НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2024 № А32-13753/2023

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-13753/2023

17 января 2024 года 15АП-19497/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 января 2024 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Пименова С.В.

судей И.Н. Глазуновой, О.Ю. Ефимовой

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.

при участии:

от индивидуального предпринимателя ФИО1 посредством системы веб-конференции ИС «Картотека арбитражных дел» адвокат Левинсон В.В. по доверенности от 24.11.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства труда и социального развития Краснодарского края

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2023 по делу №А32-13753/2023

по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)

к Министерству труда и социального развития Краснодарского края (ИНН <***>, ОГРН <***>), Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании суммы компенсации,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Министерству труда и социального развития Краснодарского края (далее - Министерство), Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - Отделение) о взыскании суммы компенсации в размере 5645200 рублей.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2023 с Министерства в пользу Предпринимателя взыскана компенсация в размере 5645200 руб. за установку надгробий.

Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований Предпринимателя отказать.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Предприниматель документально не подтвердил наличие выполненных работ. Представленные истцом документы не позволяют достоверно установить отношение соответствующих документов к умершему Герою Социалистического труда в целях назначения и выплаты субсидии.

Резолютивная часть суда не содержит информацию о порядке выплат компенсации и органе, который должен осуществить возмещение.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Предпринимателя об участии в судебном заседании посредством веб-конференции.

В судебном заседании представитель Предпринимателя просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.

Министерство и Отделение, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

10.01.2024 в судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 15.01.2024. После перерыва апелляционный суд повторно удовлетворил ходатайство Предпринимателя об участии в судебном заседании посредством веб-конференции.

Министерство и Отделение, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

Между индивидуальным предпринимателем ФИО1 (исполнитель) и родственниками Героев Социалистического Труда (заказчики) были заключены договоры, по условиям которых Предприниматель обязался оказать услуги по установке надгробий на могилах умерших (погибших) Героев Социалистического Труда стоимостью, указанной в пункте 3.1 договоров, за счет средств федерального бюджета в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 №740, а именно:

- договор от 01.09.2019 №181 на установку памятника (надгробия) Герою ФИО2 стоимостью 432700 руб.;

- договор от 01.09.2019 №182 на установку памятника (надгробия) Герою ФИО3 стоимостью 432700 руб.;

- договор от 19.01.2020 №259 на установку памятника (надгробия) Герою ФИО4 стоимостью 466700 руб.;

- договор от 29.09.2020 №265 на установку памятника (надгробия) Герою ФИО5 стоимостью 481900 руб.;

- договор от 30.09.2020 №286 на установку памятника (надгробия) Герою ФИО6 стоимостью 693700 руб.;

- договор от 04.10.2020 №294 на установку памятника (надгробия) Герою ФИО7 стоимостью 498200 руб.;

- договор от 05.10.2020 №301 на установку памятника (надгробия) Герою ФИО8 стоимостью 488400 руб.;

- договор от 05.10.2020 №304 на установку памятника (надгробия) Герою ФИО9 стоимостью 487900 руб.;

- договор от 05.10.2020 №306 на установку памятника (надгробия) Герою ФИО10 стоимостью 488400 руб.;

- договор от 24.01.2022 №336 на установку памятника (надгробия) Герою ФИО11 стоимостью 586400 руб.;

- договор от 11.02.2022 №355 на установку памятника (надгробия) Герою ФИО12 стоимостью 588200 рублей.

Согласно пункту 3.5 Договора №286 заказчик доверяет Исполнителю передать пакет документов в Министерство труда и социального развития для возмещения Исполнителю средств из Федерального бюджета стоимости изготовления и установки надгробия в размере, указанном в п. 3.1 настоящего договора.

Согласно пункту 3.5 Договоров №181, №259, №265, №294, №301, №304, №306 Заказчик передает Исполнителю право требования компенсации стоимости изготовления и установки надгробия в размере, указанном в пункте 3.1 договоров, у Министерства труда и социального развития Краснодарского края.

Согласно пункту 3.5 Договора №182 Заказчик доверяет Исполнителю передать пакет документов в Министерства Исполнителю средств из Федерального бюджета стоимости изготовления и установки надгробия в размере, указанном в пункте 3.1 договора.

