НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2023 № 17АП-6247/2023-ГК

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 7 /2023-ГК

г. Пермь

23 августа 2023 года                                                          Дело № А60-68272/2022­­

Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2023 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,

судейДружининой О.Г., Поляковой М.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мухаметовой Д.Р.,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области,

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 апреля 2023 года

по делу № А60-68272/2022

по иску Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «МехКомплект» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о возложении обязанности выполнить работы,

установил:

Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «МехКомплект» (далее – ответчик) о возложении обязанности в срок до 18.07.2023 выполнить работы по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений – 10,5 га.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17 апреля 2023 года (резолютивная часть решения от 06.04.2023) иск удовлетворен. На ответчика возложена обязанность выполнить работы по лесовосстановлению на площади земельного участка, равной 10,5 га, в порядке, предусмотренном Правилами осуществления лесовосстановления или лесоразведения в случае, предусмотренном частью 4 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.05.2022 N 897. С ответчика в доход федерального бюджета взыскано 6 000 руб. государственной пошлины.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 21.08.2023 удовлетворено заявление истца об изменении способа и порядка исполнения судебного акта, судом определено, что работы по лесовосстановлению на земельном участке, площадью равной 10,5 га подлежат выполнению в соответствии с действующим законодательством в течение одного года с момента вступления решения в законную силу.

Не согласившись с решением суда, истец обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт – об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В апелляционной жалобе истец приводит доводы о том, что Правила № 897 не заменяют Правила № 566, поскольку Правила № 897 определяют порядок осуществления лесовосстановления или лесоразведения, проводимого в соответствии с частями 1 и 2 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ на землях иных категорий, за исключением земель лесного фонда, Правила № 566 регламентировали порядок осуществления работ по лесовосстановлению на землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления в составе земель лесного фонда, что подтверждается пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2022 № 897 и пунктом 3 Правил № 566.

Истец считает, что применение Правил № 897 к указанным правоотношениям незаконно ограничивают права как Министерства, так и ООО «МехКомплект» ; в качестве альтернативы, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, предусматривается возможность провести работы по лесовосстановлению на землях иных категорий (часть 4 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ), в порядке, предусмотренном Правилами № 897, следовательно, выбор категории земель на которых будут проводиться работы по лесовосстановлению, является правом лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса РФ, реализуется в заявительном порядке.

Кроме того, Министерство ссылается на то, что основанием для обращения в суд послужило то, что включительно до 12.12.2022 (момент обращения Министерства с исковым заявлением) ООО «МехКомплект» фактически работы не проводились, при том, что лесная декларация ответчика действовала в период с 19.06.2020 по 18.06.2021; срок действия лесной декларации по договору аренды лесного участка № 49/20-з от 06.05.2020 окончился еще 18.06.2021, при этом законодательством на указанный момент был определен срок выполнения указанных работ - не позднее, чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, таким образом, к отношениям, возникшим между Министерством и ООО «МехКомплект», а именно - обязанности выполнить работы по лесовосстановлению у ООО «МехКомлект», будут применяться Правила № 566. Пояснил, что указанный в исковом заявлении срок выполнения работ по лесовосстановлению (18.07.2023) рассчитывался с учетом сроков для согласования земель (п. 11, 12 Правил 566), согласования проектов лесовосстановления, выполнения работ в ближайший весенний лесокультурный сезон.

Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2023 апелляционная жалоба Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 18.07.2023.

ООО «МехКомплект» направлены письменные возражения на жалобу, в которых ответчик указал, что Правила № 566, и Правила № 897 регламентируют целый порядок взаимоотношений между лесопользователем и государством в лице своих органов. Указанными документами предусмотрена последовательность административных процедур по подбору, согласованию участка, согласованию видов и объёмов работ, направлению корреспонденции и т.д. Прекративший действие нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок вышеуказанных действий, не используется самими уполномоченными государственными органами, в силу чего обязание ответчика выполнить лесовосстановление по недействующим Правилам сделает судебное решение заранее неисполнимым, поскольку установит лишь сокращенный срок выполнения работ, фактически же ответчику придется пройти все административные процедуры, предусмотренные действующими правилами. Пояснил, что в письме № 12-04-10/5760 от 03.04.2023, Минприроды Свердловской области согласовывает участок и указывает на дальнейшие административные процедуры, которые должен осуществить ответчик, предусмотренные ныне действующими Правилами лесовосстановления, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.12.2021 № 1024, следовательно, Минприроды Свердловской области подтверждает, что в настоящее время к ответчику применению подлежат действующие Правила и требует от ответчика проведения предусмотренных ими процедур: «не более чем за 60 рабочих дней и не менее чем за 30 рабочих дней до начала выполнения работ по лесовосстановлению необходимо представить проект лесовосстановления для согласования и последующего размещения на официальном сайте Министерства», работы на основании указанного письма Минприроды Свердловской области уже начаты и проводятся, с учетом доводов возражений просит решение оставить без изменения, в удовлетворении жалобы - отказать.

