НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2019 № 05АП-7777/18

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                              Дело

№ А59-4094/2018

11 февраля 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2019 года.

Постановление в полном объеме изготовлено февраля 2019 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Л.А. Бессчасной,

судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т.Васильевой

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской обл.,

апелляционное производство № 05АП-7777/2018,

на решение от 16.08.2018

судьи О.Н.Баярская

по делу № А59-4094/2018 Арбитражного суда Сахалинской области

по исковому заявлению Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (ИНН 6501231673, ОГРН 1106501008701)

к обществу с ограниченной ответственностью «СахалинЛесМастер»

(ИНН 6517003802, ОГРН 1076517000251)

о взыскании субсидии,

при участии:

от Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области - Сероштан И.Н., доверенность от 11.05.2018 сроком на 1 год, паспорт; Смирнова А.Л., доверенность от 05.06.2018 сроком на 1 год, паспорт,

от ООО «СахалинЛесМастер» - представитель не явился,

УСТАНОВИЛ:

Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области  (далее – истец, Министерство) обратилось в арбитражный суд Сахалинской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «СахалинЛесМастер» (далее – ответчик, общество, ООО «СахалинЛесМастер») о взыскании субсидии в сумме 779 807,55 рублей.

         Решением суда от 16.08.2018 в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 16.08.2018, истец просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Министерства.

В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указывает на тот факт, что дата предоставления субсидии, а именно, 22.12.2017, не влияет на достижение показателей результативности, так как субсидия  предоставлена на возмещение фактически понесенных в 2016 году затрат. Указывает на то, что в год приобретения спорного оборудования (2016 год) показатели результативности деятельности ООО «СахалинЛесМастер» были выше, чем при запуске оборудования в 2017 году. Поскольку общество приняло на себя обязательство обеспечивать достижение значений показателей результативности (пункт 5.3.2 Соглашения), то при отсутствии достижения соответствующих показателей результативности и документально подтвержденного наступления обстоятельств непреодолимой силы, требования о возврате субсидии или ее части, по мнению истца, правомерно, в связи с чем требования Министерства подлежали удовлетворению.

Общество представило письменные возражения на апелляционную жалобу Министерства,  по тексту которых изложило причины снижения производственной деятельности общества, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.

11.12.2017 между Министерством, Распорядителем, и ООО «СахалинЛесМастер», Получателем, заключено Соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета Сахалинской области в целях возмещения затрат в связи с производство (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Предметом Соглашения явилось предоставление из областного бюджета Сахалинской области в 2017 году ООО «СахалинЛесМастер» субсидии на возмещение фактически понесенных затрат Получателя на приобретение лесозаготовительной, вспомогательной, деревообрабатывающей техники и оборудования (далее – Субсидия).

Субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными распорядителю как получателю средств областного бюджета Сахалинской области по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах объемов бюджетных ассигнований (пункты 1.1 и 1.2 Соглашения).

В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения размер Субсидии, предоставленной из областного бюджета Сахалинской области в соответствии с Соглашением в 2017 году, составляет 4 616 515 рублей.

По условиям пункта 5.3.2 Соглашения Получатель принял на себя обязательство обеспечивать достижение значений показателей результативности, установленных в Приложении 1 к Соглашению.

Согласно Приложению № 1 к Соглашению от 11 декабря 2017 года Распорядитель определил условия получения и использования субсидии,  и  ихстрогое соблюдение Получателем, а именно Получатель субсидии обязан соблюсти  следующие условия  - основные показатели результативности:

- сохранение или увеличение объема фактических лесозаготовок за год, в котором предоставлена субсидия, по отношению к году, предшествующему получению субсидии;

 - сохранение или увеличение объема производства пиломатериалов за год, в котором предоставлена субсидия, по отношению к году, предшествующему получению субсидии;

- сохранение или увеличение объема налогов, сборов, страховых взносов, уплаченных в бюджетную систему Российской Федерации год, в котором предоставлена субсидия, по отношению к году, предшествующему получению субсидии.

По условиям пункта 2 Приложения № 1 Распорядитель обязуется провести оценку эффективности использования субсидии в срок до 01 марта года, следующего за годом предоставления субсидии, на основании представленных Получателем сведений по основным финансово-экономическим показателям по достижению одного из определенных значений показателей результативности.

