ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-38002/2018
30 мая 2019 года 15АП-6417/2019
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2019 года
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2019 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Ереминой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жабской А.Л.
при участии:
от истца: представитель Алентьева И.Е., паспорт, по доверенности от 04.07.2018; представитель Агулова С.С., паспорт, по доверенности от 09.01.2019;
от ответчика: представитель Неровная А.М., паспорт, по доверенности от 03.07.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения»
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 05.03.2019 по делу № А53-38002/2018 (судья Овчаренко Н.Н.)
по иску государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе Ростовской области (межрайонное)
к ответчику государственному унитарному предприятию Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения»
об обязании определить дату процедуры допуска узла учета к эксплуатации, об обязании произвести перерасчет платы по показаниям прибора учета,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе Ростовской области (межрайонное) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к государственному унитарному предприятию Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» об обязании определить дату процедуры допуска узла учета Метер СВ-20Г
№ М0433926 к эксплуатации с 22 мая 2018 года, об обязании произвести перерасчет платы по показаниям прибора учета Метер СВ20Г № М0433926 с 22 мая 2018 по настоящее время.
Решением от 05.03.2019 иск удовлетворен. Суд обязал ответчика определить дату проведения процедуры допуска узла учета Метер СВ20Г № М0433926 к эксплуатации с 22 мая 2018 года, а также произвести перерасчет платы исходя из показаний прибора учета Метер СВ-20Г № М0433926 с 22 мая 2018 года. С ответчика в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскано 6 000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 05.03.2019, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что вывод суда о соответствии действующему законодательству требования истца опломбировать прибор учета в подвальном помещении не основан на нормах действующего законодательства. Судом не учтены выводы суда по делу № А53-33593/2017. Вывод суда о выполнении истцом технических условий, в соответствии с которыми прибор учета надлежало смонтировать в подвальном помещении, не соответствует материалам дела. Суд первой инстанции не дал мотивированную оценку доводам ответчика об избрании истцом ненадлежащего способа защиты.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители истца возражали против удовлетворения апелляционной жалобы; просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Устно пояснили, что копию апелляционной жалобы заблаговременно не получали, с текстом жалобы ознакомились недавно и не успели подготовить письменный отзыв.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из искового заявления, между Управлением Пенсионного фонда в Октябрьском районе Ростовской области и Государственным унитарным предприятием Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» был заключен договор холодного водоснабжения № 127 К/4 от 09.01.2017, по условиям которого организация водопроводного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения- холодную воду, а абонент обязуется оплачивать принятую холодную (питьевую воду), установленного качества в объеме, определенном настоящим договором, и соблюдать предусмотренный настоящим договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов.
Для учета объемов поданной абоненту холодной воды стороны используют приборы учета, если иное не предусмотрено правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемых Правительством РФ. Узлы учета приобретаются и устанавливаются за счет Абонента. Количество полученной Абонентом воды определяется в соответствии с данными учета фактического потребления воды по показаниям средств измерений, установленных на водопроводных вводах. При отсутствии узла воды количество полученной Абонентом воды определяется расчетным способом в соответствии с настоящим договором и действующим законодательством (п. 3,1,3.2,3.3 договора).
25 мая 2018 г. исх № 90 Управлением Пенсионного фонда в Октябрьском районе Ростовской области (межрайонное) обратилась в филиал «Октябрьский» ГУП РО «УРСВ» с заявлением об опломбировании и введении в эксплуатацию прибора учета СВ-20Г № М0433926, установленного по адресу: пер.сПочтовый 9-В п.Каменоломни, который был поверен специалистами ООО «Южный Метрологический Центр», имеющим аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.310296 (соответствующий требованиям ГОСТ ИСО /МЭК 17025-2009 и выданный 28.04.2017), была произведена поверка счетчика - Метер СВ-20Г
№ М0433926.
Согласно указанному акту о проведенной поверке прибор учета полностью соответствует требованиям действующего законодательства и пригоден для эксплуатации, допускаемая основанная относительная погрешность не выходит за установленные пределы.
Однако от определения даты проведения процедуры допуска узла учета ответчик уклонился.
УПФР в Октябрьском районе РО (межрайонное) 04 июня 2018 г.исх. № 213 повторно обращалось к директору филиала «Октябрьский» ГУП РО «УРСВ» с просьбой согласовать дату и время проведения процедуры допуска узла учета к эксплуатации и обеспечить явку представителя, но на многочисленные обращения по данному вопросу ответчик не отвечает, до настоящего времени опломбирование прибора учета не произведено.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1). Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2).
В силу п. 34 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 2013 г. N 776, допуск смонтированного узла учета к эксплуатации осуществляется организацией,
осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, не позднее 15 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на допуск узла учета к эксплуатации.
