НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2019 № 15АП-3743/19

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-29436/2018

03 июля 2019 года                                                                              15АП-3743/2019

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2019 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,

судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мируковой Я.Ю.,

при участии:

от Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей – Трофимова Т.С. по доверенности от 15.01.2019 № 196-05, удостоверение и Александрова О.П. по доверенности от 15.01.2019 № 197-05, удостоверение;

от АО "Тандер" – Хлыстов П.В. по доверенности от 21.08.2018, паспорт

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 04.02.2019 по делу № А32-29436/2018, принятое судьей Лукки А.А.,

по заявлению акционерного общества "Тандер"

к Государственному комитету Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество "Тандер" (далее – заявитель, АО "Тандер", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей (далее – административный орган, комитет) от 065-98-К-18 от 05.07.2018 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2019 признано незаконным и отменено постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей № 065-98-К-18 от 05.07.2018 о привлечении АО "Тандер" к административной ответственности за совершение административного правонарушения по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решение мотивировано тем, что административным органом не доказано событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

Не согласившись с принятым судебным актом, Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, вынести новый судебный акт, которым в удовлетворении требований АО "Тандер" отказать. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении Госкомитетом РБ по торговле проведен анализ Журналов учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам (далее - Журналы), размещенных на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в сети "Интернет" https://service.fsrar.ru. Исходя из анализа указанных Журналов, также подтверждается, что АО «Тандер» в период с 01.01.2018 по 27.02.2018 осуществляло розничную продажу алкогольной продукции по ценам, ниже минимальных установленных розничных цен. АО «Тандер» в материалы дела об административном правонарушении не представлено доказательств о наличии технических неполадок в работе ЕГАИС, также не представлена информация и о принятии каких-либо исчерпывающих мер, направленных на устранение предполагаемых неполадок.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представители Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей просили решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Представитель
АО "Тандер" просил решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 12.01.2017 АО «Тандер» выдана лицензия на розничную продажу алкогольной продукции Б 525860, регистрационный номер 02РПА0004981, срок действия по 10.08.2022.

Государственным комитетом Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей при осуществлении лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукцией, в ходе анализа отчета, полученного из Журнала учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее — журнал ЕГАИС) за период с 01.01.2018 по 27.02.2018, сделан вывод о том, что акционерным обществом «Тандер» осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции по ценам ниже минимальных цен, установленных приказами Минфина РФ от 27.04.2016 № 55н «Об установлении цены, не ниже которой осуществляется закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа игристого вина (шампанского)» и от 11.05.2016 № 58н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов».

Так, 21.02.2018 в магазине АО «Тандер», по адресу: г. Уфа, ул. Дагестанская, д. 2, осуществлена розничная продажа виски шотландского купажированного «Бэллс Ориджинал», объем 0,2 л., алк. 40 % об., по цене 99 руб. 90 коп. В соответствии с Приказом № 58н, цена, не ниже которой осуществляется розничная продажа бренди и другой алкогольной продукции, произведенной из винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового дистиллятов, за исключением коньяка, установлена в размере 293 рубля за 0,5 л. готовой продукции. Цены, не ниже которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов, розлитой в потребительскую тару иной емкости, рассчитываются пропорционально. На основании изложенного, минимальная розничная цена на виски объемом 0,2 л. составляет 117 руб. 20 коп.

В период с 01.01.2018 по 22.02.2018 в магазинах АО «Тандер» по адресам, указанным в Приложении №1 к протоколу об административном правонарушении от 02.04.2018 № 98-К-18, осуществлена розничная продажа водки, указанной в Приложении №1 к протоколу об административном правонарушении от 02.04.2018 № 98-К-18 в количестве 43 ед. или 2,075 дал. по ценам ниже минимальных цен установленных Приказом №58н, в соответствии с которым, цена, не ниже которой осуществляется розничная продажа водки крепостью до 40% установлена в размере 205 рублей за 0,5 л., 102 руб. 50 коп. за 0,25л., 287 руб. за 0,7л. готовой продукции.

23.01.2018 в магазинах АО «Тандер», по адресам: РБ, Калтасинский район, с. Калтасы, ул. Карла Маркса, д.62; Миякинский район; с. Киргиз-Мияки,
ул. Чапаева, д.2; г. Стерлитамак, ул. Караная Муратова, д. 6; г. Уфа, ул. Гафури,
д. 101, 1 этаж. пом. 47-60; г. Уфа, ул. Адмирала Макарова, д. 14/2, 1 этаж. пом. 2-12, 14, 15, 18-22 осуществлена розничная продажа российского коньяка трехлетнего «КВС», объем 0,5 л., алк. 40 % об., по цене 199 руб., армянского коньяка пятилетнего «Армянский коньяк АВЗ», объем 0,5 л., алк, 40 % об., по цене 295 руб., коньяка Армянского «Армянская крепость» выдержка 8 лет, объем 0,5 л., алк. 40 % об., по цене 370 руб., российского коньяка трехлетнего «КВС», объем 0,25 л., алк. 40% об., по цене 130 руб., коньяка пятилетнего «Старый Кенигсберг», объем 0,5 л., алк. 40 % об., по цене 199 руб. В соответствии с Приказом № 58н цена, не ниже которой осуществляется розничная продажа коньяка, установлена в размере 371 рубль за 0,5 л., 185 руб. 50 коп. за 0,25л. готовой продукции соответственно.

