Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А59-3052/2017 |
23 января 2018 года |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.В. Рубановой,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Южно-Сахалинске Сахалинской области,
апелляционное производство № 05АП-8332/2017
на решение от 26.10.2017
судьи И.Н. Шестопала
по делу № А59-3052/2017 Арбитражного суда Сахалинской области,
принятое в порядке упрощённого производства,
по заявлению муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 20 «Красная шапочка» города Южно-Сахалинска (ОГРН 1026500533212, ИНН 6501100053)
к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области (ОГРН 1026500543178, ИНН 6501114874)
о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 30.06.2017 № 074V12170000146,
при участии: без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Красная шапочка» города Южно-Сахалинска (далее – учреждение, МАДОУ № 20 «Красная шапочка» города Южно-Сахалинска) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (далее – управление, Фонд) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 30.06.2017 № 074V12170000146.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в постановлении от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением от 26.10.2017 суд первой инстанции удовлетворил заявленное учреждением требование, признал недействительным оспариваемое решение Фонда.
Не согласившись с указанным решением, учреждение обжаловало его в порядке апелляционного производства.
В обоснование своей позиции заявитель жалобы со ссылкой на Закон Сахалинской области от 24.12.2012 № 110-ЗО «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Сахалинской области и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Сахалинской области» указал, что работникам, которым присвоены почетные звания Сахалинской области и работникам, имеющим государственные награды Российской Федерации, производятся ежемесячные денежные выплаты. Порядок предоставления таких выплат установлен Правительством Сахалинской области Постановлением № 39 от 01.02.2013, в соответствии с которым полномочия по осуществлению ежемесячных денежных выплат физическим лицам производится бюджетным и автономным учреждениями, то есть непосредственно работодателями.
В связи с этим Фонд полагает, что осуществление ежемесячных денежных выплат в пользу работников обусловлено наличием у них трудовых отношений с учреждением – работодателем. Следовательно, ежемесячные денежные выплаты в пользу работников, имеющих государственные награды Российской Федерации, производимые в соответствии с Законом Сахалинской области за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в рамках трудовых отношений на основании части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), являются объектом обложения страховыми взносами.
В установленный определением суда от 14.11.2017 срок МАДОУ № 20 «Красная шапочка» города Южно-Сахалинска представило в материалы дела письменный отзыв на апелляционную жалобу, по тексту которого доводы апелляционной жалобы опровергло, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционный суд рассмотрел дело единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Из материалов дела апелляционным судом установлено следующее.
На основании решения от 28.03.2017 № 074V02170000081 специалистами управления в период с 28.03.2017 по 25.05.2017 проведена выездная проверка учреждения на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
В ходе проверки проверяющими, в том числе выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах: в 2015-2016 годах учреждение производило ежемесячные денежные выплаты в пользу работников, которым присвоены почетные звания Сахалинской области и работникам, имеющим государственные награды Российской Федерации («Ветеран труда»): Брусенцовой Валентине Федоровне и Кобычевой Нине Александровне. Данные выплаты неправомерно отнесены к статье 9 Закона № 212-ФЗ.
Ежемесячные денежные выплаты в пользу работников, которым присвоены почетные звания Сахалинской области и работникам, имеющим государственные награды Российской Федерации, производимые в соответствии с Законом Сахалинской области от 24.12.2012 № 110-ЗО и от 05.12.2013 № 112-ЗО за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в рамках трудовых отношений Российской Федерации, квалифицируются, как выплаты стимулирующего характера и напрямую связаны с выполнением работниками своих трудовых обязанностей. Данные выплаты в силу части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются частью заработной платы. На основании части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, являются объектом обложения страховыми взносами.
Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений (часть 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ). Согласно части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.
Таким образом, рассматриваемые выплаты подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке в соответствии с часть. 1 статьи 7 и статьей 8 Закона № 212-ФЗ.
Проверкой установлено, что в 2015 году начислено:
Брусенцовой В.Ф. - 1949 года рождения в размере - 28 056 руб.
Кобычевой Н.А. - 1944 года рождения в размере - 28 056 руб.
Общая сумма занижения базы для начисления страховых взносов за 2015 год составила - 56 112 руб.
В 2016 году начислено:
Брусенцовой В.Ф. - 1949 года рождения в размере - 29 366,52 руб.
Кобычевой Н.А. - 1944 года рождения в размере - 29 366,52 руб.
