Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«27» марта 2019 года Дело № А43-32242/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 20.03.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.03.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.12.2018 по делу № А43-32242/2018, принятое судьей Чепурных М.Г. по заявлению администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области о признании недействительным предписания Министерства финансов Нижегородской области от 18.06.2018 № 306-23-3-5243/18.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с планом контрольной деятельности на I квартал 2018 года на основании поручения от 06.03.2018 №306-23-05/12 Министерством финансов Нижегородской области (далее по тексту - Министерство финансов) в отношении администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области (далее по тексту - Администрация) проведена выездная проверка годовых отчетов об исполнении местного бюджета, исполнения условий соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств, соблюдения бюджетного законодательства в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях и предприятиях Арзамасского муниципального района за 2017 год.
По результатам проверки составлен акт 18.04.2018 и выдано предписание от 17.05.2018 № 306-23-3-4360/18.
Предписанием от 18.06.2018 № 306-23-3-5243/18 на основании обстоятельств, установленных при проведении проверки, в предписание от 17.05.2018 № 306-23-3-4360/18 внесены изменения.
Не согласившись с предписанием от 18.06.2018 № 306-23-3-5243/18, Администрация обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании его недействительным.
Решением от 14.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Администрация ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
Указывает, что оспариваемое предписание полностью меняет суть исходного предписания и по своей природе является новым предписанием, соответственно не соответствует Порядку осуществления Министерством полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю, утвержденному Постановлением Правительства Нижегородской области от 30.12.2013 №1017 в части нарушения срока и результата контрольного мероприятия.
Министерство финансов в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Проведение проверок в финансово-бюджетной сфере регламентируется Порядком осуществления Министерством полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 30.12.2013 № 1017 (далее -Порядок).
Согласно пункту 3.15 при наличии возражений по акту контрольного мероприятия датой окончания контрольного мероприятия считается день направления в проверенный объект контроля заключения на представленные им возражения.
Пунктом 5.1.1 Порядка предусмотрено, что предписания направляются объекту контроля в течение 30 дней после окончания контрольного мероприятия.
Из материалов дела следует, что Министерством финансов в соответствии с планом контрольной деятельности на I квартал 2018 года на основании поручения от 06.03.2018 № 306-23-05/12 в отношении Администрации проведена выездная проверка годовых отчетов об исполнении местного бюджета, исполнения условий соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств, соблюдения бюджетного законодательства в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях и предприятиях Арзамасского муниципального района за 2017 год.
Датой завершения проверки является 17.05.2018 - день направления Министерством в Администрацию заключения на предоставленные Администрацией возражения к акту проверки.
В этот же день - 17.05.2018 - Министерством финансов в администрацию направлено предписание №306-23-3-4360/18, в пункте 1 раздела 2 которого указано на необходимость «По объекту строительства «Дом культуры на 182 места в д. Бебяево Арзамасского района» в порядке, установленном пунктом 5.10 муниципального контракта от 25.05.2017 № 676013, принять меры по возмещению подрядчиком разницы в стоимости фактически выполненных работ и использованных при производстве работ материалов и стоимости работ и материалов, принятых по актам, для чего произвести соответствующий перерасчет. Средства, возмещенные подрядчиком, перечислить в доход областного (60%) и местного бюджетов (40%).» со сроком исполнения 01.08.2018.
Указанное предписание не содержало требований об устранении выявленного нарушения в сфере межбюджетных отношений, выразившегося в направлении средств областного бюджета на оплату результатов работ, не предусмотренных Контрактом, что потребовало внесения в него соответствующего изменения на основании установленных по акту обстоятельств проверки.
При этом проведение дополнительных контрольных мероприятий не требовалось, поскольку изменения в предписание вносились в соответствии с установленными нарушениями по акту проверки.
Поскольку запрет на внесение изменений в предписания действующим законодательством не установлен, на основании обстоятельств, установленных при проведении проверки, предписанием от 18.06.2018 №306-23-3-5243/18 в предписание от 17.05.2018 № 306-23-3-4360/18 были внесены изменения: пункт 1 раздела 2 изложен в новой редакции с требованием перечислить в доход областного бюджета 12 269 000 рублей, использованных на оплату работ и материалов, не соответствующих условиям муниципального контракта от 25.05.2017 № 676013 либо, в случае необходимости выполнения указанных работ и использования материалов, обеспечить их выполнение и использование в соответствии с условиями муниципального контракта. Срок исполнения пункта 1 раздела 2 предписания в новой редакции установлен до 01.11.2018.
На основании изложенного, суд обоснованно пришел к выводу, что новое предписание Министерством финансов не выносилось, суть предписания не изменилась, а внесены изменения в ранее выданное предписание от 17.05.2018 № 306-23-3-4360/18 с продлением срока его исполнения.
Доводы Администрации о том, что расходы на оплату выполненных работ являются целевыми и эффективными, а исполнение оспариваемого предписания может привести к неосновательному обогащению Министерства финансов за счет местного бюджета администрации, судом правомерно отклонены как необоснованные.
В рамках адресной инвестиционной программы Нижегородской области на 2017-2019 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области 03.11.2016 года № 748, по государственной программе «Развитие культуры Нижегородской области» предусмотрены средства на строительство дома культуры на 182 места в д. Бебяево Арзамасского района Нижегородской области (далее по тексту - объект) в общей сумме 16 602 8000 рублей на условиях софинансирования, в том числе: за счет средств областного бюджета - 9 961 700 рублей; за счет средств местного бюджета - 6 641 100 рублей.