В заявке должны быть указаны: реквизиты абонента или транзитной организации (для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством РФ, адрес регистрации по месту жительства), контактные данные, включая почтовый адрес и номер телефона лица, направившего заявку; реквизиты (номер, дата заключения) договоров водоснабжения, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, договора по транспортировке холодной воды, договора по транспортировке горячей воды, договора по транспортировке сточных вод или договора подключения к централизованной системе водоснабжения или водоотведения; предлагаемые дата и время проведения процедуры допуска узла учета и (или) прибора учета к эксплуатации, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня подачи заявки.
Следуя вышеуказанным нормам закона, данная заявка была направлена 04 июня 2018 исх. № 213, в адрес руководителя филиала «Октябрьский» ГУП РО «УРСВ», с указанием всех необходимых реквизитов.
Кроме того, согласно п. 38 этих же Правил, организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, получившая заявку, определяет представителя со своей стороны и при необходимости в течение 3 дней со дня получения заявки определяет иную дату и время проведения процедуры допуска узла учета к эксплуатации, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.
Новая дата и время согласовываются с абонентом или транзитной организацией, направившими заявку. При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.
Системное толкование данных положений закона указывает на то, что абонент может лишь предложить удобную ему дату и время проведения процедуры допуска узла учета в эксплуатацию. Окончательное же определение даты и времени проведения процедуры осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение - она вправе как принять дату, предложенную абонентом, так и назначить иную дату, согласовав ее с абонентом.
По мнению истца, ответчик был обязан согласовать дату опломбировки прибора учета не ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.
Кроме того, согласно п. 41 вышеуказанных Правил, в случае если организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, не осуществила проверку в течение 15 дней со дня получения заявки, узел учета считается допущенным к эксплуатации.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в суд с требованием обязать ответчика определить дату процедуры допуска узла учета Метер СВ-20Г № М0433926 к эксплуатации с 22 мая 2018 года, обязать произвести перерасчет платы по показаниям прибора учета Метер СВ-20Г
№ М0433926 с 22 мая 2018 по настоящее время.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приемом (сбросом) сточных вод регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении).
В силу пункта 11 статьи 7 Закона о водоснабжении горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Пунктом 82 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644) установлено, что определение количества поданной (полученной) холодной воды осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776.
Согласно пункту 3 Правил № 776 коммерческий учет воды осуществляется путем измерения количества последней приборами учета (средствами измерения) воды в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Законом о водоснабжении.
В рассматриваемом случае между сторонами был заключен и действовал договор холодного водоснабжения № 127К/4 от 09.01.2017.
В рамках дела №А53-33593/2017 государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе Ростовской области обратилось в суд с иском к государственному унитарному предприятию Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» об обязании подписать акт эксплуатационной ответственности сторон, опломбировать прибор учета в подвальном помещении здания.
Протокольным определением от 08.02.2018 судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к рассмотрению приняты уточненные исковые требования, в соответствии с которыми истец просил суд обязать Государственное унитарное предприятие Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» в лице директора филиала «Октябрьский» ГУП РО «УРСВ» подписать с Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе РО (межрайонное) акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, являющийся неотъемлемой частью договора № 127К/4 от 09.01.2017 холодного водоснабжения в следующей редакции «Граница раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям «Абонента» и «организации водопроводно-канализационного хозяйства» проходит в пределах границы земельного участка, принадлежащего Управлению на праве бессрочного пользования», а также обязать ответчика опломбировать прибор учета СГВ -20 «Бетар» заводской номер 32314484, дата выпуска 03.08.2017, в подвальном помещении здания Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе РО (межрайонное), находящееся по адресу п. Каменоломни пер. Почтовый 9 «В».
Решением суда от 14.03.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.10.2018, исковые требования удовлетворены частично.
Суд обязал государственное унитарное предприятие Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» подписать с государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе Ростовской области акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, (приложение к договору холодного водоснабжения
№ l27K/4 от 09.01.2017), определив границу раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям «Абонента» и «организации водопроводно-канализационного хозяйства» - в пределах границы земельного участка, с кадастровым номером 61:28:0120104:12, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах
участка. Почтовый адрес ориентира: Ростовская область, Октябрьский район, р.п.
Каменоломни, пер. Почтовый, 9-в.
Из материалов дела следует, что в 25 мая 2018 г. исх № 90 Управлением Пенсионного фонда в Октябрьском районе Ростовской области (межрайонное) обратилась в филиал «Октябрьский» ГУЛ РО «УРСВ» с заявлением об опломбировании и введении в эксплуатацию прибора учета СВ-20Г № М0433926, установленного по адресу: пер.Почтовый 9-В п. Каменоломни, который был поверен специалистами ООО «Южный Метрологический Центр», имеющим аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.310296 (соответствующий требованиям ГОСТ ИСО /МЭК 17025-2009 и выданный 28.04.2017), была произведена поверка счетчика - Метер СВ-20Г № М0433926.
На досудебной стадии, то есть при составлении фондом письма от 22.10.2018, в ответе на него общество обуславливало отказ в опломбировании прибора его установкой не на границе эксплуатационной ответственности.
