ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-51679/2020
30 июля 2021 года 15АП-11018/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от Новороссийской таможни: представитель Благов А.С., по доверенности от 07.12.2020, паспорт;
рассмотрев апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 21.05.2021 по делу № А32-51679/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Контейнерный терминал «НУТЭП» (ИНН 2315024369, ОГРН 1142315018427)
к Новороссийской таможне (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Контейнерный терминал «НУТЭП» (далее – заявитель, ООО «НУТЭП», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Новороссийской таможни (далее – таможня) от 03.11.2020 №10317000-1029/2020 о привлечении к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2021 признано незаконным и отменено постановление Новороссийской таможни от 03.11.2020
№ №10317000-1029/2020 о привлечении ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП» (ИНН 2315024369, ОГРН 1142315018427) к административной ответственности в соответствии со ст. 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба и дополнение мотивированы тем, что ООО «КТ «НУТЭП» обязано представить таможенному органу достоверную отчетность о товарах, находящихся на временном хранении. Для надлежащего исполнения установленной обязанности ООО «КТ «НУТЭП» могло и должно представить таможенному органу достоверную отчетность о товарах, находящихся на временном хранении. Доказательств того, что представление недостоверной отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, произошло в силу каких-либо независящих от ООО «КТ «НУТЭП» обстоятельств, не представлено. Общество при сверке данных и представлении отчетности по форме ДО-1 нарушило положения о предоставлении отчета. Вина ООО «КТ НУТЭП» выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм таможенного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, ООО «КТ НУТЭП», представлена в таможенный орган отчетность по форме ДО-2 № 10317110/040720/0064967 содержащая недостоверные сведения о коде товаров (графа 6), о стоимости товара (графа 11), о буквенной коде валюты (графа 11), которые указаны в транзитной декларации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества - профессионального участника таможенных отношений, к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения таможенных норм и правил, влекущих за собой затруднение осуществления контроля со стороны таможенных органов. Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность по делу, не установлено. Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП», указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
От Новороссийской таможни поступило ходатайство об участии представителя в онлайн судебном заседании.
Суд удовлетворил ходатайство об участии представителя Новороссийской таможни в онлайн судебном заседании.
Судебное заседание проводилось с использованием веб-конференции.
В судебном заседании представитель Новороссийской таможни доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО «НУТЭП» является оператором морского терминала и осуществляет временное хранение товаров в ином месте временного хранения на территории постоянной зоны таможенного контроля (далее - ПЗТК) ООО «НУТЭП», созданной Приказом Новороссийской таможни
№ 553 от 24.06.2019 на основании разрешений на временное хранение №10317000/101219/00010/2, №10317000/240619/00007/2, выданных Новороссийской таможней. Как лицо, осуществляющее временное хранение, Общество обязано вести учет товаров, находящихся в ПЗТК ООО «НУТЭП» и предоставлять таможенному органу отчетность об их хранении и выдаче в установленном законом порядке.
07.07.2020 таможенным автоперевозчиком ООО «АТП» в ПЗТК
ООО «Фрейт Виладж Калуга Север», находящуюся в зоне действия Обнинского таможенного поста Калужской таможни, доставлен контейнер №BHCU4989075 с партией груза «Матрасная ткань», вес брутто - 10900 кг, количество грузовых мест - 389. Указанная партия груза следовала от таможни отправления (Новороссийского юго-восточного поста Новороссийской таможни) в таможню назначения (Обнинский таможенный пост Калужской таможни) в соответствии с процедурой таможенного транзита.
До выпуска товаров в составе указанной партии по транзитной декларации №10317110/040720/0014511 от 04.07.2020 груз находился на временном хранении в ПЗТК ООО «НУТЭП», в зоне действия Новороссийской таможни, куда помещен 03.07.2020 на основании коносамента №203391424 от 30.06.2020.
При осуществлении контроля таможенной отчетности, предоставленной ООО «НУТЭП» в отношении данного груза, главным государственным таможенным инспектором Обнинского таможенного поста Калужской таможни Фаттаховой Г.Р., выявлено отсутствие в отчете ДО-2 №0063140 (зарегистрированном таможенным органом за №10317110/040720/0064967 от 04.07.2020) в 6, 10 и 11 графах раздела «Приход» сведений о кодах товаров, их стоимости и о буквенном коде валют, которые указаны в транзитной декларации №10317110/040720/0014511 от 04.07.2020.