Согласно пункту 2.3 Договоров №336 и №355 заказчик передаёт право требования компенсации стоимости изготовления и установки надгробия в размере, указанном в п. 3.1 договоров, в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Факт выполнения работ по изготовлению и установке надгробий на могилах Героев подтверждается актами приемки выполненных от 08.12.2019 по договору №181, от 09.12.2019 по договору №182, от 04.12.2020 по договору №259, от 15.12.2020 по договору №265, от 21.03.2021 по договору №286, от 13.04.2021 по договору №294, от 24.03.2021 по договору №301, от 22.03.2021 по договору №304, от 23.03.2021 по договору №306, от 01.03.2022 по договору №336, от 06.04.2022 по договору №355.

Согласно сметам общая стоимость работ по изготовлению и установке надгробий на могилах вышеуказанных Героев составляет 5645200 рублей.

Решением от 10.11.2022 №204-04-24-31712/22 Министерство отказало Предпринимателю в выплате компенсации по вышеуказанным договорам.

Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со статьёй 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 №5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» (далее - Федеральный закон №5-ФЗ) в редакции, действовавшей в спорный период, сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца производится за счет средств федерального бюджета. Дополнительные расходы, связанные с изменением установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца надгробия, оплачиваются семьей умершего (погибшего) или организацией-спонсором.

Частями 1-3 статьи 7 Федерального закона №5-ФЗ установлено, что расходы, связанные с реализацией статьи 6.1 настоящего Федерального закона, финансируются за счёт предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.

Средства федерального бюджета, передаваемые для финансирования указанных расходов, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации: 1) в январе - феврале текущего года - в порядке авансирования в размере одной шестой части годовых назначений, установленных бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации; 2) с 1 марта текущего года - после представления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Пенсионный фонд Российской Федерации до 20-го числа каждого месяца заявок и отчетов о фактически произведенных расходах по видам льгот, с учетом оставшихся неиспользованными средств.

Пенсионный фонд Российской Федерации представляет в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 25-го числа каждого месяца данные о фактически произведённых расходах, связанных с реализацией настоящего Федерального закона, и потребности в средствах на следующий месяц.

В развитие Федерального закона №5-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 05.12.2006 №740 «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера Ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета» (далее - Постановление №740), которым определены образец надгробия, сооружаемого на могиле умершего (погибшего) Героя, и уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий компенсацию затрат на сооружение и установление таких надгробий.

Согласно пункту 2 Постановления №740 финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за счёт предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.

Средства федерального бюджета, передаваемые на финансирование расходов, связанных с сооружением надгробия, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через его территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 Федерального закона №5-ФЗ.

Указанные средства зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статья 5 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон №8-ФЗ) предусматривает, что умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнение своего волеизъявления другому лицу.

Согласно положениям статьи 6 Федерального закона №8-ФЗ, в случае отсутствия волеизъявления умершего, либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления, оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Следовательно, законодателем и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определённой очерёдности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле.

Как следует из материалов дела, Предпринимателем были заключены с родственниками Героев Социалистического Труда договора на установку памятника (надгробия).

Довод Министерства о том, что представленные Предпринимателем документы не позволяют достоверно установить отношение соответствующих документов к умершему Герою Социалистического труда в целях назначения и выплаты субсидии, апелляционный суд находит необоснованным.

Идентичность личности Героя Социалистического Труда ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (ДД.ММ.ГГГГ г.р. в Архивной справке) подтверждается справкой от 13.01.2023 № 137, выданной Администрацией Фастовецкого с.п. Тихорецкого района.

Идентичность личности Героя Социалистического Труда ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (ДД.ММ.ГГГГ г.р. в Архивной справке) подтверждается справкой от 13.01.2023 № 136, выданной Администрацией Фастовецкого с.п. Тихорецкого района.

Идентичность личности Героя Социалистического Труда ФИО13 подтверждается справкой от 09.01.2023 № 6, выданной Администрацией Новоалексеевского с.п. Курганинского района.

Идентичность личности Героя Социалистического Труда ФИО6 подтверждается справкой от 12.01.2023 № 11, выданной Администрацией с.п. М. Горького Кавказского района. ФИО6 родилась действительно в с. Краснянское Ольховского района Воронежской области (ошибка в свидетельстве о смерти, но награждалась, работала и захоронена в п. М.Горького.

