг на финансирование обязательного медицинского страхования в республике.

Согласно статье 1 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон №326-ФЗ) данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами (пункт 3 статьи 4 Закона №326-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 8 Закона №326-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относится уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Согласно части 1 и 5 статьи 24 Закона №326-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения признается календарный год. В течение расчетного периода уплата страховых взносов осуществляется страхователями путем перечисления суммы ежемесячного обязательного платежа в бюджет Федерального фонда.

Финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется за счет субвенций, перечисляемых из бюджета федерального фонда бюджетам территориальных фондов (пункт 1 части 4 статьи 26, статья 27 Закона №326-ФЗ).

Таким образом, действующее законодательное регулирование предполагает финансирование организации обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации в первую очередь, за счет страховых взносов, уплачиваемых субъектом Российской Федерации в бюджет федерального фонда, который впоследствии производит финансирование территориального фонда.

Обязанность субъекта Российской Федерации по перечислению страховых взносов на неработающее население непосредственно в территориальный фонд (минуя федеральный фонд) законодательством не предусмотрена.

Ссылка подателя жалобы на пункты 3 и 6 части 4 статьи 26 Закона №326-ФЗ отклоняется.

В силу названных норм доходы бюджетов территориальных фондов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. К доходам бюджетов территориальных фондов относятся: платежи субъектов Российской Федерации на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с настоящим Федеральным законом; межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации, в случаях, установленных законами субъекта Российской Федерации.

Размер и порядок уплаты платежей субъекта Российской Федерации, указанных в пунктах 3 и 4 части 4 настоящей статьи, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации (часть 7 статьи 26 Закона №326-ФЗ).

Из материалов дела не следует, что Законом Республики Дагестан предусмотрены финансовые обязательства субъекта Российской Федерации перед территориальным фондом в заявленном к взысканию размере.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований. Судом правильно применены нормы материального и процессуального права, доводы заявителя жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом, имели бы значение для правильного разрешения спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.12.2017 по делу №А15-4337/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                    Е.Г. Сомов

Судьи:                                                                                                  З.А. Бейтуганов

                                                                                                     Н.В. Макарова