ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-32046/2020
02 марта 2021 года 15АП-21381/2020
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2021 года .
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от ПАО «Россети Кубань»: посредством системы веб-конференции ИС «Картотека арбитражных дел» представитель ФИО1 по доверенности от 10.12.2020, диплом от 22.06.2004, паспорт;
от Федерального агентства по техническому урегулированию и метрологии Южному Межрегиональному Территориальному Управлению: посредством системы веб-конференции ИС «Картотека арбитражных дел» представитель ФИО2
от ПАО «ТНС энерго Кубань»: посредством системы веб-конференции ИС «Картотека арбитражных дел» представитель ФИО3 по доверенности от 09.12.2020, диплом от 19.06.2007, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Кубаньэнерго»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.12.2020 по делу
№ А32-32046/2020
по заявлению публичного акционерного общества «Кубаньэнерго»
к Федеральному агентству по техническому урегулированию и метрологии Южному Межрегиональному Территориальному Управлению
при участии третьего лица: публичного акционерного общества «ТНС энерго Кубань»
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
об оспаривании предписания об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество «Кубаньэнерго» (далее – заявитель, общество, ПАО «Кубаньэнерго») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии Южное межрегиональное территориальное управление (далее – ЮМТУ Росстандарта) в лице территориального отдела (инспекция) государственного надзора по Краснодарскому краю (далее – заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления ЮМТУ Росстандарта по делу об административном правонарушении № 06-48-19/2020 от 31.07.2020, о признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 22 от 31.07.2020 (требования, уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Публичное акционерное общество «Кубаньэнерго» сменило наименование на публичное акционерное общество «Россети Кубань» (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее – ПАО «Россети Кубань»).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество «ТНС энерго Кубань» (далее – ПАО «ТНС энерго Кубань»).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда мотивировано наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным, отсутствием оснований для отмены представления.
Не согласившись с принятым судебным актом, публичное акционерное общество «Россети Кубань» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ПАО «Россети Кубань» просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что общество, являясь сетевой организацией, оказывает услуги по передаче электрической энергии, то есть не производит электрическую энергию и не продает ее конечным потребителям (в том числе гражданам и юридическим лицам), действующее законодательство не содержит прямых норм, обязывающих сетевые организации, как владельца распределительных сетей, по проведению сертификации не принадлежащего ей товара – электрической энергии, на основании изложенного, апеллянт полагает, что в действиях ПАО «Россети Кубань» отсутствует вина, как обязательный элемент состава административного правонарушения. Поскольку гарантирующие поставщики являются непосредственными продавцами электроэнергии для потребителей, именно на них лежит обязанность поставлять потребителям электрическую энергию, соответствующую установленным требованиям. В соответствии с судебной практикой Верховного суда Российской Федерации (постановление от 13.05.2016 № 305-АД15-19783, определение от 07.03.2018 № 309-АД18-503), сетевая организация не обязана получать сертификат на электроэнергию. Выявленное административным органом правонарушение, характеризуется несоблюдением нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой (электроснабжением), ответственность за которое предусмотрена специальной по отношению к части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях нормой статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вынесенное в отношении ПАО «Россети Кубань» представление, по мнению апеллянта, не отвечает требованиям законности и исполнимости. В нарушение норм Арбитражного процессуального кодекса, к участию в судебном разбирательстве были допущены представители ЮМТУ Росстандарт без заверенной надлежащим образом копии диплома о высшем юридическом образовании или об ученой степени, дающее им право быть представителем организации.
В отзывах на апелляционную жалобу ЮМТУ Росстандарта и ПАО «ТНС энерго Кубань» просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
От ПАО «Россети Кубань» поступили возражения на отзыв. Суд приобщил указанные возражения к материалам дела.
