НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2020 № 05АП-9710/19

199/2020-9445(2)

Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток Дело № А51-20943/2019
10 марта 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2020 года. 

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего С.В. Понуровской,

судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,  при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой, 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Владивостокской таможни, 

апелляционное производство № 05АП-9710/2019
на решение от 03.12.2019
судьи Н.А. Тихомировой

по делу № А51-20943/2019 Арбитражного суда Приморского края  по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АвтоБрокер» 

(ИНН 2537096692, ОГРН 1132537000133)  к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484) 

о признании недействительным решения, 


при участии: 

от Владивостокской таможни: до перерыва - Токарчук Д.А. по доверенности  от 08.10.2019 сроком действия на 1 год, диплом (регистрационный номер  1865), удостоверение; после перерыва - Бабич Н.К. по доверенности от  23.12.2019 сроком действия на 1 год, диплом (регистрационный номер 062131), удостоверение; 

от ООО «АвтоБрокер»: до перерыва - Антипов Е.С. по доверенности от  31.07.2019 сроком действия на 1 год, диплом (регистрационный номер  2009/ЮФ – 0508), паспорт,после перерыва - не явились, извещены; 

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Автоброкер» (далее -  заявитель, общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд  Приморского края с заявлением к Владивостокской таможне (далее –  ответчик, таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения от  10.09.2019 № 147 «Об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного)  утилизационного сбора» в размере 177.000 руб., об обязании произвести  возврат обществу излишне уплаченный утилизационный сбор в сумме  177.000 руб. 

Решением Арбитражного суда Приморского края от 03.12.2019  требования общества удовлетворены: решение Владивостокской таможни от  10.09.2019 № 147 признано незаконным, как не соответствующее  Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и  потребления». Суд обязал Владивостокскую таможню возвратить обществу с  ограниченной ответственностью «Автоброкер» излишне уплаченный  утилизационный сбор в размере 177.000 (сто семьдесят семь тысяч) рублей. 

Не согласившись с вынесенным судебным актом, таможенный орган  обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный  суд, по тексту которой просит отменить обжалуемое решение и принять  новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. 


В обоснование апелляционной жалобы заявитель, ссылаясь на  положения главы 1 «ГОС 33988-2016. Межгосударственный стандарт.  Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя.  Технические требования и методы испытаний», введенный Приказом  Росстандарта от 20.06.2017 № 564-ст, указывает на идентичность понятий  «полная масса транспортного средства» и «технически допустимая  максимальная масса», что противоречит выводам суда первой инстанции. 

Также заявитель полагает, что, исходя из Пояснений к единой  Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского  экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС) (том 5, разделы 16-21,  группы 85-97), вес груза (грузоподъемность) следует считать неотъемлемой  характеристикой, для учета разрешенной максимальной массы  транспортного средства. 

Указывает, что приложенный обществом к заявления о возврате  таможенный приходный ордер (далее – ТПО) № ТС-3662232 имеет статус  действующего и не аннулирован, что противоречит требованиям подпункта  «б» пункта 29 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания  утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств  (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных  или излишне взысканных сумм этого сбора (утв. Постановлением  Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291), решению Комиссии Таможенного  союза от 18.06.2010 № 288 «О форме таможенного приходного ордера и  порядке заполнения и применения таможенного приходного ордера». 

Письменного отзыва от общества с ограниченной ответственностью  «АвтоБрокер» в материалы дела не поступало. 

Определение Пятого арбитражного апелляционного суда о принятии  апелляционной жалобы к производству вынесено 13.01.2020 и размещено в  информационной системе «Картотека арбитражных дел» по адресу:  http://kad.arbitr.ru 13.01.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - 


АПК РФ). На основании указанной статьи стороны надлежащим образом  уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы. 

В судебном заседании 27.02.2020 представитель таможенного органа  доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме. 

Представитель ООО «АвтоБрокер» на доводы апелляционной жалобы  возражал. Обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просил  оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Для представления дополнительных документов, судом,  руководствуясь статьями 163, 184, 185 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв в судебном  заседании до 05.03.2020 до 15 часов 40 минут. 

Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в  соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99 «О  процессуальных сроках» путем размещения на официальном сайте суда  информации о времени и месте продолжения судебного заседания. 

Извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного  заседания декларант, явку своих представителей в суд не обеспечил. С  учетом мнения представителя таможни апелляционная жалоба рассмотрена в  соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации в отсутствие общества по имеющимся в материалах  дела документам. 

Во исполнение протокольного определения в канцелярию суда  05.03.2020 от ООО «АвтоБрокер» поступило ходатайство о приобщении к  материалам дела дополнительных доказательств во исполнение  определения суда от 27.02.2020, а именно: копии приходного таможенного  ордера № ТС-3662232 от 29.12.2016, копии ДТ № 10702030/271216/0087495  с дополнением, копии выписки из СБКТС на транспортное средство от  27.12.2016. 


Суд, руководствуясь статьями 159, 184, 185, частью 2 статьи 268  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел  заявленное ходатайство и определил его удовлетворить. 

Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее: 

В 2016 году общество ввезло на таможенную территорию РФ по ДТ   № 10702030/271216/0087495 автомобиль грузопассажирский, б/у, модель  TOYOTA HIACE, год выпуска 15.07.2011, максимальная масса 3 095 кг. 

В отношении транспортного средства, в соответствии с требованиями  Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и  потребления» и Постановления Правительства Российской Федерации от  26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных  транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в  некоторые акты Правительства Российской Федерации» обществом был  представлен в таможню расчет утилизационного сбора и произведены  соответствующие платежи, по ДТ № 10702030/271216/0087495 применяя  коэффициент 2,06, исходя из общего веса и грузоподъемности  автотранспортного средства, эквивалентного для транспортных средств с  массой свыше 2,5 тонн, но не более 3,5 тонн. 

По факту уплаты утилизационного сбора обществу выдан  таможенный приходный ордер (ТПО). 

Выпуск товаров по спорным ДТ был осуществлен и товар помещены  под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления». 

Посчитав, что при расчете сумм утилизационного сбора по спорной  ДТ в отношении товара при определении его категории и подлежащего  применению коэффициента ошибочно использовался суммарный показатель  фактической массы ТС, их технической характеристики «грузоподъемность»,  в совокупности образующих такой показатель, как разрешенная  максимальная масса (РММ), тогда как применению подлежала масса без  нагрузки, то есть фактическая масса транспортного средства и в результате  чего, в отношении транспортного средства, заявленного в спорной ДТ 


излишне уплачен утилизационный сбор в размере 177 000 руб., общество  06.09.2019 в целях реализации своего права на возврат излишне уплаченных  таможенных пошлин, налогов, обратилось в таможню с заявлением (вх. №  23041) о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении  колесных транспортных средств. 

По результатам рассмотрения указанного обращения, таможней  10.09.2019 принято решение № 147 об отказе в возврате излишне  уплаченного утилизационного сбора в сумме 177 000 руб., исчисленного по  ТПО, выданному по товару по спорной ДТ. 

Также 11.09.2019 таможней принято решение, изложенное в письме   № 25-35/37033 о возврате заявления от 06.09.2019 № 23041 по основанию не  предоставления заявителем в полном объеме необходимых документов, а  также отсутствию факта излишней уплаты утилизационного сбора. Не  согласившись с отказом таможенного органа в возврате излишне  уплаченного утилизационного сбора, посчитав, что он не соответствует  закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере  внешнеэкономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный  суд с заявлением. 

Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой  инстанции руководствовался тем, что оспариваемое решение таможни  является немотивированным, необоснованным и нарушает права и законные  интересы заявителя в сфере экономической деятельности. 

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со  статьями 266 и 268 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд с  учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной  жалобы, заслушанного мнения представителей сторон, полагает  необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения,  основываясь на следующем: 

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи  201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых 


актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных  органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух  условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта,  решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному  правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В соответствии с частью 1 статьи 24.1. Федерального закона от  24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое  колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину,  каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное  средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные,  изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных  средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается  утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в  том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного  воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических  характеристик и износа. 

Согласно пункту 3 статьи 24.1 указанного Закона плательщиками  утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица,  которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую  Федерацию. 

Виды и категории транспортных средств, в отношении которых  уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством  Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ). 

В соответствии с пунктом 4 этой же статьи порядок взимания  утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты,  взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных  сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок  осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и 


своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской  Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. 

