НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2020 № 01АП-3266/20

«22» сентября 2020 года                                                  Дело № А39-8436/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 15.09.2020.

Полный текст постановления изготовлен 22.09.2020.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Кастальской М.Н.,Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Ламзурь» (ОГРН <***> ИНН <***>)на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.03.2020 по делу № А39-8436/2019,

принятое по заявлению открытого акционерного общества «Ламзурь» о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саранска от 22.05.2019 № 10-07,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия.

В судебном заседании приняли участиепредставители:

общества с ограниченной ответственностью «Ламзурь» – ФИО1 по доверенности от 11.09.2019 № 11/09/2019-1 сроком действия до 31.12.2020;

Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саранска – ФИО2 по доверенности от 18.02.2020 сроком действия 1 год, удостоверение № 005150;

Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия – ФИО2 по доверенности от 09.01.2020 сроком действия до 31.12.2020.

  Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саранска (далее – Инспекция, налоговый орган) проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества «Ламзурь» (далее – Общество, налогоплательщик) по всем налогам, сборам, стразовым взносам за период с 01.01.2015 по 31.12.2016.

По окончании выездной налоговой проверки налоговым органом составлен акт от 28.03.2019 № 10-02.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и возражений Общества Инспекцией принято решение от 22.05.2019 № 10-07 о привлечении Общества к налоговой ответственности на основании статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) с учетом смягчающих ответственность обстоятельств. В решении Обществу предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль организаций в сумме 508 903 руб., налогу на имущество организаций в сумме 4 816 346 руб., штраф по налогу на прибыль организаций в сумме 12 722 руб., пени по налогу на прибыль организаций в сумме 184 550 руб., штраф по налогу на имущество организаций в размере 120 409 руб., пени по данному налогу в сумме 944 732 руб., пени по налогу на доходы физических лиц (налоговый агент) в сумме107 401 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (далее – Управление) от 09.07.2019 № 13-22/07318 решение Инспекции от 22.05.2019 № 10-07 утверждено.

Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции от 22.05.2019 № 10-07 в части доначисления Обществу налога на имущество организаций в сумме 4 816 346 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафа.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление.

Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.03.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.

Заявитель апелляционной жалобы настаивает на ошибочности вывод о том, что при утрате в течение налогового периода права на льготу по налогу на имущество Общество теряет право на применение льготы за весь налоговый период.

Общество обратило внимание на то, что Министерство финансов Республики Мордовия на его запрос подтвердило правомерность применения льготы, предусмотренной абзацем 12 пункта 2 статьи 3 Закона Республики Мордовия от 27.11.2003 № 54-З «О налоге на имущество организаций» (далее – Закон № 54-З) в отчетных периодах при выполнении условий предоставления данной налоговой льготы.

Общество считает, что наличие у Общества права на льготу в течение первых двух отчетных периодов должно быть учтено при исчислении и уплате авансового платежа за девять месяцев 2016 года и суммы налога за этот год.

Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Управление отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.

Представитель Инспекции и Управления в судебном заседании подержал позицию, изложенную в отзыве Инспекции на апелляционную жалобу.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Общество является плательщиком налога на имущество.

В соответствии со статьей 14 НК РФ налог на имущество относится к региональным налогам.

В силу пункта 1 статьи 374 НК РФ (в редакции, действующей в проверяемом периоде) объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Пунктом 1 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1 статьи 56 НК РФ).

Установление в налоговом законе налоговой льготы предполагает, что наряду с общим порядком налогообложения существует и специальный, в результате которого налогоплательщик, применяющий льготу, получает определенные преимущества по сравнению с другими плательщиками налога в виде снижения или смягчения налогового бремени.

Положения статьи 23 НК РФ во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие основания, с которыми налоговое законодательство связывает наличие у налогоплательщика права на льготу.

Право, на использование льготы по налогу на имущество утрачивается в случае, если не соблюдается хотя бы одно из условий, установленных соответственно НК РФ или законом субъекта Российской Федерации, для возникновения права на льготу.

На территории Республики Мордовия порядок, сроки уплаты, льготы по налогу на имущество организаций установлены Законом № 54-З.