В данном обстоятельстве Калужской таможней усмотрен факт предоставления таможенному органу недостоверной отчетности и составлен протокол об административном правонарушении от 15.09.2020 по делу №10106000-542/2020, на основании которого Новороссийской таможней возбуждено дело об административном правонарушении №10317000-1029/2020 в отношении ООО «НУТЭП».
По результатам рассмотрения данного дела Новороссийской таможней вынесено постановление от 03.11.2020 №10317000-1029/2020 о назначении административного наказания, которым ООО «НУТЭП» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
По мнению таможенного органа вина ООО «НУТЭП» выразилась в том, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм таможенного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не согласилось с указанным постановлением административного органа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд, с учетом положений части 1 статьи 28.3 , статьи 23.8 КоАП РФ, пунктов 1, 5.3.1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 № 809, Приказа ФТС России от 02.12.2014 № 2344 "Об утверждении перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание", пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен, а дело об административном правонарушении рассмотрено, и постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах предоставленных полномочий.
Проверив процедуру привлечения общества к административной ответственности, суд пришел к выводам о том, что процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена, права общества на участие при составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении, а также иные права, предусмотренные КоАП РФ для лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, не нарушены, обеспечены надлежащим образом.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 16.15 КоАП РФ непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Законодателем установлен порядок учета товаров, находящихся на временном хранении и предоставления отчетности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 98 ТК ЕАЭС, временное хранение - это хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом, либо до получения разрешения таможенного органа Союза, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза.
В соответствии с пунктом 6 статьи 91 ТК ЕАЭС, товары считаются находящимися на временном хранении со дня регистрации таможенным органом документов, представленных перевозчиком для помещения товаров на временное хранение. При этом в иных местах временного хранения в местах разгрузки и перегрузки товаров в пределах территории морского порта - помещение на временное хранение осуществляется на основании транспортных (перевозочных) документов, представленных морским перевозчиком.
В соответствии с пунктом 5 статьи 90 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о таможенном регулировании), на лицо, получившее разрешение на временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров, возлагаются обязанности, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 92 данного Федерального закона для получателя товаров при осуществлении временного хранения товаров на складе получателя. В частности, обязанность представлять таможенным органам отчетность о товарах, находящихся на временном хранении в соответствии со статьей 13 закона №289-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона о таможенном регулировании лица, получившие разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, в числе прочих, отнесены к субъектам, для которых федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности, если они не установлены указанным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 281 Закона о таможенном регулировании, обмен документами и (или) сведениями между таможенными органами и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, с которыми таможенные органы взаимодействуют при выполнении своих функций и задач, осуществляется в электронном виде или путем представления (направления) документов и (или) сведений на бумажном носителе.
Приказом ФТС России от 18.03.2019 № 444 утвержден «Способ предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности» (приложение №5 к приказу), пунктом 2 которого определено, что лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует иное место временного хранения товаров, отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам:
ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение
ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения)
ДО-3 - отчет по разовому требованию таможенного органа о товарах, помещенных на СВХ (иное место временного хранения) и выданных с него.
Форма отчета ДО-1, включает следующие графы: «Дата и время помещения на склад», «Наименование товара», «Код товара в соответствии с ГС или ТН ВЭД ЕАЭС», «Складской номер товара», «Количество грузовых мест», «Вес товара брутто (в кг) или объем товара (в куб. м)», «Стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах» и «Буквенный код валюты».
Форма отчета ДО-2, состоит из трех разделов: приход, расход, остаток, каждый из которых представлен определенной совокупностью граф.
Раздел «Приход» состоит из тех же граф, что и отчет ДО-1 и двух дополнительных: «Номер отчета по форме ДО-1» и «Порядковый номер товара в отчете по форме ДО-1».
Раздел «Расход» состоит из граф: «Количество грузовых мест», «Вес товара брутто (в кг) или объем товара (в куб. м)», «Вес товара брутто (в кг) или объем товара (в куб. м), исключая контейнеры и другое транспортное оборудование», «Стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах».
Раздел «Остаток» включает три графы: «Количество грузовых мест», «Вес товара брутто (в кг) или объем товара (в куб. м)», «Стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах».