Во исполнение указанных норм права Правительством РФ принято  Постановление от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в  отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений  в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее -  Постановление № 1291), которым утверждены Правила взимания,  исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении  колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне  уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила   № 1291) и Перечень видов и категорий колесных транспортных средств, в  отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров  утилизационного сбора (далее - Перечень № 1291). 

Как установлено пунктом 5 Правил № 1291, утилизационный сбор  исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов  и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых  уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного  сбора. В случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере,  превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате  (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора  излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату  плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет  предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора (пункт 24  Правил № 1291). 

В соответствии с примечанием 3 к Перечню № 1291 размер  утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного  средства равен произведению базовой ставки и коэффициента,  предусмотренного для конкретной позиции. 

Согласно разделу II названного Перечня и примечания 6 к нему (в  редакции, действующей на дату таможенного оформления) базовая ставка 


для расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных  средств, выпущенных на территории Российской Федерации, категории N1,  N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также  специализированные транспортные средства указанных категорий,  составляет 150.000 руб. 

Для указанных транспортных средств, с даты выпуска которых  прошло более 3 лет, коэффициент расчета суммы утилизационного сбора  составляет 0,88 - для транспортных средств полной массой не более 2,5  тонны и 2,06 - для транспортных средств полной массой свыше 2,5 тонны, но  не более 3,5 тонны. 

Таким образом, для правильного расчета суммы утилизационного  сбора и, в частности, для правильного определения коэффициента следует  использовать значение полной массы транспортного средства, понятие  которое в указанном Постановлении Правительства РФ отсутствует. 

Апелляционной коллегией установлено, что расчет суммы  утилизационного сбора в отношении транспортного средства, ввезенного по  ДТ № 10702030/271216/0087495 таможенным органом был сделан на  основании максимальной массы равной 3095 кг, вес брутто/нетто составил  1930 кг (л.д. 15, графы 35, 38 ДТ). 

Согласно материалам дела, а именно заявлению о признании  незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченного  утилизационного сбора, Владивостокской таможней, с учетом  грузоподъемности транспортных средств, по ДТ № 10702030/271216/0087495  был применен коэффициент 2.06, вместо 0.88. 

Между тем, как обоснованно заключил суд первой инстанции,  основания для определения полной массы транспортного средства с учетом  его грузоподъемности не имелось. 

Апелляционной коллегией отклоняется довод заявителя  апелляционной жалобы, который, ссылаясь на Постановление Правительства  РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», Пояснения к 


единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности  Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС) (том 5, разделы  16-21, группы 85-97), указывает на то, что вес груза (грузоподъемность)  является неотъемлемой характеристикой, для учета разрешенной  максимальной массы транспортного средства, ввиду следующего: 

В соответствии с пунктом 5 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ при  установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска  транспортного средства, его масса и другие физические характеристики,  оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по  обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким  транспортным средством своих потребительских свойств. 

Соответственно юридическое значение для исчисления размера  утилизационного сбора могут иметь физические характеристики  транспортного средства, оказывающие влияние на затраты в связи с  осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в  результате утраты им потребительских свойств, устанавливаемые  Правительством Российской Федерации. 

При этом грузоподъемность транспортного средства, в отличие от  массы транспортного средства, не является физической характеристикой, а  относится к техническим характеристикам автомобиля. 

Следовательно, именно масса грузового автомобиля без учета его  грузоподъемности необходима для расчета суммы утилизационного сбора,  имея в виду, что влияние такого параметра, как масса, на процесс утилизации  транспортных средств носит объяснимый характер. 

Делая указанный вывод, апелляционная коллегия отмечает, что  утвержденный Правительством РФ порядок исчисления утилизационного  сбора не содержит нормы, предписывающей определять размер  утилизационного сбора в отношении транспортных средств с учетом такой  их технической характеристики, как грузоподъемность, в дополнение к  указанной изготовителем массе самого транспортного средства. 


При этом из буквального прочтения положений Перечня № 1291  усматривается, что в целях определения коэффициента, необходимого для  расчета суммы утилизационного сбора, имеет значение полная масса  транспортного средства. 

Согласно сведениям, заявленным в графе 38 ДТ

 № 10702030/271216/0087495 (л.д. 15) полный вес транспортного средства  подпадает под расчет коэффициента, произведенного обществом и  представленного суду первой инстанции. 

