НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2022 № 17АП-2861/2022-ГК

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-2861/2022-ГК

г. Пермь

14 апреля  2022  года                                                          Дело №А60-34916/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2022 года.

Постановление в полном объёме изготовлено 14 апреля 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лихачевой А.Н.,

судей  Власовой О.Г., Яринского С.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мамонтовой Д.И.; 

от истца, ответчиков, третьих лиц представители не явились;

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика –   Администрации Сысертского городского округа,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 19 января 2021 года,

по делу №А60-34916/2021  

по иску открытого акционерного общества «Объединенная теплоснабжающая компания» (ИНН 6658447960,ОГРН 1136658039100)

к  Администрации Сысертского городского округа (ИНН 6652004915, ОГРН 1026602178151), Свердловской области в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области,

третьи лица: МКУ «Информационно-расчетный центр», Региональная энергетическая комиссия Свердловской области,

о взыскании убытков,

установил:

Открытое акционерное общество «Объединенная теплоснабжающая компания» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Администрации Сысертского городского округа (далее – ответчик) о взыскании убытков в сумме 1 473 545 руб. 17 коп.

В судебном заседании 15.09.2021 суд первой инстанции по ходатайству истца, в отсутствие возражений со стороны ответчика и на основании ст. 51 АПК РФ посчитал необходимым привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, МКУ «Информационно-расчетный центр» (ИНН 6652020434).

Судом также на обсуждение истца вынесен вопрос о привлечении в качестве соответчика Свердловской области в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области. Истцом согласие на привлечение соответчика не дано. В отсутствие возражений сторон и на основании ст. 51 АПК РФ судом полагает необходимым привлечь указанное лицо к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

В судебном заседании 15.09.2021 истец заявленные требования к ответчику поддержал; ответчик против удовлетворения иска возражал, в том числе с учетом того, что является ненадлежащим ответчиком.

Определением от 15.09.2021 с учетом привлечения к участию в деле третьих лиц, принимая во внимание необходимость предоставления сторонам дополнительного времени для ознакомления с документами оппонентов и формирования окончательной правовой позиции по спору, а также представления дополнительных доказательств и времени с целью проведения переговоров, суд первой инстанции, руководствуясь принципами равноправия и состязательности сторон (статьи 8, 9 АПК РФ), а также положениями ч. 5 ст. 158 АПК РФ, отложил судебное заседание по настоящему делу.

В судебном заседании 06.10.2021 судом первой инстанции по ходатайству истца привлечена в качестве соответчика Свердловская область в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области с исключением из числа третьих лиц по делу, о чем принято отдельное определение.

Судом приобщены к материалам дела постановление администрации СГО от 14.03.2014 № 648, акты обследования от 31.01.2019, отзыв третьего лица на исковые требования.

Определением от 06.10.2021, в связи с привлечением к участию в деле соответчика судебное разбирательство отложено судом  первой инстанции  на основании ст. 158 АПК РФ, с целью предоставления вновь привлеченному соответчику дополнительного времени для формирования правовой позиции по спору.

        В судебном заседании 29.11.2021 суд первой инстанции по ходатайству ответчика и на основании ст. 51 АПК РФ посчитал необходимым привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Региональную энергетическую комиссию Свердловской области с учетом того, что принятый по настоящему делу судебный акт может повлиять на права и обязанности третьего лица по отношению к сторонам спора, поскольку третье лицо является уполномоченным органом исполнительной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, сборов, размеров платы).

        Учитывая привлечение третьего лица, принимая во внимание необходимость представления сторонами дополнительных доказательств, судебное разбирательство по делу отложено судом первой инстанции на основании ст. 158 АПК РФ с целью извещения третьего лица о судебном процессе, представления документов сторонами на срок, превышающий календарный месяц, с согласия сторон.

        В судебном заседании к материалам дела приобщены дополнительные пояснения Министерства, а также поступившие от истца дополнительные документы, в том числе приложение к заявке на предоставление субсидии от 07.02.2020 № 1-006/1/и-179.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19 января 2022 года (резолютивная часть от 14.01.2022) исковые требования удовлетворены.

С Администрации Сысертского городского округа (ИНН 6652004915, ОГРН 1026602178151) в пользу открытого акционерного общества «Объединенная теплоснабжающая компания» (ИНН 6658447960, ОГРН 1136658039100) взысканы убытки в сумме 1 473 545 руб. 17 коп., расходы на оплату государственной пошлины в сумме 27 735 руб.

