ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-19029/2018
23 октября 2019 года 15АП-16392/2019
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Манасян Л.В.
при участии:
от Министерства природных ресурсов Краснодарского края: представитель по доверенности от 10.12.2018 № 202-08.1-09-35184/18 Буримова И.Н., удостоверение;
от ООО "Октан" представитель по доверенности от 20.03.2018 Лень Д.Г., паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 22.07.2019 по делу № А32-19029/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Октан"
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края
о признании недействительным приказа о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Октан» (далее – заявитель, ООО «Октан», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным приказа Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее – административный орган, министерство) от 05.04.2018 № 504 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КРД 20173 ТР от 15.10.2009.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.07.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.11.2018, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования. Судебные акты мотивированы тем, что общество, в нарушение лицензионного соглашения по истечении 30 месяцев со дня получения лицензии КРД 20173 не приступило к добыче полезных ископаемых на лицензионном участке, что по пункту 5 статьи 21 Закона Российской Федерации от 21.02.1992
№ 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами. Суды указали, что общество не приступило к добыче полезного ископаемого и 2 А32-19029/2018 ни разу за все время действия лицензии КРД 20173 не обратилось в административный орган с заявлением о внесении изменений в условия лицензии КРД 20173 в рамках постановления Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.09.2011 № 1058 «Об утверждении Порядка внесения изменений в условия лицензий на пользование участками недр» и Административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов Краснодарского края государственной услуги по внесению изменений в условия лицензий на пользование участками недр местного значения, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 23.09.2013 № 1523.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.03.2019 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.07.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2018 по делу № А32-19029/18 отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. Суд кассационной инстанции указал, что суды не учли, что при рассмотрении вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами в связи с нарушением условий лицензии подлежит выяснению не только факт нарушения, но и причины его возникновения, а также наличие у общества возможности, в данном случае, устранения этого нарушения. Суды не дали оценку доводу общества о том, что при отсутствии согласованной проектной документации и договора аренды лесного участка у общества отсутствовала реальная возможность производить работы в целях добычи полезных ископаемых в соответствии с лицензионным соглашением (в том числе положениям подпункта 3 пункта 4.6 лицензионного соглашения), а также не указали мотивы, по которым не приняли довод общества (со ссылками на материалы дела) о том, что отсутствие заключенного договора аренды обусловлено неисполнением министерством обязанности по направлению обществу договора аренды лесного участка в соответствии с приказом от 27.11.2014 № 1846. Не дали суды оценку и доводу общества о том, что при сложившихся обстоятельствах, общество не имело возможности исполнить содержащееся в уведомлениях требования министерства о выполнении объемов добычи полезного ископаемого за 2016 год, в срок до 10.02.2018.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2019 признан недействительным приказ №504 от 05.04.2018 Министерства природных ресурсов Краснодарского края «О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КРД 20173 ТР от 15.10.2009», предоставленной обществу с ограниченной ответственностью «Октан» г. Белореченск для добычи песчано-гравийной смеси на Прилесном участке». С Министерства природных ресурсов Краснодарского края в пользу ООО «Октан» взысканы понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 (три тысячи) рублей. Решение мотивировано тем, что общество не имело возможности исполнить содержащееся в уведомлениях от 19.07.2017 № 202-22263/17-03.5 и т 11.12.2017 № 202-40572/17-03.5 требования министерства о выполнении объемов добычи полезного ископаемого за 2016 год, в срок до 10.02.2018.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство природных ресурсов Краснодарского края обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что общество с 27.11.2014 (дата приказа министерства № 1846) до 19.07.2017 (дата уведомления о досрочном прекращении права пользования недрами) не предприняло надлежащих мер для оформления в установленном порядке земельного отвода на соответствующий участок работ (подп. 3 п. 4.6 лицензионного соглашения), однако судом первой инстанции этому факту также не дана правовая оценка.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов Краснодарского края доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель ООО "Октан" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО «Октан» имело лицензию от 15.10.2009 КРД 20173 ТР – геологическое изучение (поиски, разведка) и добыча песчано-гравийной смеси на Прилесном участке.