Расхождений в месте рождения Героя ФИО4 не имеется, поскольку Красногвардейский район Ставропольского края (согласно справке о смерти) и Молотовский район Ставропольского края (согласно архивной справке) - названия одного и того же сельского района Ставропольского края в разные периоды времени.

Аналогично расхождений в месте рождения Героя ФИО14 не имеется, поскольку Ставропольский край (согласно свидетельству о смерти) и Орджоникидзевский край (согласно архивной справке) - названия одного и того же региона в разные периоды времени.

Не имеется расхождений в месте рождения Героя ФИО9, поскольку Николаевская область (согласно свидетельству о смерти) и Херсонская область (согласно архивной справке) до 30.03.1944 - единый регион (Николаевская область).

В довода о наличии расхождений в месте рождения Героя ФИО10 судом установлено, что согласно ответу ГА РФ от 20.10.2022 №11222-Т в Архивной справке о присвоении ФИО10 звания Героя Социалистического Труда местом рождения вместо Шовгеновского района ошибочно был указан Тбилисский район Краснодарского края. Представлена справка от администрации, что именно Герой ФИО10 захоронена на территории Ванновского сельского поселения Тбилисского района.

Расхождения в месте рождения Героя ФИО11 (с. Гостинка Шумячского района Смоленской области (согласно архивной справке) и с. Гатинка Шумечевского района Смоленской области (согласно архивной справке) возникли вследствие технической ошибки, допущенной в Архивной справке, поскольку села «Гатинка» и «Шумечевского» района на территории Смоленской области не существует.

Расхождений в месте рождения Героя ФИО12 не имеется, поскольку Штейнгартовский район (согласно архивной справке), существовавший в составе Краснодарского края, был упразднен 22.08.1953, а его территория включена в состав Староминского района и Кущёвского района, который указан как место рождения Героя в свидетельстве о смерти.

Администрацией Красносельского с.п. Кущёвского района подтверждена установка Предпринимателем надгробия соответствующего образца на могиле Героя (Справка от 10.01.2023 № 5).

Согласно материалам дела присвоение ФИО5 звания Героя Социалистического Труда подтверждается записями в Орденской книжке о награждении Орденом Ленина и Золотой медалью «Серп и Молот». Золотая медаль «Серп и Молот» вручается Герою Социалистического Труда одновременно с орденом Ленина и Грамотой Президиума Верховного Совета СССР (п. 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22.05.1940 «О дополнительных знаках отличия для Героев Социалистического Труда»).

Таким образом, расхождение персональных данных Героев в представленных документах не может служить формальным основанием для отклонения заявлений Истца о предоставлении компенсации.

Согласно материалам дела, справки, выданные администрациями сельских поселений, на могилах вышеуказанных Героев ранее не производилась установка надгробных памятников постоянного образца.

Пунктами 3.5 названных договоров, заказчики передали Предпринимателю право требования оплаты компенсации за установку надгробных памятников в соответствии с Федеральным законом №5-ФЗ.

Таким образом, Предприниматель, принявший на себя обязательство по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу названных норм признаётся уполномоченным лицом на совершение этих действий и, соответственно, может заявить о возмещении понесённых им расходов.

Согласно сведениям ЕГРИП, основным видом деятельности Предпринимателя является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.

Материалами дела подтверждается факт выполнения Предпринимателем обязательств по установке памятников, согласно договорам № 181 от 01.09.2019, № 182 от 01.09.2019, № 259 от 19.01.2020, № 265 от 29.09.2020, №286 от 30.09.2020, № 294 от 04.10.2020, № 301 от 05.10.2020, № 304 от 05.10.2020, № 355 от 11.02.2022, № 336 от 24.01.2022, № 306 от 05.10.2020. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

В силу положений Федерального закона №5-ФЗ, Постановления №740, уполномоченный орган производит компенсацию затрат на сооружение и установку таких надгробий на могиле умершего (погибшего) Героя.

Компенсация таких затрат производится за счёт средств федерального бюджета, что не предполагает их компенсации при отсутствии документального подтверждения их несения.

