ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-8322/2020
24 августа 2020 года 15АП-10980/2020
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2020 года
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2020 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Деминой Я.А.,
судей Емельянова Д.В., Сулименко Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сорокиным Д.М.,
при участии:
от АО "Тандер": представителя по доверенности от 28.07.2020 Хлыстова П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2020 по делу № А32-8322/2020
по заявлению акционерного общества "Тандер", г. Краснодар,
к Департаменту потребительской сферы и регулированию рынка алкоголя Краснодарского края, г. Краснодар,
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.19 КоАП РФ;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тандер" (далее - заявитель, АО "Тандер", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту потребительской сферы и регулированию рынка алкоголя Краснодарского края (далее - административный орган, Департамент) о признании незаконным и отмене постановления от 14.02.2020 № 12-29/12-20, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2020 по делу № А32-8322/2020 (резолютивная часть решения объявлена 25.06.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда АО "Тандер" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе, общество просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении своих требований. Апеллянт указывает, что в действиях АО "Тандер" отсутствует событие и состав правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Департаментом не доказан факт совершения обществом вменяемого правонарушения.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
В судебном заседании представитель подателя жалобы, доводы изложенные в жалобе поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на отсутствие события правонарушения.
Представители административного органа участия в заседании не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в адрес департамента поступила информация из Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (письмо от 22.07.2019 № У3-14771/11-10 и от 17.10.2019 № УЗ-22672/11-10), о том, что в Единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС) АО "Тандер", (ИНН: 2310031475, КПП 231245030) в журнале учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за 25.09.2019 по адресу осуществления деятельности: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Суворова, д. 54 -магазин "Магнит" в 18:00 зафиксировало следующую информацию:
№ п/п | Дата розничной продажи (чека) | Время розничной продажи (чека) | Номер чека | Наименование продукции | Емкость (л) | Крепость, (%) | Цена (руб.) |
Водка особая "Серебряная прохлада", торговая марка "Хортиця" 40.000% | |||||||
1. | 25.09.2019 | 18:00 | 25 | 0,5 | 40 | 66,00 |
Согласно копии кассового чека за 25.09.2019 по адресу осуществления деятельности: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Суворова, д. 54 - магазин "Магнит" в 18:00 продана водка "Пять Озер" емкостью 0,1 литра, крепостью 40%, по цене 66 рублей.
На основании вышеизложенного административным органом установлено, что при реализации алкогольной продукции 25.09.2019 недостоверно зафиксирована информация, содержащаяся в "Журнале учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам" в ЕГАИС, а именно:
по чеку от 25.09.2019 (ФД: 108736, внутренний № 339), в 18:00 реализована водка "Пять Озер" емкостью 0,1 литра, крепостью 40%, по цене 66 рублей, а не водка особая "СЕРЕБРЯНАЯ ПРОХЛАДА", торговая марка "Хортиця" 0,5 литра по цене 66 рублей.
Данное административное правонарушение совершено 25.09.2019 в 18:00 (ЕГАИС) - 18:02 (ККТ) по адресу места нахождения обособленного подразделения: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Суворова, д. 54, магазин "Магнит".
По выявленному факту, административным органом в отношении заявителя составлен протокол от 31.01.2020 №12-29/12-20 об административном правонарушении по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением административного органа от 14.02.2020 №12-29/12-20 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, АО "Тандер" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции сослался на следующие доводы и обстоятельства, которые он посчитал установленными.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно положениям статьи 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по порядку учета объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона правонарушения состоит в ведении деятельности с нарушением порядка учета объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определены в Федеральном законе от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее по тексту - Закон N 171-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закон (пункт 16). В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ учет объема оборота алкогольной продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8, которой определено, что программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема, в том числе оборота пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции в ЕГАИС.
В абзаце 21 пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции указано, что запрещаются, в частности, производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 данного Федерального закона. Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - постановление N 1459), в соответствии с пунктом 21 которых направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Заявки о фиксации информации об объеме производства и (или) оборота (за исключением импорта, кроме импорта пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) продукции представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.
Согласно пункту 16 Правил функционирования ЕГАИС, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459 (далее - Правила) организации, использующие оборудование для учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции" помимо информации, указанной в пункте 7 настоящих Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 18. 20. 23 - 26 и 30 пункта 6 настоящих Правил.
Пунктом 21 Правил установлено, что направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
В соответствии с пунктом 23 Правил Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка или уполномоченный таможенный орган, используя программные средства единой информационной системы, осуществляют фиксацию информации в единой информационной системе и направление организации или индивидуальному предпринимателю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям подтверждения фиксации информации.
Дата и время подтверждения фиксации или уведомления об отказе в фиксации определяются моментом получения заявки о фиксации единой информационной системой.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2016 года № 84н "Об утверждении форм и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе", пунктом установлено, что заявка о фиксации в ЕГАИС информации о розничной продаже маркированной алкогольной продукции, представляемая организациями с каждого фактического места осуществления деятельности (торговой точки), направляется в момент оформления кассового чека, содержащего в качестве товара маркированную алкогольную продукцию.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Департаментом и судом первой инстанции установлено, что при реализации алкогольной продукции 25.09.2019 АО "Тандер" по адресу осуществления деятельности: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Суворова, д. 54 - магазин "Магнит", недостоверна зафиксирована информация, содержащаяся в "Журнале учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам" в ЕГАИС, а именно: по чеку от 25.09.2019 (ФД: 108736, внутренний № 339), в 18:00 реализована водка "Пять Озер" емкостью 0,1 литра, крепостью 40%, по цене 66 рублей, а не водка особая "СЕРЕБРЯНАЯ ПРОХЛАДА", торговая марка "Хортиця" 0,5 литра по цене 66 рублей.
