Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А51-28592/2017 |
30 ноября 2018 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено ноября 2018 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т. Васильевой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни,
апелляционное производство № 05АП-5435/2018
на решение от 27.06.2018
судьи Д.В. Борисова
по делу № А51-28592/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «о. Русский» (ИНН 2540102642, ОГРН 1042504355321)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484)
о признании недействительным решения от 03.09.2017 об отказе в регистрации ДТ, оформленного листом отказа №10702030/030917/0075089,
при участии:
от ООО «о. Русский»: Барабаш М.С., доверенность от 08.09.2018 сроком до 08.09.2019, паспорт;
от Владивостокской таможни: не явились,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "о. Русский" (далее – заявитель, общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Владивостокской таможне (далее – ответчик, таможня, таможенный орган) о признании недействительным решения от 03.09.2017 об отказе в регистрации ДТ, оформленного листом отказа №10702030/030917/0075089.
Решением суда от 27 июня 2018 года требования общества были удовлетворены. Решение Владивостокской таможни от 03.09.2017 об отказе в регистрации декларации на товары, оформленное листом отказа №10702030/030917/0075089, признано недействительным.
Не согласившись с судебным актом, таможенный орган обжаловал его в апелляционном порядке.
Владивостокская таможня считает, что выводы суда о том, что т/п МПВ обладает правомочиями по совершению таможенных операций, связанных с регистрацией таможенных деклараций и выпуском товаров, помещенных под таможенные процедуры в целях завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ), в том числе в отношении товаров, классифицируемых в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ЕАЭС, основаны на ошибочном толковании норм таможенного законодательства.
Ссылаясь на пункт 1 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 20.03.2017 № 45н «О компетенции таможенных органов Дальневосточного таможенного управления по совершению таможенных операций в отношении товаров, ввозимых (ввезенных, вывозимых) на (с) участки (ов) территорий опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивосток, на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны» (далее - Приказ Минфина России № 45н) и на приложение № 5 к Приказу ФТС России от 09.02.2015 № 205 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров», таможня утверждает, что таможенный пост Морской порт Владивосток Владивостокской таможни обладая компетенцией по регистрации товаров классифицируемых в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ЕАЭС, не имеет полномочий по регистрации таможенной декларации по товарам, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
Общество с ограниченной ответственностью "о. Русский" против доводов жалобы возражает, считает решение суда законным и обоснованным.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2018 производство по апелляционной жалобе приостанавливалось до принятия решения Верховным Судом Российской Федерации по кассационной жалобе Владивостокской таможни по делу № А51-20631/2017. Определением от 08 ноября 2018 производство по апелляционной жалобе по настоящему делу возобновлено и назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 22 ноября 2018.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 22 ноября 2018 года был объявлен перерыв до 11 часов 30 минут 29 ноября 2018 года.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
ООО «о. Русский» с 29.03.2016 осуществляет деятельность в качестве резидента свободного порта Владивосток, о чем выдано свидетельство о присвоении регистрационного номера 25000000013.
В соответствии с соглашением от 29.03.2016 № СПВ-13/16 об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток ООО «о. Русский» реализует инвестиционный проект «Развитие морского туризма на территории свободного порта Владивосток».
В целях реализации указанного проекта ООО «о. Русский» на основании договора аренды от 02.06.2017 № RUJS20170602 ввезло на таможенную территорию России Тойота Лэнд Крузер Прадо 2016 года выпуска по коносаментам ANT1093746 от 09.08.2017, DEXP ANT1093746/02 от 14.08.2017.
Для помещения ввезенного товара под таможенную процедуру свободной таможенной зоны таможенным представителем ЗАО «Давос», действующим на основании договора на оказание услуг по таможенному оформлению от 21.12.2015 № 13/2015, в т/п МПВ 03.09.2017 в 17 час. 51 мин. была подана электронная декларация на товар «TOYOTA LAND CRUISER PRADO, год вып. 2016, VIN JTEBR3FJ20K058899, серебристый, КУЗОВ JTEBR3FJ20K058899, ШАССИ JTEBR3FJ20K058899, ОБЪЕМ 2755СМ3, код 8703331990 ЕТНВЭД ЕАЭС».
В этот же день, в 18 час. 00 мин., т/п МПВ было принято решение об отказе в регистрации декларации, оформленное листом отказа № 10702030/030917/0075089.
В качестве основания принятия данного решения т/п МПВ указал на несоблюдение требований подпункта 1 пункта 4 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС): «Таможенная декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать таможенные декларации».
Не согласившись с решением т/п МПВ от 03.09.2017 об отказе в регистрации ДТ № 10702030/030917/0075089, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО «о. Русский» в сфере экономической деятельности в качестве резидента свободного порта Владивосток, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 190 ТК ТС таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств -членов таможенного союза регистрировать таможенные декларации.
Если таможенная декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать таможенные декларации, таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 190 ТК ТС.
Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности этих таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).
В спорный период компетенция таможенных органов по совершению таможенных операций определялась Приказом ФТС России от 09.02.2015 № 205н «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных товаров и других определенных видов товаров» (далее - Приказ ФТС России № 205) и Приказом Минфина России от 20.03.2017 № 45н «О компетенции таможенных органов Дальневосточного таможенного управления по совершению таможенных операций в отношении товаров, ввозимых (ввезенных, вывозимых) на (с) участки (ов) территорий опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивосток, на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны» (далее - Приказ Минфина России № 45н).
При этом Приказ № 45н и Приказ № 205 не противоречат друг другу, так как регулируют компетенцию по разным критериям, в одном случае в зависимости от таможенной процедуры, в другом по видам товаров.
