Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело
№ А59-1896/2014
14 октября 2014 года
Резолютивная часть постановления оглашена 08 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области,
апелляционное производство № 05АП-11999/2014
на решение от 11.08.2014
судьи Орифовой В.С.
по делу № А59-1896/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Государственного унитарного предприятия «Центральная районная аптека № 40» (ОГРН 1026501179814, ИНН 6502002891, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.10.2002)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (ОГРН 1026501179891, ИНН 6502004070, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.10.2002)
о признании недействительным решения, оформленного письмом от 27.03.2014 № 684, и обязании устранить допущенные нарушения путем принятия от предприятия уточненного расчета РСВ-1 за период с 01.01.2012 по 01.01.2014 с целью перераспределения излишне уплаченных страховых взносов за указанный период,
при участии: стороны не явились
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие «Центральная районная аптека № 40» (далее – предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (далее – управление, Пенсионный фонд) с заявлением о признании недействительным решения, оформленного письмом от 27.03.2014 № 684, и обязании устранить допущенные нарушения путем принятия от предприятия уточненного расчета РСВ-1 за период с 01.01.2012 по 01.01.2014 с целью перераспределения излишне уплаченных страховых взносов за указанный период.
Решением от 11.08.2014 требования удовлетворены в полном объеме.
Полагая, что судебный акт принят с нарушением норм материального права, Управление Пенсионного Фонда обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований предприятия отказать.
В обоснование доводов жалобы управление указывает, что в составе корректирующих расчетов, представленных ГУП «Центральная района аптека №40», отсутствовал пакет документов – сведений индивидуального персонифицированного учета на застрахованных лиц, в отношении которых, по мнению плательщика, ранее был неверно применен тариф начисления страховых взносов, а также отсутствовал пакет документов, подтверждающих право на применение пониженного тарифа в отношении этих лиц.
Поскольку предприятие не представило необходимые документы, подтверждающие правильность исчисления страховых взносов, УПФР правомерно отказало плательщику взносов в принятии корректирующих расчетов.
Кроме того, отказ управления в принятии расчетов соответствует пункту 24 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.10.2012 №329н, в соответствии с которым в приеме расчета может быть отказано в случае противоречия между сведениями, содержащимися в документах, представленных заявителем.
Таким образом, представление предприятием расчетов по страховым взносам без представления корректирующих сведений о каждом работающем застрахованном лице, свидетельствует о наличии противоречий в сведениях, в связи с чем отказ управления в принятии расчетов, оформленный письмом от 27.03.2014 №684, соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований ГУП «Центральная районная аптека №40».
В судебное заседание Управление ПФР своего представителя не направило.
ГУП «Центральная районная аптека №40» также явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, в материалы дела представило письменный отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонило с указанием на законность и обоснованность решения суда, а также ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы в связи с тем, что отзыв не успеет поступить в суд апелляционной инстанции.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте судебного заседания, а также принимая во внимание, что письменный отзыв заблаговременно поступил в материалы дела, коллегия, не усматривая оснований для отложения дела, на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу управления в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела коллегией установлено.
Государственное унитарное предприятие «Центральная районная аптека № 40» зарегистрировано в качестве юридического лица 20.12.1995 администрацией Александровск-Сахалинского района за регистрационным номером 188, и Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 4 по Сахалинской области 23.10.2002 в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1026501179814 (ИНН 6502002891).
При регистрации в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации обществу присвоен номер 074003000060.
Как следует из материалов дела, 25.03.2014 согласно письму № 30 предприятием представлены в управление уточненные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за 2012-2013 годы.
Письмом от 27.03.2014 № 684 заявителю было отказано в принятии корректирующих форм РСВ-1 за 2012-2013 годы, ввиду непредставления документов, подтверждающих наличие высшего или среднего фармацевтического образования и сертификатов специалистов по всем работникам, в отношении которых применен пониженный тариф, и отсутствия оснований для признания права применить пониженный тариф (далее – решение, оформленное письмом от 27.03.2014 № 684).
Полагая, что данное решение органа Пенсионного фонда, оформленное письмом от 27.03.2014 № 684, является незаконным, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) решения суда в силу следующего.
Удовлетворяя требования заявителя и признавая недействительным решение Пенсионного Фонда, суд первой инстанции исходил из того, что у управления отсутствовали основания для отказа в принятии расчетов РВС-1 без проведения проверки.
Коллегия находит данный вывод суда правильным, сделанным в соответствии со статьями 17, 28, 29, 33, 34 Федерального закона №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее Закон №212-ФЗ), пунктами 17, 19, 24, 45, 46 Административного регламента, утвержденного Приказом от Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.10.2012 №329н, в связи с чем отклоняет доводы управления об отсутствии оснований для принятия уточненных расчетов, в связи с наличием противоречий в представленных расчетах РСВ-1.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Законом №212-ФЗ (пункт 1 статьи 1 Закона №212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона №212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона №212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.
Таким образом, учитывая, что ГУП "Центральная районная аптека №40" осуществляет выплаты вознаграждений физическим лица (работникам предприятия), соответственно, по смыслу пункта 1 статьи 5 Закона №212 предприятие является страхователем.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 28 Федерального закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов в числе прочего обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по форме РВС-1 (подпункт 1 пункта 9 статьи 15 Закона №212-ФЗ).
При обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов вправе внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, представленный после истечения установленного срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, не считается представленным с нарушением срока (пункт 2 статьи 17 Закона №212-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона №212-ФЗ на основе представленных расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов проводится камеральная проверка.
Если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Таким образом, из анализа статьи 34 Закона №212-ФЗ следует, что представленные плательщиками страховых взносов расчеты РСВ-1, в том числе уточенные, подлежат камеральной проверки на предмет правильности исчисления и уплаты страховых взносов.
При этом на основании статьи 29 Закона №212-ФЗ органы Пенсионного фонда вправе требовать от плательщика страховых взносов документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов.
При таких обстоятельствах, как правильно отметил суд первой инстанции, обязанность заявителя, предусмотренная пунктом 3 части 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ, состоит в представлении расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, а обязанность органов Пенсионного фонда в силу пункта 10 части 3 статьи 29 Закона № 212-ФЗ, – в принятии расчетов страховых взносов, документов, служащих основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов.
Сроки, стандарты и последовательность действий (административных процедур) Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов по предоставлению государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование определяет Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательнее пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.10.2012 № 329н (далее – Административный регламент).
Согласно пункту 16 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является прием и регистрация расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Статьей 19 Административного регламента определен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления данной государственной услуги. Таковыми являются расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Расчет может быть представлен, в том числе, на бумажных носителях информации (лично или по почте).
При приеме и регистрации расчета, представленного на бумажном носителе лично заявителем или его представителем, должностное лицо территориального органа ПФР: проверяет полномочия заявителя или его представителя, представившего расчет (документ, удостоверяющий полномочия заявителя на представление расчета; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя; доверенность, подтверждающую полномочия представителя заявителя; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность представителя заявителя); проверяет наличие расчета, полноту заполнения его реквизитов; количество приложенных к расчету документов; регистрирует факт представления расчета в электронном журнале регистрации с указанием даты представления, регистрационного номера плательщика в ПФР, отчетного периода, за который представлен расчет (в том числе первичный, уточненный).
В случае если проверка расчета завершилась успешно либо ошибки и замечания могут быть устранены на месте, должностное лицо территориального органа ПФР принимает расчет. Между тем, при выявлении неустранимых ошибок, расчет возвращается заявителю или его представителю с информированием о невозможности принятия расчета и причинах возврата. Расчет передается лично заявителю (представителю заявителя) в день подачи расчета в территориальный орган ПФР.
Согласно статье 24 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии расчета. К таким основаниям относится: отсутствие печати в расчете, представленном плательщиком страховых взносов - юридическим лицом; отсутствие подписи на документах (усиленной квалифицированной электронной подписи); несоответствие расчета, представленного заявителем, форме расчета, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, и (или) противоречие между сведениями, содержащимися в документах, представленных заявителем; отсутствие или ненадлежащее оформление документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя; наличие ошибок на магнитном носителе информации; отсутствие файла расчета на магнитном носителе информации.
Между тем, отказывая ГУП «Центральная аптека №40» Пенсионный Фонд исходил только из того, что предприятием вместе с уточненными расчетами не представлены документы, подтверждающие наличие высшего или среднего фармацевтического образования специалистов (работников предприятия), позволяющие применять пониженный тариф страховых взносов, установленный для фармацевтических организаций.
При этом как установлено судом и не отрицается управлением, представленный заявителем уточненный расчет РСВ-1 соответствовал установленной форме и содержал все необходимые реквизиты, в связи с чем оснований для отказа в принятии расчета без проведения проверки правильности исчисления страховых взносов у управления не было.
Кроме того, учитывая предоставленное органам Пенсионного фонда право истребования документов, подтверждающих правильность расчета страховых взносов, управление имело возможность после принятия и регистрации уточенного расчета РВС-1 запросить у предприятия документы, подтверждающие правильность исчисления страховых взносов.
При этом, при выявлении нарушений, в том числе связанных с неправомерным применением пониженной ставки страховых взносов, управление в рамках статьи 34 Закона №212-ФЗ должно было составить акт проверки с указанием допущенных нарушений, а не возвращать уточенные расчеты РСВ-1.
Довод управления о том, что в представленных уточенных расчета были выявлены противоречия, коллегией отклоняется как неподтвержденный документально, поскольку непредставление документов, не поименованных в пункте 19 Административного регламента, не может рассматриваться как заявление противоречивых сведений.
С учетом изложенного, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при отсутствии установленных пунктом 24 Административного регламента оснований для отказа в приеме документов, управление не провело в установленном статьей 34 Закона № 212-ФЗ порядке проверку расчета, исключило возможность по реализации предприятием права дополнительно представить документы, подтверждающие достоверность внесенных в расчет данных, не составило акт, не отразило факт несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки, в связи с чем решение управления, оформленное письмом от 27.03.2014 №684, не соответствует требованиям Закона № 212-ФЗ и Административного регламента и нарушает права предприятия в экономической сфере.
Таким образом, суд первой инстанции, правомерно на основании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признал оспариваемое решение незаконным и в целях восстановления нарушенного права обоснованно обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области принять от Государственного унитарного предприятия «Центральная районная аптека № 40» уточненные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 2012 и 2013 годы.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 11.08.2014 по делу №А59-1896/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В. Пяткова
Судьи
Л.А. Бессчасная
Т.А. Солохина