В период с 20.01.2018 по 23.01.2018 в магазинах АО «Тандер», по адресам: РБ, г. Уфа, ул. Набережная, д. 67; г. Уфа, ул. Ульяновых, д. 45; г. Октябрьский, пр-кт Ленина, д. 41/1; г. Салават, ул. Калинина, д. 25, 1 этаж осуществлена розничная продажа российского шампанского белого Брют «Дербентское» с защищенным географическим указанием «Дагестан», объем 0,75 л., алк. 11 % об., по цене 48 руб. 50 коп., российского шампанского белого Брют «Дербентское» с защищенным географическим указанием «Дагестан», объем ,75 л., алк. 11 % об., по цене 120 руб., российского шампанского белого полусладкого «Русское Золотое», объем 0,75 л., алк. 12 % об., по цене 113 руб., российского шампанского белого полусладкого «Русское Золотое», объем 0,75 л., алк. 12 % об., по цене 89 руб. 90 коп. В соответствии с Приказом № 55н цена, не ниже которой осуществляется розничная продажа игристого вина (шампанского), установлена в размере 164 рубля за 0,75 литра готовой продукции.

Административный орган пришел к выводу, что обществом нарушены требования п. 5 ст. 11 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», пп. «е» п. 1 Приказа Министерства финансов РФ от 11.05.2016 № 58н «Об установлении цены, не ниже которой осуществляется закупка (за исключением экспорта), поставка (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов».

По факту выявленного правонарушения должностным лицом министерства составлен протокол от 02.01.2018 № 98-К-18 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ. По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 05.07.2018 вынесено оспариваемое Заявителем постановление по делу № 065-98-К-18 о привлечении Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании его незаконным и отмене.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в области ценообразования.

Объективная сторона выражается в занижении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), занижении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушении установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), а равно в ином нарушении установленного порядка ценообразования.

Субъектами правонарушений являются граждане, должностные и юридические лица.

В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона от 22.11.1995 № 171 -ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» розничная продажа алкогольной продукции осуществляется по ценам не ниже цен, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с п. 5 ст. 11 данного Федерального закона.

В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.05.2016 № 58н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются, закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов» (в ред. Приказов Минфина России от 04.04.2017 № 57н, от 18.06.2018 № 136н) цена, не ниже которой осуществляется розничная продажа коньяка установлена в размере 371 рубль за 0,5 л. готовой продукции.

В качестве доказательств реализации АО «Тандер» алкогольной продукции ниже минимальной розничной цены, установленной приказом Минфина России от 04.04.2017 №58н, административным органом была принята информация о цене продажи, полученная из единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС), правила функционирования которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1459 «О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Правила ЕГАИС).

Иных доказательств, кроме электронных файлов ЕГАИС «Отчет по реализации продукции ниже минимальной цены за период с 20.01.2018 по 21.02.2018.» и «Журнал учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.01.2018 по 27.02.2018 административным органом не представлено.

Вместе с тем, заявителем в материалы дела представлен кассовый чеки, которые свидетельствуют о том, что алкогольная продукция продана по цене, соответствующей требованиям законодательства, либо продажа алкогольной продукции в указанные в оспариваемом постановлении день и время не вообще не осуществлялась.

Подлинность вышеуказанных кассовых чеков административным органом в ходе рассмотрения дела не опровергнута. Кассовые чеки подтверждают продажу алкогольной продукции по цене не ниже нормативно установленной.

Министерством не представлены доказательства (в частности, кассовые и товарные чеки, акт контрольной закупки, акт осмотра, фототаблицы, объяснения продавцов, покупателей и др.) из которых бы следовал вывод о доказанности факта реализации Обществом алкогольной продукции ниже установленной минимальной розничной цены. В рамках административного производства Министерство, сделав вывод о факте реализации коньяка, данный факт, по сути, не устанавливало, ограничившись только сведениями из ЕГАИС, что нельзя признать достаточным для доказательства наличия правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушения с целью установления фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, АО «Тандер» предоставлены по каждому из указанных в протоколе случаев все кассовые чеки, подтверждающие, что не было реализации алкогольной продукции по ценам ниже которых запрещено осуществлять розничную продажу такой продукции.