В свою очередь ни Правила № 1291, ни Перечень № 1291 не содержат  указаний на необходимость определения полной массы транспортного  средства как суммарного показателя фактической массы транспортного  средства и его грузоподъемности. 

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к  выводу о том, что при расчете суммы утилизационного сбора в отношении  транспортного средства, ввезенного по ДТ № 10702030/271216/0087495,  показатель «полная масса транспортного средства» был определен  обществом неверно, в завышенном размере, что повлекло необоснованное  использование коэффициента 2.06, вместо 0.88. 

Как следствие, обществом был излишне уплачен утилизационный  сбор в общей сумме 177.000 (сто семьдесят семь тысяч) рублей.  Приведенный расчет суммы проверен апелляционной коллегией,  подтверждается материалами дела. 

Между тем, оснований для определения полной массы транспортного  средства с учетом его грузоподъемности, которая определена апеллянтом как  арифметическая сумма фактической массы транспортных средств (значение  графы 38 спорной ДТ – 1930 кг) и значения грузоподъемности, не имелось в  силу следующего. 

Из системного толкования положений преамбулы, статей 21 и 24.1  Закона № 89-ФЗ следует, что взимание утилизационного сбора выступает  частью экономического регулирования в области обращения с отходами: 


уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой  характер и связана с осуществление государством мероприятий по  предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления  на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от  последствий использования транспортных средств и самоходных машин. 

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской  Федерации, в регулировании обязательных публичных индивидуально  возмездных платежей компенсационного фискального характера  (фискальных сборов) праве участвовать Правительство Российской  Федерации - в той мере, в какой эти платежи допускаются по смыслу  Федерального закона, возлагающего на Правительство Российской  Федерации определение в своих нормативных правовых актах порядка их  исчисления. 

При этом обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет,  не являющиеся налогами и не подпадающие под данное Налоговым кодексом  Российской Федерации (далее – НК РФ) определение сборов и не указанные  в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно  фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57  Конституции Российской Федерации и развивающих ее правовых позиций об  условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных  законодателем применительно к сборам, в частности, в пункте 3 статьи 17  НК РФ, которая приобретает тем самым универсальный характер. 

В частности, для отношений по уплате фискальных сборов в правовом  государстве принципиально важным является соблюдение требования  определенности правового регулирования, заключающейся в конкретности,  ясности и недвусмысленности нормативных установлений, что призвано  обеспечить лицу, на которое законом возлагается та или иная обязанность,  реальную возможность предвидеть в разумных пределах последствия своего  поведения в конкретных обстоятельствах. 


Такие правовые позиции, изложенные применительно к отдельным  фискальным сборам, но в универсальном ключе, сформированы в  постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от  31.05.2016 № 14-П, от 05.03.2013 № 5-П, от 14.05.2009 № 8-П, от 28.02.2006   № 2-П. 

С учетом изложенного, на отношения по взиманию утилизационного  сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип  формальной определенности, нашедший своей закрепление, в частности, в  пункте 6 статьи 3 НК РФ, и состоящий в том, что правила их взимания  должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате  могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от  усмотрения контролирующих органов. 

Это означает, что все существенные элементы юридического состава  утилизационного сбора, в том числе, его базовая ставка и порядок  исчисления, должны быть установлены законом и принятыми в соответствии  с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской  Федерации. Определение данных элементов и соответствующих им  обязанностей плательщиков сбора в рамках правоприменительной  деятельности таможенных органов, равно как и восполнение пробелов в  порядке исчисления сбора по аналогии, не может быть признано  правомерным. 

Судебная практика исходит из допустимости устранения неясностей в  порядке исчисления обязательных публично-правовых платежей в тех  случаях, когда это не выходит за пределы толкования соответствующих норм  и необходимо для обеспечения реализации принципов равенства  плательщиков, экономической обоснованности платежей и т.п.  (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 08.10.2013 № 3589/13, от 21.06.2012 № 2676/12, от 25.02.2010   № 13640/09, от 08.12.2009 № 11715/09). 


Судом первой инстанции обоснованно был сделан вывод о том, что  такая физическая характеристика транспортного средства, как  грузоподъемность, не может влиять на затраты в связи с осуществлением  деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате  утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.  Именно масса транспортного средства, прочность и масса материалов, из  которых оно изготовлено, необходимы для расчета суммы утилизационного  сбора, так как только эти параметры будут влиять на процесс утилизации. 