Таким образом, отчет по форме ДО-2 включает в себя те графы, которые присутствуют только в разделе «Приход» (к ним относятся графы: «Наименование товара», «Код товара в соответствии с ГС или ТН ВЭД ЕАЭС», «Буквенный код валюты»), и те графы, которые содержатся во всех трех разделах: и в разделе «Приход», и в разделе «Расход», и в разделе «Остаток» (это графы: «Количество грузовых мест», «Вес товара брутто ...», «Стоимость товара в валюте...»).
Графы, присутствующие только в разделе «Приход», содержат неизменяемые качественные характеристики объекта, помещенного на временное хранение и принятого к учету. Графы, присутствующие во всех трех разделах, содержат количественные характеристики объекта учета, по которым осуществляется контроль изменений, происходящих с ним в результате расходных операций (выдачи товаров со склада).
Приказ ФТС №444 не предусматривает возможность внесения изменений в сведения о товарах, помещенных на временное хранение, на основании Уведомления/разрешения на выдачу товаров, направляемого таможней лицу, осуществляющему временное хранение, и содержащего сведения о товарах, выпущенных по декларации (в т.ч. об их наименованиях, кодах, стоимости, буквенном коде валют).
Пунктом 9 приложения №1 к приказу ФТС №444 предусмотрено следующее.
Если в процессе временного хранения товаров лицом, осуществляющим временное хранение, устанавливается несоответствие наименования и количества товаров, количества грузовых мест, характера и способов упаковки и маркировки, веса брутто (в килограммах) либо объема (в кубических метрах), указанным в транспортных или коммерческих документах, оно обязано известить об этом таможенный орган путем представления соответствующих документов, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации фиксируются данные обстоятельства.
Если при проведении таможенного контроля выявлены сведения, свидетельствующие о несоответствии данных, полученных лицом, осуществляющим временное хранение при помещении товаров на временное хранение, результатам таможенного контроля, то копии документов, составленных таможенным органом и фиксирующих эти обстоятельства, не позднее 3 часов рабочего времени с момента их оформления приобщаются к отчету по форме ДО-1. Сведения, содержащиеся в указанных документах и подтверждающие выявленные несоответствия, направляются владельцу СВХ (лицу, получившему разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров).
Также статьей 16.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за представление таможенному органу отчетности ДО, содержащей недостоверные сведения.
Таким образом, выполнение требования приказа ФТС №444 об обязательном заполнении всех граф отчетов ДО может быть выполнено только в том случае, если на момент формирования соответствующего отчета существуют документы, содержащие юридически значимые сведения о товарах, необходимые для заполнения этих граф.
Документом, который содержит юридически значимые сведения о классификационных кодах товаров и их таможенной стоимости является таможенная декларация.
В соответствии п. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
В соответствии пп. 35 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, таможенное декларирование - это заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
В соответствии п. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем.
В соответствии п. 1 ст. 110 ТК ЕАЭС, таможенная декларация в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Союза, подается до истечения срока временного хранения товаров.
В соответствии пп. 5 п. 1 ст. 107 ТК ЕАЭС в транзитной декларации должны быть указаны сведения о кодах товаров в соответствии с ТН ВЭД.
В соответствии абз. 1 п. 1 ст. 20 ТК ЕАЭС классификацию товаров осуществляют декларант и иные лица при таможенном декларировании.
Перечень лиц, которые могут выступать декларантом товаров и заявлять сведения о них таможенному органу, определены в ст.83 ТК ЕЭАС. Оператор морского терминала, осуществляющий временное хранение на территории морского порта, а также агент судна, предоставляющий таможенному органу документы при прибытии судна, в этот перечень не входят и, соответственно, не являются лицами, уполномоченными осуществлять классификацию товаров и заявлять сведения об их кодах в таможню, согласно ст.83 ТК ЕАЭС.
В соответствии п. 10 ст.38 ТК ЕАЭС сведения, относящиеся к определению таможенной стоимости товаров, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии п. 1 ст.111 ТК ЕАЭС Таможенный орган проводит проверку поданной таможенной декларации в целях установления отсутствия оснований для отказа в ее регистрации.
В соответствии п. 8 ст.111 ТК ЕАЭС, таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение с момента ее регистрации.
В соответствии абз. 3 п.1, пп.1 п.2 ст.20 ТК ЕАЭС, таможенный орган осуществляет проверку правильности классификации товаров и, при выявлении неверных кодов, принимает решение об их классификации.
В соответствии пп. 48 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС, коносамент является транспортным (перевозочным) документам, подтверждающим наличие договора перевозки товаров и сопровождающим их при такой перевозке.