Ходатайством от 17.04.2018 общество предоставило административному органу копии чеков ККМ на 31 листе.

Ходатайством от 25.04.2018 общество предоставило административному органу копии чеков ККМ на 8 листах.

Ходатайство от 05.08.2018 общество предоставило административному органу копии чеков ККМ на 185 листах.

При этом, в ходатайствах общество обратило внимание административного органа, что прилагаемые документы являются открытой информацией, содержат все необходимые реквизиты, позволяющие при необходимости осуществить проверку их корректности.

Представленные кассовые чеки свидетельствует об отсутствии факта розничной продажи алкогольной продукции в торговых объектах сети «Магнит» ниже минимальной розничной цены.

Информация, предоставленная оператором фискальных данных, указывающая на отсутствие продажи ниже МРЦ, является надлежащим доказательством отсутствия факта продажи спорной продукции ниже МРЦ.

В силу статьи 1.1. Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», кассовый чек является первичным документом, сформированным в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники (ККТ) в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащим сведения о расчете, подтверждающим факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства РФ о применении ККТ.

Представленные АО «Тандер» кассовые чеки, соответствуют требованиям, установленным в статье 4.7. Закона №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Информация о перечне реализуемых товаров с применением ККТ может быть запрошена у оператора фискальных данных.

АО «Тандер» на основании разрешения от 11.07.2017 №ЕД-4/20/13375, выданного ФНС России, является оператором фискальных данных.

Пунктом 2 статьи 4.5. Закона №54-ФЗ определены обязанности оператора фискальных данных, в частности:

-          обеспечивать запись в некорректируемом виде фискальных данных, в том числе в виде фискальных документов, а также их хранение в течение пяти лет с даты их записи;

-          обеспечивать через сеть Интернет по обращению покупателя (клиента) возможность проверки факта применения ККТ организацией или индивидуальным предпринимателем при осуществлении расчета с покупателем (клиентом) и предоставления в установленном порядке этому покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности по такому расчету в электронной форме, а также возможность проверки их достоверности.

Исходя из взаимосвязанных положений п. 3 ст. 1.2 и абз. 7 п. 2 ст. 4.5 Закона №54-ФЗ кассовый чек или бланк строгой отчетности должен быть размещен в информационном ресурсе в сети Интернет, принадлежащем оператору фискальных данных (далее - ОФД). При этом оператор фискальных данных обязан обеспечить хранение в некорректируемом виде фискальных данных в течение пяти лет.

На ресурсе https://ofd-magnit.ru/ хранятся неккоректируемые сведения которые передает ОФД в Инспекцию Федеральной налоговой службы.

Поскольку эти данные ККТ передает автоматически после совершения сделки по сети Интернет, то корректировка их не возможна, более того данная информация в соответствии с абз. 7 п. 2 ст. 4.5 Закона №54-ФЗ является некорректируемой.

Представленные и заверенные АО «Тандер» (оператором фискальных данных) кассовые чеки, содержат некорректируемую информацию в отношении спорной продажи, хранящаяся в сети Интернет на сайте https://ofd-magnit.ru/ у оператора фискальных данных.

Данные карточки регистрации контрольно-кассовой техники обеспечивают прослеживаемость между заводским номером кассы, указанным в отчете ЕГАИС, и реквизитами чека, в котором указывается помимо прочего регистрационный номер ККТ.

Таким образом, информация предоставленная оператором фискальных данных, является надлежащим доказательством того, что в действиях АО «Тандер» отсутствует событие правонарушения, выразившегося в реализации алкогольной продукции по цепе ниже МРЦ.

Довод административного органа относительно работы нескольких касс на одном объекте не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку выгрузка чеков проводилась исключительно по тем фактам, которые были указаны в протоколе и которые возможно проверить по сайту https://ofd-magnit.ru/, используя данные по дате, времени, номера смены и номера кассы. Обязанности предоставлять чеки по всем кассам всех объектов общества не предусмотрено.

В силу положений части 3 статьи 1.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации обязанность доказать вину общества в продаже алкогольной продукции ниже установленных минимальных цен возложена на административный орган.

Ссылка административного органа в апелляционной жалобе на дело А66-16886/2018 судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в указанном деле лицо, привлекаемое к административной ответственности, не предоставило никаких документов в обоснование заявления о недостоверности данных в ЕГАИС.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что административным органом не доказано событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2019 по делу
№ А32-29436/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

В соответствии с ч. 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных  частью 4 статьи 288 Кодекса.

Председательствующий                                                                              М.В. Соловьева

Судьи                                                                                                               О.Ю. Ефимова

                                                                                                               С.С. Филимонова