ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-16173/2021-АК
г. Пермь
19 января 2022 года Дело № А50-15444/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Голубцова В.Г., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шляковой А.А.,
при участии:
представителя заявителя, ФИО1, действующего по доверенности № 106 от 09.06.2021, предъявлены паспорт, диплом;
представителя заинтересованного лица и третьего лица, ФИО2, действующей по доверенности № 136 от 30.09.2021, предъявлены паспорт, диплом
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда);
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица, Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29 сентября 2021 года
по делу № А50-15444/2021
по заявлению Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонному) (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третье лицо - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании частично недействительным решения об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсий от 16.03.2021 № 521,
установил:
Государственное казенное учреждение Центр занятости населения Пермского края (далее – заявитель, учреждение, Центр занятости населения Пермского края) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонному) (далее – заинтересованное лицо, Управление, Управление ПФР) о признании частично недействительным решения об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсий от 16.03.2021 № 521.
На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в статусе третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее - третье лицо, Отделение ПФР, Отделение фонда).
Решением Пермского края от 29 сентября 2021 года заявленные требования удовлетворены: признано недействительным вынесенное Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонным) решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсий от 16.03.2021 № 521 в части пункта 3 итоговой части, которым на Государственное казенное учреждение Центр занятости населения Пермского возложена обязанность внести сумму переплаты пенсии на счет Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю. Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю обжаловало его в порядке апелляционного производства, просило решение суда отменить.
Отделение не согласно с выводом суда о недоказанности Управлением противоправности действий (бездействий) Центра занятости населения и вины в причинении вреда в виде безосновательно выплаченных сумм пенсий. Указывает, что поскольку по состоянию на 29.10.2020 на индивидуальном лицевом счете ФИО3 отсутствовали индивидуальные сведения за 2020 год, провести анализ представленных сведений в отношении ФИО3 с ее устными пояснениями не представлялось возможным.
Кроме того, тот факт, что согласно статье 11 Закона № 27-ФЗ, а также пункту 26 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н., органы службы занятости населения не наделены обязанностью ежемесячного представления сведений о периодах, включаемых в страховой стаж граждан, признанных в установленном порядке безработными.
Полагает, страхователем - Центром занятости населения в отношении застрахованного лица - ФИО3 за период с 09.01.2020 года по 12.08.2020 года представлены недостоверные сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, что повлекло неправомерное назначение страховой пенсии по старости ФИО3
Центром занятости населения Пермского края представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому учреждение с доводами апеллянта не согласно, просит оставить решение суда без изменения.
Заявителем к отзыву приложены дополнительные документы. Рассмотрев их в качестве ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, суд апелляционной инстанции удовлетворил его частично, приобщив к материалам дела копию свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения, копию приказа Министерства социального развития Пермского края от 21.01.2021 № 33-01-03-26 «Об утверждении устава Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края»; копия устава ГКУ ЦЗН Пермского края, утвержденного приказом Министерства социального развития Пермского края от 21.01.2021 № 33-01-03-26, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) в отношении ГКУ ЦЗН Пермского края к материалам дела не приобщены.
Участвовавшие в судебном заседании представители заинтересованного лица, третьего лица и заявителя позиции отраженные в апелляционной жалобе и отзыве на нее соответственно поддержали.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, при приеме заявления о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ФИО3 устно сообщила специалисту клиентской службы Управления ПФР о том, что она состояла в определенный период на учете в центре занятости населения как безработная.
Управлением фонда в адрес учреждения направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.10.2020 № б/н, которое получено заявителем 30.10.2020.
Как следует из содержания указанного уведомления Управления ПФР от 29.10.2020, учреждению надлежит на застрахованное лицо - ФИО3 представить корректирующую форму индивидуальных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период с 09.01.2020 по 12.08.2020 с кодом категории застрахованного лица «БЕЗР». При этом в качестве причины направления уведомления Управления указано на необходимость сдачи исходной формы для последующего выхода лица на пенсию.
