ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-43886/2020
10 февраля 2021 года 15АП-22627/2020
15АП-352/2021
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2021 года .
Полный текст постановления изготовлен 10февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от Краснодарской таможни: представитель Федченко О.В., по доверенности от 11.03.2020, паспорт;
от ООО «ЮК»: представитель Ситникова П.А., по доверенности от 25.01.2021, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Московской областной таможни, Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.12.2020 по делу № А32-43886/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЮК»
(ИНН 2353018091, ОГРН 1022304841591)
к Краснодарской таможне (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238)
при участии третьего лица: Московской областной таможни (ИНН 7735573025,
ОГРН 1107746902251)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «ЮК» (далее - заявитель,
ООО «ЮК», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными решения Краснодарской таможни (далее - таможенный орган) от 24.07.2020 №10309000/2020/РБП/0000046 о взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке.
Определением суда от 01.12.2020 Московская областная таможня привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2020 заявленные требования ООО «ЮК» удовлетворены. Суд признал недействительным решение Краснодарской таможни о взыскании денежных средств в бесспорном порядке от 24.07.2020 № 10309000/2020/РБП/0000046.
Не согласившись с принятым судебным актом, Московская областная таможня и Краснодарская таможня обратились в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда.
Апелляционные жалобы мотивированы тем, что пониженная ставка НДС подлежит применению в отношении не всех товаров товарной позиции 2309 90 ТН ВЭД ЕАЭС, а лишь товаров указанной товарной позиции, которые относятся к зерну, комбикормам, кормовым смесям, зерновым отходам и являются продуктами, используемыми для кормления животных, либо относятся к кормам вареным, используемым в кормлении животных. Кормовая добавка не является готовым продуктом, предназначенным непосредственно для кормления животных, а является продуктом, предназначенным для дополнения (сбалансирования) хозяйственных кормов для животных.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционные жалобы в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционные жалобы общество с ограниченной ответственностью «ЮК» просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
От Московской областной таможни поступили письменные пояснения к апелляционной жалобе Краснодарской таможни.
От Краснодарской таможни поступило ходатайство об участии представителя в онлайн судебном заседании.
Суд удовлетворил ходатайство об участии представителя Краснодарской таможни в онлайн судебном заседании.
Судебное заседание проводилось с использованием веб-конференции.
Суд приобщил письменные пояснения к материалам дела.
В судебном заседании представитель Краснодарской таможни доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель ООО «ЮК» возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Московская областная таможня, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО «ЮК» (ОГРН: 1022304841591, ИНН:2353018091, адрес: Краснодарский край, г. Тимашевск, ул. Выборная, д. 76) является участником внешнеэкономической деятельности.
Заявителем заключен внешнеторговый контракт №22J/2017 (далее по тексту -контракт) с компанией «Joosten Products b.v.» («Йостен Продактс Б.В., Нидерланды, далее - поставщик).
Предметом контракта № 22J/2017 от 15.12.2016 является поставка кормовых добавок для с/х животных в количестве: «Йоостен Милк Элит» - 1000 тонн, «Йоостен Милк Премиум» - 1000 тонн, «Йоостен Милк Экстра» - 3 000 тонн, «Делак NON GMO» - 3 000 тонн, «Нутрилак/Нутрилак+» - 500 тонн, «Йоостен Протеиновый Концентрат» - 6 000 тонн, «Йоостен Протеиновый Концентрат Омега-3» - 5 000 тонн. Общая стоимость контракта составила 20 000 000 Евро, условия поставки FOB Роттердам/Нидерланды.
Условиями контрактов определены документы, обязательные к сопровождению груза: счет-фактура, коносамент, сертификат ветеринарный, сертификат происхождения, страховой сертификат, упаковочный лист.
Заявителем в зону таможенного контроля Московского областного таможенного поста Московской областной таможни (центра электронного декларирования) подана ДТ № 10013160/310717/0004317 для помещения товаров «продукты используемые для кормления с/х животных (свиней): источник высокоусвояемого белка, для кормления с/х животных (кормовая добавка), торговой марки «Joosten Protein Concentrate»« под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, код в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) - 2309903100 принят таможенным органом.
Товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льготы по уплате НДС в размере 10%.
