Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«26» июня 2019 года Дело № А43-31318/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 19.06.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.06.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.02.2019 по делу № А43-31318/2018, принятое судьей Вершининой Е.И., по заявлению акционерного общества «Научно-производственное объединение «ЭРКОН» (ИНН 5262073044, ОГРН 1025203721707) о признании незаконными действий Министерства обороны Российской Федерации.
В судебном заседании приняли участие представителиМинистерства обороны Российской Федерации – Черных А.Г. по доверенности от 18.06.2019 № 207/4/215д сроком действия до 27.11.2020, Курбатов О.В. по доверенности от 12.12.2018 № 207/4/152д сроком действия до 27.11.2020;
акционерного общества «Научно-производственное объединение «ЭРКОН» – Санкин Д.С. по доверенности от 25.06.2018 № 46 сроком действия 3 года.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Акционерное общество «Научно-производственное объединение «ЭРКОН» (далее по тексту – Общество) письмом от 15.02.2018 №812 предоставило в Министерство обороны Российской Федерации (далее –по тексту – Министерство) документы для согласования экономических нормативов на 2018 года.
Рассмотрев представленные документы, Министерство выдало Обществу заключение от 24.05.2018 №213/157 по согласованию основных экономических нормативов, применяемых при согласовании договорных цен на серийную продукцию с приемкой «ВП», «ОС», «ОСМ» в 2018 году в размере указанном в приложении к нему.
Не согласившись с действиями Министерства по уменьшению и исключению расходов, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании их незаконными.
Решением от 07.02.2019 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерство ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение ном материального и процессуального права.
Указывает, что Общество в нарушении Приказа Минпромэнерго от 23.06.2006 № 200 не обосновало экономическую оправданность расходов предприятия, что является основанием для исключения затрат из себестоимости продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу.
Представитель Общества в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465 утверждено Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.
В силу пункта 4 Положения при формировании, размещении и выполнении государственного оборонного заказа осуществляется государственное регулирование цен.
Государственное регулирование цен в порядке, установленном настоящим Положением, предусматривает в том числе, определение прогнозной цены на продукцию, поставка которой планируется по государственному оборонному заказу на очередной год и плановый период (далее - прогнозная цена на продукцию), а также подготовку предложений по определению вида цены на продукцию, поставка которой планируется единственным поставщиком (подпункт «а» пункта 5 Положения №1465).
В соответствии с пунктом 8 Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 № 804 (далее – Положение № 804), на военные представительства возлагается выдача заключений о цене военной продукции, в том числе прогнозной.
Пунктами 13 и 15 Положения №804 установлено, что руководители организация обеспечивают обоснование цен на военную продукцию, согласование их с военными представительствами, а также обязаны своевременно представлять военным представительства расчетно-калькуляционные материалы, обосновывающие уровень цен на военную продукцию.
Согласно пункту 15 Положения № 1465 затратный метод определения цены на продукцию применяется в случаях, если применение иных методов определения цены невозможно в соответствии с настоящим Положением. При применении затратного метода цена на продукцию определяется как цена единицы продукции, формируемая исходя из определенного в установленном порядке состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, в виде суммы величин указанных затрат и прибыли, определяемой в соответствии с разделом IV настоящего Положения.
В силу подпункта «а» пункта 17 Положения №1465 величина расходов по статьям затрат может быть сформирована на основании отчетных данных о расходах в ценах предыдущих лет.
Пунктом 37 Положения №1465 установлен перечень обосновывающих документов, подлежащих представлению с предложением о цене (прогнозной цене) продукции.
В силу подпунктов «г», «и» указанного пункта в случае применения затратного метода помимо документов подлежат представлению, в том числе, плановая калькуляция затрат; расшифровка и обоснование расходов на оплату труда за отчетный период и плановый период; сметы и расчеты за отчетный период и плановый период общепроизводственных, общехозяйственных, специальных и других расходов, в том числе по государственным контрактам на поставку продукции; расчеты по остальным статьям затрат, а также заключение о цене продукции, подготовленное военным представительством Министерства.
Организация рассчитывает прогнозную цену на продукцию по соответствующей номенклатурной позиции с учетом планируемых объемов ее производства и производственной программы (планов деятельности) организации в целом для каждого года ее поставки - если поставка планируется в течение срока, превышающего один год (подпункт «а» пункта 73 Положения №1465).
Порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу утвержден Приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200 (далее – Порядок №200). В силу пунктов 1, 2 Порядка № 200 он устанавливает состав затрат, принимаемых в качестве основы при формировании контрактных цен на поставку и планировании затрат, в том числе, на производство вооружения и военной техники, комплектующих изделий и материалов, с целью экономически обоснованного определения величины затрат, необходимых для производства и реализации каждой единицы подлежащей поставке продукции, отвечающей требованиям, предъявляемым к ее качеству.
