НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2019 № 01АП-4424/19

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«24» июля 2019 года                                                       Дело № А43-33173/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 17.07.2019.

Постановление в полном объеме изготовлено 24.07.2019.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лохнина Максима Евгеньевича (ОГРНИП 317527500104590, ИНН 525600512824) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.03.2019 по делу № А43-33173/2018, принятое судьей Леоновым А.В. по заявлению индивидуального предпринимателя Лохнина Максима Евгеньевича о признании незаконным и отмене решений Департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 13.06.2018 № 414-04-3012/18, от 27.07.2018 № 414-04-3868/18.

В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Лохнина Максима Евгеньевича – Перов О.Ю. по доверенности от 25.10.2018 № 5 сроком действия 1 год.

Департамент лесного хозяйства Нижегородской области – надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечил, в ходатайстве от 16.07.2019 (входящий № 01АП-4424/19 от 17.07.2019) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Лохнин Максим Евгеньевич  14.05.2018 обратился в Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (далее по тексту – Департамент) с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 52:24:0080001:737 в аренду без проведения торгов.

Департамент письмом от 13.06.2018 № 414-04-3012/18 отказал предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка. При этом Департамент в данном письме рекомендовал заявителю подготовить и направить в адрес административного органа проектную документацию лесного участка.

Предприниматель 28.06.2018 направил в Департамент запрос с просьбой провести совместный осмотр с лесничеством лесного участка с целью определения части (частей) и их площадей, которые смогут быть переданы в аренду под объекты недвижимости, а так же сообщить сведения и предоставить картографические материалы, которые должны быть учтены при подготовке проектной документации на земельный участок из земель лесного фонда с кадастровым номером 52:24:0080001:737.

Департамент  в ответ на данный запрос письмом от 27.07.2018                          № 414-04-3868/18 так же отказал. В данном письме административный орган указал, что запрашиваемая информация может быть предоставлена заявителю в виде выписки из государственного лесного реестра, для получения которой Предпринимателю рекомендовано обратиться в Департамент с соответствующим заявлением; лесной участок может быть предоставлен в аренду только под вид использования, установленный статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации, однако, данной статьей не предусмотрен вид использования лесов под существующими объектами недвижимостиосуществлена государственная регистрация права собственности в отношении здания с кадастровым номером 52:18:0060096:58, общей площадью 561,50 кв.м, расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Ковалихинская, д. 49 в.

Не согласившись с указанными решениями, Лохнин М.Е. обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании их недействительными, а также обязании устранить допущенное нарушение.

Решением от 26.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Лохнин М.Е. ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.

Указывает, что требование Департамента о предоставлении проектной документации на испрашиваемый лесной участок неправомерно, поскольку согласно пункту 12 Требований составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки, утвержденных Приказом Минприроды России от 03.02.2017 № 54, сначала должно быть принято решение о заключении договора аренды.

Департамент  в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;

3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.

Согласно части 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.

Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с правилами статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса (часть 1). Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с правилами части 1 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случае нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

Согласно части 6 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом.

Статьи  70.1 Лесного кодекса Российской Федерации определен порядок проектирования лесных участков.

При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов (часть 1 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков (часть 2 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов (часть 3 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

Целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии со статьями 87 и 91 настоящего Кодекса, с земельным законодательством (часть 4 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

При предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса), безвозмездное пользование выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом (часть 6 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

Проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (часть 7 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 12 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

Приказом Минприроды России от 03.02.2017 №54 утверждены Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки (далее - Требования № 54).

Так в соответствии с пунктом12 Требований № 54 выполнение работ по подготовке проектной документации лесного участка при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса), безвозмездное пользование должно быть обеспечено заинтересованным лицом.

Приказом Минприроды России от 31.10.2007 № 282 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра (далее – Административный регламент).

В соответствии с пунктом 1.4 Административного регламента конечным результатом исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра является систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, а также о лесничествах и лесопарках.

Конечным результатом предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра является предоставление выписки из государственного лесного реестра, сформированной по запросу заявителя в установленном настоящим Административным регламентом порядке, либо направление заявителю в письменной форме мотивированного отказа в предоставлении выписки из государственного лесного реестра (уведомления об отказе в предоставлении выписки из государственного лесного реестра).

Согласно пункту 1.7 Административного регламента предоставление государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра является платной государственной услугой, за исключением предоставления выписки из государственного лесного реестра на безвозмездной основе органам государственной власти и органам местного самоуправления.

За предоставление выписки из государственного лесного реестра взимается плата в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2007 № 138.

Размер платы за предоставление выписок из государственного лесного реестра в соответствии с ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 03.03.2007 № 138 составляет 50 рублей за 1 лист формата A4 (при двухсторонней печати стоимость удваивается).

В соответствии с пунктом 2.2 Административного регламента при предоставлении государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра выполняются следующие административные процедуры:

а) прием и регистрация заявления о предоставлении выписки из государственного лесного реестра;

б) рассмотрение заявления о предоставлении выписки из государственного лесного реестра;

в) принятие решения о предоставлении выписки из государственного лесного реестра либо об отказе в предоставлении такой выписки;

в) подготовка сведений для внесения в выписку из государственного лесного реестра;

г) определение размера платы за предоставление выписки из государственного лесного реестра;

д) уведомление заявителя о размере платы за предоставление выписки из государственного лесного реестра;

е) подготовка выписки из государственного лесного реестра;

ж) выдача выписки из государственного лесного реестра.