В удовлетворении исковых требований к Свердловской области в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области отказано.

Не согласившись с решением суда, ответчик ( Администрация) обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции или новое решение об  отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование своей позиции  приводит в апелляционной жалобе доводы, аналогичные изложенным возражениям по иску, полагает, что истцом не представлено документов и доказательств, подтверждающих, что со стороны Администрации имели место нарушения, которые бы находились в причинно-следственной связи с убытками; незаконность действий Администрации не доказана, действия Администрации не оспаривались; при уточнении размера субсидии МКУ «ИРЦ» и Администрация руководствовались нормами действующего законодательства, в том числе пп.2 п.1 статьи 2 Закона Свердловской области от 25.04.2013 №40-ОЗ. Согласно которым одним из условий предоставления субсидии является наличие общедомовых приборов учета (ОДПУ) в МКД, заявка на финансирование была скорректирована с учетом домов без ОДПУ, ЭСО не предоставлены акты невозможности установки ОДПУ; судом не дана оценка подписанному сторонами соглашению №1 от 15.05.020 о предоставлении в 2020 году из бюджета на возмещение затрат, объем которых составляет 6 822 100 рублей, действия Администрации по перечислению субсидии в меньшем размере не были оспорены, трехмесячных срок об оспаривании действий (ч.4 ст.198 АПК РФ) пропущен; считает ошибочным вывод суда первой инстанции, что Администрация является надлежащим ответчиком,  судом не учтены доводы Администрации о не предоставлении ОТСК актов невозможности установки приборов учета по спорным домам; ссылается на подложность представленного истцом в последнее судебное заседание акта о невозможности установки приборов учета по адресу:с.Патруши,ул.1-ая Окружная,39, по тому мотиву, что ранее в Администрацию и МКУ «ИРЦ» данный акт не представлялся.

К апелляционной жалобе ответчиком приложены копии писем Администрации, МКУ «ИРЦ» и ООО «ОТСК» на 7 л.; акт обследования, на предмет установления технической возможности установки прибора учета, от 02.02.2022.

В приобщении указанных документов в качестве дополнительных доказательств по делу судом апелляционной инстанции отказано на основании п.2 ст.268, ст.65, 9 АПК РФ в связи с отсутствием к тому соответствующего правового обоснования наличия объективных уважительных причин непредставления этих документов в суд первой инстанции. 

Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец,  доводы апелляционной жалобы Администрации отклонил со ссылкой на п.4 Постановления Правительства Свердловской области от 18.12.2013 № 1539-ПП, п.12 Постановления Администрации СГО от 14.03.2018 № 648, переписку  сторон, указал на то, что информация по начислениям осуществлялась в порядке инфообмена, определенном вышеуказанным постановлением Администрации СГО от 14.03.2018, в направляемых МКУ «ИРЦ» ежемесячных данных о мерах социальной поддержки спорные адреса также присутствовали; Администрация СГО, как властный субъект, направлял список объектов с величиной предоставляемой социальной меры по услуге «отопление», указала на необходимость применения таких мер, в том числе по спорным домам, что в последующем повлекло возникновение убытков у истца в виде отказа в предоставлении субсидии по этим домам; просит обжалуемое решение оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Ответчик – Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области в отзыве на апелляционную жалобу сообщает, что поддерживает позицию и доводы, изложенные в отзыве и дополнениях, представленных при рассмотрении дела в суде первой инстанции; удовлетворение исковых требований о взыскании с муниципального образования убытков в заявленной сумме должно быть обосновано и подкреплено достаточными доказательствами; просит провести судебное разбирательство без участия представителя Министерства.  

От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.

Явка в судебное заседание участвующими в деле лицами не обеспечена, что не является препятствием к рассмотрению апелляционной жалобы (ст.156,123 АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество «Объединенная теплоснабжающая компания» в спорный период являлось энергоснабжающей организацией в отношении объектов, находящихся в собственности Муниципального образования Сысертский городской округ.

19 апреля 2019 года в адрес ОАО «ОТСК» поступило письмо от Администрации Сысертского городского округа № 130-01-16/3902 о направлении расчета величины предоставляемой социальной меры по услуге «отопление» с адресными данными.

Расчет произведён Муниципальным казенным учреждением «Информационно-расчетный центр» (далее – МКУ «ИРЦ») в соответствии с Законом Свердловской области от 25 апреля 2013 года № 40-ОЗ “О мере социальной поддержки по частичному освобождению граждан, проживающих на территории Свердловской области, от платы за коммунальные услуги" (далее - Закон № 40-ОЗ).