19.07.2017 административный орган письмом № 202-22263/17-03.5 уведомил общество о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по вышеуказанной лицензии, в связи с невыполнением объемов добычи полезного ископаемого за 2016 год, так как согласно форме федерального государственного статистического наблюдения 5-ГР «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых», предоставленной обществом за 2016 год, объем добычи составил - 0 м3. Обществу предложено в срок до 10.02.2018 устранить указанное нарушение путем выполнения предусмотренным лицензионным соглашением объемов (230,0 тыс. м3) за 2017 год.
11.12.2017 административный орган письмом № 202-40572/17-03.5 повторно уведомил общество о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по вышеуказанной лицензии, в связи с невыполнением объемов добычи полезного ископаемого за 2016 год. Обществу предложено в срок до 10.02.2018 устранить указанное нарушение.
В указанный срок заявителем не были приняты меры по устранению выявленных нарушений.
Приказом от 05.04.2018 № 504 административный орган досрочно прекратил право пользования недрами по вышеуказанной лицензии.
Не согласившись с вынесенным приказом административного органа, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании его недействительным.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 Постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996
№ 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации 21.02.1992
№ 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.
Статьей 12 Закона Российской Федерации 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» установлено, что лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Согласно статьям 20, 21 Закона Российской Федерации 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» право пользования недрами прекращается:
1) по истечении установленного в лицензии срока ее действия;
2) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами;
3) при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;
4) в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных статьей 17.1 настоящего Закона;
5) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:
1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;
2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;
3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;
4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие);
5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;
7) по инициативе владельца лицензии;
8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах, непредставления или нарушения сроков представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения);
9) по инициативе недропользователя по его заявлению.
Право пользования участком недр федерального значения для разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, досрочно прекращается органами, предоставившими такую лицензию, на основании решения Правительства Российской Федерации, принятого в соответствии с частью пятой статьи 2.1 настоящего Закона.
При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке.
При пользовании недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции право пользования недрами может быть прекращено, приостановлено или ограничено на условиях и в порядке, которые предусмотрены указанным соглашением.
В случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 20 настоящего Закона, отказ от права пользования недрами должен быть заявлен владельцем лицензии письменным уведомлением органов, предоставивших лицензию, не позднее чем за шесть месяцев до заявленного срока.
Владелец лицензии на пользование недрами должен выполнить все обязательства, определенные в лицензии на случай досрочного отказа от прав, до установленного срока прекращения права пользования недрами. При невыполнении владельцем лицензии указанных обязательств органы, предоставившие лицензию, имеют право взыскать сумму ущерба от их невыполнения в судебном порядке.
В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 4 части второй и частью третьей статьи 20 настоящего Закона, пользование недрами прекращается непосредственно после принятия компетентным органом решения об этом с письменным уведомлением пользователя недр.
В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
При досрочном прекращении права пользования недрами ликвидация или консервация предприятия производится в порядке, предусмотренном статьей 26 настоящего Закона. Расходы на консервацию и ликвидацию предприятия несет пользователь недр, если пользование недрами прекращено по причинам, изложенным в пунктах 1 (при наличии вины предприятия), 2 и 3 части второй статьи 20 настоящего Закона, или по инициативе пользователя недр.
Расходы на консервацию и ликвидацию предприятия - пользователя недр несет государство, если пользование недрами прекращено по причинам, указанным в пункте 1 (при отсутствии вины предприятия) и пункте 4 части второй, части третьей статьи 20 настоящего Закона.
В случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права пользования недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме. Время, на которое оно было приостановлено, при отсутствии вины пользователя недр не включается в общий срок действия лицензии.
При пользовании недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции условия и порядок досрочного прекращения права пользования недрами определяются указанным соглашением.