Согласно абзацу 12 пункта 1 статьи 3 Закона 54-З (с изменениями и дополнениями, в редакции, действующей в спорный период) от уплаты налога на имущество освобождаются организации, осуществляющие экспортные операции, выручка от которых составляет не менее 15 процентов от общего объема выручки организации.

Обязательным условием предоставления налоговых льгот организациям, указанным, в том числе в абзаце 12 пункта 1 данной статьи, является:

1) отсутствие недоимки по налогам, подлежащим зачислению в
республиканский бюджет Республики Мордовия, бюджеты муниципальных
образований на территории Республики Мордовия, по состоянию на
следующие даты:

- для налогов, у которых установлен отчетный период - по состоянию на 01 мая, 01 августа, 01 ноября отчетного года и 01 апреля года, следующего за отчетным годом.

- для налогов, у которых не установлен отчетный период - по состоянию на первое число второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

2) размер среднемесячной заработной платы за отчетный период в
расчете на одного работника должен составлять не менее трех минимальных
размеров оплаты труда, установленных федеральным законом (пункт 2 статьи 3 Закона №54-З) .

На основании пункта 3 статьи 3 Закона № 54-З налоговые льготы, предусмотренные данной статьей, предоставляются в текущем налоговом периоде при условии представления организациями в уполномоченный орган государственной власти Республики Мордовия информации для оценки эффективности налоговых льгот за предыдущий налоговый период в соответствии с порядком, установленным Правительством Республики Мордовия.

Следовательно, для применения льготы при исчислении налога на имущество организаций, налогоплательщик должен соблюсти все вышеперечисленные условия. При этом, именно на налогоплательщика возложена обязанность подтвердить документально наличие права на применение льготы.

Как следует из решения Инспекции от 22.05.2019 № 10-07, налоговым органом по результатам проверки полноты и правильности исчисления Обществом налога на имущество организаций установлена неполная уплата налога за 2016 год в сумме 4 816 316 руб. в связи с неправомерным применением Обществом льготы в соответствии с Законом № 54-З.

Согласно представленной Обществом декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год налогоплательщик воспользовался  льготой по налогу на имущество организаций по двум основаниям:

1) в соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 3 Закона № 54-З (в редакции, действующей в проверяемом периоде), как организация, осуществляющая экспортные операции, выручка от которых составляет не менее 15 процентов от общего объема выручки организации (код налоговой льготы 2012000);

2) в соответствии с пунктом 25 статьи 381 НК РФ в отношении
движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве
объектов основных средств (код налоговой льготы 2010257).

В ходе проверки установлено несоблюдение Обществом обязательных условий предоставления льготы в соответствии с абзацем 12 пункта 1 и пунктом 2 статьи 3 Закона № 54-З, а именно:

- не выполнено условие о размере среднемесячной заработной платы за отчетный период (девять месяцев 2016 года и 2016 год) в расчете на одного работника, который должен составлять не менее трех минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом (далее МРОТ).

- выявлено наличие недоимки в бюджет Республики Мордовия и бюджеты муниципальных образований на территории Республики Мордовия по налогу на имущество организаций, по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения, по состоянию на 01.04.2017.

В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2016 года установлен минимальный размер оплаты труда равный 6204 руб.

Из справки-расчета о средней заработной плате в целях применения Закона № 54-3 (в редакции от 26.11.2015) следует, что средняя заработная плата в Обществе в 1 квартале 2016 года составляла 19 554 руб. (то есть размер среднемесячной заработной платы за 1 квартал 2016 года в расчете на одного работника, составлял не менее трех минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом (19554/3=6518 руб.)); в 1 полугодии 2016 года - 19284 руб. (то есть размер среднемесячной заработной платы за 1 полугодие 2016 года в расчете на одного работника, составлял не менее трех минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом (19284/3=6428 руб.)).

С вступлением в силу Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2016 минимальный размер оплаты труда составлял 7500 руб.

Согласно расчету сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и уплаченных налоговым агентом за 9 месяцев 2016 года (форма №6-НДФЛ), и сведений о среднесписочной численности работников за 9 месяцев 2016 год, размер среднемесячной заработной платы в Обществе за 9 месяцев 2016 года составлял 21 090 руб. Таким образом, среднемесячная заработная плата за отчетный период 9 месяцев 2016 года в расчете на одного работника Общества, составляла менее трех минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом (22 500 руб.).