Общая сумма занижения базы для начисления страховых взносов за 2016 год составила 58 733,04 руб.
Таким образом, сумма неуплаченных страховых взносов составила 31 123,08 руб., из которой на обязательное пенсионное страхование - 25 265,88 руб., на обязательное медицинское страхование - 5 857,20 руб.
Результаты проверки нашли отражение в акте № 074V10170000144 от 31.05.2017.
По результатам рассмотрения акта проверки, управлением вынесено решение от 30.06.2017 № 074V12170000146, которым учреждение привлечено к ответственности за неуплату или неполную уплату страховых взносов по части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 6 224,52 руб. (5 053,08 руб. и 1 171,44 руб.). Данным решением учреждению начислены пени по состоянию на 31.12.2016 в размере 3 444,03 руб. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в общем размере 31 123,08 руб., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета. Также учреждению указано на необходимость представления корректирующих форм индивидуальных сведений на застрахованных лиц на суммы доначисленных страховых взносов в составе уточненного расчета РСВ-1 ПФР за отчетный (расчетный) период – 2016, не позднее 1 месяца после истечения квартала, в котором вступит в силу решение по результатам рассмотрения материалов проверки, с обязательным отражением сумм доначисленных страховых взносов в строке 120 раздела 1 и раздела 4 РСВ-1 ПФР «Доначислено страховых взносов с начала расчетного периода» (с кодом основания-2).
Не согласившись с решением Фонда, учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270, 272.1 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями Закона № 212-ФЗ, действовавшего до 01.01.2017 (в период возникновения спорных правоотношений), которым регулировались отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Как установлено судом, в рассматриваемом случае в 2015-2016 годах учреждение производило ежемесячные денежные выплаты в пользу работников, которым присвоены почетные звания Сахалинской области и работникам, имеющим государственные награды Российской Федерации («Ветеран труда»).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Закона Сахалинской области от 18.03.2014 № 9-ЗО «Об образовании в Сахалинской области» (далее - Закон № 9-ЗО) в Сахалинской области работникам государственных образовательных организаций Сахалинской области и муниципальных образовательных организаций предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, ежемесячная денежная выплата работникам государственных образовательных организаций Сахалинской области и муниципальных образовательных организаций, имеющим государственные награды Российской Федерации. В отношении таких работников, осуществляющих трудовую деятельность в образовательных организациях, расположенных на территории остальных муниципальных образований, размер данной выплаты составляет 2100 рублей.
Указанная ежемесячная денежная выплата выплачиваются в порядке, установленном Правительством Сахалинской области. Размер индексации ежемесячной денежной выплаты ежегодно устанавливается законом Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год и на плановый период.
В соответствии с Законом Сахалинской области от 24.12.2012 № 110-ЗО «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Сахалинской области и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Сахалинской области» разработан Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты работникам, которым присвоены почетные звания Сахалинской области и Российской Федерации, и работникам образовательных учреждений, имеющим государственные награды Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Сахалинской области от 01.02.2013 № 39 (далее – Порядок № 39) (действовал до 18.09.2017), и определены правила предоставления ежемесячных денежных выплат (далее - ЕДВ).
Согласно пункту 3 Порядка № 39 для реализации своего права на получение ЕДВ заявитель предоставляет работодателю по основному месту работы следующие документы: заявление на имя руководителя органа, осуществляющего выплату ЕДВ, с указанием выбранного способа перечисления ЕДВ (через почтовое отделение связи или на счет получателя в кредитной организации), номера лицевого счета заявителя в кредитной организации и реквизитов банка для перечисления ЕДВ; копии документов о присвоении почетного звания Сахалинской области и Российской Федерации, государственной награды Российской Федерации, паспорта Российской Федерации с представлением подлинников указанных документов либо нотариально заверенные копии таких документов.
К органам, осуществляющим выплату ЕДВ, является, в том числе министерство образования Сахалинской области - в отношении работников государственных образовательных учреждений.
ЕДВ начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, а с 1 января 2013 года - работникам, которым присвоены соответствующие почетные звания и получившим государственные награды Российской Федерации ранее этой даты.
Осуществление бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий органа исполнительной власти Сахалинской области по публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме, и их финансовому обеспечению осуществляется в Порядке, утвержденном постановлением Правительства Сахалинской области от 19.10.2010 № 505 (пункты 5, 6 Порядка № 39).