Порядок подготовки и рассмотрения материалов, связанных с досрочным прекращением права пользования участками недр утвержден постановлением главы администрации Краснодарского края от 25.08.2011 № 923 (далее – Порядок).
Согласно части 4 пункта 2.1 Порядка Основаниями для рассмотрения материалов и принятия решений о досрочном прекращении права пользования участками недр являются:
- наличие в министерстве информации о непредставлении пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах, непредставлении или нарушении сроков представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 Закона РФ "О недрах" в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонд геологической информации Краснодарского края (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения).
В силу пункта 2.3 Порядка при нарушении владельцем лицензии условий пользования недрами в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части второй статьи 20 Закона РФ "О недрах", решение о прекращении права пользования недрами принимается не ранее трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь недр не устранил эти нарушения.
При выявлении нарушений условий пользования участками недр министерство направляет пользователю недр письменное уведомление о допущенных им нарушениях и начале процедуры досрочного прекращения права пользования недрами (далее - уведомление).
Уведомление направляется заказным письмом с уведомлением о его вручении по последнему из известных адресов пользователя недр или вручается непосредственно его представителю под роспись.
Из материалов дела следует, что ООО «Октан» имело лицензию от 15.10.2009 КРД 20173 ТР – геологическое изучение (поиски, разведка) и добыча песчано-гравийной смеси на Прилесном участке.
Лицензионное соглашение об условиях пользования недрами с целью геологического изучения (поиски, разведка) и добычи песчано-гравийной смеси на Прилесном участке (приложение 1) является неотъемлемой составной частью лицензии от 15.10.2009 КРД 20173 ТР.
Согласно подпунктам 5-6 пункта 4.1 статьи 4 Лицензионного соглашения владелец лицензии должен осуществлять геологическое изучение (поиски, разведка) и добычу полезного ископаемого на лицензионном участке в соответствии с основными условиями пользования участком недр.
По объемам, основным видам работ и срокам их проведения владелец лицензии обязуется обеспечить:
- ввод в эксплуатацию горнодобывающего предприятия не позднее 30 месяцев со дня государственной регистрации лицензии;
- ежегодную добычу не менее 230 тыс. м3 полезного ископаемого.
Согласно форме федерального государственного статистического наблюдения 5-ГР «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых», предоставленной обществом за 2016 год, объем добычи составил - 0 м3.
Общество обосновывает не осуществление фактической добычи полезных ископаемых следующим.
После получения лицензии от 15.10.2009 КРД 20173 ТР в 2010 году обществом изготовлен горный отвод на осуществление разведки и добычи песчано-гравийной смеси на Прилесном участке в Белореченском районе.
Актом выбора участка лесного фонда от 31.03.2008 № 1 установлено, что наиболее подходящим лесным участком, площадью 80,7 га для испрашиваемых обществом целей являются участки, расположенные: в квартале № 31Б, части выдела № 1, выделах № 2,3,5, частях выделов № 7,8,9,10,11,12,13, общей площадью 41,3 га ; в квартале № 32 Б, части выдела № 1, выделах № 2,3,4,5,6,7, общей площадью 39,4 га. Указанный выбор кварталов, выделов и их частей был обусловлен тем, что в границах выдела № 4 квартала № 32 Б расположен действующий карьер, площадью 2,1 га. Большая часть участков расположена на непокрытых лесом землях, отсутствует необходимость вырубки просек для строительства подъездных дорог.
15.05.2008 ГУ КК «Комитет по лесу» проведено натурное техническое обследование участка лесного фонда выбранного на основании акта выбора участка лесного фонда от 31.03.2008 № 1 в целях предоставления участка в аренду сроком на 49 лет для выполнения работ по разработке месторождений полезных ископаемых. Данным актом установлено, что использование лесного участка для испрашиваемых обществом целей не создает чересполосицы, разрыва лесного массива, участок не имеет особого защитного значения и пригоден для заявленных целей.