Согласно расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за 2016 год (форма №6 -НДФЛ), и сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год размер среднемесячной заработной платы в Обществе в 2016 году составлял 21 293 руб. Среднемесячная заработная плата за 2016 год в расчете на одного работника, составляла менее трех минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом (22 500 руб.).

Тем самым, с 01.07.2016 Общество не выполнило обязательное условие предоставления льгот организациям, указанным в абзаце 12 пункта 1 и пункте 2 статьи 3 Закона № 54-З (в редакции от 26.11.2015).

Кроме того, в силу положений статьи 4 Закона № 54-З сроком уплаты налога на имущество организаций является 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно справке № 116728 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.04.2017 за Обществом числилась недоимка по налогу на имущество организаций, по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения в размере 2 778 915 руб.

Указанная недоимка образовалась в связи с неуплатой суммы налога, исчисленной налогоплательщиком в декларации по сроку уплаты - 28.03.2017. Перечисление суммы налога, исчисленной в размере 3 126 612 руб. по сроку 28.03.2017 налогоплательщиком произведено 01.02.2017 в сумме 340 000 руб. (в виде зачета), 06.04.2017 в сумме 286 612 руб., 06.04.2017 в сумме 250 000 руб., 07.04.2017 в сумме 2 250 000 руб.

Данное обстоятельство Обществом не отрицается.

Следовательно, налоговым органом верно установлено и материалами дела подтверждено, что по состоянию на 01.04.2017 у Общества имелась  недоимка по налогу на имущество организаций в размере 2 778 915 руб.

          Между тем, как выше указано, в силу пункта 2 статьи 3 Закона №54-З (в редакции Закона Республики Мордовия от 26.11.2015 № 86-З) обязательным условием предоставления налоговых льгот организациям, указанным в абзаце 12  пункта 1 статьи 3 Закона №54-З, является отсутствие недоимки по налогам по состоянию на все отчетные даты, включая 1 апреля года, следующего за отчетным годом.

          Наличие недоимки по состоянию на 01.04.2017 лишает Общества  права на применение льготы по налогу на имущество за весь налоговый период – 2016 год, поскольку обязательным условием применения рассматриваемой льготы является одновременное соблюдение двух условий, установленных пунктом 2 статьи 3 Закона №54-З.

При таких обстоятельствах налогоплательщик необоснованно применил льготу по налогу на имущество за 2016 год, установленную в статье 3 Закона № 54-З, ввиду наличия у Общества по состоянию на 01.04.2017 недоимки и несоответствия размера среднемесячной заработной платы за девять месяцев и 2016 год в расчете на одного работника.

В результате Общество неправомерно не доплатило в бюджет налог на имущество за 2016 год в сумме 4 816 346 руб.

Оспоренное решение Инспекции в части доначисления  налогоплательщику к уплате налога на имущество организаций за 2016 год в сумме 4 816 346 руб., соответствующих сумм пени и привлечение его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату этого налога, обоснованно признано судом первой инстанции законным.

При этом выводы суда первой инстанции основаны на норм права, а не на ответе Государственного собрания Республики Мордовия от 28.02.2020 «О разъяснении положений Закона Республики Мордовия».

Ссылки Общества на разъяснения, изложенные в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 12.05.2016 № 03-05-05-01/27174, Министерства финансов Республики Мордовия от 23.09.2016 № 4794-РМ/18, судом первой инстанции правильно не приняты во внимание как не являющиеся  нормативными правовыми актами.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.

Арбитражный суд Республики Мордовия полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.

 Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

  Расходы по уплате государственной пошлины относятся Общество. Излишне уплаченная по платежному поручению от 14.04.2020 № 1082 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.

  Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

        решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.03.2020 по делу № А39-8436/2019оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Ламзурь»– без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Ламзурь»из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 14.04.2020 № 1082.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                    А.М. Гущина

Судьи                                                                                  М.Н. Кастальская

                                                                                            Т.В. Москвичева