Из названных законодательных актов также вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов по оплате родственникам умершего расходов на изготовление и установку памятников погибшим (умершим) Героям и другим, перечисленным в законе категориям лиц.

Выплата Предпринимателю соответствующей компенсации реально возможна лишь в результате соответствующих согласованных действий министерства и отделения, следовательно, Министерство и Отделение являются надлежащими заинтересованными лицами применительно к заявленным Предпринимателем требованиям.

Доказательства того, что Предпринимателем не выполнены обязательства по установке памятников, как и доказательств установки именно надлежащим лицам, в материалы дела не представлены.

Оплата расходов на установку памятников Героям Социалистического Труда носит компенсационный характер, а пунктом 3.2 договоров предусмотрено, что стоимость работ и услуг является твёрдой и договорной и изменению не подлежит.

Для подтверждения стоимости выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке памятников названным Героям Социалистического Труда на сумму 5645200 руб., Предприниматель представил в материалы дела сметы от 01.09.2019, 19.01.2020, 29.09.2020, 30.09.2020, 04.10.2020, 05.10.2020, 24.01.2022, 11.02.2022, (т. 1 л.д. 16, 26, 36, 45, 56, 66, 76, 85, 94, 104, 113), которые содержат указание на стоимость подлежащих выполнению согласованных с заказчиками по договорам работ (услуг), включающих в себя, в том числе, транспортные расходы.

В состав транспортных расходов, были включены: доставка памятника на место установки; разгрузка/погрузка памятника; пронос памятника к месту установки; услуги крана.

При этом, установка надгробия включает в себя перемещение с места изготовления памятника к месту захоронения и сооружение надгробия, следовательно, указанные расходы неразрывно связаны с установкой надгробия и согласованы с заказчиками.

Доказательства того, что затраты на изготовление и установку памятников, документально не подтверждены, в материалы дела не представлены.

Доказательства не согласованности видов и стоимости работ, связанных с изготовлением и установкой памятников, включая стоимость услуг по их доставке непосредственно к месту установки, в материалы дела не представлены.

Министерство и Отделение не оспаривают предъявленный Предпринимателем размер и виды расходов.

Доказательства того, что представленные Предпринимателем в материалы дела фототаблицы в подтверждение факта произведённых работ (т.2 л.д. 50-67), а также акты обследования захоронения являются недействительными, в материалы дела не представлены.

Доказательства того, что стоимость произведённых Предпринимателем работ, не соответствует фактически выполненным работам, в материалы дела не представлены.

В обоснование стоимости работ, Предпринимателем были представлены пояснения касательно разницы цен Договоров от 432700 руб. (договоры №181 от 01.09.2019, №182 от 01.09.2019) до 693700 руб. (договор №286 от 30.09.2020), согласно которым в период с сентября 2019 (заключение договоров №181 и №182) по февраль 2022 (заключение договора №355) происходило изменение цены материалов, используемого при производстве работ по изготовлению надгробий. Наряду с этим, размеры надгробия, установленного по договору №286 от 30.09.2020 (плита 200x90x25 см; цоколь 100x40x30 см; цветник: 150x90x10 см), больший объём используемого камня по сравнению с остальными надгробиями (плита 180x90x10 см; цоколь 100x30x25 см; цветник 150x90x8 см), что отражено в сметах к договорам.

Надгробие больших размеров по Договору №286 от 30.09.2020 было установлено Предпринимателем по желанию заказчика.

Доказательства того, что установленные Предпринимателем размеры надгробия, превышают размере, регламентированные Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 №740, Министерством в материалы дела не представлены.

В части имеющейся разницы в стоимости работ и услуг между Договорами от октября 2020 №294, №301, №304, №306 и договором от 30.09.2020 №286, с учётом изложенных выше довод обусловлено тем, что надгробие, установленное согласно договору от 30.09.2020 №286, имеет большие размеры, чем оп иным договорам.

С учётом изложенного, апелляционный суд полагает правомерными и обоснованными выводы суда об удовлетворении исковых требований Предпринимателя о взыскании суммы компенсации за установку памятников (надгробий) в размере 5645200 рублей.

Доводы апелляционной жалобы Министерства, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.

Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.

В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2023 по делу №А32-13753/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья С.В. Пименов

Судьи И.Н. Глазунова

ФИО15