В соответствии п. 1 ст. 15 Конвенции ООН о морской перевозке грузов от 31.03.1978 коносамент содержит сведения об общем характере груза, основных марках, необходимых для идентификации груза, об указаниях относительно опасного характера груза, о числе мест или предметов и о весе груза или его количестве, обозначенном иным образом, указанные грузоотправителем.
В соответствии п. 4 ст. 20 ТК ЕАЭС транспортные (перевозочные) документы не являются обязательными для классификации товаров.
Таким образом, при помещении на временное хранение незадекларированных товаров на основании морских транспортных (перевозочных) документов, на момент их приема на склад, не существует юридически значимых сведений о классификационных кодах этих товаров, их стоимости, буквенном коде валют, а также о тех наименованиях товаров, которые будут заявлены декларантом при подаче таможенной декларации. Объектом временного хранения и объектом учета, отражаемым в отчете ДО-1 и в разделе «Приход» отчета ДО-2, в этом случае, является коносаментная партия груза с теми ее характеристиками, которые могут быть достоверно установлены по транспортным (перевозочным) документам.
Судом первой инстанции установлено, что административный орган пришел к выводу о наличии в действиях ООО «НУТЭП» состава правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, на том основании, что в графах 6, 10 и 11 раздела «Приход» отчета ДО-2 №63140 от 04.07.2020 отсутствовали сведения о кодах товаров в составе помещенной на временное хранение партии груза: «Матрасная ткань», вес брутто - 10900 кг, количество грузовых мест - 389, их стоимости и буквенном коде валют, которые указаны в транзитной декларации №10317110/040720/0014511 от 04.07.2020. По мнению таможни, тем самым,
ООО «НУТЭП» предоставило недостоверные сведения о кодах товаров, их стоимости и буквенном коде валют при наличии возможности указать достоверные сведения на основании транзитной декларации.
Позиция заявителя заключается в том, что вина общества во вменяемом ему правонарушении отсутствует.
Сведения, указываемые в разделе «Приход» отчета ДО-2 содержат те сведения, об объекте хранения, которые были сформированы при его помещении на временное хранение и отражены в отчете ДО-1.
Судом первой инстанции установлено, что общество не имело возможности указать в отчете ДО-2 № 63140 от 04.07.2020 сведения о кодах, стоимости и буквенном коде валют в отношении объекта, помещенного на временное хранение на основании морских перевозочных документов 03.07.2020, а именно: сведения о кодах, стоимости и буквенном коде валют в отношении незадекларированной партии груза «Матрасная ткань», вес брутто – 10 900 кг, количество грузовых мест - 389.
Помещение товаров на временное хранение и декларирование товаров - это две разные таможенные операции, совершаемые разными правовыми субъектами (помещает на временное хранение морской перевозчик, таможенное оформление осуществляет декларант).
Эти операции осуществляются на основании разных документов и в отношении разных правовых объектов (объект временного хранения в морском порту - партия груза по коносаменту; объекты декларирования - товары, относящиеся к тем или иным товарным позициям классификатора ТН ВЭД, заявленные в декларации).
Структура, объем и содержание данных о партии груза в транспортных (перевозочных) документах, не совпадает со структурой, объемом и содержанием сведений о товарах в составе этой партии груза, заявляемых декларантом при подаче в таможенной декларации.
Приказ ФТС №444 не предусматривает способа, позволяющего обеспечить учет товаров в разрезе «приход - расход - остаток» и сформировать отчетность ДО относительно несовпадающих между собой объектов. В рамках, установленных приказом ФТС №444 требований невозможно ни заменить один объект учета на другой, ни дополнить характеристики одного объекта характеристиками другого объекта, ни сформировать отчетность таким образом, чтобы на хранение был принят один объект, а выдан - другой.
Кроме того, ООО «НУТЭП» не могло указать в отчете ДО-2, в качестве характеристик принятой 03.07.2020 на временное хранение партии груза «Матрасная ткань», количество грузовых мест - 389, вес брутто 10900 кг, сведения о пяти разновидностях матрасных тканей, на которые 4.07.2020 была оформлена транзитная декларация №10317110/040720/0014511, указав для одной позиции отчетности ДО пять значений наименований товаров, кодов ТН ВЭД, стоимости и т.д., в соответствии с их описанием в декларации.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что с момента выпуска товаров по декларации, они уже не находятся на временном хранении. Соответственно, декларация, по которой товары выпущены, не может использоваться для формирования отчетности о товарах, находящихся на временном хранении.
