НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2020 № 15АП-9483/20

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-1802/2020

12 сентября 2020 года                                                                       15АП-9483/2020

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2020 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филимоновой С.С.,

судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Городнянской В.В.,

при участии:

от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области: представитель Гарькуша А.В., по доверенности от 03.01.2020, паспорт;

от общества с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «XXI век-ОДА»: представитель по доверенности от 25.06.2020, паспорт,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «XXI век-ОДА»

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.05.2020 по делу
№ А53-1802/2020

по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области

к обществу с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «XXI век-ОДА»

о взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ростовской области (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «XXI век-ОДА» (далее – ООО «Медицинский центр «XXI век-ОДА») о взыскании денежных средств в размере 1 696 478,20 руб., штрафа в размере 169 647,82 руб.

Решением от 15.05.2020 Арбитражный суд Ростовской области взыскал с общества с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «XXI век-ОДА» в пользу Фонда задолженность в размере 1 696 478,20 руб., штраф в размере 169 647,82 руб. Взыскал с общества в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 31 661 руб.

Не согласившись с принятым решением, ООО «Медицинский центр «XXI век-ОДА» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что факт нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования ревизорами ТФОМС в акте не зафиксирован и документально не подтвержден. Не представлены доказательства, из которых следует, что денежные средства, снятые на выдачу заработной платы фактически не выплачены работникам, т.е. использованы не по целевому назначению. Отсутствие подписей сотрудников является нарушением требований бухгалтерского учета, однако не свидетельствует о неподтверждении факта получения денежных средств и их использования по прямому предназначению.

У суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований Фонда; также суд не перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, ограничившись формальным подходом к рассмотрению спора.

От Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области в суд поступил отзыв на апелляционную жалобу.

От общества с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «XXI век-ОДА» в суд поступили дополнительные пояснения.

В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд приобщил к материалам дела поступившие от участвующих в деле лиц дополнительные пояснения и отзыв. Суд приобщает документы к материалам дела для более полного исследования обстоятельств дела и доводов сторон.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «XXI век-ОДА» в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить.

Представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав выступления сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Фондом на основании обращения УФСБ РФ по Ростовской области от 12.10.2018г. № 115/24в/18-10285, а так же на основании приказа №09-710 от 15.10.2018 была поведена внеплановая, тематическая проверка по вопросу обоснованности получения средств ОМС ООО «Медицинский Центр
«XXI век - ОДА» г. Таганрог за период с 01.01.2015 - 31.12.2017.

При проведении проверки было установлено использование средств ОМС не по целевому назначению, в части выплаты заработной платы (стимулирующих надбавок) работникам, а именно: отсутствие подписи работников в платежных ведомостях при выдаче заработной платы (стимулирующих надбавок).

Кроме того, в акте нашли отражения и другие нарушения на общую сумму 26 526 670,53 руб.

 Ответчиком были направлены возражения с приложением соответствующих документов.

Возражения были приняты Фондом во внимание в результате чего, разногласия были частично урегулированы в сумме 24 830 192,33 руб., о чем 15.11.2018 исх. № 09-7171 в адрес директора ООО «Медицинский Центр «XXI век-ОДА» направлен ответ.

По данным банковских операций и чековой книжки с расчетного счета по средствам ОМС ООО «Медицинский центр «XXI век-ОДА» было снято наличных денежных средств на выдачу заработной платы на общую сумму 23 081 367,72 руб., по данным расчетных ведомостей было выдано денежных средств работникам Общества в виде стимулирующих выплат 23 071 343,72 руб., что на 10 024 руб. меньше поступившей суммы денежных средств ОМС в кассу.

Факт расходования на цели ОМС указанной суммы документально не подтвержден.

Согласно пункту 23 приложения № 2 Приказа фондом составлен акт внеплановой тематической проверки от 02.11.2018.

Таким образом, на основании акта проверки, а так же в соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона, Фондом в адрес ООО «Медицинский центр «XXI век-ОДА» выставлено требование № 83 от 15.11.2018 года о возврате денежных средств, использованных не по целевому назначению в размере 1 696 478,20 руб., а так же уплате штрафа в размере 169 647,82 руб.