Определением председателя четвертого судебного состава от 17.02.2021 в связи с нахождением судьи Соловьевой М.В. в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Пименова С.В., в связи с чем, рассмотрение дела начинается с самого начала в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ПАО «Россети Кубань» поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представители Федерального агентства по техническому урегулированию и метрологии Южного Межрегионального Территориального Управления и ПАО «ТНС энерго Кубань» не согласились с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, вылсушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего заявления
ПАО «ТНС энерго Кубань» (вх. от 10.07.2020 № 7.06.12.1-530) об административном правонарушении, письма ПАО «Россети Кубань» от 17.02.2020 № КЭ/006/978, перечня ТП, по которым отсутствуют сертификаты соответствия на поставляемую электрическую энергию, письма ПАО «Россети Кубань» от 22.05.2020 № КЭ/006/2949 с 17.02.2020 по 21.07.2020, ЮМТУ Росстандарта установлено, что ПАО «Россети Кубань» допущено нарушение требований технических регламентов, выразившееся в передаче (поставке, продаже) по своим сетям электрической энергии до точек отпуска электрической энергии в электрические сети потребителей, не прошедшей процедуру обязательного подтверждения соответствия в форме обязательной сертификации, от принадлежащих ему центров питания.
ЮМТУ Росстрандарта пришло к выводу, что названные действия ПАО «Кубаньэнерго» являются нарушением обязательных требований к продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009
№ 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», и ставит под угрозу реализацию целей, установленных в пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; электрическая энергия, в отношении которой предусмотрено обязательное подтверждение соответствия, не сертифицирована на соответствие обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013; информация о подтверждении соответствия электрической энергии обязательным требованиям ГОСТ не представлена, что является нарушением обязательных требований к продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».
По данному факту в отношении ПАО «Кубаньэнерго» административным органом составлен протокол № 51 от 21.07.2020 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
31.07.2020 ЮМТУ Росстрандарта по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № 06-48-19/2020 вынесено оспариваемое в рамках настоящего дела постановление, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 120 000 руб.
По результатам выявленных нарушений обществу было выдано представление от 31.07.2020 № 22 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии с которым причинами административного правонарушения и условиями, способствовавшими его совершению, является: отсутствие контроля и должной организации работы по предупреждению нарушений обязательных требований законодательства; ненадлежащее исполнение должностных обязанностей ответственными лицами ПАО «Кубаньэнерго»; недостаточное знание ответственными лицами ПАО «Кубаньэнерго» положений действующего законодательства в области технического регулирования, а именно Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в том числе обязательных требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»; указанным актом ПАО «Кубаньэнерго» предложено рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений и недопущению повторных нарушений, провести разъяснительную работу с сотрудниками ПАО «Кубаньэнерго» о недопущении нарушений требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009
№ 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», рассмотреть вопрос о привлечении ответственных лиц ПАО «Кубаньэнерго» к дисциплинарной ответственности; уведомить Краснодарский отдел государственного надзора ЮМТУ Росстандарта об исполнении настоящего представления с предоставлением подтверждающих документов по каждому пункту, в течение месяца со дня его получения.
Считая указанное постановление ЮМТУ Росстандарта по делу об административном правонарушении № 06-48-19/2020 от 31.07.2020, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 22 от 31.07.2020, незаконными, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об их оспаривании.
При рассмотрении дела суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, является административным правонарушением.
Под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов в настоящей статье являются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам хранения, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом данного правонарушения являются юридическое лицо - изготовитель, исполнитель (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавец.
Диспозицией указанной нормы охвачены, в том числе, действия исполнителя, продавца, нарушающие обязательные требований к продукции.
Довод жалобы о том, что являясь сетевой организацией, ПАО «Россети Кубань» оказывает услуги по передаче электрической энергии, то есть не производит электрическую энергию и не продает ее конечным потребителям (в том числе гражданам и юридическим лицам), в связи с чем действиях общества отсутствует вина, как обязательный элемент состава административного правонарушения, был рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно отклонен.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В соответствии со статьей 2 Закона об электроэнергетике законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
Согласно определениям, данным в статье 3 Закона об электроэнергетике, субъекты электроэнергетики – это лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности; территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Положениями части 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
При этом частью 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что качество подаваемой электроэнергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Согласно пункту 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 120 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в целях оказания услуг по передаче электрической энергии определяется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
Согласно пункту 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.
Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора.