17.07.2023 в суд апелляционной инстанции от Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства со ссылкой на то, что 17.07.2023 Министерство обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об изменении порядка исполнения решения суда от 17.04.2023 по делу № А60-68272/2022 в порядке ст. 324 АПК РФ.

Определением суда апелляционной инстанции от 18.07.2023, вынесенным в составе председательствующего судьи Крымджановой Д.И., судей Гуляевой Е.И., Скромовой Ю.В. судебное разбирательство отложено на 21.08.2023.

Определением суда от 18.08.2023 на основании статьи 18 АПК РФ произведена замена судей Гуляевой Е.И., Скромовой Ю.В. на судей Дружинину О.Г., Полякову М.А. Рассмотрение дела начато с самого начала.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, что в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, между Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью ООО «МехКомлект» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № 49/20-з от 06.05.2020.

Согласно пункту 1.3 договора арендатору передается лесной участок с целью разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающих производств (Южная часть Груберского месторождения).

В подпункте «л» пункта 3.4 договора содержится обязанность арендатора осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов, проектом лесовосстановления и проектом лесоразведения.

Как указал истец, лесная декларация ответчика действовала в период с 19.06.2020 по 18.06.2021, при этом согласно декларации объем рубки лесных насаждений составляет 56,8 га.

В соответствии с данными отчета об использовании лесов по форме № 1-ИЛ ответчиком было вырублено в период с июня по декабрь 2020 года - 10,5 га. Срок действия лесной декларации по договору аренды лесного участка № 49/20-з от 06.05.2020, заключенного между Министерством и ООО «МехКомлект» окончился 18.06.2021.

Истцом в адрес ответчика направлено претензионное письмо от 21.07.2022 № 12 о необходимости проведения лесовосстановления на вырубках до 28.10.2022.

Поскольку в добровольном порядке работы по лесовосстановлению арендатором не выполнены, Министерство обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.

Разрешая спор, суд первой инстанции удовлетворил заявленные Министерством требования, возложив на ООО «МехКомлект» обязанность выполнить работы по лесовосстановлению на площади 10,5 га в порядке, предусмотренном Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.05.2022 N 897.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 21.08.2023 удовлетворено заявление истца об изменении способа и порядка исполнения решения, судом определено, что работы по лесовосстановлению на земельном участке, площадью равной 10,5 га подлежат выполнению в соответствии с действующим законодательством в течение одного года с момента вступления решения в законную силу.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из следующего.

В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.

Право аренды лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами (часть 1 статьи 9 ЛК РФ).

Частью 1 статьи 71 ЛК РФ предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на основании соответствующего договора аренды.

Как следует из части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом.

Таким образом, нормы лесного законодательства являются специальными, имеют приоритет перед нормами Гражданского кодекса и Земельного кодекса Российской Федерации.

Статьей 12 ЛК РФ определено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1); при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (часть 5).

В соответствии со статьей 25 ЛК РФ к видам использования лесов относятся заготовка древесины (п. 1 ч. 1), осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых (п. 11 ч. 1).

В силу части 1 статьи 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 ЛК РФ воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление.

Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых Лесным кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению (часть 3 статьи 61 ЛК РФ).

Согласно статье 62 ЛК РФ, в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ (до 01.01.2019) лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов (часть 1); на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.

Таким образом, до 01.01.2019 Лесным кодексом Российской Федерации обязанность по лесовосстановлению возлагалась на арендаторов, осуществлявших на основании договора аренды вид деятельности по заготовке древесины.

Аналогичное правило было закреплено в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 183 (подпункт "а" пункта 4), и в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2016 N 375 (подпункт "а" пункта 4).

Законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ, вступившим в силу в соответствии со статьей 4 с 01.01.2019, в Лесной кодекс были внесены, в том числе следующие изменения.

Согласно части 2 статьи 62 ЛК РФ, в редакции Закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.

Таким образом, по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов.

Также Законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ ЛК РФ дополнен статьей 63.1, согласно части 1 которой за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ) предусмотренная частью 1 данной статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 данного Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.

Таким образом, статьей 63.1 ЛК РФ установлены особенности осуществления лесовосстановления для лиц, использующих леса для целей геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (статья 43), строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений (статья 44), строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45), создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (статья 46); для данных категорий лесопользователей установлена обязанность проведения лесовосстановления не на арендованном лесном участке, а в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (компенсационное лесовосстановление) в установленный срок после рубки лесных насаждений.

Нормы аналогичного содержания предусмотрены в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.03.2019 N 188.

Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ (далее - Закон N 303-ФЗ) в Лесной кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 Лесного кодекса.