Согласно Порядку № 505 публичными обязательствами в целях настоящего Порядка являются публичные обязательства Сахалинской области перед физическим лицом, подлежащие исполнению учреждением от имени органа исполнительной власти в денежной форме в установленном законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок индексации и не подлежащие включению в нормативные затраты на оказание государственных услуг (пункт 2).
Пунктом 5 названного Порядка установлено, что орган исполнительной власти в течение месяца со дня утверждения ему в установленном порядке как главному распорядителю средств областного бюджета соответствующих бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств принимает правовой акт об осуществлении учреждением полномочий органа исполнительной власти по исполнению публичных обязательств, информация об исполнении которых согласована с министерством финансов Сахалинской области.
Учреждение в течение 5 рабочих дней со дня получения копии приказа (выписки из приказа) представляет в министерство финансов Сахалинской области документы, необходимые для открытия лицевого счета, указанного в подпункте д) пункта 6 настоящего Порядка, органу исполнительной власти как получателю бюджетных средств в порядке, установленном министерством финансов Сахалинской области. Основанием для открытия указанного лицевого счета является копия приказа (выписка из приказа) (пункт 8 Порядка № 505).
В соответствии с пунктом 9 Порядка № 505 финансовое обеспечение осуществления учреждением полномочий органа исполнительной власти по исполнению публичных обязательств осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели.
Учреждение осуществляет оплату денежных обязательств по исполнению публичных обязательств от имени органа исполнительной власти на основании платежных документов, представленных им в министерство финансов Сахалинской области (пункт 10 Порядка № 505).
Как следует из материалов дела, в 2015 -2016 годах учреждением производились ежемесячные денежные выплаты двум своим сотрудникам, имеющим медаль «Ветеран труда».
Апелляционный суд считает, что суд первой инстанции, принимая во внимание вышеизложенное, и, оценив по правилам статей 65, 71 АПК РФ совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, пришел к правомерному выводу о том, что выплаты лицам, имеющим медаль «Ветеран труда», производились страхователем вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности, не входят в заработную плату работников образования, следовательно, не входят в базовую часть, компенсационную и стимулирующую выплаты; в трудовых договорах с работниками указанное пособие не включено в оплату труда.
При этом судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что Перечень видов выплат стимулирующего характера в государственных учреждениях Сахалинской области утвержден Постановлением Правительства Сахалинской области от 07.02.2013 № 48, вместе с тем, в указанном Перечне не содержится спорной ежемесячной денежной выплаты.
Апелляционный суд учитывает, что средства на ежемесячные денежные выплаты не выделяются МАДОУ № 20 «Красная шапочка» города Южно-Сахалинска в общем объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание учреждения (выполнение государственного задания), и не формируют фонд оплаты труда его работников.
В данном случае учреждение не является плательщиком страховых взносов, так как предоставление ежемесячной денежной выплаты в пользу физического лица не предусмотрено трудовым договором между работодателем и сотрудником, и выплачивается не в рамках трудовых отношений.
Обязательство возникает по выплате ежемесячной денежной выплаты между органом исполнительной власти (Министерством образования Сахалинской области) и работниками учреждения, имеющими соответствующую государственную награду.
Предоставление ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной частью 5 статьи 2 Закона № 110-ЗО (в редакции, действовавшей в спорные периоды), относится к расходным обязательствам Сахалинской области и финансируется за счет средств областного бюджета, при том условии, что данный Закон № 110-ЗО выплаты в рамках трудовых отношений не регламентирует.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что осуществление ежемесячных денежных выплат в пользу работников обусловлено наличием у них трудовых отношений с учреждением - работодателем, являлся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и правомерно им отклонен в силу следующего.
В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Вместе с тем, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, фактически наличие трудовых отношений с учреждением дает только право на получение ежемесячной денежной выплаты работнику, имеющему почетное звание Сахалинской области или награды РФ, а сама выплата не зависит от занимаемой должности, стажа работы, количества отработанных качества выполнения трудовых обязанностей.
Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не признаются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе потому, что не предусмотрены трудовыми договорами, заключенными с работниками.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное учреждением требование, признав недействительным оспариваемое решение Фонда.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда, располагающего такими же доказательствами по делу, что и суд первой инстанции, отсутствуют.
Доказательств наличия обстоятельств, позволяющих суду при рассмотрении настоящего дела оценить обстоятельства дела иным образом, управлением не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Принимая во внимание, что Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не обсуждается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 26.10.2017 по делу №А59-3052/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья | В.В. Рубанова |