 В случае, если Получателем не достигнуто ни одно из значений показателей результативности предоставления субсидии, объем средств, подлежащий возврату, определяется расчетным путем (пункт 2.1 Приложения № 1 к Соглашению). 

Из вводной части Соглашения от 11.12.2017 следует, что стороны заключили указанное Соглашение руководствуясь нормативными актами, и в том числе «Порядком предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в рамках реализации государственной программы Сахалинской области «Развитие лесного комплекса, охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий Сахалинской области на 2014 – 2020 годы» в случае приобретения техники и оборудования», утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 22 сентября 2017 года № 443.

02.12.2017 ООО «СахалинЛесМастер» подало в Министерство заявку на предоставление субсидии из средств областного бюджета по форме № 1, установленной Порядком № 443.

 11.12.2017 Министерством издано Распоряжение № 1049-р «О допуске к рассмотрению и рассмотрении заявок на предоставление субсидии», которым заявка ООО «СахалинЛесМастер» допущена к рассмотрению, утвержден объем субсидии, причитающейся к выплате по заявке Получателя 4 616 515 рублей.

Платежным поручением № 1870 от 22.12.2017 денежные средства перечислены на счет ООО «СахалинЛесМастер».

26.01.2018  ООО «СахалинЛесМастер» представило в Министерство в соответствии с Приложением № 2 к Соглашению отчетность Основные финансово-экономические показатели субъекта – получателя поддержки с приложением Пояснительной записки.

Распоряжением № 111-р от 27 февраля 2018 года «О подлежащей к возврату в областной бюджет предоставленной субсидии» утверждены объемы денежных средств, подлежащих возврату в областной бюджет, по субъектам предпринимательства, получившим субсидии и не достигшим сохранения или увеличения показателей результативности, в том числе по Порядку № 443 в сумме 784 807,55 рублей.

Министерством в адрес ООО «СахалинЛесМастер» направлена претензия от 12.04.2018 о возврате в областной бюджет предоставленной субсидии, которая получена ответчиком 24.04.2018.

Поскольку претензия была удовлетворена обществом частично в сумме 5 000 рублей, Министерство обратилось в суд с рассматриваем иском.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе Министерства и в пояснениях общества, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции не обоснованным, а апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, пришел к выводу о том, что комиссия, принимая решение о возврате в областной бюджет субсидии, не учла даты фактического предоставления субсидии - 22.12.2017,  и отсутствия у общества возможности достижения цели, на которые она направлена к 31.12.2017.

         Коллегия апелляционного суда не может согласиться с указанным выводом в силу следующего.

Как подтверждается материалами дела, между сторонами сложились договорные отношения, связанные с государственной поддержкой в виде субсидии, которые подлежат регулированию положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В статье 34 БК РФ закреплен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Пунктом 1 статьи 78 БК РФ определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по их возврату.

Но в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Частью 5 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) определено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона № 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу пункта 6 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принятие и организация выполнения программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования относится к одному из основных полномочий органов местного самоуправления.

         Как следует из материалов дела, в соответствии с указанными выше нормами БК РФ, Законом Сахалинской области от 19.12.2016 №112-ЗО «Об областном бюджете Сахалинской области на 2017 год и плановый период 2018 т 2019 годов, постановлением  правительства Сахалинской области от 22.09.2017 №443 утвержден Порядок предоставления субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в рамках реализации программы Сахалинской области «Развитие лесного комплекса, охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий  Сахалинской области на 2014-2020» в случае приобретения техники и оборудования (далее – Порядок предоставления субсидии №443, Порядок №443).

         Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления субсидии №443 субсидия предоставляется в целях возмещения  фактически понесенных затрат на приобретение лесозаготовительной, вспомогательной, деревообрабатывающей техники и оборудования, включая их доставку до места использования по назначению.

         Субсидия предоставляется в целях возмещения фактически произведенных и оплаченных затрат субъекта в год подачи и (или) в течение двух лет, предшествующих году подачи заявки (пункт 2.2 Порядка №443).

         Пунктом 2.23 Порядка № 443 регламентировано содержание Соглашения о предоставлении субсидии.