Учреждением на основании указанного уведомления Управления ПФР от 29.10.2020 представлена 02.11.2020 в отношении ФИО3 исходная форма СЗВ-СТАЖ с кодом категории застрахованного лица - «БЕЗР» (безработный гражданин).
Для целей уточнения обстоятельств представление в Управление фонда сведений о периоде стажа ФИО3 заявителем в Управление ПФР направлено письмо от 09.03.2021 № СЭД-01-07-360 с приложением соответствующих документов.
Впоследствии учреждение, выявив, что период с 09.01.2020 по 12.08.2020 (7 месяцев 4 дня) подлежит исключению из страхового стажа ФИО3, направило в Управление ПФР 15.03.2021 форму СЗВ-СТАЖ с типом «отмн.» (отменяющую).
В адрес учреждения направлено решение Управления ПФР об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсий, от 16.03.2021 № 521, в котором отражено, что: подлежит постановке на учет выявленная сумма балансовой переплаты страховой пенсии по старости в размере 13 704,94 руб. за период с 29.10.2020 по 28.02.2021 (пункт 2 итоговой (резолютивной) части), учреждение обязано выявленную сумму переплаты внести на счет Отделения ПФР до 30.04.2021 (пункт 3 итоговой (резолютивной) части).
Не согласившись с решением Управления ПФР в отношении пункта 3 итоговой (резолютивной) части, учреждение направило в Отделение фонда жалобу от 09.04.2021 № СЭД-01-07-613 с просьбой признать незаконным и отменить пункт 3 указанного решения Управления ПФР от 16.03.2021 № 521.
Заявителем получено 17.05.2021 письмо Отделения ПФР от 11.05.2021 № 09/21-307-О-2358, исходя из которого решение о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных ФИО3, правомерно направлено Управлением фонда в адрес учреждения для возмещения причиненного внебюджетному фонду ущерба в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Не согласившись указанным решением Управления фонда в части пункта 3 итоговой (резолютивной) части, учреждение обратилось Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании отмеченного решения Управления в указанной части недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из незаконности действий, недействительности вынесенного решения.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возлагается на этот орган.
Согласно ст. 1 Федерального закона №27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ определено, что сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее также - ПФР), осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 2.1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь не позднее 20 дней со дня окончания квартала представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг сведения, предусмотренные частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее - Федеральный закон № 56-ФЗ). Указанные сведения также могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона №27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее также - Закон № 167-ФЗ), статьями 8, 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Страхователи обязаны выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (абзац 5 п. 2 ст. 14 Закона № 167-ФЗ).
Как указано в п. 2 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ страховщик обязан, в частности:
- осуществлять контроль за правильностью представления и достоверностью сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета;
- осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда;
- обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием, в том числе на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.
В п. 3 ст. 13 Закона № 167-ФЗ указано, что за нарушение положений настоящего Федерального закона и иных актов законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании страховщик несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Застрахованные лица обязаны предъявлять страховщику содержащие достоверные сведения документы, являющиеся основанием для назначения и выплаты обязательного страхового обеспечения, предусмотренного настоящим Федеральным законом (абзац 2 п. 2 ст. 15 Закона № 167-ФЗ).
В п. 3 ст. 15 Закона № 167-ФЗ установлено, что в случае невыполнения указанных в настоящей статье обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм из бюджета УПФ РФ застрахованные лица несут ответственность в размере причиненного ими ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На застрахованных лиц, признанных в установленном порядке безработными, сведения представляются органами службы занятости населения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: - страховой номер индивидуального лицевого счета; - фамилию, имя и отчество; - дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения представляются по форме СЗВ-СТАЖ «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 № 507п.
Пунктом 2 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н (далее также - Инструкция № 211н), предусмотрено, что индивидуальный (персонифицированный) учет осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
На основании пункта 24 Инструкции № 211н сведения о застрахованных (зарегистрированных) лицах, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (далее – индивидуальные сведения), а также сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации представляют: страхователи, признаваемые таковыми в соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Закона № 27-ФЗ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; застрахованные лица - лица, признаваемые таковыми в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; налоговый орган.