Таможня не установила причинно-следственную связь между  грузоподъемностью спорного транспортного средства и увеличением затрат  в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, которые  могут образоваться в будущем в результате утраты такими транспортными  средствами своих потребительских свойств. Следовательно, именно масса  транспортного средства, необходима для расчета суммы утилизационного  сбора, имея в виду, что влияние этого параметра на процесс утилизации  транспортного средства носит объяснимый характер и получило свое  закрепление в пункте 5 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ. 

Апелляционной коллегией также отклоняется довод апеллянта об  отсутствии основания для принятия решения о возврате (зачете) таможенных  пошлин, налогов, так как приложенный обществом к заявления о возврате  таможенный приходный ордер (далее – ТПО) № ТС-3662232 имеет статус  действующего и не аннулирован, утилизированный сбор, исчисленный по  нему не является излишне (ошибочно) уплаченным. 

В соответствии с пунктом 24 Правил в случае уплаты (взыскания)  утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного  сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты  утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный  сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику)  либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного  сбора. 


Пунктом 27 Правил установлено, что заявление подается  плательщиком (его правопреемником, наследником) или его  уполномоченным представителем в таможенный орган, проставивший на  паспорте отметку об уплате утилизационного сбора, в течение 3 лет со дня  уплаты (взыскания) утилизационного сбора с приложением: 

а) документов, подтверждающих исчисление и уплату  утилизационного сбора; 

б) документов, позволяющих определить уплату (взыскание)  утилизационного сбора в размере, который превышает размер  утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату  (взыскание) утилизационного сбора; 

в) копии документа, подтверждающего полномочия на осуществление  действий от имени плательщика, в случае если заявление, указанное в пункте  25 либо пункте 26 Правил, подается уполномоченным представителем  плательщика. 

Как установлено судом, в целях реализации своего права на возврат  излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, общество 05.09.2019 (вх.   № 23041) обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне  уплаченного утилизационного сбора по спорной ДТ в размере 177.000 руб., с  приложением соответствующего пакета документов, рассмотрев которое  таможня признала отсутствие у плательщика излишней уплаты (взыскания)  утилизационного сбора и приняла решение от 10.09.2019 № 147, которым  отказала обществу в возврате утилизационного сбора. 

Согласно апелляционной жалобе, таможенный орган сослался на  отсутствие в представленном заявителем пакете документов аннулированных  в соответствии с пунктом 8 утвержденного Решением Комиссии  Таможенного союза от 18.06.2010 № 288 Порядка заполнения и применения  таможенного приходного ордера (далее – Порядок № 288) ТПО, выданных в  подтверждение уплаты утилизационного сбора при декларировании спорных  транспортных средств. 


По мнению таможенного органа, в отсутствие аннулированных ТПО  корректировка сведений об уплате утилизационного сбора не могла быть  произведена, что исключало дальнейшую процедуру по возврату спорной  суммы рассматриваемого сбора. 

В частности, апеллянт ссылается на нарушение декларантом  требований подпункта «б» пункта 27 Правил № 1291, полагая, что в качестве  документов, позволяющих определить уплату утилизационного сбора в  спорном размере, который превышает размер утилизационного сбора,  подлежащего уплате, а также ошибочную уплату утилизационного сбора,  следует рассматривать аннулированные перечисленные ТПО и ТПО,  оформленные с учетом скорректированных сведений. 

Действительно, согласно пункту 8 Порядка № 288 при необходимости  изменения и (или) дополнения сведений об исчисленных и уплаченных  платежах, указанных в ТПО, ДТПО, корректировка таких сведений  осуществляется путем заполнения нового ТПО, ДТПО с аннулированием  ранее заполненного ТПО, ДТПО путем проставления соответствующей  отметки и ее заверения оттиском личной номерной печати и подписью  должностного лица. В новом ТПО необходимо сделать отметку об  оформлении данного ТПО взамен аннулированного с указанием справочного  номера аннулированного. 