12.11.2019 исх. № 09-8071 фондом направлено претензионное письмо в адрес ответчика с требованием исполнения действующего законодательства. Указанное требование обществом оставлено без финансового удовлетворения, денежные средства в Управление Федерального казначейства по Ростовской области обществом не перечислены.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения фонда в Арбитражный суд Ростовской области с иском.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определение правового положения субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения регулирует Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Учитывая, что названный Федеральный закон №326-ФЗ наделил территориальные фонды полномочиями по контролю за использованием медицинскими организациями средств обязательного медицинского страхования, в том числе проводит проверки и ревизии и отсутствие в законодательстве механизма воздействия на медицинскую организацию в случае неисполнения ею требования о возврате в бюджет использованных не по целевому назначению средств предполагает право территориального фонда на обращение с соответствующим иском в суд.

Статьей 13 Федерального закона № 165-ФЗ от 16.07.1999 «Об основах обязательного социального страхования» предусмотрено, что средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 19 Федерального Закона № 165-ФЗ от 16.07.1999 «Об основах обязательного социального страхования» денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.

Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

Статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 306.4 названного Кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 24.10.2013 № 1648-О дано разъяснение, что в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.

За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.

Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (пункт 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 17.2 раздела IV фонд осуществляет проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе осуществление расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда: правильность начисления и выплаты заработной платы в соответствии с установленными ставками, должностными окладами и фактически отработанным временем, обоснованность выплат различных надбавок и доплат за совмещение профессий и должностей и т.д. (проверяются все документы, подтверждающие обоснованность производимых выплат: штатное расписание, тарификационные списки, документы, подтверждающие квалификацию специалистов, графики работы структурных подразделений и сотрудников, приказы по личному составу, трудовые соглашения, коллективный договор, положение об оплате труда и т.д.), проверка первичных бухгалтерских документов по расходованию средств обязательного медицинского страхования на выплаты (заработная плата, премии, доплаты, поощрения, материальная помощь), уплату налогов и страховых взносов, установленных законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, по данным банковских операций и чековой книжки с расчетного счета по средствам ОМС ООО «Медицинский центр «XXI век-ОДА» было снято наличных денежных средств на выдачу заработной платы на общую сумму 23 081 367,72 руб., по данным расчетных ведомостей было выдано денежных средств работникам Общества в виде стимулирующих выплат 23 071 343,72 руб., что на 10 024 руб. меньше поступившей суммы денежных средств ОМС в кассу.

Факт расходования на цели ОМС указанной суммы документально не подтвержден.

На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

В соответствии с пунктом 6 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» выдача наличных денег для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам проводится по расходным кассовым ордерам 0310002, расчетно-платежным ведомостям 0301009, платежным ведомостям 0301011.

В соответствии с пунктом 6.2. Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» при выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру 0310002 кассир подготавливает сумму наличных денег, подлежащую выдаче, и передает расходный кассовый ордер 0310002 получателю наличных денег для проставления подписи.

В нарушение статьи 9 ФЗ №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а так же пунктом 6.2. Указаний Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» ответчиком без подтверждения факта получения денежных средств подписями работников, произведены расходы на заработную плату в сумме 1 329 822,74 руб. за следующих работников:

за период 31.03.2017 расчетная ведомость № 30: Бондарюк СП. - 130 500,00 руб., Рудь О.И. - 87 000,00 руб.;

за период 28.04.2017 расчетная ведомость № 43: Бондарюк СП. - 130 500,00 руб., Рудь О.И. - 43 500,00 руб.;

за период 30.06.2017 расчетная ведомость № 67: Бондарюк СП. - 130 500,00 руб.; Рудь О.И. 43 500,00 руб.;

за период 07.08.2017 расчетная ведомость № 87: Бондарюк СП. - 130 500,00 руб.; Рудь О.И. - 43 500,00 руб.;

расчетная ведомость от 29.09.2017 № 113: Бондарюк СП. - 130 500,00 руб.,  Рудь О.И. - 87 000,00 руб.;

расчетная ведомость от 16.10.2017 № 123: Бондарюк СП. - 125 547,95 руб., Ткаченко О.С - 3 674,79 руб.;

расчетная ведомость от 28.12.2017 № 161: Олейникова Э.Н.- 121 800,00 руб., Семенова Е.Н. - 121 800,00 руб.

Кроме вышеперечисленных сумм ответчиком так же была произведена выплата налогов и сборов на общую сумму 356 631,46 руб. по указанным работникам.