В соответствии с пунктом 27 Инструкции № 211н орган службы занятости населения представляет индивидуальные сведения о периодах, включаемых в страховой стаж граждан, признанных в установленном порядке безработными, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором зарегистрирован в качестве страхователя орган государственной власти субъекта Российской Федерации, образовавший указанный орган службы занятости населения, в порядке и сроки, установленные Законом № 27-ФЗ.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее также - Закон о занятости населения).
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона о занятости населения. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона о занятости населения).
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н (далее также - Перечень № 958н).
Пунктом 6 Перечня № 958н определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: а) подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»; б) об индивидуальном пенсионном коэффициенте.
В случае если необходимые для установления пенсии документы (сведения) находятся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, их представление не требуется (пункт 50 Перечня № 958н).
Пунктом 51 Перечня № 958н закреплено, что необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения.
В соответствии с пунктом 101 Перечня № 958н трудовой стаж подтверждается в порядке, установленном Законом № 400-ФЗ для подтверждения страхового стажа.
Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее также - Правила № 884н).
Как установлено судом из материалов дела, при подаче заявления о назначении страховой пенсии по старости от 29.10.2020 ФИО3 устно сообщила специалисту клиентской службы УПФР в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) информацию о том, что она состояла на учете в центре занятости населения как безработная с 09.01.2020 по 12.08.2020, не предоставив при этом письменных подтверждений своим словам.
УПФР в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное), не проведя надлежащим образом проверку указанной устной информации, направило в ГКУ ЦЗН Пермского края в отношении ФИО3 уведомление от 29.10.2020.
В силу полученного Уведомления на застрахованное лицо ФИО3, необходимо было представить корректирующую форму индивидуальных сведений за отчетный период с 09.01.2020 по 12.08.2020 с кодом категории застрахованного лица БЕЗР. При этом в качестве причины направления запроса в Уведомлении была указана необходимость сдать исходную форму для последующего выхода на пенсию.
Целью направления в ГКУ ЦЗН Пермского края уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у ПФ РФ, является необходимость внесения корректирующих сведений о страховом стаже гражданина.
Форма уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у ПФ РФ, содержится в приложении № 5 к постановлению Правления ПФ РФ от 23.11.2016 № 1058п «Об утверждении форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и о признании утратившим силу постановления Правления ПФР от 29 июля 2016 г. № 684п».
Формат для форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, содержится в приложении № 2 к постановлению Правления ПФ РФ от 11.01.2018 № Зп «Об утверждении формата, порядка и условий направления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи страхователю форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ» (далее - Формат для форм документов).
В абзаце 3 п. 3.2.5 «Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у ПФ РФ» Формата для форм документов установлено, что территориальный орган ПФР в связи с выявлением ошибок (несоответствий) в представленных сведениях индивидуального (персонифицированного) учета составляет Уведомление, цель которого уведомить страхователя о необходимости устранения в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений.
Приложением к Уведомлению об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у ПФ РФ, могут быть протоколы проверки, сформированные в автоматическом режиме при проверке представленной страхователем отчетности, а также иные документы и (или) информация, свидетельствующая о выявленных ошибках и (или) несоответствиях (абзац 4 п. 3.2.5 «Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у ПФ РФ» Формата для форм документов).
При этом действующее законодательство не возлагает на ГКУ ЦЗН Пермского края обязанность проверять достоверность информации, указанной в уведомлениях об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у ПФ РФ.
Любая организация обязана исполнить уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у ПФ РФ, до истечения срока, установленного для исполнения уведомления.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования») страхователи представляют предусмотренные п.п. 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы ПФ РФ по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные п 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФ РФ, уведомление об устранении в течение 5 (пяти) рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается 6 день считая с даты отправления заказного письма (ч. 5 ст. 17 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
На основании п. 27 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н (далее - Инструкция), орган службы занятости населения представляет индивидуальные сведения о периодах, включаемых в страховой стаж граждан, признанных в установленном порядке безработными, в территориальный орган ПФ РФ, в котором зарегистрирован в качестве страхователя орган государственной власти субъекта Российской Федерации, образовавший указанный орган службы занятости населения, в порядке и сроки, установленные ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
В абзаце 1 п. 38 Инструкции установлено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у ПФ РФ, а также несоответствия их формам и форматам, установленным ПФ РФ, страхователю вручается уведомление об устранении в течение 5 (пяти) рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у ПФ РФ, несоответствиях формам и форматам, установленным Г1Ф РФ (протокол проверки).