Письмом от 21.08.2008 № 371 общество обратилось в Департамент лесного хозяйства по ЮФО, в котором просило согласовать предоставленные участки лесного фонда для работ связанных с геологическим изучением и иным использованием недр (разведкой и добычей ПГС) в Бжедуховском участковом лесничестве Белореченского лесничества в целях получения лицензии на пользование недрами.
Письмом от 28.08.2008 № 01-05/382 Департамент лесного хозяйства по ЮФО затребовал от Департамента лесного хозяйства Краснодарского края материалы лесоустройства и заключение о целесообразности предоставления запрашиваемых участков лесного фонда.
Письмом от 16.09.2008 № 77-3474/08-11/18 Департамент лесного хозяйства Краснодарского края согласовал предоставление участков лесного фонда под разработку мосторождений общедоступных полезных ископаемых на площадь 73,3 га так как на участке числятся галечники, действующий карьер-старица, лесные земли на подлежащем использованию участке отсутствуют, необходимости в рубке лесных насаждений нет, соответственно использование участка для работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр не противоречит полезным функциям защитных лесов.
08.10.2008 (исх. № 01-05/485) Департамент лесного хозяйства по ЮФО согласовал ООО «Октан» предоставление участка лесного фонда для работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, получения лицензии на пользование недрами.
25.12.2008 (исх. № 77-4845/08-11/25) Департамент лесного хозяйства Краснодарского края согласовал ООО «Октан» предоставление лесных участков земель лесного фонда для проведения работ, связанных с разработкой и добычей ПГС.
15.10.2009 ООО «Октан» получена лицензия на право пользования недрами КРД 80173 ТР с целевым назначением « геологическое изучение ( поиск, разведка) и добыча песчано- гравийной смеси на Прилесном участке» и изготовлен горный отвод.
В период с 2010 года общество изготовило горный отвод на осуществление разведки и добычи ПГС на Прилесном участке в Белореченском районе; принимало меры к с согласованию вопроса о предоставлении в аренду земель лесного фонда для проведения работ, связанных с разработкой и добычей ПГС; проводилось натурное техническое обследование участков лесного фонда, выбранных на основании актов выбора участка лесного фонда в целях предоставления участка в аренду для выполнения работ по разработке месторождений полезных ископаемых; оформлялась проектная документация лесного участка, предполагавшегося к передаче в аренду обществу, которая не была утверждена министерством, а проект договора аренды лесного участка в нарушение приказа министерства от 27.11.2014 № 1846 обществу не направлен.
При этом, общество за период времени с 2010 года по 2012 год направлялись письма и заявления о предоставлении участка в аренду.
На очередное письмо от 03.04.2012 № 3 Департамент лесного хозяйства Краснодарского края письмом от 30.05.2012 № 77-2626/12-02-20 сообщил о необходимости направления обществом нового заявления о предоставлении лесного участка в аренду с приложением нового акта натурного технического обследования участка лесного фонда и сведений об обременении данного участка.
Письмом от 14.06.2012 № 16 общество обратилось в ГК КК «Комитет по лесу» в котором просило провести натурное техническое обследование участка лесного фонда.
Департамент лесного хозяйства Краснодарского края в своем письме от 22.06.2012 № 111-2464/12 обязал ГУ КК «Комитет по лесу» провести натурное техническое обследование участка лесного фонда и предоставить соответствующий акт с чертежами и координатами для рассмотрения в отделе организации и воспроизводства лесов ГУ КК «Комитет по лесу».
ГКУ КК « Комитет по лесу» Белореченское лесничество было проведено натурное техническое обследование участка лесного фонда с составлением акта от 26.06.2012, который был направлен в ГКУ КК «Комитет по лесу». ГКУ КК «Комитет по лесу» в представленном акте были выявлены недостатки, которые ГКУ КК «Комитет по лесу» Белореченское лесничество устранены путем составления акта от 17.07.2012 после чего, письмом от 19.07.2012 № 209 акт направлен в ГКУ КК «Комитет по лесу».