Исходя из изложенного, выплаты заработной платы (стимулирующих надбавок) работникам, а именно: отсутствие подписи работников в платежных ведомостях при выдаче заработной платы (стимулирующих надбавок), является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.

Таким образом, заявленные требования территориального фонда в части возврата денежных средств в сумме 1 696 478,20 руб. подлежат удовлетворению.

Обществом с ограниченной ответственностью медицинский центр «XXI ВЕК-ОДА» в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации не представлено в обоснование использования денежных средств в рамках ОМС по целевому направлению.

За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.

Довод заявителя жалобы о необходимости рассмотрения дела по общим правилам искового производства отклоняется судом апелляционной инстанции и признается несостоятельным.

Определением Арбитражного суда Ростовской области от 30.01.2020 заявление Фонда принято к производству, на 10 марта 2020 года назначено предварительное судебное заседание.

По итогам проведения предварительного судебного заседания, суд первой инстанции назначил дело к судебному разбирательству на 07 апреля 2020 года.

07 апреля судебное заседание проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, рассмотрение дела отложено на 13 мая 2020 года.

13 мая 2020 года проведено судебное заседание, по итогам рассмотрения которого был вынесен обжалуемый судебный акт.

Участвующие в деле лица извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции. Арбитражным судом Ростовской области в картотеке арбитражных дел по адресу http://kad.arbitr.ru своевременно опубликованы определения о принятии искового заявления к производству от 30.01.2020 (опубликовано 31.01.2020), о назначении дела к судебному разбирательству от 10.03.2020 (опубликовано 10.03.2020), об отложении судебного разбирательства от 09.04.2020 (опубликовано 10.04.2020).

Судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы жалобы о том, что факт нецелевого использования средств ОМС ревизорами ТФОМС в Акте не зафиксирован.

Факт нецелевого использования средств ОМС в акте подтверждается тем, что указан нормативный документ, нормы которого не соблюдены при расходовании средств ОМС. В пункте 17.2 раздела 4 приложения № 2 к Приказу 73 указано, что проводится проверка первичных бухгалтерских документов по расходованию средств обязательного медицинского страхования на выплаты (заработная плата, премии, доплаты, поощрения, материальная помощь).

В соответствии с подпунктом 6.5 пункта 6 Указаний Центрального Банка России, предназначенная для выплат заработной платы, сумма наличных денег устанавливается согласно расчетно-платежной ведомости.

Учитывая отсутствие подписей в бухгалтерских документах, выдача денежных средств конкретным сотрудникам в качестве оплаты труда не подтверждена, что исключает подтверждение целевого характера расходования данных средств. Соответственно, факт нецелевого использования средств фонда подтвержден материалами проверки.

В соответствии с классификатором нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Казначейством России 19.12.2017 правовым основанием для квалификации нецелевого использования бюджетных средств являются ст. ст. 38, 162, 306.4 БК РФ; закон (решение) о бюджете, сводная бюджетная роспись, бюджетная роспись, бюджетная смета, договор (соглашение) либо иной документ, являющийся правовым основанием предоставления указанных средств.

Денежные средства ОМС были направлены на выплату заработной платы.

Порядок выплаты денежных средств работникам из кассы определен Указаниями Банка России от 11.03.2014 №3210-У (в ред. от 19.06.2017) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».

Судом также отклоняются доводы общества о том, что отсутствие подписей сотрудников является нарушением требований бухгалтерского учета, однако не свидетельствует о неподтверждении факта получения денежных средств и использованию их по прямому предназначению.

В соответствии с п. 6.5. Указаний ЦБ России от 11.03.2014 № 3210-У предназначенная для выплат заработной платы сумма наличных денег устанавливается согласно расчетно-платежной ведомости. Выдача наличных денег работнику проводится с проставлением работником подписи в расчетно-платежной ведомости.

В соответствии с п. 6.1. Указаний ЦБ России от 11.03.2014 № 3210-У кассир должен выдать наличные деньги после проведения идентификации получателя наличных денег по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему личность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

 Выдача наличных денег должна осуществляться кассиром непосредственно получателю наличных денег, указанному в расходном кассовом ордере 0310002 (расчетно-платежной ведомости 0301009, платежной ведомости 0301011).

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.

Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.

Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.

В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.05.2020 по делу
№ А53-1802/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                           С.С. Филимонова

Судьи                                                                                             О.Ю. Ефимова

М.В. Соловьева