08.10.2019 Московской областной таможней проведена проверка документом и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств (Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 08.10.19 № 10013000/017/081019/А0218), по результатам которой установлено, что в отношении товаров, сведения о которых заявлены в
ДТ № 10013160/310717/0004317 подлежит применению ставка НДС не 10 %, а ставка НДС в размере 18%.
Решением Московской областной таможни от 14.11.2019
№ 10013000/141119/466-А2019 отменено решение Московского областного таможенного поста о предоставлении льготы по уплате НДС в отношении сведений, заявленных в ДТ № 10013160/310717/0004317 в части применения ставки НДС в размере 10 %.
Данные обстоятельства послужили основанием выставления Краснодарской таможней уведомлений о взыскании таможенных платежей от 27.07.2020
№ 10309000/2020/УАИ/0000837 и от 22.07.2020 № 10309000/2020/УАИ/0000832.
Краснодарской таможней 24.07.2020 принято решение
№ 10309000/2020/РБП/0000046 о взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке. Общая сумма задолженности составила 605 741,57 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным решением таможенного органа, общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения от 24.07.2020 г. №10309000/2020/РБП/0000046 о взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 358 Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза (далее по тексту - ТК ЕАЭС), любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Согласно п. 1 ст. 136 ТК ЕАЭС, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары.
В декларации на товар, в силу положений ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию, в том числе, сведения о наименовании, описании, необходимые для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации является объектом обложения НДС (подпункт 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса).
Льготы по уплате вывозных таможенных пошлин, льготы по уплате налогов, а также льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов) устанавливаются законодательством государств-членов (часть 3 статьи 49 ТК ЕАЭС).
Пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 18% процентов в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 статьи 164 Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса определен список товаров, при реализации которых обложение НДС производится по ставке 10%. В указанный список, наряду с иными, включены зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы.
Согласно пункту 2 статьи 164 Налогового кодекса коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также ТН ВЭД определяются Правительством Российской Федерации. Таким образом, для использования ставки НДС 10% по продовольственным товарам необходимо указание товара в подпункте 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса и одновременное наличие в соответствующем перечне кодов видов продовольственных товаров.
При отсутствии такого условия налогообложение производится по ставке 18%.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 908 утверждены Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при реализации (далее - Перечень в соответствии с ОКП, Перечень
№ 1) и Перечень в соответствии с ТН ВЭД (Перечень № 2), который не включал конкретные наименования продовольственных товаров в части кода 2309 90.
Согласно примечанию 1 к Перечню № 2 для целей применения Перечня № 2 следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД, так и наименованием товара. Следовательно, для целей применения таможней налоговой ставки 10% в отношении товаров, позиция которых в соответствии с ТН ВЭД 2309 90 включена в Перечень, необходимо, чтобы наименование ввозимого товара соответствовало наименованию, указанному в Перечне.
В разделе «Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы» Перечня № 2 поименованы «Продукты, используемые для кормления животных - 2309 90 (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)».
Согласно примечанию к группе 23 ТН ВЭД в товарную позицию 2309 включаются продукты, используемые для кормления животных, в другом месте не поименованные или не включенные, полученные в результате переработки растительного или животного сырья до такой степени, что они утратили основные свойства исходного материала, кроме растительных отходов, растительных остатков и побочных продуктов такой переработки.
Из Пояснений к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденных Рекомендациями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 № 4 (Том I. Разделы I-VI. Группы 01 - 28), следует, что в товарную позицию 2309 включаются подслащенные корма и готовые корма для животных, состоящие из смеси нескольких питательных веществ, предназначенные: для обеспечения животных рациональным и сбалансированным повседневным рационом (полноценный корм); для получения подходящего повседневного рациона путем добавления в хозяйственный (то есть произведенный в хозяйстве) корм органических или неорганических веществ (кормовые добавки); или для использования при приготовлении полноценных кормов или кормовых добавок. Готовые продукты, в свою очередь, подразделяются на полноценный корм (пункт пояснений к товарной позиции 2309), кормовые добавки - готовые продукты для дополнения (сбалансирования) хозяйственных, то есть произведенных в хозяйстве кормов (пункт (Б) пояснений), и на готовые продукты, используемые для приготовления полноценных кормов или кормовых добавок, описанных выше в пунктах (А) и (Б) (пункт пояснений), в том числе продукты, известные в торговле как «премиксы».
Согласно п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации со ссылкой хотя бы на один из двух источников - Общероссийский классификатор продукции или Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности.