В силу пункта 8 Правил N 776 установка, эксплуатация, поверка, ремонт и замена узлов учета осуществляются в следующем порядке: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета; в) допуск к эксплуатации узла учета; г) эксплуатация узла учета, включая снятие показаний приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах и иных показаний, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), а также ведение учета о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета узла учета; д) поверка, ремонт и замена (при необходимости) приборов учета.
Данный регламентированный пунктом 8 Правил N 776 порядок обеспечения коммерческого учета потребленной воды, исходя из его буквального и системного толкования, является постадийным. Правовое регулирование данных этапов содержатся в различных разделах Правил № 776: раздел V регулирует процедуру проектирования узла учета, раздел VI - процедуру допуска узла учета к эксплуатации, раздел VII - эксплуатацию узла учета (приборов учета).
Судом отмечено, что Законом о водоснабжении, Правилами № 644, Правилами № 776 не определено понятие «узла учета холодной воды», вместе с тем под узлом учета по общему правилу понимают совокупность приборов и устройств, обеспечивающих учет количества потребленного ресурса; в отношении зданий указанное понятие регламентировано пунктом 3.1.40 «СП 30.13330.2016. СНиП 2.04.01-85*. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий», утвержденных и введенных в действие Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 951/пр, исходя из которого под узлом учета потребляемой воды и сбрасываемых стоков (узел учета) понимается совокупность приборов и устройств, обеспечивающих учет количества потребляемой (получаемой) воды и сбрасываемых (принимаемых) стоков (также, например, в отношении узла учета тепловой энергии и теплоносителя - подпункт 3 пункта 1 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034).
Пунктом 95 Правил № 644 (подпункт «е») установлено, что требования по установке приборов учета воды и устройству узла учета, требования к средствам измерений (приборам учета) воды в узлах учета, требования к проектированию узла учета, месту размещения узла учета, схеме установки прибора учета и иных компонентов узла учета, техническим характеристикам прибора учета должны указываться в условиях о подключении к централизованной системы холодного водоснабжения. Аналогичные требования к содержанию технических условий определены в пункте 30 Правил № 776.
Таким образом, состав узла учета, включающего помимо прибора учета иные
устройства и компоненты, необходимые для обеспечения измерений, определяется на стадиях получения технических условий на проектирование узла учета и проектирования узла учета.
Суд установил, что узел учета, ранее прошел процедуру допуска к эксплуатации, эксплуатировался абонентом, использовался сторонами для коммерческого учета потребляемой воды, что подтверждено актом от 27.02.2012, составленным сотрудниками ООО «Водоканала» и абонентом.
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность абонентов по демонтажу приборов учета воды, сточных вод, правомерно установленных не на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, и их монтажу на такой границе при заключении нового договора с правопреемником организации водопроводно-канализационного хозяйства, ранее согласовавшей установку приборов не на границе.
В соответствии с нормами действующего законодательства не допускается противоречивое и недобросовестное поведение субъектов хозяйственного оборота (правило эстоппель); к каковым относятся в том числе действия, не соответствующие предшествующим заявлениям или поведению стороны, при условии, что другая сторона в своих действиях разумно полагалась на них. При вышеуказанных обстоятельствах суд также полагает применимым при разрешении настоящего спора правила эстоппеля и правила venire contra factum proprium (никто не может противоречить собственному предыдущему поведению).
В пункте 14 Правил N 776 предусмотрено, что коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом в следующих случаях: а) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения; б) в случае неисправности прибора учета; в) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющегося собственностью абонента или транзитной организации, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.
С учетом того, что судом установлено, что отказ от опломбирования спорного
прибора учета носил неправомерный характер, принимая во внимание, что установленный прибор учета был исправен.
Кроме того, суд счел обоснованным применение по аналогии (пункт 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации) пункта 41 Правил № 776, позволяющего считать допущенным к эксплуатации узел учета при нарушении организацией ВКХ установленных сроков проведения проверки узла учета.
С учетом того, что право на судебную защиту - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.2015 N 25-П), учитывая, что показания вновь установленного прибора учета МетерСВ-20Г зафиксированы истцом в акте от 22.05.2018, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения также и требования истца об обязании ответчика произвести перерасчет количества отпущенной воды и принятых сточных вод с 22 мая 2018 года.
Доводы заявителя жалобы о ненадлежащем способе защиты не могут быть приняты, так как водоснабжающая организация неправомерно уклоняется от допуска прибора учета в эксплуатацию, что влечет негативные последствия для Управления в виде невозможности эксплуатации прибора учета, а также в виде начислений увеличенной платы расчетным способом, что должно быть восстановлено путем совершения расчетных действий исходя из показаний прибора учета.
Доводы заявителя о неверной оценке преюдициальности судебных актов по делу №А53-33593/2017 не могут быть приняты, так как выводы суда по настоящему спору не входят в противоречие с выводами по указанному выше делу.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.03.2019 по делу № А53-38002/2018 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» (ИНН 6167110467, ОГРН 1136195001227) в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий М.Г. Величко
Судьи Ю.И. Баранова
О.А. Еремина