Страхователь в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа ПФ РФ о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган ПФ РФ уточненные индивидуальные сведения (абзац 5 п. 38 Инструкции).
Как указано в абзаце 2 п. 40 Инструкции, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом ПФ РФ страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Исходя из вышеизложенного, в соответствии с Уведомлением 02.11.2020, до момента наступления срока предоставления сведений за 2020 г., ГКУ ЦЗН Пермского края представило в ПФ РФ в отношении ФИО3 исходную форму СЗВ- СТАЖ за период с 09.01.2020 по 12.08.2020 с кодом категории застрахованного лица БЕЗР (безработный), что подтверждается протоколом проверки отчетности, который был принят ПФ РФ без замечаний.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.
В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации») время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.
Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом ПФ РФ индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФ РФ представить в территориальный орган ПФ РФ уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются (абзац 3 п. 40 Инструкции).
После выполнения требований Уведомления, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 09.01.2020 обратилась в территориальный отдел по Дзержинскому району г. Перми ГКУ ЦЗН Пермского края с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. В результате ФИО3 была поставлена на учет как гражданка, обратившаяся за содействием в поиске подходящей работы, а не как безработная.
15.09.2020 ФИО3 была снята с учета в ТО по Дзержинскому району г. Перми в связи с длительным непосещением ЦЗН.
Таким образом, в период с 09.01.2020 по 15.09.2020 ФИО3 находилась на учете в ТО по Дзержинскому району г. Перми в качестве ищущей работу, а не в качестве безработной, не получая пособие по безработице. Согласно ФЗ «О страховых пенсиях» и Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» данный период не засчитывается в страховой стаж ФИО3
В последующем ГКУ ЦЗН Пермского края проведена корректировка периода с 09.01.2020 по 12.08.2020, исключив из него код БЕЗР, с учетом получения сведений о том, что Уведомление было составлено органом ПФ РФ по устной информации ФИО3
На основании статей 12, 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Соответствующие разъяснения отражены в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Как закреплено пунктом 2 статьи 1064 ГК РФ, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом (пункт 3 статьи 1064 ГК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что обязанность возместить причиненный вред как мера гражданско-правовой ответственности применяется к причинителю вреда при наличии состава правонарушения, включающего, как правило, наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступлением вреда, а также его вину (в частности, постановления от 15.07.2009 № 13-П и от 07.04.2015 № 7-П; определения от 04.10.2012 №1833-О, от 15.01.2016 № 4-О, от 19.07.2016 № 1580-О). Тем самым предполагается, что привлечение лица к ответственности за деликт в каждом случае требует установления состава гражданского правонарушения.
Обращаясь к вопросам, связанным с применением мер ответственности, в том числе гражданско-правовой, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал следующие правовые позиции: такие меры должны не только соответствовать характеру совершенного деяния, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к ответственности, тому вреду, который причинен в результате деликта, обеспечивая баланс основных прав гражданина и общего интереса, состоящего в защите общества и государства; иное противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за правонарушения (постановления от 19.03.2003 № 3-П, от 27.05.2008 № 8-П, от 13.07.2010 № 15-П, от 17.01.2013 № 1-П и от 14.02.2013 № 4-П).
При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - общепризнанный принцип привлечения к юридической ответственности во всех отраслях права.
С учетом названного принципа в гражданском законодательстве установлены основания ответственности за причинение вреда. В частности, согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1); такое лицо освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине; при этом законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно ч. 8 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» в случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.