В качестве доказательств, подтверждающих изложенные доводы, заявителем представлены: коносамент №203391424 от 30.06.2020; разнарядка №10317110/030720/10032261 от 03.07.2020; отчет ДО-1 №31892 от 03.07.2020; отчет ДО-2 №63140 от 04.07.2020; ТД №10317110/040720/0014511 от 04.07.2020 (Уведомление, являющееся разрешением на выдачу товаров с СВХ); Альбом форматов электронных форм документов версии 5.14.3.
Контейнер №BHCU4989075 с партией груза «Матрасная ткань» 03.07.2020 помещен на временное хранение в ПЗТК ООО «НУТЭП» на основании коносамента №203391424, то есть до того, как 04.07.2020 декларант - ООО «АТП» - заявил в таможню сведения о декларируемых товарах в составе этой партии груза.
Отчет ДО-1 №31892 от 03.07.2020 о принятии на временное хранение контейнера №BHCU4989075 как одной грузовой позиции с общим наименованием товаров, их общим весом и общим числом грузовых мест, направлен
ООО «НУТЭП» в таможню 03.07.2020, когда ни таможня, ни ООО «НУТЭП» не располагали и не могли располагать никакими юридически значимыми сведениями о наименованиях отдельных товаров в составе принятой на хранение партии груза, их кодах ТН ВЭД, стоимости, буквенном коде валют и прочих характеристиках.
Соответственно, объектом временного хранения, принятым ООО «НУТЭП» к учету, является партия груза в целом, описанная в коносаменте №203391424 от 30.06.2020: «Матрасная ткань», количество грузовых мест - 389, вес брутто 10900кг.
В свою очередь, объектами декларирования, описанными в транзитной декларации №10317110/040720/0014511, являются следующие товары в составе партии «Матрасная ткань»:
товар 1 - ткани, содержащие более 85% синтетических нитей различных цветов, для матрацев, код ТН ВЭД - 5407730000, стоимость - 9983,98 USD, вес - 2266,75 кг;
товар 2 - ткани неотбеленные, содержащие менее 85% искусственных волокон, для матрацев, код ТН ВЭД - 55162100000, стоимость - 1317,97 USD, вес - 229,99 кг;
товар 3 - ткани, содержащие менее 85% искусственных волокон, из пряжи различных цветов, для матрацев, код ТН ВЭД 55162390000, стоимость - 1200,09 USD, вес - 211,2 кг;
товар 4 - полотно трикотажное из синтетических нитей для матрацев, неотбеленные, код ТН ВЭД - 6006319000, стоимость - 15374,84 USD, вес - 5273,51 кг;
товар 5 - полотно трикотажное из синтетических нитей различных цветов, для матрацев, код ТН ВЭД - 6006339000, стоимость - 12471,87 USD, вес - 2918,55 кг.
Как следует из анализа содержания форм отчетности, установленных приказом ФТС №444, отчет ДО-2 содержит два вида сведений: качественные характеристики, фиксирующие объект учета, и количественные характеристики, отражающие изменения, происходящие с этим объектом при совершении с ним расходных операций.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что изложенное в абзаце 4 пункта 6 Приказа ФТС №444 требование законодателя об обязательном заполнении всех граф отчета ДО-2 на основании сведений, содержащихся в отчетности по форме ДО-1, а также с учетом сведений, указанных в уведомлении (разрешением на выдачу товаров (части товаров), не может быть истолковано как обязанность лица, осуществляющего временное хранение, дополнять характеристики объекта временного хранения (партии груза в целом, которая была помещена на хранение и в отношении которой осуществляется учет), характеристиками другого объекта (отдельных товаров в составе партии груза, которые являются предметом декларирования).
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требование пункта 6 Приказа ФТС № 444 состоит в следующем: графы раздела «Приход» отчета ДО-2 должны быть заполнены на основании тех сведений об объекте учета, которые были зафиксированы в отчете ДО-1 при приеме товаров на хранение; а графы разделов «Расход» и «Остаток» отчета ДО-2 - с учетом сведений, отражающих количественные изменения, происходящих с объектом учета в результате осуществления расходных операций, которые указаны таможенным органом в уведомлении/разрешении на их выдачу.
Этот вывод согласуется и с техническими требованиями к формированию и предоставлению отчетов ДО, установленными ФТС.