По указанным адресам в приложении к письму ОАО «ОТСК» в течение 2019 года предоставляло субсидии гражданам, рассчитанным МКУ «ИРЦ» в рамках информационного обмена с расчетным центром.

10 февраля 2020 года ОАО «ОТСК» на основании Постановления Правительства Свердловской области от 18.12.2013 № 1539-ПП о реализации Закона № 40-ОЗ, обратилось в Администрацию Сысертского городского округа Свердловской области с заявлением о предоставлении субсидии из бюджета Сысертского городского округа на возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Сысертского городского округа, в сумме 8 295 645,17 рублей.

В направленном в адрес ОАО «ОТСК» проекте соглашения №1 объем субсидии, предоставляемой из бюджета муниципального образования, составил 6 822 100 (Шесть миллионов восемьсот двадцать две тысячи сто) рублей, что соответствует объему субвенции предоставляемой областным бюджетом, без учета понесенных обществом затрат, в отношении 4 многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета:

1. с. Патруши, ул. Окружная 1-я д.39;

2. с. Патруши, ул. Центральная д.8;

3. с. Патруши, ул. Центральная д.9;

4. с. Патруши, ул. Российская д. 4.      

         При этом меры социальной поддержки гражданам, проживающим в вышеуказанных многоквартирных домах, предоставлялись ОАО «ОТСК» на основании письма Администрации СГО от 19.04.2019 № 130-01-16/3902 о необходимости производить начисление платы «за услуги отопление» с учетом рассчитанной величины предоставленной социальной меры по услуге «отопление», вычисленной МКУ «ИРЦ» в соответствии с Законом Свердловской области от 25.04.2013 г. № 40-ОЗ «О мерах социальной поддержки по частичному освобождению граждан, проживающих на территории Свердловской области, от платы за коммунальные услуги» и постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2013 № 1539-ПП.

        В направляемых МКУ «ИРЦ» ежемесячных данных о мерах социальной поддержки, спорные адреса также присутствовали.

        Ввиду того, что меры социальной поддержки в 2019 году в полном объеме предоставлялись собственникам/пользователям жилых помещений, а Администрация отказала в предоставлении субсидии, у ОАО «ОТСК» возникли недополученные доходы в размере 1 473 545,17 рублей, которые возникли в связи с тем, что потребителям был рассчитан и предъявлен к оплате заниженный размер платы за коммунальную услугу.

        Ссылаясь на указанные обстоятельства, ОАО “ОТСК” обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу о взыскании убытков, связанных с отказом в компенсации расходов понесенных в связи с предоставлением в 2019 году льготы населению в виде оплаты тепловой энергии в заниженном размере.

Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, признал требования истца подлежащими удовлетворению, отклонив, в том числе возражения ответчика по иску (Администрации),  приведенные в отзыве на иск, аналогичные доводам апелляционной жалобы.

Исследовав материалы дела с учетом  доводов апелляционной жалобы Администрации, отзывов на жалобу истца и второго ответчика – Министерства энергетики и ЖКХ СО, суд апелляционной инстанции считает, что доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в связи со следующим.

         Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

        Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению муниципальным образованием. Статьей 1069 ГК РФ определено, что вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны муниципального образования.

         В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

          В п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 23) разъяснено, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.

           Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать их наступление в виде уменьшения имущества (в данном случае денежных средств), противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между противоправными действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, а также размер вреда, подтвержденного документами.

           Согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги, в том числе отопление, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

          Частью 1 статьи 157.1 ЖК РФ предусмотрено, что не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее – предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.

         Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее – индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее – основы формирования индексов).

         На основании статьи 157.1 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации.

         Согласно пункту 10 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 (далее – Основы), применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации.

         Согласно пункту 49 Основ при принятии решения Правительства Российской Федерации об изменении (пересмотре) индексов по субъектам Российской Федерации и отклонений по субъектам Российской Федерации высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязано в течение 30 дней со дня вступления указанного решения в силу привести предельные индексы, установленные по муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации, в соответствие с измененными (пересмотренными) значениями.

         В соответствии с пунктом 50 Основ предельные индексы могут быть изменены (пересмотрены) в течение долгосрочного периода их действия в сторону увеличения по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

         Указанное решение об изменении (пересмотре) предельных индексов в течение долгосрочного периода их действия в сторону увеличения принимается после согласования проекта акта об установлении предельного индекса с представительным органом муниципального образования (в городах федерального значения - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации), за исключением случая, указанного в пункте 35(1) настоящего документа.