Исходя из пункта 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями; при этом контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Апелляционный суд признает верными выводы суда первой инстанции, касающиеся того, что Управление ПФР без проверки указанной информации о периоде нахождении ФИО3 на учете в качестве безработной в порядке и способами, определенными пунктом 22 Правил № 884н, направило в адрес учреждения уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.10.2020 № б/н (по форме, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 № 1058п, используемой в процедурах рассмотрения вопросов о привлечении страхователей к публичной ответственности).
При этом, оформление уведомления Управления фонда от 29.10.2020 № б/н по форме, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 № 1058п, используемой в процедурах рассмотрения вопросов о привлечении страхователей к публичной ответственности, как указал заявитель, не позволяло воспринимать его в качестве запроса о проверке (анализе) сведений, имеющихся в распоряжении учреждения в отношении ФИО3
Управление фонда как территориальный орган страховщика, наделенный публичными функциями, и обязанный исключать факты необоснованного расходования средств внебюджетного фонда, после получения от страхователя сведений в отношении застрахованного лица, обязано было провести анализ поступивших сведений в отношении ФИО3, при необходимости уточнить либо повторно запросить информацию в учреждении, а не основываться лишь на сведениях формы СЗВ-СТАЖ, представленной учреждением.
Поскольку Управлением фонда заявлен ущерб в виде переплаты средств внебюджетного фонда, суд обоснованно пришел к выводу о недоказанности Управлением ПФР противоправности действий (бездействия) заявителя и вины в причинении вреда в виде безосновательно выплаченных сумм пенсии.
Представляемые страхователями сведения о застрахованных лицах в составе отчета по форме СЗВ-СТАЖ (сведения индивидуального (персонифицированного) учета) являются основой, но не могут рассматриваться в качестве единственного и самодостаточного основания для назначения и выплаты пенсии при наличии сомнений в актуальности и достоверности имеющихся сведений; нормативно, в числе обязанностей территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации предусмотрены проверка достоверности, уточнение поступивших сведений о застрахованных лицах.
Возможное наличие нарушений в действиях (бездействии) страхователя не освобождает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации от обязанности по принятию обоснованного решения при реализации собственных полномочий по назначению пенсии.
Таким образом, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Управлением фонда при рассмотрении вопроса о назначении пенсии лишь на основании устных пояснений ФИО3 и представленных учреждением по указанию самого же Управления ПФР (в виде уведомления от 29.10.2020) сведений в составе отчета по форме СЗВ-СТАЖ (при отсутствии дополнительной проверки указанной информации и запросе сведений у ФИО3 (пункты 13, 58, 73 Административного регламента, пункт 22 Правил № 884н), непринятии решения о приостановлении срока рассмотрения заявления о назначения пенсии (пункт 16 Административного регламента), непринятии мер по проверке достоверности (актуальности) полученных сведений (пункт 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ, пункт 2 статьи 13 Закона № 167-ФЗ, часть 9 статьи 21 Закона № 400-ФЗ, подпункт «б» пункта 22, пункт 23 Правил № 884н, пункт 37 Инструкции № 211н)) не проявлена разумность и осмотрительность в реализации им своих полномочий, не соблюдены критерии внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств (периода стажа) для целей принятия решения о назначении пенсии.
Поскольку Управлением ПФР не доказаны именно виновные и противоправные действия учреждения как страхователя, обусловившие выплату излишних сумм пенсии, пункт 3 оспоренного решения Управления ПФР не может быть признан законным, и указанное решение Управления фонда от 16.03.2021 № 521 в части пункта 3 итоговой части, которым на учреждение Центр занятости населения Пермского края возложена обязанность внести сумму переплаты пенсии на счет Отделения фонда, как не соответствующее приведенным нормативным установлениям с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, нарушающее права и законные интересы заявителя подлежало признанию недействительным.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов.
Несогласие стороны с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование участником спора норм действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя апелляционной жалобы.
Взыскание с Пенсионного фонда госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду его освобождения от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 сентября 2021 года по делу № А50-15444/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
И.В. Борзенкова
В.Г. Голубцов
Судьи
Е.Ю. Муравьева