НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2015 № 15АП-10429/2015

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-7001/2015

04 августа 2015 года                                                                          15АП-10429/2015

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2015 года .

Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи  Илюшина Р.Р.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.,

при участии:

от истца: представитель не явился, извещен;

от ответчика: представитель не явился, извещен;

от третьего лица: представитель не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске Ростовской области

на решение  Арбитражного суда Ростовской области
от .05.2015  по делу № А53-7001/2015 , принятое в порядке упрощенного производства,

по иску государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске Ростовской области

к ответчику - Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области

при участии третьего лица - Шоколовой Галины Петровны

о взыскании ущерба,

принятое в составе судьи Тютюника П.Н.,

УСТАНОВИЛ:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске Ростовской области (далее – УПФР в г.Новошахтинске РО, фонд) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском  к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области (далее – ГУ МВД России по РО, управление) о взыскании 58 301 руб. 22 коп. ущерба.

Исковые требования мотивированы тем, что для назначения пенсии Шоколовой Г.П. была представлена справка № 13\3ш-92 от 23.06.2009, выданная Центром пенсионного обслуживания при ГУВД по Ростовской области (ЦПО при ГУВД по Ростовской области). Из-за указания недостоверных сведений о периодах стажа, учитываемых при назначении пенсии за выслугу лет, было излишне выплачено Шоколовой ГП. 58 301 руб. 22 коп.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Шоколова Галина Петровна.

Решением  Арбитражного суда Ростовской области от  25.05.2015  в иске отказано.  

Решение мотивировано тем, что из содержания указанных выше норм права следует, что ответственность работодателя в виде возмещения ущерба в размере излишне выплаченных сумм пенсии является дополнительной по отношению к ответственности работника и применяется только в случае невозможности удовлетворения требований за счет работника, являющегося пенсионером и фактически получившего излишние суммы.

УПФР в г.Новошахтинске РО обжаловало решение Арбитражного суда Ростовской области от  25.05.2015 в порядке, предусмотренном гл.  34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить принять о делу новый судебный акт.

Апелляционная жалоба мотивированна тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Ущерб подле­жит взысканию с ГУ МВД России по РО, поскольку переплата страховой ча­сти пенсии произошла по вине ГУ МВД России по РО в ре­зультате выдачи справок, содержащих недостоверные сведения о периодах во­енной службы, работы и иной деятельности, которые были учтены при опреде­лении размера пенсии за выслугу лет. Пенсионный фонд считает неверным вывод суда о том, что ответственность работодателя является дополнительной и применяется только в случае невозможности удовлетворения требований за счет работника.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по  следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.09.2009 в УПФР в г.Новошахтинске РО обратилась Шоколова Галина Петровна с заявлением о назначении страховой части трудовой пенсии по старости.

Для назначения пенсии Шоколовой Г.П. была представлена справка № 13\3ш-92 от 23.06.2009, выданная Центром пенсионного обслуживания при ГУВД по Ростовской области (ЦПО при ГУВД по Ростовской области).

Согласно части 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1) и пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ) право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ), имеют лица, указанные в статье 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, при достижении ими возраста 60 и 55 лет (мужчинами и женщинами соответственно), и при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при исчислении страхового и общего стажа не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, на основании справки, выданной уполномоченным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и членов их семей.

При назначении пенсии за выслугу лет Шоколовой Г.П. был включен период военной службы с 18.06.1985 по 01.01.2000.

При исчислении страхового стажа включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Решением УПФР № 31481X4 от 01.10.2009 Шоколовой Г.П. была назначена пенсия (страховая часть трудовой пенсии) с 23.10.2009. В страховой стаж были учтены следующие периоды: с 03.09.1971 по 30.06.1972; с 25.10.1972 по 14.07.1973, с 10.10.1973 по 10.05.1976, с 22.10.1976 по 14.12.1976, с 12.04.1977 по 17.06.1985, с 26.06.2002 по 31.12.2002, с 06.01.2003 по 31.12.2003, с 01.01.2004 по 30.12.2007, с 06.01.2008 по 31.12.2008, общая продолжительность которых составила 19 лет 5 месяцев 4 дня.

В целях проверки обоснованности выдачи справки ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске был направлен запрос в ОПО ЦФО ГУ МВД России по Ростовской области с просьбой уточнения периодов стажа, учтенных при назначении пенсии за выслугу лет.

Согласно ответу ОПО ЦФО ГУ МВД России по Ростовской области № 35\3-Ш-92 от 06.02.2014 в стаж Шоколовой Г.П. при назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 были включены периоды военной службы (службы): с 18.06.1985 по 01.01.2000 - служба, а также периоды работы и иной деятельности: с 03.09.1971 по 30.06.1972, с 25.10.1972 по 14.07.1973, с 10.10.1973 по 14.12.1976, с 12.04.1977 по 17.06.1985.

Указанные периоды были исключены из подсчета общей продолжительности стажа при определении права на страховую часть трудовой пенсии по старости военнослужащим, согласно ФЗ- № 156 от 22.07.2008, в связи с чем в страховой стаж возможно включить следующие периоды работы: с 26.06.2002 по 31.12.2002, с 06.01.2003 по 31.12.2003, с 01.01.2004 по 30.12.2007, с 06.01.2008 по 31.12.2008, общая продолжительность которых составляет 7 лет 2 месяца 17 дней (требуемая продолжительность 5 лет).