Согласно пункту 2.4 Административного регламента исполнение государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставление государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра осуществляются уполномоченными органами государственной власти согласно Приложению 3 к настоящему Административному регламенту.

В соответствии с пунктом 2.18 Административного регламента для получения выписки заинтересованное лицо направляет в уполномоченный орган государственной власти заявление о предоставлении выписки из государственного лесного реестра по форме, приведенной в Приложении 4 к настоящему Административному регламенту.

Согласно пункту 2.20 Административного регламента срок предоставления государственной услуги не должен превышать 5 рабочих дней с даты регистрации в канцелярии уполномоченного органа государственной власти заявления заинтересованного лица о предоставлении выписки из государственного лесного реестра. В указанный срок уполномоченный орган государственной власти предоставляет заинтересованному лицу выписку из государственного лесного реестра либо в письменной форме направляет ему уведомление об отказе в предоставлении выписки из государственного лесного реестра.

В соответствии 2.21 Административного регламента рассмотрение заявлений о предоставлении выписок из государственного лесного реестра осуществляется ответственным структурным подразделением уполномоченного органа государственной власти.

Как следует из материалов дела, на земельном участке из земель лесного фонда с кадастровым номером 52:24:0080001:737, расположенного в квартале № ч. 12 Богородского участкового лесничества Богородского районного лесничества, общей площадью 79228 кв.м расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на собственности, а именно: нежилое здание 1-этажное, общая площадь 121,7 кв.м, кадастровый номер 52:23:0050802:196, нежилое здание 1-этажное, общая площадь 640,6 кв.м, кадастровый номер 52:23:0050802:202, нежилое здание 2-этажное, общая площадь 435,3 кв.м, кадастровый номер 52:23:0050802:204, нежилое здание 1-этажное, общая площадь 418,1 кв.м, кадастровый номер 52:23:0050802:195, нижний склад, назначение: сооружение лесной промышленности, площадь застройки 815 кв.м, кадастровый номер 52:23:0050802:198, нежилое здание 1-этажное, общая площадь 384,3 кв.м, кадастровый номер 52:23:0050802:203,  заправочная станция, назначение: сооружение дорожного транспорта, объем 64 кв.м, кадастровый номер 52:23:0050802:200, распределительный газопровод к административному зданию, гаражу и бытовым помещениям Богородского лесхоза: сооружение коммунального хозяйствам, протяженность 483 м, кадастровый номер 52:00:0000000:307, газоснабжение помещения металлообрабатывающего цеха, назначение: сооружение коммунального хозяйства, протяженность 11 м, кадастровый номер 52:23:0080001:720.

Отказывая в предоставлении испрашиваемого земельного участка, Департамент в первом письме рекомендовал Лохнину М.Е. подготовить и направить в адрес административного органа проектную документацию лесного участка. Во втором письме Департамент указал на следующее:  запрашиваемая информация, указанная в запросе от 28.06.2018, может быть предоставлена заявителю в виде выписки из государственного лесного реестра, для получения которой предпринимателю рекомендовано обратиться в Департамент с соответствующим заявлением; лесной участок может быть предоставлен в аренду только под вид использования, установленный статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации, однако, данной статьей не предусмотрен вид использования лесов под существующими объектами недвижимости.

Довод Департамента о том, что отсутствуют основания для предоставления испрашиваемого земельного участка со ссылкой на статью 25 Лесного кодекса Российской Федерации, обоснованно отклонен судом первой инстанции.

Департамент по существу не оспаривает то, что на земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие предпринимателю на праве собственности, и, что в порядке статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации он может претендовать на этот участок.

Однако, из материалов дела так же следует, что на земельном участке с кадастровым номером 52:24:0080001:737, расположены объекты недвижимости, которые находятся в ведении и пользовании Департамента.

Так в соответствии с распоряжениями от 28.03.2011 №311-05-09-476/11 и от 14.04.2011 №311-05-09-591/11 (т.2 л.д.23-25) от министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области были переданы в оперативное управление Департамента ряд объектов недвижимости, а именно: здание материального склада и нежилые помещения.

Предприниматель не оспаривает факт нахождения на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, которые ему не принадлежат.

При этом, в соответствии с указанными выше нормами Лохнин М.Е. может просить предоставить ему земельный участок в аренду только в том случае, если на таком земельном участке находятся здания и сооружения, которые принадлежат ему на праве собственности.

Более того, объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

В связи с указанным, земельный участок, на который Лохнин М.Е. может претендовать в настоящее время не образован в новых границах и не поставлен на кадастровый учет.

С соответствующим проектом лесного участка предприниматель в уполномоченный орган не обращался, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Какие-либо действия или бездействия Департамента, связанные с необходимостью образования и осуществления кадастрового учета участка, предпринимателем не оспариваются.

Соответственно, земельный участок, на который предприниматель может претендовать отсутствует как объект гражданских прав и не может быть предметом договора аренды (до его образования и постановки на кадастровый учет).

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемые решения Департамента не нарушают права и законные интересы предпринимателя и соответствуют нормам действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы данный вывод не опровергают.

Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.03.2019 по делу № А43-33173/2018 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лохнина Максима Евгеньевича оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                                     Т.В. Москвичева

Судьи                                                                                        Т.А. Захарова

                                                                                         Ю.В. Протасов