Этим же пунктом Порядка предусмотрено, что в случае возврата  плательщику или зачета платежей, уплата которых отражена в ТПО, ДТПО,  во втором экземпляре ТПО, ДТПО делается запись «Произведен возврат  (зачет)...» с указанием суммы возвращенных либо зачтенных платежей и  основания для их возврата (зачета). Запись заверяется оттиском личной  номерной печати и подписью должностного лица. Одна заверенная копия  второго экземпляра ТПО, ДТПО, содержащего запись о возврате (зачете),  хранится в таможенном органе. 

По требованию плательщика вторая заверенная копия второго  экземпляра ТПО, ДТПО, содержащего запись о возврате (зачете), 


направляется плательщику. Форма таможенного приходного ордера также  утверждена Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 288. 

Оценивая доводы сторон в данной части, суд исходил из того, что  согласно пунктам 2, 6 Порядка № 288 бланки ТПО и ДТПО, состоящие из  сброшюрованных листов (экземпляров), а также в случае их оформления в  виде электронного документа, заполняются должностным лицом  таможенного органа в трех экземплярах. При этом заполнение ТПО и ДТПО  на бланках сопровождается формированием таких документов в электронном  виде. 

Пунктом 3 Порядка № 288 определено, что ТПО применяется для  отражения исчисления и (или) уплаты, а также для автоматизации учета,  помимо таможенных платежей, в том числе иных платежей,  администрирование которых осуществляется таможенными органами  (подпункт 2). Аналогичное целевое назначение и порядок его формирования  определены в утвержденной Приказом ФТС России от 25.02.2013 № 350  Инструкции о применении таможенного приходного ордера (далее –  Инструкция № 350). 

Судом первой инстанции было правомерно учтено, что Порядок №  288 не предусматривает заявительный порядок корректировки сведений,  отраженных в ТПО, ДТПО, а равно и такой же порядок в рамках отдельных  процедур для аннулирования ТПО, ДТПО, выданных плательщику.  Требование о предоставлении плательщиком аннулированных ТПО, ДТПО,  на основании которых излишне уплачен (взыскан) утилизационный сбор,  и/или скорректированных ТПО Порядок № 1291 также не содержит. Порядок   № 288 не предусматривает и возможность самостоятельного формирования  плательщиком формы ТПО, ДТПО со сведениями, подлежащими изменению,  учитывая, что статус таких документов в силу перечисленных норм права  определен в качестве документов строгой отчетности таможенного органа. 

Таким образом, поскольку заполнение бланков ТПО, ДТПО, их  формирование в электронных носителях, а равно их аннулирование и выдача 


новых ТПО, ДТПО, отнесены к исключительной компетенции таможенных  органов, на плательщика не может быть возложена не предусмотренная  Порядком № 288 обязанность по инициированию отдельной процедуры  корректировки и аннулирования ТПО, ДТПО, до его обращения в  таможенный орган за возвратом излишне уплаченных платежей,  администрирование которых осуществляется последним, коль скоро такие  действия может осуществить только таможенный орган, в том числе в случае  получения сведений об ошибочной уплате плательщиком сумм таких  платежей, вне зависимости от формы их предоставления. 

Как следует из материалов дела, обязанность по исчислению и уплате  утилизационного сбора по ввезенному на территорию РФ транспортному  средству общество исполнило в полном объеме. Основаниями для возврата  плательщику утилизационного сбора являются уплата (взыскание)  утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного  сбора, подлежащего уплате, а также ошибочная уплата утилизационного  сбора. 

Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих право  общества на возврат излишне уплаченного утилизационного сбора в  заявленном размере, материалами дела подтверждается право общества на  возврат излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 177.000  рублей, расчет которого судом проверен, признан обоснованным. 

Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела  доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК  РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела,  правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные требования. 

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной  оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием  норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о  судебной ошибке. 


При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает,  что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным,  соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы  материального и процессуального права не нарушены и применены  правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение  для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и  удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. 

Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст.  270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не  установлено. 

На основании статьи 333.37 НК РФ суд апелляционной инстанции не  относит на таможенный орган судебные расходы по государственной  пошлине за подачу апелляционной жалобы. 

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный  апелляционный суд  

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.12.2019 по делу   № А51-20943/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без  удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд  Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в  течение двух месяцев. 

Председательствующий С.В. Понуровская 

Судьи Н.Н. Анисимова 

 А.В. Гончарова 

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 12.12.2019 0:49:44
Кому выдана Понуровская Светлана Викторовна