18.02.2013 ГКУ КК «Комитет по лесу» Белореченское лесничество составлен новый акт натурного обследования участка лесного фонда (так как данные акты ранее утверждались начальником управления лесного хозяйства министерства природных ресурсов Краснодарского края, а с 2013 года подлежали утверждению заместителем министра природных ресурсов КК) и письмом от 19.02.2013 № 50 акт направлен в ГКУ КК « Комитет по лесу».
21.02.2013 ООО «Октан» письмом № 50 обратилось к заместителю министра природных ресурсов КК о заключении договора аренды лесного участка.
24.03.2013 Приказом министерства природных ресурсов Краснодарского края за № 339 ООО «Октан» предоставлен в аренду лесной участок в составе лесного фонда, площадью 80,7 га сроком до 15.10.2029 в Белореченском лесничестве Бжедуховском участковом лесничестве в кварталах 31Б,32Б с целью использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых - геологическое изучение ( поиск, разведка) и добыча песчано- гравийной смеси на Прилесном участке на восточной окраине х. Проточный Белореченского района.
Во исполнение п. 2.2 вышеназванного приказа № 339 от 24.03.2013
ООО «Октан» от 10.04.2013 № 18 в Управление лесного хозяйства министерства природных ресурсов КК направлены документы проектирования лесного участка; письмом № 19 от 10.04.2013 документы проектирования лесного участка и карты схемы были направлены в ГКУ КК «Комитет по лесу».
Письмом от 12.04.2013 № 111-1367/13 ГКУ КК «Комитет по лесу» дано распоряжение ГКУ КК «Комитет по лесу» Белореченское лесничество о подготовке приложений к договору аренды, которые подготовлены 20.06.2013.
До подписания договора аренды и передачи лесных участков выявлено, что часть передаваемых в аренду участков затоплены и частично смыты, в связи с чем, письмом от 09.07.2014 № 11 общество обратилось к заместителю министра природных ресурсов КК об отмене приказа № 339 от 24.03.2013 о предоставлении участка в аренду и проведении повторного натурного технического обследования участка лесного фонда с составлением акта исключающего предоставление в аренду затопленных и смытых участков. Аналогичное письмо от 09.07.2014 № 17 было также направлено в ГКУ КК «Комитет по лесу».
Приказом министерства природных ресурсов КК от 13.08.2014 № 1222 приказ № 339 от 24.03.2013 о предоставлении в аренду обществу лесного участка отменен.
ООО «Октан» повторно разработан технический проект разработки и рекультивации Прилесного участка месторождения песчано-гравийной смеси 12.05.2014 /111-ТП с исключением затопленных и смытых лесных участков, получено заключение О государственной экспертизе от 18.08.2014 № 15. Данный технический проект утвержден в октябре 2014 года (письмо общества от 24.09.2014 № 14).
На основании писем от 20.08.2014 № 202-12000/14-053 и 27.08.2014
№ 3823/14 ГКУ КК «Комитет по лесу» Белореченское лесничество подготовлен новый акт натурного технического обследования участка лесного фонда от 30.10.2014, согласно которому в аренду обществу должен быть предоставлен лесной участок, площадью 66,7 га. Данный акт письмом от 31.10.2014 направлен для утверждения.
Письмом от 10.11.2014 № 14 общество обратилось в министерство природных ресурсов Краснодарского края о заключении договора аренды лесного участка.
27.11.2014 Приказом министерства природных ресурсов Краснодарского края № 1846 ООО «Октан» предоставлен в аренду лесной участок в составе лесного фонда, площадью 66,7 га. сроком до 15.10.2029 в Белореченском лесничестве Бжедуховском участковом лесничестве в кварталах 31Б, 32Б с целью использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых - геологическое изучение ( поиск, разведка) и добыча песчано- гравийной смеси на Прилесном участке на восточной окраине х. Проточный Белореченского района.