Таким образом, право на назначение с 23.10.2009 страховой части трудовой пенсии по старости военнослужащим согласно ФЗ № 156 от 22.07.2008 у Шоколовой Г.П. имеется, однако, размер получаемой пенсии (страховой части трудовой пенсии) уменьшится.

Таким образом, из-за указания недостоверных сведений о периодах стажа, учитываемых при назначении пенсии за выслугу лет, было излишне выплачено пенсии Шоколовой Г.П. в размере 58 301 руб. 22 коп.

Поскольку ответчик в добровольном порядке не исполнил требование о возмещении 58 301 руб. 22 коп., УПФР в г.Новошахтинске РО обратилось с иском в арбитражный суд.

Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия  не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с нормами Федерального закона от 22.07.2008г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» лица, являющиеся военными пенсионерами в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г.           № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон № 4468-1), при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьёй 7 Федерального закона от 17.12.2011 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости (за исключением её базовой части).

Граждане, которым в соответствии с Законом № 4468-1 установлены пенсии за выслугу лет или по инвалидности, осуществляющие (осуществлявшие) после увольнения трудовую деятельность, при достижении ими общего пенсионного возраста, то есть 55 или 60 лет (соответственно женщины и мужчины), обращаются за назначением им трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчёта, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утверждённых Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2014 №35498)

Названными Правилами установлено, что граждане, которым пенсии установлены в соответствии с Законом № 4468-1, при возникновении права на пенсии в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» обращаются за ними в порядке, предусмотренном названными Правилами (пункт 17). Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на неё без ограничения каким-либо сроком (пункт 18).

Документы, на основании которых принимается решение о назначении трудовой пенсии по старости, определены в Перечне документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утверждённом приказом Минтруда России от 28.11.2014г. № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2014г. № 35496).

Также обязательным условием возникновения у военнослужащих права на страховую часть трудовой пенсии по старости является наличие установленной им пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом №4468-1.

Факт получения военнослужащими указанных пенсий за выслугу лет или инвалидности, а также периоды службы, работы и иной деятельности, учтённые при определении размера пенсии за выслугу лет (периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности) подтверждается справкой, которая выдаётся пенсионной службой соответствующего силового ведомства, осуществляющего их пенсионное обеспечение.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судом первой инстанции правомерно учтено следующее.

В соответствии с пунктом 17 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004г. № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» ответственность работодателя в виде возмещения ущерба в размере излишне выплаченных сумм пенсии является дополнительной по отношению к ответственности работника и применяется только в случае невозможности удовлетворения требований за счет работника, являющегося пенсионером и фактически получившего излишние суммы.

Пункт 3 статьи 25 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенного в действие с 01.01.2002г., устанавливает аналогичную по характеру ответственность работодателя и пенсионера, предусматривая, что в случаях невыполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, указанных в пункте 1 данной статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ответственность работодателя является дополнительной и применяется только в случае невозможности удовлетворения требований за счет работника.

Данная правовая позиция также применима и в настоящем случае, несмотря на то, что управление не является работодателем третьего лица – Шоколовой Г.П.

Из материалов дела видно, что ущерб причинен истцу в связи с выплатой излишних сумм именно физическому лицу – Шоколовой Г.П., то есть ответственность управления является дополнительной и применяется только в случае невозможности удовлетворения требований за счет пенсионера.

Из материалов дела видно, что истец не заявлял требования к Шоколовой Г.П. о взыскании излишне выплаченных им денежных средств и что указанное требование не было удовлетворено или не может быть удовлетворено за счет пенсионера.

При этом необходимо отметить, что, несмотря на то, что справка была дана управлением, данную справку в управление представил непосредственно сам пенсионер, который достоверно знал и должен был знать о периодах работы им в том числе до службы. Кроме того, в любом случае выгодоприобретателем является не управление, а сами пенсионер, непосредственно получивший излишне начисленную пенсию.

Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 173-Ф3 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ)
перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий производятся органом,
осуществляющим пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов.

Согласно статье 25 Закона № 173-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах,
представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 указанного Закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно статьям 5 и 13 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Страховщик обязан осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для
назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения. Страховщик имеет право проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок.

Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую установлены совместным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 17 и  Пенсионного фонда Российской Федерации № 19пб от 27.02.2002г. (далее – Правила).

Согласно пунктам 11-13 этих Правил при приеме заявления и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для перерасчета размера пенсии. При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов. Фонд проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения. Решение принимается Фондом на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

Таким образом, обязанность проверки достоверности сведений, изложенных в документах, представленных для назначения пенсии, лежит на территориальных органах Пенсионного фонда. При этом достоверность сведений должна проверяться до назначения (перерасчета) пенсии.

По мнению суда апелляционной инстанции, положительное решение о начислении пенсионеру трудовой пенсии фонд имел право принимать лишь после устранения возникших у него сомнений, то есть после подтверждения пенсионером или работодателем предоставленных ими сведений. Обратное может свидетельствовать о недобросовестности самого должностного лица,  злоупотреблении им своими должностными обязанностями, либо халатном отношении к исполнению обязанностей.

Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу или влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции.

Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение  Арбитражного суда Ростовской области от  25.05.2015 по делу № А53-7001/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

В соответствии с абзацем вторым части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                           Р.Р. Илюшин