НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2021 № 01АП-429/2021

г. Владимир

«03» марта 2021 года                                                      Дело № А43-26612/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 24.02.2021.

Полный текст постановления изготовлен  03.03.2021.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобуМинистерства социальной политики Нижегородской области  на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.11.2020 по делу              №А43-26612/2020, принятое по заявлению Государственного учреждения – Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании с  Министерства социальной политики Нижегородской области 24 351 рубля 08 копеек.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Государственным учреждением – Нижегородским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации(далее по тексту - Фонд) в ходе проведения внутреннего финансового контроля достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами и исчисление размера соответствующего вида страхового обеспечения, иных выплат и расходов за 2019 год, установлены расхождения в документах, представленных Министерством социальной политики Нижегородской области  (далее по тексту – Министерство), повлекшие излишнюю выплату пособия работнику Министерства Скобелиной Светлане Сергеевне в сумме 24 351 рубль 08 копеек.

По результатам проверки Министерству направлено требование о возврате излишне понесенных Фондом расходов в  сумме 24 351 рубля 08 копеек.

Поскольку Министерство в добровольном порядке денежные средства не перечислило, Фонд обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о взыскании излишне уплаченного пособия.

Решением от 12.11.2020 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Министерство считает, что перечисленные пособия Скобелиной С.С. по временной нетрудоспособности суммарно за 152 календарных дней является обоснованным.

Министерство заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

Фонд в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.

К апелляционной жалобе Министерства приложена копия письма ГБУЗ НО «Детская городская поликлиника №19 Канавинского района г. Нижнего Новгорода» от 22.04.2020 № 350.

Суд апелляционной инстанции расценил приложение к апелляционной жалобе как ходатайство о приобщении, не усмотрев процессуальных оснований, отказал в его удовлетворении.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Часть 1 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее по тексту – Федеральный закон №255-ФЗ) определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона  №255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных организациях непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет выплачивается в размере 100 процентов среднего заработка.

На основании пунктом 1 части 3 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком выплачивается при лечении ребенка в амбулаторных условиях - за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с частью 1 настоящей статьи, за последующие дни в размере 50 процентов среднего заработка.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 6 Федерального закона               № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачивается застрахованному лицу в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет – за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, но не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 6 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачивается застрахованному лицу в случае ухода за больным ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет - за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, но не более чем за 120 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 №294 Нижегородская область участвует в реализации пилотного проекта, предусматривающего особый порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности.

В рамках реализации пилотного проекта выплата пособий застрахованным лицам осуществляется на основании документов и сведений, представляемых страхователями, напрямую из средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2019 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 2 Положения для получения пособия  застрахованное лицо (работник) обращается к страхователю (работодателю) по месту своей работы с заявлением, к которому прилагаются соответствующие документы, необходимые для выплаты пособия.

В пункте 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 (далее – Положение), предусмотрено, что выплата пособий по социальному страхованию осуществляется через бухгалтерии работодателей.

В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона №255-ФЗ страхователь несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Согласно пункту 16 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 года № 294 «Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаем на производстве и профессиональных заболеваний»: расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, от Министерства в 2019 году (04.03.2019, 16.04.2019, 23.05.2019, 21.06.2019, 02.07.2019, 21.08.2019, 10.09.2019) поступили электронные реестры сведений, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности (по уходу за больным ребенком) Скобелиной Светлане Сергеевне.

В вышеуказанных реестрах сведений имеются расхождения в имени ребенка, за которым застрахованным лицом осуществлялся уход, в связи с чем, программное обеспечение расценило данное обстоятельство как уход за разными детьми: в реестрах от 04.02.2019, 16.04.2019, 21.06.2019, 21.08.2019, 10.09.2019 в строке «Член семьи» проставлено имя ребенка «АРТЕМ»; в реестрах от 23.05.2019, 02.07.2019 в строке «Член семьи» проставлено имя ребенка «АРТЁМ».

Поскольку в момент принятия от страхователя документов, необходимых для назначения и оплаты пособий по обязательному социальному страхованию действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязанности Фонда социального страхования по проверке представленных документов на предмет правильности и достоверности их предоставления, Фондом на основании представленных Министерством электронных реестров сведений были назначены и выплачены вышеуказанные пособия в полном объеме.

Судом установлено, что за периоды с 20.06.2019 по 24.06.2019 (листок нетрудоспособности №335721341913), с 08.07.2019 по 23.07.2019 (листок нетрудоспособности №335726839825), с 20.08.2019 по 30.08.2019 (листок нетрудоспособности №335727317577) Министерству не следовало направлять в Фондом сведения для назначения и выплаты пособий по уходу за больным ребенком по вышеуказанному застрахованному лицу, поскольку данные периоды превышали установленные законом 120 календарных дней.

Согласно статье 22 Федерального закона №165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

При наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством РФ (пункт 2 Постановления правительства Российской Федерации от 21.04.2011 №294 (ред. от 13.11.2019) «Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Из указанных норм права следует, что обращение работодателя (страхователя) за пособием в Фонд должно осуществляться только при наступлении страхового случая.

Ответственность за определение момента наступления страхового случая лежит на работодателе.

На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно взыскал с Министерства 24 351 рубль 08 копеек излишне перечисленного ежемесячного пособия вследствие недостоверности предоставленных сведений.

Таким образом Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.11.2020 по делу № А43-26612/2020 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Министерства социальной политики Нижегородской области оставить   без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                                      Т.В. Москвичева

Судьи                                                                                           А.М. Гущина

                                                                                           М.Н. Кастальская