НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2019 № 01АП-900/19

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир                                            

«20» марта  2019 года                                                     Дело № А43-23987/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 13.03.2019.

Постановление в полном объеме изготовлено 20.03.2019.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.12.2018  по делу № А43-23987/2018, принятое судьей Соколовой Л.В., по заявлению администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области о признании недействительным предписания Волжско-окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.03.2018 № ПР-287/18/П/14.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечили.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

На  основании распоряжения от 13.02.2018 № пр-287/183 должностными лицами Волжско-окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление) в отношении администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области (далее – Администрация) проведена плановая выездная проверка.

По результатам проверки составлен акт 27.03.2018 № Пр-287/18/А/14 и выдано предписание от 27.03.2018 № Пр-287/18/А/14 об устранении выявленных нарушений.

Не согласившись с указанным предписанием, Администрация обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании его недействительным.

Решением от 03.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Администрация указывает, что администрация не может исполнять обязательства по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки были выявлены нарушения требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений: «Берегоукрепительные работы на р.Волга в районе г.Балахны, Нижегородская область, участок №1» и «Берегоукрепительные работы на р.Волга в районе г.Балахны, Нижегородская область, участок №2», а именно:

- не определены уполномоченные лица, ответственные за состояние и безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений, чем нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»; пункта 6.1 СП 58.13330.2012 «Гидротехнические сооружения. Основные положения»;

- не назначен персонал по техническому и технологическому надзору за гидротехническими сооружениями и не утверждены его должностные функции (обязанности), чем нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»; пункта 6.1 СП 58.13330.2012 «Гидротехнические сооружения. Основные положения»;

- не обеспечивается соответствующая нормам и правилам квалификация работников эксплуатирующих гидротехнические сооружения, чем нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»; пункта 2 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007                 № 37, зарегистрированного Минюстом Российской Федерации 22.03.2007              № 9133;

- не разработаны и своевременно не уточнены критерии безопасности гидротехнических сооружений, чем нарушены требования статей 3, 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

- не обеспечивается контроль (мониторинг) за показателями состояния (критериями безопасности) гидротехнических сооружений, природных и техногенных воздействий на гидротехнических сооружениях, чем нарушены требования статей 9, 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

- эксплуатация гидротехнических сооружений организована не в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнических сооружений, чем нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»; пункта 4 Требований к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений», утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 02.10.2015 № 395, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 01.12.2015 № 39911;

- не обеспечено внесение в Регистр сведений о гидротехнических сооружениях, чем нарушены требования статьи 7, статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

- не обеспечивается проведение регулярных обследований гидротехнических сооружений, чем нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

- не приняты меры по определению финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, чем нарушены требования статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

- не приняты меры по проведению преддекларационного обследования гидротехнических сооружений, чем нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»; пункта 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 № 1303;- отсутствует утвержденная в установленном порядке декларация безопасности гидротехнических сооружений, заключение экспертной комиссии на декларацию безопасности гидротехнических сооружений, чем нарушены пункты 21, 24 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 №1303;

- не обеспечивается соблюдение обязательных требований при эксплуатации гидротехнических сооружений, чем нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

.

Оспариваемым предписанием на Администрацию возложена обязанность в срок до 27.03.2019 устранить выявленные нарушения.

Отношения в области обеспечения безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации, и ликвидации гидротехнических сооружений регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

Согласно статье 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.

В силу статьи 19 Федерального закона № 117-ФЗ нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются, в том числе, нарушения обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.

Статьей 17 Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.

Пунктом 6.1 «СП 58.13330.2012. Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП               33-01-2003» определено, что на каждом гидротехническом сооружении должен быть организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния сооружения, а также определены уполномоченные лица, ответственные за их состояние и безопасную эксплуатацию, назначен персонал по техническому и технологическому надзору и утверждены его должностные функции.

Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37, установлен порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов (должностных лиц) организаций, осуществляющих в отношении опасного производственного объекта, объекта энергетики, объекта, на котором эксплуатируются тепловые-, электроустановки и сети, гидротехнического сооружения (далее - объекты) их проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт применяемых на них технических устройств, технических средств, машин и оборудования, а также подготовку и переподготовку руководителей и специалистов по вопросам безопасности.

Пунктом 2 названного Положения установлено, что если для отдельных категорий специалистов нормативными правовыми актами установлены дополнительные требования к проверке и контролю знаний по безопасности, то применяются также требования, предусмотренные этими нормативными правовыми актами.

Подготовка и аттестация специалистов по вопросам безопасности проводится в объеме, соответствующем должностным обязанностям.

