НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Седьмой арбитражного апелляционного суда от 02.08.2023 № А45-8345/2023


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск Дело № А45-8345/2023

02 августа 2023 года

Судья Седьмого Арбитражного апелляционного суда Бородулина И.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области (№07АП-5259/2023) на решение от 07.06.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-8345/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Экология-Новосибирск» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), г. Новосибирск к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), г. Новосибирск о признании недействительным решения от 02.02.2023 № 064S19230002324

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Экология-Новосибирск» (далее – заявитель, общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области (далее - Фонд) о признании недействительным решения от 02.02.2023
№ 064S19230002324.

Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.

Решением от 07.06.2023 Арбитражного суда Новосибирской области заявленное требование удовлетворено, признано недействительным оспариваемое решение Фонда.

Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права. По его мнению, общество нарушило порядок представления сведений по форме СЗВ-ТД за апрель 2021 года, представив данные сведения на бумажном носителе, а не в электронном виде, поэтому привлечение его к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 3000 рублей является правомерным.

Общество возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.

На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 14.12.2022 общество представлены сведения, предусмотренные пунктом 2.5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации» (далее - Закон №27-ФЗ) по форме СЗВ-ТД за отчетный период декабрь 2022 года на 1 застрахованное лицо (СНИЛС <***>) на бумажном носителе.

При определении численности работающих застрахованных лиц предшествующим отчетным периодом является отчетный период - месяц, предшествующий текущему месяцу.

Сведения по форме СЗВ-М за предшествующий отчетный период (ноябрь 2022 года) страхователем представлены на 302 застрахованных лица.

Страхователь нарушил порядок представления сведений в форме электронных документов.

По результатам камеральной проверки выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и составлены акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 10.01.2023 № 064S18230000018.

Ответственность за спорное правонарушение предусмотрена частью 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде применения финансовых санкций в размере 1000 рублей.

Решением от 02.02.2023 №064S19230002324 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования должник привлечен к ответственности за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов в виде штрафа в размере 1000 рублей.

17.02.2023 страхователю выставлено требование об уплате финансовых санкций №064S01230003200 на сумму 1000 руб., установлен срок для уплаты финансовых санкций не позднее 08.03.2023. В указанный срок требование не исполнено.

Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для привлечения общества к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ.

Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.

Согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ), статье 1 Закона № 27-ФЗ, общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.

В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В соответствии с преамбулой Закона № 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Этим же законом определены обязанность (статья 15 Закона № 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Закона № 27-ФЗ) представления таких сведений.

Согласно части 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.

Порядком электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2020 № 178п, пунктом 30 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 № 211н, установлено два альтернативных способа представления в электронной форме сведений о трудовой деятельности страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

а) на бумажном носителе (лично (его представителем) либо с использованием средств почтовой связи);

б) в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал и сайт ПФР, «личного кабинета», обеспечивающего возможность направления и получения однозначной и конфиденциальной информации, а также промежуточных сообщений и ответной информации в электронном виде, в том числе с использованием электронной подписи, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ страхователь в случае, если численность работающих у него застрахованных лиц, включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за предшествующий отчетный период превышает 10 человек, представляет сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в форме электронных документов, подписанных усиленной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - Закон № 63-ФЗ).

Согласно абзацу 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.

Функции по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей (ЭЦП) осуществляет аккредитованный удостоверяющий центр.

Согласно статье 18 Закона № 63-ФЗ при выдаче квалифицированного сертификата аккредитованный удостоверяющий центр обязан получить от лица, выступающего от имени заявителя - юридического лица, подтверждение правомочия обращаться за получением квалифицированного сертификата.

Для заполнения квалифицированного сертификата в соответствии с частью 2 статьи 17 Закона № 63-ФЗ аккредитованный удостоверяющий центр запрашивает и получает из государственных информационных ресурсов выписку из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в отношении заявителя - юридического лица.

В случае, если полученные в соответствии с частью 2.2 статьи 18 Закона
№ 63- ФЗ сведения подтверждают достоверность информации, представленной заявителем для включения в квалифицированный сертификат, и аккредитованным удостоверяющим центром получено подтверждение правомочий лица, выступающего от имени заявителя - юридического лица, на обращение за получением квалифицированного сертификата, аккредитованный удостоверяющий центр осуществляет процедуру создания и выдачи заявителю квалифицированного сертификата. В противном случае аккредитованный удостоверяющий центр отказывает заявителю в выдаче квалифицированного сертификата.

К отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом № 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат применению нормы, установленные законодательством о налогах и сборах.

На основании пункта 2 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии его вины в совершении налогового правонарушения.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения. При наличии таких обстоятельств лицо не подлежит привлечению к налоговой ответственности (пункт 2 названной статьи).

Согласно материалам дела общество представило сведения, предусмотренные пунктом 2.5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ по форме СЗВ-ТД за отчетный период декабрь 2022 года на 1 застрахованное лицо (СНИЛС (<***>)) на бумажном носителе - 14.12.2022.

Постановлением от 29.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда определение от 07.10.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу
№А45-35287/2021 отменено, полномочия внешнего управляющего ООО «ЭкологияНовосибирск» ФИО1 были прекращены, одновременно прекратили действовать все доверенности, выданные ею.

Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 13.12.2022 по делу № А45-35287/2021 внешним управляющим ООО «Экология-Новосибирск» назначен ФИО2. При этом судом опубликована резолютивная часть определения от 13.12.2022 только 15.12.2022 (четверг) в 16-52 ч., регистрации изменений в ЕГРЮЛ произведена 16.12.2022 (пятница), ЭЦП получена внешним управляющим ФИО2 19.12.2022 (понедельник).

Таким образом, как правомерно отмечено судом первой инстанции, у ООО «Экология-Новосибирск» отсутствовала возможность предоставления сведений по форме СЗВ-М и СЗВ-ТД посредством электронного документа в сроки, предусмотренные Законом № 27-ФЗ, в связи со сменой внешнего управляющего подписать документ электронной подписью в срок не представлялось возможным, поскольку отсутствовал действующий квалифицированный сертификат.

Действуя разумно и добросовестно, сведения по форме СЗВ-ТД на застрахованное лицо представлены ООО «Экология-Новосибирск» в установленный Законом № 27-ФЗ срок - 14.12.2022, но на бумажном носителе.

Привлечение к ответственности возможно только при наличии вины правонарушителя во вменяемом ему нарушении. Наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, а конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие принципы права при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности в уголовном и в административном праве.

Фонд, привлекая общество к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, должно было не только констатировать факт предоставления сведений с нарушением утвержденного порядка, но и было обязано установить все элементы состава данного правонарушения, в том числе наличие вины страхователя.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности (в частности, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019
№ 305-ЭС19-2960).

Нарушение было обусловлено отсутствием у общества технической возможности для предоставления сведений в электронном виде, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии вины общества в совершении вменяемого ему правонарушения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в действующем законодательстве об обязательном пенсионном страховании отсутствует правовое регулирование возможности снижения штрафа или финансовой санкции при принятии Пенсионным фондом решения о привлечении страхователя к ответственности, подлежит отклонению.

Действительно, Закон № 27-ФЗ не содержит норм, регламентирующих возможность и порядок применения смягчающих ответственность обстоятельств при привлечении к ответственности.

Вместе с тем, согласно статье 2 Федерального закона № 167-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»), с 01.01.2017 правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На основании пункта 2 статьи 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии его вины в совершении налогового правонарушения.

Иное толкование Фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Поскольку органы Фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение от 07.06.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-8345/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Судья И.И. Бородулина