При этом как в соответствии с частью 2 статьи 62 ЛК РФ в редакции, действовавшей с 01.01.2019, так и в соответствии с частями 5, 6 статьи 62 ЛК РФ в редакции, действующей с 01.09.2021, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.

В силу части 1 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона N 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.

Законом N 303-ФЗ статья 63.1 ЛК РФ дополнена частью 7, согласно которой данная статья не распространяется на следующие случаи: 1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 Лесного кодекса; 2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр; 3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 303-ФЗ Закон вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.

Частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона N 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.

В соответствии со статьей 63.1 ЛК РФ утверждены Правила от 07.05.2019 N 566.

Согласно пункту 2 Правил от 07.05.2019 N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса соответственно.

Пункт 5 Правил от 07.05.2019 N 566 содержит указание на то, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.

Учитывая, что частью 2 статьи 62 ЛК РФ, в редакции, действовавшей с 01.01.2019, обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возложена на лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, то, следовательно у лиц, использующих леса для названных целей и осуществивших рубки после 01.01.2019, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 N 307-ЭС22-5959 указано, что по смыслу статьи 63.1 ЛК РФ и Правил N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 ЛК РФ, и не на том участке, где осуществляется строительство линейного объекта, а на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины.

Данные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения, а не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений.

Нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер, подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры и не могут быть изменены (исключены) сторонами условиями договора.

Поскольку лесной участок предоставлен ООО «МехКомлект» для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающих производств (Южная часть Груберского месторождения), ответчик осуществил рубку лесных насаждений в период с июня по декабрь 2020 года, что следует из лесной декларации и отчета об использовании лесов, указанная рубка лесных насаждений на площади 10,5 га не связана исключительно с вышеуказанными целями, следует признать обоснованным требования Министерства к ООО «МехКомлект»  о выполнении мероприятий по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно возложил на ООО «МехКомлект» обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений – 10,5 га.

Согласно комплексному толкованию норм Лесного кодекса Российской Федерации лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений (часть 1 статьи 63.1). Лесовосстановление указанными лицами производится на землях лесного фонда, осуществляется в субъекте Российской Федерации, на территории которого проведена рубка лесных насаждений, либо по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на территориях иных субъектов Российской Федерации, определенных таким федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 63.1).

В качестве альтернативы, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, предусматривается возможность провести работы по лесовосстановлению на землях иных категорий (часть 4 статьи 63.1), в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2022 N 897 ("Правила осуществления лесовосстановления или лесоразведения в случае, предусмотренном частью 4 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации").

Следовательно, выбор категории земель на которых будут проводится работы по лесовосстановлению, является правом лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, реализуется в заявительном порядке.

Кроме того, в момент возникновения у ООО «МехКомлект» обязанности по выполнению работ по лесовосстановлению действовали Правила от 07.05.2019 N 566, согласно пункту 5 которых лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации.

Аналогичный срок закреплен в подпункте "ж" пункта 18 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.07.2020 N 434 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута", который вступил в силу с 01.01.2021 и действует по настоящее время.

31.08.2022 Правила от 07.05.2019 N 566 утратили силу.

С 01.09.2022 вступил в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.12.2021 N 1024 "Об утверждении Правил лесовосстановления, формы, состава, порядка согласования проекта лесовосстановления, оснований для отказа в его согласовании, а также требований к формату в электронной форме проекта лесовосстановления" (далее - Правила лесовосстановления N 1024).

Согласно пункту 7.1 Правил лесовосстановления N 1024, лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению в субъекте Российской Федерации, на территории которого проведена рубка лесных насаждений, либо по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на территориях иных субъектов Российской Федерации, определенных таким федеральным органом исполнительной власти, на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через три года со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 ЛК РФ, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.

Как следует из материалов дела, вынесенным определением Арбитражного суда Свердловской области от 21.08.2023 по настоящему делу изменен порядок и способ исполнения решения. Полагая, что ограничение предоставленных Правилами лесовосстановления, утв. приказом Минприроды России от 29.12.2021 N 1024, прав приведет к затруднению исполнения судебного акта, при этом сторонами не оспаривается, что ответчиком выбор земель осуществлен, посадка также осуществлена, ответчику необходимо передать результат лесовосстановительных работ истцу.

В отзыве на жалобу от 18.06.2023 ответчик также указывал, что работы по выполнению лесовосстановления уже начаты и проводятся порядка 3 месяцев.

С учетом изложенного суд первой инстанции в определении об изменении способа и порядка исполнения судебного акта обоснованно установил срок исполнения обязанности один год с учетом срока обжалования судебного акта, необходимости приемки выполненных работ, устранения недостатков в случае их выявления.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным. Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 апреля 2023  года по делу № А60-68272/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Д. И. Крымджанова

Судьи

О. Г. Дружинина

М. А. Полякова