         Срок рассмотрения и согласования (или отказа в согласовании) представительным органом муниципального образования (в городах федерального значения - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации) проекта акта об установлении предельного индекса не может превышать 20 дней со дня его поступления.

         Согласно пункту 50 Основ в случае изменения (пересмотра) предельных индексов в течение долгосрочного периода их действия в сторону их уменьшения основанием для выплаты компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемым организациям является пересмотр уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов ранее установленных тарифов для регулируемых организаций в сторону снижения.

         Выплата указанной компенсации осуществляется из бюджета субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

         Пунктом 52 Основ установлено, что расчет размера компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется на основании заявления регулируемой организации, содержащего сведения о регулируемой организации (наименование, местонахождение, адрес электронной почты, контактные телефоны, фамилия, имя, отчество руководителя организации, сведения об идентификационном номере налогоплательщика и коде причины постановки на налоговый учет) и расчет указанной компенсации (далее - заявление).

          Решение об определении размера компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным осуществлять расчет размера компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, не позднее чем через 30 рабочих дней со дня получения заявления и направляется в регулируемую организацию почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) в электронном виде (пункт 55 Основ).

       Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) вправе рассмотреть вопрос о предоставлении в соответствии с положениями Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» дополнительных мер социальной поддержки потребителя коммунальных услуг в целях соблюдения установленных предельных индексов.

        В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Свердловской области от 25.04.2013 №40-ОЗ «О мере социальной поддержки по частичному освобождению граждан, проживающих на территории Свердловской области, от платы за коммунальные услуги» (далее – Закон № 40-ОЗ) затраты, связанные с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, возмещаются осуществившим их организациям, являющимся исполнителями коммунальных услуг, в порядке, установленном Правительством Свердловской области.

         Согласно статье 3 указанного Закона, финансирование затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, осуществляется за счет средств областного бюджета.

        Статьей 2 Закона № 40-ОЗ установлено, что мера социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги предоставляется гражданам, проживающим на территории Свердловской области, при соблюдении следующих условий:

        1) рост платы гражданина за коммунальные услуги превышает установленный Губернатором Свердловской области на соответствующий период предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании, на территории которого проживает гражданин, при сопоставимых перечне коммунальных услуг и объемах потребления коммунальных услуг;

        2) многоквартирный дом оснащен коллективными (общедомовыми) приборами учета потребления используемых коммунальных услуг (горячей и холодной воды, тепловой энергии, электрической энергии) - в случае, если гражданин проживает в многоквартирном доме;

       3) жилой дом оснащен индивидуальными приборами учета потребления используемых коммунальных услуг (горячей и холодной воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа) - в случае, если гражданин проживает в жилом доме.

Условия, указанные в подпунктах 2 и 3 части первой настоящего пункта, не применяются при предоставлении меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги гражданам, проживающим в многоквартирных домах или жилых домах, на которые в соответствии с федеральным законодательством не распространяются требования об организации учета используемых коммунальных ресурсов.

         На основании статьи 3 Закона № 40-ОЗ финансирование затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, осуществляется за счет средств областного бюджета.\

         В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей», даны следующие разъяснения: согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 № 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.

         При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей. Судам необходимо учитывать, что если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.

         Следовательно, в силу прямого указания нормативных правовых актов орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа был обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.

         В целях осуществления фактической компенсации межтарифной разницы Свердловской областью принят Закон от 25.04.2013 № 40-ОЗ «О мере социальной поддержки по частичному освобождению граждан, проживающих на территории Свердловской области, от оплаты за коммунальные услуги» (далее – Закон №40-ОЗ).

          Таким образом, при определении объема обязательств исполнителей коммунальных услуг, следует исходить из соответствующих экономически обоснованных тарифов, установленных для ресурсоснабжающих организаций регулирующим органом (РЭК Свердловской области). У исполнителей коммунальных услуг, в свою очередь, возникает право требовать возмещения затрат, возникающих в результате разницы между стоимостью предоставленных на территории Свердловской области населению коммунальных услуг, рассчитанной по экономически обоснованным тарифам, и начисленными (предъявленными) на территории Свердловской области коммунальными платежами населению.