Однако, в нарушение Приказа от 27.11.2014 № 1846 проект договора аренды обществу направлен не был ввиду того, что проектная документация лесного участка Министерством природных ресурсов Краснодарского края не утверждена.
В связи с нарушением прав ООО «Октан», обществом в адрес министерства природных ресурсов КК и в адрес ГКУ КК «Комитет по лесу», направлено требование о заключении договора аренды лесных участков, общей площадью 66,7 га в Белореченском лесничестве Бжедуховском участковом лесничестве в кварталах 31Б, 32Б с целью использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых- геологическое изучение (поиск, разведка) и добыча песчано- гравийной смеси на Прилесном участке на восточной окраине х. Проточный Белореченского района, на которое министерство природных ресурсов Краснодарского края ответило отказом и который, в настоящий период времени, обжалуется в Арбитражный суд Краснодарского края.
12.10.2017 министерство письмом № 202-32896/17-06.3 отказало обществу в предоставлении государственной услуги о предварительном согласовании предоставления лесного участка из состава земель лесного фонда согласно пункту 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и соответственно утверждении проектной документации. Основанием отказа было то, что согласно таксационному описанию испрашиваемые лесные участки относятся к защитным лесам категории: ценные леса в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, в связи с чем, довод министерства о том, что проектная документация в министерство не поступала, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Довод министерства о том, что общество согласно заявлению вх. № 202-55048/17-0 испрашивало земельный участок с другой площадью и другим местоположением, нежели лесной участок, указанный в приказе министерства от 27.11.2014 № 1846, не принимается судом апелляционной инстанции как противоречащий материалам дела, поскольку из указанного заявления от 18.09.2017 № 202-55048/17-0 (т. 3 л.д. 135) следует, что общество просит утвердить проектную документацию лесного участка для вида использования лесов "геологическое изучение недр, разработка месторождений полезных ископаемых" и "заготовка древесины" для добычи песчано-гравийной смеси на Прилесном участке в Белореченском районе, а также предварительно согласовать предоставление указанного земельного участка на праве аренды, без проведения торгов, который расположен в Белореченском лесничестве, Бжедуховском участковом лесничестве, квартале № 31Б, части выделов № 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, в квартале № 32 Б, части выдела № 4, выделах № 1, 2, 3, 5, 6, 7.
Из п. 1 приказа от 27.11.2014 № 1846 следует, что обществу в аренду предоставлены лесные участки в составе земель лесного фонда, общей площадью 66,7 га в Белореченском лесничестве, из приложения к приказу в перечне лесных участков указаны квартал 31 Б части выдела 2,3,4,5,7,8,9,10, 13, 13, а также квартал 32 Б часть выдела 1, 2, 3, 4 ,5 ,6, 7, итого общая площадь 66,7 га (т. 1 л.д. 92-94).
Таким образом, общество обращалось с заявлением о предоставлении земельного участка, из состава указанного в приказе.