В соответствии с пунктом 15 «а» Правил, при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
ПАО «Россети Кубань» является территориальной сетевой организацией, которая обеспечивает поставку и передачу электроэнергии.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции установил, что ПАО «Россети Кубань» поставляет электрическую энергию на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии по сетям ПАО «Россети Кубань» от 15.01.2014 № 407/30-5 ПАО «ТНС энерго Кубань» для реализации потребителям по договорам энергоснабжения в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц.
Исходя из правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации, сформированных в Постановлениях от 24.10.2016 № 307-АД16-13369, 27.06.2016 № 310-АД16-6323, в Определении от 04.08.2015 № 308-КГ15-9067, для вывода о нарушении лицом требований технических регламентов или обязательных требований к продукции (в том числе электроэнергии) и квалификации данного нарушения по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, достаточно отсутствия на данную продукцию сертификата соответствия.
Судом первой инстанции проведен анализ приведенных норм законодательства Российской Федерации и сделан вывод, что ПАО «Россети Кубань», являясь территориальной сетевой организацией, осуществляющей услуги по передаче электрической энергии на территории Краснодарского края и Республики Адыгеи, отвечает перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией, ее качество и соблюдение иных обязательных требований (в том числе правил сертификации электрической энергии), установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Отклоняя довод ПАО «Россети Кубань» о том, что требования ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» применяются на добровольной основе, суд первой инстанции правомерно сослался на следующие положения законодательства.
Техническое регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона № 184-ФЗ, настоящий закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Статья 2 Федерального закона № 184-ФЗ устанавливает понятие технического регулирования, как правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные государственными стандартами, подлежат обязательному исполнению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие на период до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, размещаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в информационной системе общего пользования в электронной форме с указанием подлежащих обязательному исполнению структурных единиц (разделов, пунктов) этих актов и документов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании», до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, обязательная оценка соответствия, в том числе подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор), а также маркирование продукции знаком соответствия осуществляется в соответствии с правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ, Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Во исполнение пункта 3 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 Утвержден Единый Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, Единый Перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства от 01.12.2009
№ 982, Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службе с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти на основе единых перечней продукции, утвержденных пунктом 1 настоящего постановления, поручено обеспечить публикацию информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования.
Во исполнение требований пункта 3 Постановления Правительства от 01.12.2009 № 982, на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru) опубликована Информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в форме обязательной сертификации, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования.
Согласно Единому Перечню, утвержденному Постановлением Правительства от 01.12.2009 № 982, а также Информации, размещенной в открытом доступе в информационной системе общего пользования на официальном сайте Росстандарта в сети Интернет, к продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в форме обязательной сертификации отнесена: «Электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц».
Нормативным документом, устанавливающим обязательные требования к безопасности и качеству электрической энергии, и на предмет, соответствия которому проводится обязательная сертификация продукции, является Межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» (пункты 4.2.1 и 4.2.2).
В соответствии с Разделом 1 «Область применения» ГОСТ 32144-2013, настоящий стандарт устанавливает показатели и нормы качества электрической энергии в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей низкого, среднего и высокого напряжения систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц.
Нормы, установленные ГОСТ 32144-2013, являются обязательными во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения. В связи с тем, что электрическая энергия включена в Единый Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982, обязательным и безусловным требованием к указанному виду продукции также относится проведение процедуры подтверждения соответствия качества и безопасности продукции установленным требованиям ГОСТ 32144-2013, осуществляемой в форме обязательной сертификации.
Целью обязательной сертификации электрической энергии является подтверждение соответствия указанного вида продукции обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013, которые, в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании», подлежат обязательному исполнению всеми субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (в рассматриваемом случае – в сфере электроэнергетики), в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
На основании изложенного, учитывая тот факт, что качество электроэнергии является необходимым условием ее безопасного применения, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что проведение процедуры сертификации электрической энергии, передаваемой потребителям по электрическим сетям ПАО «Россети Кубань», в соответствии с заключенным договором на оказание услуг по передаче электрической энергии и действующим законодательством является обязательным.