Пунктом 5 Порядка № 200 установлено, что расчет себестоимости единицы продукции осуществляется по статьям калькуляции, перечень которых приведен в приложении 1 к настоящему Порядку.
Несоблюдение (несоответствие) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения является основанием для исключения затрат из себестоимости продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу.
В соответствии с пунктом 12 Порядка №200 на статью калькуляции «Общепроизводственные затраты» относятся затраты на содержание, амортизацию и ремонт производственных зданий и сооружений, оборудования, внутризаводского транспорта и других видов производственного имущества цехов, износ и затраты на восстановление приспособлений производственного назначения и т.д., основная и дополнительная заработная плата аппарата управления цехов или иных производственных подразделений с учетом страховых взносов на обязательное социальное страхование, другие расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства в соответствии с номенклатурой общепроизводственных затрат, приведенной в приложении 5 к настоящему Порядку.
В состав общепроизводственных затрат не включаются расходы на работы, выполняемые для собственного капитального строительства или ремонта, а также услуги для непромышленных хозяйств.
Согласно приложению №5 Порядка №200 «Номенклатура общепроизводственных затрат» с состав общепроизводственных затрат включается статья затрат «Ремонт зданий, сооружений, производственного оборудования, транспортных средств», в содержание которой входит, в том числе, стоимость материалов и запасных частей, расходуемых на все виды ремонту.
Пунктом 13 Порядка №200 установлено, что статья калькуляции «Общехозяйственные затраты» включает затраты, связанные с организацией и управлением деятельностью организации в целом: основная и дополнительная заработная плата управленческого персонала с учетом страховых взносов на обязательное социальное страхование, амортизация, расходы на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря и иного имущества общехозяйственного назначения; расходы, связанные со служебными командировками; расходы на содержание лабораторий общехозяйственного назначения и расходы, связанные с проводимыми в них испытаниями, исследованиями и опытами; расходы на подготовку и переподготовку кадров и другие расходы общехозяйственного назначения в соответствии с номенклатурой общехозяйственных затрат, приведенной в приложении 6 к настоящему Порядку.
В состав общехозяйственных затрат не включаются следующие виды расходов расходы на содержание и ремонт зданий и оборудования, увеличивающие стоимость амортизируемого имущества.
Согласно приложению №6 Порядка №200 «Номенклатура общехозяйственных затрат» с состав общепроизводственных затрат включаются статьи затрат: «Содержание и ремонт основных средств общехозяйственного назначения», в содержание которой входит, в том числе, стоимость материалов и запасных частей, расходуемых на содержание, эксплуатацию и ремонт зданий, сооружений и оборудования и других основных средств общехозяйственного назначения;
- «Прочие работы общехозяйственного назначения», в содержание которой входят периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности).
Как следует из материалов дела, при обращении в Министерство за согласованием экономических нормативов на 2018 год Общество в соответствии с требованиями пунктов 15, 17, 37 Положения №1465 предоставило сметы общехозяйственных и общепроизводственных расходов на 2018 год с расшифровками статей расходов за 2017 года.
В соответствии с требованиями пункта 12, приложения №5 Порядка №200 в состав общепроизводственных расходов Общество включило статью затрат «Содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря цеха, ремонт оборудования и транспортных средств» по цеху производства резисторов, по технологическому центру резисторостроения, по центру металлообработки, по отделу электронных компонентов (участки производства фольговых резисторов и чип-индуктивностей).
Согласно расшифровкам статей общепроизводственных расходов за 2017 год в указанную статью затрат «Содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря цеха, ремонт оборудования и транспортных средств» вошли расходы по комплексному обслуживанию электрического, вентиляционного, холодильного, газового оборудования, систем отопления, канализации, водопровода, освещения, а также ремонт внутренних помещений, замена оконных, дверных блоков, лестничных маршей.
В соответствии с пунктом 13, приложением №6 Порядка №200 в состав общехозяйственных расходов при обращении за согласованием экономических нормативов общество включило статьи расходов «Содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского назначения», а также «Прочие общехозяйственные расходы», в том числе, «платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности».
Согласно расшифровкам статей за 2017 года в статью затрат «Содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского назначения» также вошли расходы по ремонту электрического оборудования общества, электропроводки, вентиляции, систем отопления, канализации, водопровода, кондиционирования, ремонту и замене оконных и дверных блоков, помещений, металлических ворот, части отмостки, кровли.
Согласно представленному Обществом Министерству плану ремонтных работ на 2018 год, в корпусе №7 (цехе производства резисторов (ЦПР) и отделе электронных компонентов (ОЭК)) запланированы следующие виды работ: замена водопровода, вентиляции, оборотного водоснабжения, сжатого воздуха. перенос трубы, ремонт в чилерной, помещении №37, текущий ремонт на этаже (первом), ремонт в помещениях 69-74,76, 62, 63, 28-31, ремонт на участке сварки ЦПР, ремонт фасада, текущий ремонт пом.34-56.