             В целях фактической реализации указанного Закона № 40-ОЗ постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2013 № 1539- ПП утверждены:

             1) Порядок предоставления гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги и определения ее размера, определения сопоставимости перечня коммунальных услуг и объемов потребления коммунальных услуг и возмещения организациям или индивидуальным предпринимателям, являющимся исполнителями коммунальных услуг, затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги (прилагается);

             2) Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги (прилагается);

            3) Порядок распределения субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, не распределенных между местными бюджетами законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (прилагается);

           4) Порядок расчета корректирующего коэффициента, определяющего уровень доступности коммунальных услуг для получателей меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, и корректирующего коэффициента, определяющего уровень доступности коммунальных услуг для получателей меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги в соответствующем муниципальном образовании (прилагается).

            Согласно пункту 3 Порядка предоставления гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги и определения ее размера, определения сопоставимости перечня коммунальных услуг и объемов потребления коммунальных услуг и возмещения организациям или индивидуальным предпринимателям, являющимся исполнителями коммунальных услуг, затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, возмещение затрат, связанных с предоставлением меры социальной поддержки, осуществляется исполнителям коммунальных услуг в соответствии с требованиями настоящего Порядка.

          В соответствии с пунктом 5 Порядка предусмотрено, что возмещение затрат, связанных с предоставлением меры социальной поддержки, осуществляется органами местного самоуправления в форме субсидий исполнителям коммунальных услуг на основании соответствующих документов.

          Утвержденный приведенным постановлением Правительства Свердловской области Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги определяет условия предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги (далее – субвенции).

           Согласно пункту 2 этого Порядка разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законами Свердловской области от 15 июля 2005 года №70-ОЗ «О предоставлении отдельных межбюджетных трансфертов из областного бюджета и местных бюджетов в Свердловской области», от 25 апреля 2013 года № 41-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по предоставлению гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги».

            В соответствии с пунктом 5 Постановления № 1539-ПП возмещение затрат, связанных с предоставлением меры социальной поддержки, осуществляется в текущем финансовом году органами местного самоуправления в форме субсидий исполнителям коммунальных услуг на основании документов, установленных пунктом 5 Порядка предоставления гражданам меры социальной поддержки, утвержденного постановлением Правительства от 18.12.2013 № 1539-ПП, и предоставленных в январе текущего финансового года.

            Постановлением Администрации Сысертского городского округа от 14.03.2014 № 648 «О реализации в Сысертском городском округе законов Свердловской области о мере социальной поддержки по частичному освобождению граждан от платы за коммунальные услуги» также утвержден порядок по предоставлению субсидий на территории Сысерсткого городского округа.

           Согласно п. 12 данного Постановления размер платы по каждому из видов коммунальных услуг рассчитывается исходя из объема потребления коммунальной услуги, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных уполномоченными органами власти, и тарифов на коммунальные услуги, утвержденных в установленном порядке.

           Письмом от 19.04.2019 № 130-01-16/3902 Администрация обратилась к обществу “Объединенная теплоснабжающая компания” с просьбой в первом полугодии 2019 года производить начисление платы по услуге “отопление” жителямм сел Патруши и Бородулино категории “население” с учетом прилагаемой величины предоставляемой социальной меры по услуге “отопление”.

         К данному письму приложен расчет величины предоставляемой социальной меры, содержащий, в том числе сведения о спорных домах.

         Для возмещения затрат, связанных с предоставлением меры социальной поддержки населению Сысертского ГО в 2019 году и в целях соблюдения порядка, закрепленного в Постановлении, истец 07.02.2020 обратился в Администрацию Сысертского городского округа и предоставил необходимые документы. Общая сумма затрат истца на предоставление меры социальной поддержки составила 8 295 645,17 руб.

         Расчет распределения субвенций из областного бюджета на предоставление меры социальной поддержки в разрезе поставщиков коммунальных услуг производился органом местного самоуправления.

         Именно орган местного самоуправления рассматривает представленные поставщиками коммунальных услуг документы, с целью определения объема запрашиваемой субвенции и объема подлежащих предоставлению субсидий.

          Письмом от 06.03.2020 № 31-01-80/390 РЭК Свердловской области направил Министерству согласованную заявку Администрации Сысерсткого ГО на предоставление субвенций из областного бюджета.

         Письмом от 23.04.2020 № 130-01-14/4629 Администрация сообщила об уменьшении суммы необходимой к предоставлению субвенции, просила перечислить сумму 7231,4 тыс. руб. Платежным поручением от 27.04.2020 № 249 Министерство перечислило указанную сумму Администрации.