По мнению суда первой инстанции, факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 31.01.2020 № 12-29/12-20, журналом учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за период с 25.09.2019 по 25.09.2019, копиями кассовых чеков от 25.09.2019.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что они получены с соблюдением требований КоАП РФ, последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и с совокупностью других собранных по делу доказательств, являются допустимыми и достоверными относительно события административного правонарушения.
По мнению суда первой инстанции, у заявителя имелась возможность для соблюдения действующего законодательства, однако выявленный факт административного правонарушения свидетельствует о том, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения вышеуказанных положений федерального законодательства.
С учетом изложенного, суд первой инстанции посчитал доказанным совершение АО "Тандер" административного правонарушения по статье 14.19 КоАП РФ.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Процедура привлечения заявителя к ответственности административным органом соблюдена, нарушений процессуального характера при привлечении заявителя к административной ответственности судом первой инстанции не установлено.
Оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ, по мнению суда первой инстанции не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения, судом первой инстанции допущено несоответствие выводов обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены решения и принятия нового судебного акта.
Как следует из содержания оспариваемого заявителем постановления о привлечении к ответственности, вывод о наличии в его действиях состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ сделан в связи с тем, что АО "Тандер" не были приняты все зависящие от него действия для достоверной фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции и передачи сведений в ЕГАИС, что в свою очередь является нарушением установленного порядка учета алкогольной продукции при его обороте.
В соответствии со статьей 14.19 КоАП РФ, ответственность наступает за нарушение порядка учета объема производства, оборота и (или) использования алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
В рассматриваемом случае, административный орган вменяет обществу недостоверную фиксацию информации, содержащегося в "Журнале учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам" в ЕГАИС, а именно: по чеку от 25.09.2019 (ФД: 108736, внутренний № 339), в 18:00 реализована водка "Пять Озер" емкостью 0,1 литра, крепостью 40% по цене 66 рублей, а не водка особая "СЕРЕБРЯНАЯ ПРОХЛАДА", торговая марка "Хортица" 0,5 литра по цене 66 рублей.
При этом, согласно информации, отраженной в протоколе об административном правонарушении от 31.01.2020 № 12-29/12-20, искажение информации в ЕГАИС произошло в результате некорректного отражения информации в ЕГАИС по причине ошибочного сканирования через универсальный транспортный модуль кассиром в момент реализации продукции (л.д. 15).
Между тем, необходимо отметить, что система ЕГАИС функционирует при непосредственной взаимосвязи с контрольно-кассовой техникой, алгоритм взаимодействия системы строится на неоднократной передаче пакетов данных (обмене информацией) между программным обеспечением ККТ и программным обеспечением Универсального транспортного модуля (УТМ) системы ЕГАИС. Данное обстоятельство подтверждается технической документацией, в том числе общедоступной Инструкцией по работе с ЕГАИС (разработанной и опубликованной ФС Росалкогольрегулирования).
Так, на странице 16 Инструкции, в разделе "Фиксация розничной продажи маркируемой алкогольной продукции", указана последовательность этапов фиксации, в том числе: "кассовое ПО генерирует xml-файл и отправляет его в УТМ", "УТМ формирует квитанцию и возвращает ее в кассу".
Таким образом, передача информации в ЕГАИС напрямую зависит от корректного взаимодействия между ККТ и УТМ ЕГАИС, загруженности каналов связи, скорости передачи данных сети Интернет.
В связи с чем, наличие в ЕГАИС сведений (данных) по спорным эпизодам, связанным с реализацией алкогольной продукции, отличающихся от сведений (данных) ККТ (фискальных чеков ОФД) вызвано обстоятельствами, не зависящими от общества.
В качестве доказательства реализации обществом водки "Пять Озер" емкостью 0,1 литра, крепостью 40% по цене 66 рублей, а не водки особая "СЕРЕБРЯНАЯ ПРОХЛАДА", торговая марка "Хортица" 0,5 литра по цене 66 рублей, административный орган представил выписку из сведений системы ЕГАИС (л.д. 61).
Судом апелляционной инстанции при исследовании данной выписки из ЕГАИС установлено, что действительно в ней содержится ссылка на реализацию 25.09.2019 водки "Пять Озер" емкостью 0,1 литра, крепостью 40% по цене 66 рублей и ссылка на кассовый чек N 25. Также содержится ссылка на реализацию 25.09.2019 водки особая "СЕРЕБРЯНАЯ ПРОХЛАДА", торговая марка "Хортица" 0,5 литра по цене 66 рублей и ссылка на кассовый чек N 25.
В то же время, заявителем в материалы дела представлена копия чека N 339 от 25.09.2019 18:02. Согласно этого документа (л.д. 62), обществом реализовано две бутылки водки "Пять Озер" емкостью 0,1 литра, крепостью 40% по цене 66 рублей за каждую единицу товара. А также копия чека N 95 от 25.09.2019 11:38. Согласно этого документа (л.д. 63), обществом реализована 1 бутылка водки особая "СЕРЕБРЯНАЯ ПРОХЛАДА", торговая марка "Хортица" 0,5 литра по цене по цене 299,00 рублей за единицу товара.
В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции полагает, что вменяемое обществу правонарушение не может быть признано как нарушение порядка учета или нефиксация информации в ЕГАИС.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не может считать подтвержденным факт наличия в действиях, которые вменяются обществу, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя. Оспариваемое постановление следует признать незаконным и отменить.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2020 по делу
№ А32-8322/2020 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Департамента потребительской сферы и регулированию рынка алкоголя Краснодарского края о привлечении акционерного общества "Тандер" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий Я.А. Демина
Судьи Д.В. Емельянов
Н.В. Сулименко