Так, получатель субсидии принимает на себя обязательства по достижению одного из значений показателей результативности, а именно:

- сохранение  или увеличение объема фактических лесозаготовок за год, в котором предоставлена субсидия, по отношению к году, предшествующему получению субсидии;

-  сохранение  или увеличение объема производства пиломатериалов за год, в котором предоставлена субсидия, по отношению к году, предшествующему получению субсидии;

- сохранение или увеличение объема  налогов, сборов, страховых взносов, уплаченных в бюджетную систему Российской Федерации (без учета налога на добавленную стоимость и акциза) в год, в котором предоставлена субсидия, по отношению к году, предшествующему получению субсидии (пункт 2.23.2 Порядка №443).

Также получатель субсидии принимает на себя обязательства по осуществлению деятельности в лесопромышленном комплексе в течение не менее 3 лет после получения субсидии (пункт 2.23.5 Порядок предоставления субсидии №443).

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка № 443 субъекты в течение двух лет после получения субсидии представляют в Министерство в срок до 05 февраля года (данные на 01 января года, предшествующего оказанию поддержки, и на 01 января года, оказания поддержки), следующего за годом получения субсидии, сведения по основным финансово-экономическим показателям (форма № 9 к настоящему Порядку) с пояснительной запиской. Данные на 01 января первого и второго года после оказания поддержки также представляются до 05 февраля соответствующего года.

06.12.2007 в Министерство поступила заявка ООО «СахалинЛесМастер» о предоставлении субсидии из средств областного бюджета на основании Порядка предоставления субсидии №443.

В соответствии с протоколом заседания комиссии по допуску к рассмотрению заявок на предоставление субсидии от 11.12.2017 №5 заявка общества принята к субсидированию.

11.12.2017 между Министерством, и ООО «СахалинЛесМастер», (Получатель) заключено Соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета Сахалинской области в целях возмещения затрат в связи с производство (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (далее – Соглашение от 11.12.2017), предметом которого явилось предоставление из областного бюджета Сахалинской области в 2017 году ООО «СахалинЛесМастер» субсидии на возмещение фактически понесенных затрат Получателя на приобретение лесозаготовительной, вспомогательной, деревообрабатывающей техники и оборудования.

Во исполнение Порядка предоставления субсидии №443, на основании протокола  от 11.12.2017 №5 и на основании распоряжения Министерства от 11.12.2017 №1049-р и Соглашения от 11.12.2017  ООО «СахалинЛесМастер» перечислена субсидия в сумме 4 616 515 рублей.

         Пунктом 3.1. Порядка №443 и приложения №2 к Соглашению от 11.12.2017 предусмотрено предоставление обществом отчета  по основным финансово - экономическим показателям с пояснительной запиской  в течение двух лет после получения субсидии

Пунктом 5.3.2 Соглашения от 11.12.2017 стороны также согласовали обязательство общества обеспечивать достижение значений показателей результативности, установленных в Приложении №1 к Соглашению от 11.12.2017, которые совпадают с пунктом 2.23 Порядка № 443.

Сторонами не оспорено, что оборудование, по которому выплачен субсидия за счет средств областного бюджета, приобретено обществом по договорам поставки в 2016 году и оплата по ним произведена обществом также в 2016 году.

         Во исполнение пункта 3.1 Порядка №443 и пунктом 2 приложения №2 к Соглашению от 11.12.2017 обществом в установленный срок предоставлена отчетность за 2017 год.

         Министерство в силу пункта 4.4 Порядка предоставления субсидии по предоставленному отчету произведена оценка эффективности использования субсидии, в  ходе  которого установлено, что обществом не достигнуто ни одно из значений показателей предоставления результативности, установленных пунктом 2.23.2 и 4.4  Порядка №443 и приложением №1 к Соглашению от 11.12.2017.

Данные обстоятельства послужили поводом для  формирования комиссией по оценке эффективности использования субсидии заключения по сумме, подлежащей возврату, которая определена из расчета 1 % размера субсидии за каждый процентный пункт снижения значений показателя результативности в соответствии с пунктом 4.5 Порядка №443.

Факт перечисления истцом ответчику в качестве субсидии денежных средств, факт нарушения ответчиком условий, установленных при предоставлении субсидии, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и ответчиком не оспаривается.