         Субвенция на возмещение затрат в сумме 6 822 100 руб. перечислена обществу “ОТСК” платежным поручением от 01.06.2020 № 459, что не оспаривается.

         Истец ссылается на то, что остаток некомпенсированных ему в связи с приведенными выше обстоятельствами расходов составляет 1 473 545,17 руб. (8 295 645,17 - 6 822 100).

          Согласно пояснениям ответчика (администрации) и третьего лица (ИРЦ) по иску,  уменьшение истребуемой суммы субвенции из областного бюджета произошло в результате исключения из ранее согласованной заявки спорных четырех объектов в связи с тем, что мера социальной поддержки по частичному освобождению от оплаты коммунальных услуг может быть предоставлена гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме лишь в случае оборудования такого дома общедомовыми приборами учета потребления используемых коммунальных услуг.

           Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, истцом в материалы дела представлены соответствующие акты обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета на спорных объектах от 31.01.2019, подписанные комиссией в составе представителей АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ОТСК», МУП ЖКУ «Западное, ООО «УК «Мой дом», согласно которым такая возможность отсутствует, т.е . условия, указанные в подпунктах 2,3 части 1 ст.2 Закона СО от 25.04 2013 №40-ОЗ о наличии приборов учета, не распространяются на спорные объекты  (отсутствие технической возможности).

          При этом о  том, что представленные истцом в обоснование заявленных исковых требований доказательства являются ненадлежащими, ответчик в порядке ст.161 АПК РФ в суде первой инстанции не заявлял, в том числе в отношении акта по МКД по адресу: с.Патруши,ул.1-ая Окружная,39 (ходатайство истца о приобщении от 28.12.2021 – л.д.98), т.е. несет риск несовершения процессуальных действий (ст.65,41,9 АПК РФ).  

          Вопреки позиции ответчика, факты недополучения истцом доходов по причине возникновения  затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, причинно-следственная связь между неполученными доходами и действиями ответчика (Администрации), установившего размер цены за коммунальные услуги ниже экономически обоснованного, а также противоправность его действий, выразившихся в нарушении права истца на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с реализацией коммунальных услуг для населения ООО «ОТСК», подтверждены имеющимися в материалах дела надлежащими доказательствами (ст.71,65 АПК РФ).

По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.

           Акт об установлении тарифа ниже экономически обоснованного может быть принят органом публично-правового образования исходя из предельных минимальных и максимальных уровней тарифов, предельных индексов изменения тарифов либо других ограничивающих размер тарифов обязательных показателей (далее - обязательные показатели), которые установлены органом иного публично-правового образования.

          Публично-правовое образование, органом которого принят акт об установлении тарифа, вправе возражать против иска о компенсации потерь, вызванных межтарифной разницей, ссылаясь на то, что оно направляло публично-правовому образованию, утвердившему обязательные показатели, предложение об их установлении или обращалось за согласованием своего решения об утверждении тарифов на уровне выше или ниже обязательных показателей с целью предотвратить возникновение межтарифной разницы.

           Если такое предложение не учтено или в согласовании решения отказано, либо подобное обращение не предусмотрено действующим законодательством, надлежащим ответчиком является публично-правовое образование, орган которого утвердил обязательные показатели. Применительно к части 6 статьи 46 АПК РФ суд привлекает такое публично-правовое образование к участию в деле в качестве соответчика.

         Таким образом, в рассматриваемом случае надлежащим ответчиком является Администрация, поскольку она установила пониженные тарифы для жителей городского округа и обязана была компенсировать их.

        Фактические расходы истца по предоставлению льгот в связи с указанными обстоятельствами и решением Администрации подтверждены материалами дела, ответчикам и третьими лицами не опровергнуты, доказательства возмещения расходов на заявленную в иске сумму не представлены, спор между сторонами по количеству и составу лиц, которым должны быть предоставлены льготы, по иным основаниям (помимо возможности установки ОДПУ) отсутствует.

          При таких обстоятельствах исковые требования к Администрации правомерны и обоснованно признаны судом первой инстанции подлежащими удовлетворению на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

         Таким образом, с учётом изложенного, доводы ответчика -Администрации, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку законности и обоснованности выводов суда первой инстанции по существу рассмотренного иска не опровергают, не содержат юридически значимых обстоятельств, которые не учтены судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, направлены на переоценку верно установленных судом первой инстанции по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, представленных в дело доказательств, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ.

Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.  

        На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 258, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 января 2022 года по делу № А60-34916/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев  со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

А.Н. Лихачева

Судьи

О.Г. Власова

С.А. Яринский