В корпусах №8 и №13 (технологический центр резисторостроения (ТЦР)) запланирован текущий ремонт на первом и втором этажах, ремонт в теплопункте, ремонт помещений 1, 2,3,4, 21, ремонт зоны 1, подвала, ремонт приточной вентиляции.
В корпусе №8 (центр металлообработки (ЦМО)) запланирован ремонт приточной вентиляции.
Кроме того, по счету 26 «общехозяйственные расходы» Обществом в указанных выше корпусах запланированы расходы на ремонт фасада, входной группы, вытяжной вентиляции, на этаже, помещений №1 и №5, кровли.
Между тем, как видно из материалов дела, в представленных Министерству сметах Общество указало на текущий характер проведенных и запланированных ремонтных работ, что также подтверждается представленными расшифровками статей затрат, планом ремонтных работ.
В подтверждение затрат в виде платежей за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности Общество предоставило Министерству лицензионные договоры и справки об использовании патентов именно в целях производства резисторов.
Кроме того, Министерством не представлено в материалы дела никаких доказательств, обосновывающих изложенные в спорном заключении выводы, а именно: доказательств расходов Общества, включенных в представленные сметы, на капитальный ремонт зданий и сооружений, увеличения стоимости амортизируемого имущества вследствие проведенного ремонта, а также отсутствия у общества необходимости использования патентов по представленным лицензионным договорам в целях производства продукции, выпускаемой в рамках государственного оборонного заказа.
На момент подготовки и вынесения спорного заключения цель проведения запланированных ремонтных работ Министерством не была установлена, в связи с чем, вывод об их капитальном характере, влекущем увеличение стоимости амортизируемого имущества, является необоснованным, и не подтвержден документально, равно, как и вывод об отсутствии взаимосвязи между представленными Обществом лицензионными договорами и выпускаемой военной продукцией.
В ходе рассмотрения дела представители Министерства пояснили, что вывод о капитальном характере запланированных работ следует из положений МДС 13-14.2000 и наименования запланированных ремонтных работ и их объема.
Из совокупного толкования пункта 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 3.4, 3.11 МДС 13-14.2000 следует, что к капитальному ремонту относятся работы по замене конструкций и деталей зданий и сооружений. При этом частичная их замена без постановки на капитальный ремонт объекта или его части может быть отнесена к работам по текущему ремонту.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют и Министерством не представлены доказательства планируемых Обществом к замене конструкций и деталей зданий и сооружений.
При этом согласно заключению специалиста от 09.01.2019 «Исследование предоставленной документации на предмет оценки вида запланированных ремонтных работ на объектах капитального строительства Общества, расположенных по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Нартова, д.6» ремонт объектов капитального строительства, а именно корпуса №7, корпуса №8, корпуса №13, подразумевает согласно предоставленных документов и нормативно-технических требований работы, направленные на восстановление исправности (работоспособности) их конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей. То есть представленные в исследуемой документации запланированные ремонтные работы относятся к виду – текущий ремонт.
Доказательств обратного Министерство в материалы дела не представило. В связи с чем, ссылка на использованные Обществом наименования запланированных ремонтных работ в представленной сметной документации является несостоятельной.
В соответствии с пунктом 27 приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений.
В силу пункта 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации
первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях постройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
Следовательно, текущий ремонт не влечет за собой увеличения стоимости амортизируемого имущества.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о правомерности включения Обществом в состав общепроизводственных расходов статьи затрат «Содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря цеха, ремонт оборудования и транспортных средств», в состав общехозяйственных расходов статьи затрат «Содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского назначения» ввиду запланированных и произведенных в 2017 году расходов по текущему ремонту зданий, инвентаря и оборудования, не влекущему увеличение стоимости амортизируемого имущества, а также о правомерности включения в состав общехозяйственных расходов статьи затрат «Платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности» ввиду использования предоставленных по лицензионным договорам прав при изготовлении продукции по государственному оборонному заказу – резисторов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемых Обществом действий Министерства по выдаче заключения от 24.05.2018 №213/157 требованиям Положения №1465 и Порядка №200, повлекших необоснованное уменьшение норматива общепроизводственных расходов за счет статьи затрат «Содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря цеха, ремонт оборудования и транспортных средств», а также уменьшение норматива общехозяйственных расходов за счет статьи «Содержание и текущий ремонт здания, сооружений и инвентаря общезаводского назначения» и исключение статьи «Платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности».
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.02.2019 по делу № А43-31318/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья Т.В. Москвичева
Судьи М.Б. Белышкова
Е.А. Рубис