Учитывая, что ООО «о. Русский» декларировался товар, классифицируемый по коду 8703 ТН ВЭД ЕАЭС – автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, суд первой инстанции, сославшись на Приложение № 6, № 5 к Приказу ФТС России от 09.02.2015 № 205, пришел к обоснованному выводу, что т/п МПВ обладает компетенцией на регистрацию деклараций и выпуск товаров, классифицируемых в товарной позиции 8703 ЕТН ВЭД ЕАЭС.
Как следует из материалов дела, таможенный орган отказ в регистрации таможенной декларации на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 190 ТК ТС мотивировал отсутствием у т/п МПВ полномочий по регистрации деклараций в отношении данных товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободная таможенная зона, применяемую на участках свободного порта Владивосток.
Таким образом, для разрешения настоящего спора следует определить, обладает ли таможенный пост морского порта Владивосток Владивостокской таможни компетенцией по регистрации ДТ в отношении товаров, помещаемых под процедуру свободной таможенной зоны (СТЗ).
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, пришел к выводу, что т/п МПВ относится к таможенным постам Дальневосточного таможенного управления, в регионе деятельности которых находятся участки территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) и свободного порта Владивосток (далее - СПВ), следовательно, согласно Приказу Минфина России № 45н обладает компетенцией по совершению таможенных операций, связанных с регистрацией таможенных деклараций и выпуском товаров, помещаемых под таможенные процедуры в целях завершения действия таможенной процедуры СТЗ.
Между тем судом не учтено следующее.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» определено, что на территории порта Владивосток применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, установленная Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года, с учетом положений настоящей статьи.
Для целей применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны территория свободного порта Владивосток приравнивается к особой экономической зоне.
Согласно пункту 10 статьи 23 указанного Закона товары, помещаемые под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, подлежат таможенному декларированию в порядке, установленном правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, за исключением товаров, указанных в части 11 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что компетенция конкретных таможенных органов, указанных в пунктах 2 - 4 части 1 настоящей статьи, по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности этих таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Компетенция по совершению таможенных операций в отношении товаров, ввозимых (ввезенных, вывозимых) на (с) участки(ов) территорий опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивосток определена исключительно в отношении таможенных органов Дальневосточного таможенного управления Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.03.2017 № 45н «О компетенции таможенных органов Дальневосточного таможенного управления по совершению таможенных операций в отношении товаров, ввозимых (ввезенных, вывозимых) на (с) участки(ов) территорий опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивосток, на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны».
Пунктом 1 Приказа Минфина России № 45н компетенцией по совершению таможенных операций, связанных с регистрацией таможенных деклараций и выпуском иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на участках ТОСЭР и СПВ, наделен Владивостокский таможенный пост (центр электронного декларирования) Владивостокской таможни.
Компетенция иных таможенных постов Дальневосточного таможенного управления, в регионе деятельности которых находятся участки ТОСЭР или СПВ, на которых применяется таможенная процедура СТЗ, за исключением Владивостокского таможенного поста (центр электронного декларирования) Владивостокской таможни, а также Приамурского таможенного поста (центра электронного декларирования) Хабаровской таможни определена пунктом 2 данного приказа.
Приведенные в пункте 2 Приказа Минфина России № 45н таможенные посты обладают полномочиями по:
совершению таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров Евразийского экономического союза, ввезенных на участки территорий ТОСЭР или СПВ, на которых применяется таможенная процедура СТЗ, и помещаемых под таможенную процедуру СТЗ;
совершению таможенных операций, связанных с регистрацией таможенных деклараций и выпуском товаров, ввезенных на территории портовых и логистических участков СПВ и помещенных под таможенную процедуру СТЗ;
совершению таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров, помещаемых под таможенные процедуры в целях завершения действия таможенной процедуры СТЗ (пункт 2).
При этом таможенные посты, указанные в пункте 2 данного приказа, обладают правомочиями на совершение таможенных операций, указанных в пункте 2 данного приказа, только в отношении тех товаров, которые ввозятся (ввезены, вывозятся) на (с) участки (ов) территорий ТОСЭР или СПВ, на которых применяется таможенная процедура СТЗ, находящиеся (ихся) в регионе деятельности соответствующего таможенного поста (пункт 3).
Анализ названных положений позволяет сделать вывод о том, что при определении компетенции таможенных постов Дальневосточного таможенного управления необходимо учитывать: статус декларанта, заявленную таможенную процедуру, вид участка, на территорию которого осуществляется ввоз товара, классификационный код товара, является ли он товаром Евразийского экономического союза, а также принимать во внимание совершаемые декларантом в рамках заявленной процедуры таможенные операции.
В рассматриваемом случае обществом - резидентом территории СПВ на территорию СПВ ввезен иностранный товар, помещенный под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, классифицируемый в товарной позиции 8703 ЕТН ВЭД ЕАЭС, не являющийся товаром Евразийского экономического союза. Кроме того, обществом подана таможенная декларация не в целях завершения действия процедуры свободной таможенной зоны, а её открытия.
Следовательно, т/п МПВ компетенцией по совершению таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации и выпуском указанного выше товара не обладал, в связи с этим обоснованно отказал таможенному представителю в принятии декларации ввиду несоблюдения требований подпункта 1 пункта 4 статьи 190 ТК ТС.
Судом не учтено, что т/п МПВ осуществляет таможенные операции, связанные с регистрацией таможенных деклараций и выпуском товаров, ввезенных на участки территорий ТОСЭР или СПВ, классифицируемых товарной позиции 8703 ЕТН ВЭД ЕАЭС, только в случаях, предусмотренных пунктом 2 Приказа Минфина России № 45н.
При указанных обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с отказом в удовлетворении требований общества.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.06.2018 по делу №А51-28592/2017 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «о. Русский» отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | Е.Л. Сидорович |
Судьи | Л.А. Бессчасная О.Ю. Еремеева |