В соответствии с подпунктами 2 и 3 приложения №5 к приказу ФТС России от 18.03.2019 №444, отчетность о хранении товаров (ДО-1) и их выдаче (ДО-2) осуществляется в электронном виде по структуре и в форматах, определенных ФТС в Альбоме форматов электронных форм документов.
Согласно требованиям Альбома форматов электронных форм документов версии 5.14.3, действовавшего на момент формирования отчета ДО-2 №63140 от 04.07.2020, количество допустимых для внесения значений атрибутов, которыми описываются характеристики товаров в отчетах ДО, ограничено диапазоном от 0 до 1. То есть одному наименованию товара в отчете может соответствовать одно или ноль значений кода ТН ВЭД, одно или ноль значений веса товара, одно или ноль значений стоимости товара. Это делает технически невозможным внесение в отчеты ДО нескольких значений характеристик для одной грузовой позиции (партии груза в целом), которая при принятии на временное хранение была описана одним общим наименованием, общим числом мест и общим весом.
На основании изложенного апелляционная коллегия полагает, что не заполнение ООО «НУТЭП» 6, 10 и 11 граф отчета ДО-2 №36865 от 03.07.2019 явилось следствием не зависящих от общества обстоятельств: у ООО «НУТЭП» отсутствовала возможность указать сведения о кодах, стоимости и буквенном коде валют товаров в составе принятой на временное хранение партии груза «Матрасная ткань» ввиду следующего:
Приказом ФТС №444 не предусмотрена возможность замены объекта учета и его характеристик в отчете ДО-1 после завершения временного хранения (партии груза, описанной в коносаменте, на отдельные товары в ее составе, в соответствии с их описанием в таможенной декларации);
Невозможно обеспечить учет товаров, находящихся на временном хранении, в предусмотренном Приказом ФТС №444 разрезе «приход - расход - остаток», в том случае, если в отчете ДО-1 будут указаны характеристики одного объекта (объекта временного хранения), а в отчете ДО-2 - другого (объекта декларирования);
Невозможно заполнить все графы отчета ДО-2 посредством дополнения характеристик объекта временного хранения (незадекларированной партии груза, помещенной на временное хранение) характеристиками объекта декларирования (указанных в декларации товаров в составе партии). Такой способ заполнения противоречит требованию о предоставлении достоверной отчетности о товарах, находящихся на временном хранении и технически нереализуем в рамках разработанного ФТС Альбома форматов электронных форм документов.
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, обозначенной в пункте 1.1 Постановления от 27.04.2001 № 7-П, наличие состава правонарушения является необходимым основанием для всех видов юридической ответственности. Привлечение к ответственности юридических лиц за совершение нарушения таможенных правил не может обосновываться одним только фактом нарушения таможенных правил. Отсутствие вины при нарушении таможенных правил является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу о данном нарушении, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава таможенного правонарушения. Иная трактовка состава таможенного правонарушения как основания ответственности противоречила бы и природе правосудия: суд, обеспечивающий в связи с привлечением к ответственности за нарушение таможенных правил защиту прав и свобод физических и юридических лиц посредством судопроизводства, основанного на состязательности и равноправии сторон, не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения таможенных правил, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась.
В пункте 4.1 Постановления от 25.04.2011 № 6-П Конституционный Суд РФ определил следующее. По смыслу статей 49, 50, 52, 54 и 64 Конституции Российской Федерации, принципы презумпции невиновности и виновной ответственности, т.е. наличия вины как необходимого элемента состава правонарушения (и, следовательно, основания привлечения к юридической ответственности), выражают общие принципы права при применении государственного принуждения в сфере публичной ответственности как в уголовном, так и в равной мере в административном праве. Соответственно, конкретизируя положения статей 17 (части 1 и 3), 46 (части 1 и 2), 49 (часть 1), 51 (часть 1), 54 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в статье 1.5 предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1); лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2). По смыслу части 1 статьи 1.5 данного Кодекса во взаимосвязи с пунктом 2 части 1 его статьи 24.5, отсутствие вины в совершении административного правонарушения является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах, постановление Новороссийской таможни от 03.11.2020 № 10317000-1029/2020 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ст.16.15 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере
5 000 руб. является незаконным и подлежит отмене.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм таможенного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 21.05.2021 об удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа судом апелляционной инстанции не установлены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2021 по делу
№ А32-51679/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи С.В. Пименов
С.С. Филимонова