Таким образом, коллегия апелляционного суда вопреки выводам суда первой инстанции, полагает, что в нарушение статьи 65 АПК РФ, ответчик не представил надлежащих доказательств использования субсидии в соответствии с целями ее выдачи, не выполнил принятые на себя обязательства по сохранению  или увеличению объема фактических лесозаготовок, объема производства пиломатериалов за год, в котором предоставлена субсидия. Отсутствуют также доказательства сохранения или увеличения обществом объема  налогов, сборов, страховых взносов, уплаченных в бюджетную систему Российской Федерации, напротив из  представленной обществом  таблицы основных финансово-экономических показателей  на 01.01.2017, 01.01.2018 следует как уменьшение объема  произведенных пиломатериалов, так и уменьшение  выручки от реализации товара, и как следствие уменьшение уплаченных налогов и сборов  в 2017 году по отношению к 2016 году.

Кроме того, судом апелляционной инстанции неоднократно предложено представить подробное обоснование  с документальным подтверждением причин снижения как снижения объема производства так и объемов уплаты налогов и сборов, общество ограничилось формальным предоставлением пояснительной записки без обоснования своих доводов и возражений.

Таким образом, учитывая условия заключения Соглашения о предоставлении субсидии, полную осведомленность о добровольность его заключения сторонами, коллегия апелляционного суда поддерживает утверждение Министерства о невыполнении ООО «СахалинЛесМастер» требований, содержащихся в Порядке №443, и принятых на себя обязательств по Соглашению от 11.12.2017.

В порядке претензионного урегулирования спора и в соответствии с пунктом 5.3.1 Соглашения от 11.12.2017 с учетом пункта 4.5 Порядка №443 Министерством направлены в адрес общества претензии от 15.03.2018 и от 12.04.2018 с требованиями об исполнении обязательства по Соглашению с предложением о добровольном возврате в областной бюджет предоставленной субсидии в сумме 784 807,55 руб.

Поскольку претензия была удовлетворена обществом частично в сумме 5 000 рублей, то Министерство правомерно обратилось в суд с требованием о взыскании суммы субсидии в размере  779 807, 55 руб.

В материалах дела отсутствуют  доказательства возврата спорной суммы на расчетный счет Министерства. Не представлены такие доказательства и суду апелляционной инстанции.

Руководствуясь вышеизложенным, учитывая направление Министерством в адрес ответчика требования о возврате субсидии, коллегия полагает необходимым удовлетворить исковые требования истца о взыскании в его пользу с ООО «СахалинЛесМастер» субсидию в сумме  779 807, 55 руб. рублей.

Вывод суда первой инстанции о том, что при рассмотрении результативности предоставленных субсидий, комиссией не учтены обстоятельства фактического предоставления субсидии только 22.12.2017, и следовательно, отсутствия возможности у общества достаточного времени для достижения цели, на которые она направлена, к 31.12.2017, коллегия находит несостоятельным и не основанным на конкретных обстоятельствах дела, поскольку дата предоставления субсидии не влияет на достижение показателей результативности ввиду того, что спорная субсидия предоставлена обществу на определенных условиях, предполагаемых ее получение только при наличии роста как объема производства, так и увеличения объема отчислений по налогам и сборам, учитывая и то, что субсидия предоставлена на возмещение фактически понесенных в 2016 году затрат.

Также подлежат отклонению и доводы общества относительно снижения показателей по налогу по УСН, так как снижение налогового бремени не является обстоятельством непреодолимой силы в смысле, придаваемом Гражданским Кодексом Российской Федерации и следовательно, обоснованно не учтено комиссией при вынесении решении о необходимости возврата субсидии в областной бюджет.

Таким образом, установленные арбитражным судом апелляционной инстанции обстоятельства являются основанием для отмены решения Арбитражного суда Сахалинской области от 16.08.2018 по делу № А59-4094/2018 в силу пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам дела.

На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не относит на Министерство судебные расходы по апелляционной жалобе.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Сахалинской области от 16.08.2018 по делу № А59-4094/2018 отменить.

Взыскать в бюджет Сахалинской области с общества с ограниченной ответственностью «СахалинЛесМастер» (ИНН 6517003802, ОГРН 1076517000251) субсидию в сумме 779 807 (семьсот семьдесят девять тысяч восемьсот семь) рублей 55 коп.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «СахалинЛесМастер» (ИНН 6517003802, ОГРН 1076517000251) в федеральный бюджет государственную пошлину по иску в размере 6000 (шесть тысяч) рублей и по апелляционной жалобе в размере 3000 (три тысячи) рублей, всего 9000 (девять тысяч) рублей.

Арбитражному суду Сахалинской области выдать исполнительные листы.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

Председательствующий

Л.А. Бессчасная

Судьи

Е.Л. Сидорович

Т.А. Солохина