Между Министерством культуры Нижегородской области и Администрацией 15.02.2017 заключено соглашение № 71 (в редакции дополнительного соглашения от 26.12.2017 № 71/3) о предоставлении администрации в 2017 году на условиях софинансирования на строительство объекта – Дома культуры на 182 места в с. Бебяево Арзамасского района - из областного бюджета - 9 961 700 рублей (60%), из местного бюджета - 6 641 100 руб. (40%).
Администрация в соответствии с пунктом 2.2.2 Соглашения №71 (далее - Соглашение) заключает по результатам конкурсных процедур муниципальные контракты с подрядными организациями на проведение работ; обеспечивает целевое и эффективное использование средств областного бюджета и несет ответственность за их нецелевое использование, что предусмотрено пунктом 2.2.5.
Пунктом 3.3 Соглашения установлено пропорциональное финансирование из областного и местного бюджета.
Согласно пункту 4.5 Соглашения в случаях нецелевого использования средств областного бюджета, выделенных Администрации на объект, указанные суммы денежных средств подлежат возврату Администрацией в областной бюджет.
Между Администрацией и МБУК «Березовский культурно-досуговый комплекс Арзамасского района» 09.01.2017 заключено соглашение б/н о порядке и условиях предоставления субсидии из районного бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности Арзамасского муниципального района в сумме 18 183 200 руб. (в редакции дополнительного соглашения от 31.12.2017 б/н), в том числе на строительство объекта в сумме 16 602 800руб.
По данному Соглашению Администрация обязана осуществлять контроль за использованием субсидии на цели, в том числе путем проведения проверок (пункт 2.2.3); прекращать предоставление субсидии в случае нецелевого использования средств и принимать меры ко взысканию средств, использованных не по целевому назначению (пункт 2.2.4).
Для выполнения работ по строительству объекта «Дом культуры на 182
места д. Бебяево Арзамасского района Нижегородской области» 25.05.2017 между МБУК «Березовский культурно-досуговый комплекс Арзамасского района» (далее - Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «ГЕНМОНТАЖСТРОЙ» (далее - Подрядчик) в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по результатам электронного аукциона заключен муниципальный контракт № 676013 с ценой 16 602 800 руб.
В соответствии с условиями Контракта Подрядчик обязан выполнить работу в соответствии с проектно-сметной документацией (пункт 1.3); Заказчик после проверки качества и объема выполненных работ обязан рассмотреть и в случае отсутствия замечаний подписать акт о приемке выполненных работ по форме КС- « и справку о стоимости выполненных работ..., принять и оплатить выполненную работу в соответствии с условиями Контракта (пункты 2.3.6, 2.3.7).
Согласно Актам о приемке выполненных работ от 31.08.2017 № 4 , от 30.09.2017 № 9, 11, от 31.12.2017 № 12, от 30.11.2017 № 25 Подрядчик работы по контракту выполнил, Заказчик принял работы без замечаний и оплатил их.
Между тем при проведении проверки установлено, что при выполнении работ по устройству потолков, облицовке стен, устройству покрытий наливных, устройству прослойки геосеткой применялись более дешевые материалы, а не те, которые приняты и оплачены Заказчиком, а также оплачены не использованные 36 кронштейнов металлических.
Всего нарушений на общую сумму 20 449 000 рублей, из которых средства областного бюджета составляют 60% или 12 269 000 рублей.
Поскольку средства областного бюджета направлены на оплату работ и фактически не используемых материалов (применялись дешевые материалы), их использование целевым считаться не может.
Установленные факты нарушений подтверждаются актом контрольного обмера от 30.03.2018, актом освидетельствования скрытых работ, заявителем не отрицаются и не оспариваются.
Таким образом, использование средств субсидии на оплату фактически невыполненных работ, является нарушением требований заключенного контракта и Соглашений, что влечет за собой ответственность администрации, предусмотренную пунктом 4.5 Соглашения от 09.02.2017 №71.
Отношения, возникшие между Администрацией и Министерством культуры области в соответствии с Соглашением от 15.02.2017 № 71, являются межбюджетными и разрешаются в соответствии с бюджетным законодательством и заключенным Соглашением.
В силу изложенного судом установлено, что Администрацией нарушено обязательство, предусмотренное пунктом 2.2.5 Соглашения от 15.02.2017 № 7 о необходимости обеспечения целевого и эффективного использования средств областного бюджета, пунктом 2.2.3 Соглашения от 09.01.2017 об осуществлении контроля за использованием субсидии на цели, что влечет за собой ответственность Администрации, предусмотренную пунктом 4.5 Соглашения от 15.02.2017 № 71 , о возврате средств областного бюджета в областной бюджет.
С учетом выявленных нарушений в части межбюджетных отношений и в целях исполнения требований, предусмотренных Соглашением от 09.02.2017 № 71, предписано возвратить в областной бюджет 1 226 900 рублей.
Меры по возмещению подрядчиком установленной в период проверки разницы в стоимости фактически выполненных работ и стоимости фактически оплаченных работ Администрацией должны осуществляется (и осуществляются в настоящее время) в рамках гражданских правоотношений,
возникших между сторонами по Контракту. Однако гражданско-правовые отношения между заказчиком и подрядчиком не относятся к предмету спора.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования, поскольку предписание Министерства финансов соответствуетзаконодательству и не нарушает права и законные интересы администрации.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.12.2018 по делу № А43-32242/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья Т.В. Москвичева
Судьи М.Б. Белышкова
А.М. Гущина