В целях выполнения Постановления Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» в части обязательной сертификации продукции электрооборудования и усиления работы по обеспечению безопасности жизни и здоровья населения, использующего указанную продукцию, приказом Росстандарта от 29.11.2018 № 1038-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58289-2018 «Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии» с датой введения в действие 01.02.2019.
В разделе 1 ГОСТ Р 58289-2018 «Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии» определено, что настоящий стандарт устанавливает содержание процедур и порядок работ по сертификации электрической энергии; стандарт предназначен для применения заявителями: сетевыми организациями, передающими электрическую энергию потребителям в точках поставки.
Нормативным документом, устанавливающим обязательные требования к безопасности и качеству электрической энергии, и на предмет соответствия которому проводится обязательная сертификация продукции, является Межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» (пункты 4.2.1, 4.2.2).
Из комплексного анализа приведенных норм законодательства следует, что объектом обязательной сертификации на предмет соответствия обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013 является продукция – электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.
Таким образом, административным органом сделан правомерный, обоснованный вывод о том, что предметом административного правонарушения, вменяемого ПАО «Россети Кубань», квалифицируемого по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является продукция – электрическая энергия.
Не прохождение процедуры обязательного подтверждения соответствия электрической энергии обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013 вызывает обоснованные сомнения в безопасности продукции, что ставит под угрозу реализацию целей Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании», и может нанести существенный вред охраняемым законодательством Российской Федерации о техническом регулировании общественным отношениям.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции, сделал вывод о том, что ПАО «Россети Кубань» допустило передачу (поставку, продажу) по своим сетям электрической энергии от принадлежащих ему центров питания до точек отпуска электрической энергии в электрические сети потребителей, не прошедшей процедуру обязательного подтверждения соответствия в форме обязательной сертификации, что является нарушением обязательных требований к продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009
№ 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», и ставит под угрозу реализацию целей, установленных в пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Судом установлено, что электрическая энергия, в отношении которой предусмотрено обязательное подтверждение соответствия, не сертифицирована на соответствие обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013. Информация о подтверждении соответствия электрической энергии обязательным требованиям ГОСТ не представлена, что является нарушением обязательных требований к продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009
№ 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», что является нарушением пункта 3 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в части защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Требования, закрепленные в государственных стандартах и технических регламентах, являются обязательными, подлежащими соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Таким образом, при совокупности указанных фактических обстоятельств судом первой инстанции сделан вывод о наличии в действиях общества, как хозяйствующего субъекта, как стороны договора оказания услуг по передаче электрической энергии по сетям ПАО «Россети Кубань» от 15.01.2014 № 407/30-5 объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы апелляционной жалобы ПАО «Россети Кубань» о неправильной квалификации административным органом допущенного обществом правонарушения по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимости квалификации деяния по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отклоняются судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
В силу статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике», юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативнодиспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Вместе с тем, деятельность исполнителей коммунальных услуг по предоставлению энергетических ресурсов потребителям по заключенным договорам энергоснабжения, неразрывно связана с взиманием платы за поставляемую (реализуемую) электрическую энергию, то есть с осуществлением деятельности по купле-продаже продукции.
Таким образом, ПАО «Россети Кубань», в силу своего статуса сетевой организации, а также в силу прямого запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и ее купле-продаже, не является и не может являться исполнителем коммунальных услуг, и, соответственно, не может являться субъектом административного правонарушения, квалифицируемого по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, судебной практикой установлено, что совершенное обществом деяние посягает не только на отношения, связанные с соблюдением обязательных требований при реализации продукции (электрической энергии), но и на отношения, связанные с обеспечением населения коммунальными услугами, однако их нарушение обществу не вменялось, в связи с чем основания для квалификации действий общества по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
Представленные в дело заинтересованным лицом доказательства в своей совокупности свидетельствуют о факте наличия в деяниях ПАО «Россети Кубань» состава административного правонарушения применительно к положениям статей 2.1, 2.10, части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при принятии оспариваемого заявителем постановления не истек.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, имея возможность для соблюдения названных правил и норм, за нарушение которых частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло всех зависящих от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ПАО «Кубаньэнерго» возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств того, что общество приняло все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушений требований технических регламентов, в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, деяние общества правомерно квалифицировано административным органом в качестве образующего состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как выявленное и зафиксированное деяние образует при наличии указанных фактических обстоятельств состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Документальные доказательства, исключающие наличие состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательства, свидетельствующие о нарушении административным органом процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при фиксации выявленных нарушений, суду представлены не были.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении административным органом порядка применения административного наказания, в материалах дела не имеется; при принятии оспариваемого постановления административным органом не допущено существенных нарушений порядка применения административного наказания, являющихся безусловными, самостоятельными основаниями для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления; обществу при вынесении оспариваемого постановления, составления протокола об административном правонарушении были предоставлены процессуальные гарантии, регламентированные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
Административным органом в оспариваемом постановлении обществу назначено административное наказание в повышенном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – штраф в размере 120 000 руб.