Исходя из буквального содержания Перечня № 2 следует, что критерием отнесения ввезенного товара к продуктам, используемым для кормления животных, является его назначение, то есть он (продукт) должен использоваться для кормления животных. Каких-либо исключений, касающихся способа использования (в чистом виде, путем добавления в другой корм или смешивания с другим кормом), Перечень № 2 не содержит.
Апелляционная коллегия не принимает доводы таможенных органов о том, что кормовые добавки напрямую для кормления сельскохозяйственных животных и птиц не используются.
Как следует из материалов дела, поставленная обществом продукция по вышеуказанным декларациям на товары имеет свидетельства о государственной регистрации кормовой добавки для животных, предназначенной для кормления животных.
Согласно свидетельству о государственной регистрации кормовой добавки для животных от 28.03.2014 № ПВИ-2-2.14/04195 и Инструкции по ее применению, «ЙОСТЕН ПРОТЕИНОВЫЙ КОНЦЕНТРАТ» применяется для производства комбикормов и кормосмесей для сельскохозяйственных птиц и свиней. В соответствии с Порядком применения указанной Инструкции: ЙОСТЕН ПРОТЕИНОВЫЙ КОНЦЕНТРАТ вводят в комбикорма и кормосмеси.
Кормовые добавки фактически являются продуктами, используемыми для кормления животных, и предназначены для использования в публично-значимых целях - для развития сельского хозяйства, то есть в тех целях, для достижения которых законодатель установил таможенную льготу.
Согласно пунктам 2, 4, 81 ГОСТа 23153-78 корма - продукты сельскохозяйственного или промышленного производства, предназначенные для удовлетворения физиологических потребностей сельскохозяйственных животных и птицы в питательных веществах и энергии. Кормовой рацион - суточный набор кормов и кормовых добавок для удовлетворения физиологических и продуктивных потребностей сельскохозяйственных животных и птицы. Кормовая смесь - набор кормов, предназначенных для эффективного использования рационов животными. Таким образом, кормовые добавки входят в кормовой рацион животных и предназначены для удовлетворения физиологических потребностей сельскохозяйственных животных и птицы в питательных веществах и энергии.
Кроме того, письмами от 08.10.2016 № ИЛ-25-23/11799, 13.07.2017 № 03-07-03/44559, 07.02.2018 № 03-07/7048, 25.04.2018 № 03-07-07/28111, 28.04.2018
№ 03-07-07/29398, 25.06.2018 № 03-07-07/43513 Минсельхоз России и Минфин России подтверждено, что в отношении кормовых добавок должна применяться налоговая ставка НДС 10%.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что ввезенный обществом по спорным ДТ товар относится к продуктам, используемым для кормления животных и в отношении данного товара необходимо применять ставку НДС в размере 10 %.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, высказанной в Определении Верховного Суда Российской Федерации № 307-ЭС20-15254 от 20.10.2020 по делу №А56-69842/2019.
Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» разъяснено, что оспаривание уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, решений (действий), принятых (совершенных) таможенными органами при взыскании таможенных пошлин и налогов в соответствии с положениями главы 12 Закона о таможенном регулировании, возможно в том числе по мотиву неправомерности начисления таможенных платежей. В этом случае суд дает оценку законности решения таможенного органа, во исполнение которого направлено соответствующее уведомление, приняты решения о взыскании задолженности и совершены действия по их исполнению.
Кроме того, в случае обращения таможенного органа в суд с требованием о взыскании таможенных платежей следует исходить из того, что непринятие декларантом мер к оспариванию решений таможенного органа, влияющих на исчисление таможенных платежей, уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей не должно рассматриваться как согласие с предъявленным требованием, и обоснованность требования о взыскании таможенных платежей проверяется судом по существу.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что выводы таможенного органа, изложенные в решении от 14.11.2019 № 10013000/141119/466-А2019 об отмене в порядке ведомственного контроля в части применения ставки НДС 18 % являются неправомерными, в этой связи обжалуемое решение Краснодарской таможни 24.07.2020 №10309000/2020/РБП/0000046 о взыскании денежных средств со счетов ООО «ЮК» в бесспорном порядке является недействительным.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционных жалобах, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб судом апелляционной инстанции не установлены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2020 по делу
№ А32-43886/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи О.Ю. Ефимова
С.В. Пименов