Также в материалы дела представлены письмо Белореченского лесничества от 30.10.2014 № 384 о направлении Комитету по лесу акта натурного технического обследования участков лесного фонда в отношении подлежащих предоставлению в аренду лесных участков и письмо Комитета по лесу от 31.10.2014 № 11-4808/14 о направлении указанного акта начальнику управления лесного хозяйства министерства; письмо Белореченского лесничества от 10.11.2014 № 397 о предоставлении обществу необходимой для заключения договора аренды информации об отсутствии обременении лесных участков; письмо Комитета по лесу от 04.12.2014 № 111-5308/14 «О подготовке приложений к договору аренды», которым Комитет по лесу поручил Белореченскому лесничеству подготовить приложения к договору аренды лесного участка и направить на электронных и бумажных носителях в Комитет по лесу; письмо общества от 11.12.2014 № 96 о направлении министерству материалов проектирования лесного участка; письмо министерства от 30.12.2014 № 202-19980/14-052 о невозможности осуществления государственного учета лесного участка по представленной проектной документации в связи с замечаниями; письмо общества от 16.04.2015 № 3 о направлении в министерство материалов проектирования лесных участков с исправлениями замечаний министерства; письмо общества от 13.07.2016 № 12 о повторном направлении в Комитет по лесу материалов проектирования лесных участков; письмо Комитета по лесу от 13.07.2016 № 111-3057/16 о направлении материалов проектирования лесных участков министерству для согласования; письмо общества от 11.10.2016 № 14 о повторном направлении Комитету по лесу материалов проектирования лесных участков для согласования; письмо Комитета по лесу от 12.10.2016 111-4595/16 о повторном направлении министерству для согласования материалов проектирования лесных участков; письмо общества от 10.03.2017 № 2 о повторном направлении министерству для утверждения материалов проектирования лесных участков; договор от 16.08.2017 № 30 заключенный обществом (заказчик) и ООО «ЛЦ «Южный регион» (исполнитель) на выполнение работ по проектированию границ лесного участка; письмо общества от 08.01.2018 № 1 о заключении договора аренды земельного участка на основании приказа от 27.11.2014 № 1846 и ответ министерства от 09.02.2018 № 202-06.3-3504.
Статья 25.1 Закона о недрах определяет, что земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.
В силу статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
Частью 2 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс) предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 указанной статьи. Предоставление лесных участков в аренду для указанных целей осуществляется без проведения торгов (пункт 1 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса).
В соответствии с земельным законодательством образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности, для предоставления в пользование осуществляется в соответствии с проектной документацией лесных участков.
Согласно представленному в материалы дела Лицензионному соглашению подпункт 3 пункта 4.6 статьи 4 Лицензионного соглашения добыча полезного ископаемого разрешается лицензиату при наличии у владельца лицензии, в том числе оформленного земельного отвода на соответствующем участке.
При рассмотрении вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами в связи с нарушением условий лицензии подлежит выяснению не только факт нарушения, но и причины его возникновения, а также наличие у общества возможности, в данном случае, устранения этого нарушения. Прекращение права пользования недрами представляет собой государственную меру принудительного характера, которая должна отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Право заявителя на пользование недрами не должно быть прекращено по формальным основаниям, без учета характера нарушения и возможных последствий его совершения, без учета необходимости баланса частного и публичного интересов, а также о принятии обществом достаточных мер к согласованию проектной документации и заключению договора аренды на лесной участок для выполнения работ по разработке месторождений полезных ископаемых.
Согласно представленному в материалы дела письму общества от 08.01.2018 № 1, общество обратилось к министерству с требованием о заключении договора аренды земельных участков на основании приказа от 27.11.2014 № 1846, в ответ на которое министерство сообщило о невозможности заключения договора аренды лесного участка по причине отсутствия проектной документации с устраненными замечаниями (письмо от 09.02.2018 № 202-06.3-3504).
Таким образом, при отсутствии согласованной проектной документации и договора аренды лесного участка у общества отсутствовала реальная возможность производить работы в целях добычи полезных ископаемых в соответствии с лицензионным соглашением (в том числе положениям подпункта 3 пункта 4.6 лицензионного соглашения), отсутствие заключенного договора аренды обусловлено неисполнением министерством обязанности по направлению обществу договора аренды лесного участка в соответствии с приказом от 27.11.2014 № 1846.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что общество не имело возможности исполнить содержащееся в уведомлениях от 19.07.2017 № 202-22263/17-03.5 и т 11.12.2017 № 202-40572/17-03.5 требования министерства о выполнении объемов добычи полезного ископаемого за 2016 год, в срок до 10.02.2018.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оспариваемый приказ является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2019 по делу
№ А32-19029/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи О.Ю. Ефимова
С.С. Филимонова