ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-12083/2021-АК
г. Пермь
31 августа 2022 года Дело № А60-15016/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии:
от заявителя: Орлова К.А., служебное удостоверение № 302825, поручение от 24.08.2022,
от заинтересованного лица и третьего лица представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица, Федерального агентства лесного хозяйства,
на определение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 июня 2022 годао процессуальном правопреемстве
по делу № А60-15016/2021
по заявлению Прокуратуры Свердловской области (ИНН 6658033077, ОГРН 1036602647751)
к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН 6661089658, ОГРН 1026605251287)
третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства (ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298)
о признании незаконным бездействия по проведению лесоустройства на территории Нижне-Сергинского лесничества,
установил:
Прокуратура Свердловской области обратилась в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области с требованием (с учетом уточнений от 12.05.2021 г.):
1) признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, выразившееся в неисполнении обязанности по проведению лесоустройства на территории Нижне-Сергинского лесничества в части работ:
- по закреплению на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; - таксации лесов;
- проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;
2) обязать Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области провести лесоустройство в части работ по закреплению на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксации лесов; проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Нижне-Сергинского лесничества.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.07.2021 по делу № А60-15016/2021, оставленным без изменения постановлениями Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2021 и Арбитражного суда Уральского округа от 27.04.2022, удовлетворены требования прокуратуры Свердловской области о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство), выразившегося в неисполнении обязанности по проведению лесоустройства на территории Нижнее-Сергинского лесничества, возложении обязанностей на Министерство по закреплению на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксации лесов; проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Исполнительный лист в части возложения на Министерство обязанностей по лесоустройству направлен для принудительного исполнения в службу судебных приставов.
Министерство направило в Арбитражный суд Свердловской области заявление о процессуальном правопреемстве.
В качестве обоснования заявления Министерством указано на внесение Федеральным законом от 02.07.2021 № 304 «О внесений изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 304-ФЗ) изменений в ЛК РФ, согласно которым п. 7 ч. 1 ст. 83 ЛК, предусматривающий полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по проведению лесоустройства, утратил силу с 01.01.2022. С указанной даты мероприятия по лесоустройству возложены на федеральный орган исполнительной власти.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 20.06.2022 заявление Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области о процессуальном правопреемстве удовлетворено. В порядке процессуального правопреемства произведена замена стороны по делу №А60-15016/2021 с Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области на Федеральное агентство лесного хозяйства.
Не согласившись с вынесенным определением, Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить, отказать в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы приведены доводы о том, что материалы дела не содержат указанные в ст. 48 АПК РФ основания для процессуального правопреемства, Министерство в настоящее время не упразднено и не реорганизовано; изменение законодательства не свидетельствует об отсутствии у должника обязанности надлежащего исполнения решения суда; Федеральный закон от 02.07.2021 № 304-ФЗ имеет переходные положения (п. 5 ст. 4 Закона).
Прокуратура Свердловской области и Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, согласно которым просят обжалуемое определение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель прокуратуры позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных ст. 270 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с п. 1 ст. 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. По смыслу указанной нормы, необходимым условием и предпосылкой процессуального правопреемства является замена стороны в материальном правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
При этом, материальное правопреемство допускается не только в гражданско-правовых формах, поименованных в части 1 ст. 48 АПК РФ, возможны и другие - косвенные формы такого правопреемства, в том числе функциональное правопреемство органов государственной власти в публично-правовой сфере, при котором происходит переход элементов или части правового статуса (задач, функций, полномочий или их части, ответственности и др.) от одного государственного органа или должностного лица, в другому (другим).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.03.2019 № 303-ЭС18-23092 по делу № А59-166/2017, необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
В соответствии с п. 22 ст. 81 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2022) осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
Учитывая, что с 01.01.2022 полномочия Министерства по проведению лесоустройства прекращены и возложены на федеральный орган исполнительной власти, заинтересованное лицо по делу № А60-15016/2021 -Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области правомерно заменено судом на Федеральное агентство лесного хозяйства.
Доводы апелляционной жалобы после их рассмотрения отклонены апелляционным судом.
В силу абз. 1 ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Принимая во внимание, что решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.07.2021 по делу № А60-15016/2021 на Министерство была возложена обязанность по закреплению на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксации лесов; проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а в связи с изменениями действующего законодательства с 01.01.2022 эти функции осуществляет только Федеральное агентство лесного хозяйства, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявления.
Суд также не принимает ссылку подателя жалобы на то, что Федеральный закон от 02.07.2021 № 304-ФЗ имеет переходные положения, а именно в силу п. 5 ст. 4 названного закона к отношениям, связанным с исполнением заключенных до 1 января 2022 года государственных контрактов на выполнение лесоустроительных работ, включая их финансовое обеспечение в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, и договоров на выполнение работ по осуществлению мероприятий по лесоустройству с лицами, использующими леса, в отношении предоставленных им лесных участков, до истечения срока действия указанных государственных контрактов и договоров применяются положения Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что контракты (договоры) в целях исполнения решения суда по делу №А60-15016/2022 Министерством не были заключены. Предметом спора являлось бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, выразившееся в неисполнении обязанности по проведению лесоустройства на территории Нижне-Сергинского лесничества.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное определение, полно и правильно установил обстоятельства дела, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Свердловской области о процессуальном правопреемстве по делу № А60-15016/2021 от 21 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья Е. Ю. Муравьева