В качестве отягчающего административную ответственность основания в материалы дела представлено постановление от 01.11.2019 № 06-46-023/2019 о привлечении ПАО «Кубаньэнерго» к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.; решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.03.2020 № А32-53672/2019 постановление от 01.11.2019 № 06-46-023/2019 изменено в части определения административного наказания в виде штрафа превышающего 100 000 руб., в удовлетворении остальной части требований отказано.
Совершенное обществом правонарушение малозначительным не является; возможность применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не установлена; документальных доказательств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, заявителем не представлено.
Судом также не установлено наличие оснований для снижения назначенного административным органом наказания ниже установленного соответствующей административной санкцией предела.
С учетом изложенных обстоятельств, наличия в деяниях общества состава названного административного правонарушения, апелляционный суд также не находит оснований для удовлетворения требований общества об отмене постановления и представления № 22 от 31.07.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Также в апелляционной жалобе ПАО «Россети Кубань» ссылается на то, что в нарушение норм Арбитражного процессуального кодекса, к участию в судебном разбирательстве были допущены представители ЮМТУ Росстандарт без заверенной надлежащим образом копии диплома о высшем юридическом образовании или об ученой степени, дающее им право быть представителем организации.
Между тем, процессуальных нарушений судом первой инстанции не допущено, поскольку согласно правовой позиции, выработанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 16.07.2020 № 37-П часть 3 статьи 59, часть 4 статьи 61 и часть 4 статьи 63 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагают ограничения права организации поручать ведение дела от имени этой организации в арбитражном процессе связанному с ней лицу, в частности ее учредителю (участнику) или работнику, не имеющему высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности, за исключением лиц, которые не могут быть представителями в силу прямого указания закона (статья 60 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), при условии что интересы этой организации в арбитражном суде одновременно представляют также адвокаты или иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие такое образование либо такую степень.
Порядок проверки полномочий представителей лиц, участвующих в деле, определен в статье 63 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 указанной статьи, арбитражный суд обязан проверить полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей.
Арбитражный суд решает вопрос о признании полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей и допуске их к участию в судебном заседании на основании исследования документов, предъявленных указанными лицами суду (часть 2 статьи 63 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Документы, подтверждающие полномочия указанных лиц, при необходимости приобщаются к делу, или сведения о них заносятся в протокол судебного заседания (часть 3 статьи 63 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В случае непредставления лицом, участвующим в деле, его представителем необходимых документов в подтверждение полномочий или представления документов, не соответствующих требованиям, установленным настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также в случае нарушения правил о представительстве, установленных статьями 59 и 60 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд отказывает в признании полномочий соответствующего лица на участие в деле, на что указывается в протоколе судебного заседания (часть 4 статьи 63 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив с учетом приведенных требований закона и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации материалы дела, апелляционная коллегия установила, что судом первой инстанции в полной мере выполнены требования статьи 63 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полномочия всех представителей, участвующих в судебных заседаниях, проверены и признаны надлежащими, факты отсутствия должного оформления полномочий представителей судом первой инстанции не были установлены и в протоколах судебных заседаний отражения не получили.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен. Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта не содержат. В связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.12.2020 по делу
№ А32-32046/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С.С. Филимонова
Судьи О.Ю. Ефимова
С.В. Пименов