В силу пункта 4 Требований к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), утвержденных Приказом Ростехнадзора от 02.10.2015 № 395, собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация обеспечивают разработку и своевременное уточнение правил эксплуатации ГТС в соответствии с настоящими Требованиями к содержанию правил.

Уточнение правил эксплуатации ГТС осуществляется при изменении условий, влияющих на обеспечение безопасности ГТС, выявлении повреждений и аварийных ситуаций на ГТС, ухудшении условий локализации или ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты от них населения и территорий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 № 1303 утверждено Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, пунктом 7 которого предусмотрено, что разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией, а в случае с гидротехническими сооружениями, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого находятся указанные сооружения, с обязательным участием представителей органа надзора.

В соответствии с пунктами 21, 24 Положения орган надзора рассматривает декларацию безопасности и заключение экспертной комиссии и выносит решение об их утверждении или отказе в утверждении в месячный срок со дня поступления этих документов в орган надзора. При утверждении декларации безопасности орган надзора устанавливает срок ее действия, который не может превышать 5 лет.

По одному экземпляру утвержденной декларации безопасности хранится у декларанта и в органе надзора, утвердившем эту декларацию безопасности. Ее копии представляются декларантом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находятся гидротехнические сооружения, и в соответствующий территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Наличие нарушений подтверждено материалами дела, в том числе актом от 27.03.2018 №Пр-287/18/А/14 и по существу Администрацией не оспаривается.

Довод Администрации о том, что объекты «Берегоукрепительные работы на р. Волга в районе г. Балахны, Нижегородская область, участок № 1» и «Берегоукрепительные работы на р. Волга в районе г. Балахны, Нижегородская область, участок № 2» не относятся к понятию гидротехнические сооружения, указанному в Федеральном законе от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», судом первой инстанции обоснованно отклонен.

Пунктом 7 раздела I Дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления, учитывающих особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 03.11.2011 № 625, установлено, что при разработке декларации необходимо применять понятия, термины и определения, установленные законодательством Российской Федерации о безопасности ГТС и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в области гидротехники.

Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под гидротехническими сооружениями понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно пункту 7 (стр. 12 и 16) положительного заключения «Управления государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» от 01.12.2010 № 0840-10/УГЭ-3565 по объекту – «Берегоукрепительные работы на р. Волга в районе г. Балахны, Нижегородская область, участок № 2»: назначение сооружения - защита береговой полосы, жилой застройки и др.; тип сооружения - берегоукрепительное сооружение.

В составе проектной документации, на которую проводилась экспертиза, представлены декларация безопасности гидротехнических сооружений и паспорт гидротехнических сооружений. Гидротехнические сооружения включены в Российский регистр гидротехнических сооружений, которым присвоен регистрационный код 208220000320800.

Порядок формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.1998 № 490. Состав, форма представления сведений о гидротехническом сооружении, необходимых для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, и правила ее заполнения, утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.04.2016 № 159 (далее по тексту - Приказ).

Классификация по видам и типам гидротехнических сооружений приведена в Таблице № 2 Приказа, в соответствии с которой «Берегоукрепительные работы на р. Волга в районе г. Балахны, Нижегородская область, участок № 2» и «Берегоукрепительные работы на р. Волга в районе г. Балахны, Нижегородская область, участок № 1» по типу сооружений относятся к берегоукрепительным сооружениям, по виду к регуляционным и выправительным гидротехническим сооружениям.

Сам факт включения спорных сооружений в Российский регистр гидротехнических сооружений, которым присвоен регистрационный код 208220000320800, свидетельствует о том, что рассматриваемые объекты являются гидротехническими сооружениями.

Довод Администрации о том, что вышеназванные спорные объекты должны находится в федеральной собственности и содержаться за счет федерального бюджета, судом также правомерно отклонен, поскольку как на момент проведения проверки, так и в настоящее время, рассматриваемые гидротехнические сооружения находятся в муниципальной собственности, следовательно, в силу статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» именно на органе местного самоуправления лежит обязанность по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Вышеуказанные обстоятельства также установлены решением Арбитражного суда Нижегородской области от 17.07.2018 по делу                  №А43-15960/2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2018.

Данными судебными актами, имеющими в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, признано законным постановление Управления от 16.04.2018 № 364 о привлечении администрации к административной ответственности по статье 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований к обеспечению безопасности при эксплуатации спорных гидротехнических сооружений, в целях устранения которых выдано оспариваемое а рамках настоящего дела предписание.

Ссылки Администрации на рассмотрение в настоящее время в рамках дела №А43-31475/2018 искового заявления администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области об обязании принятия спорных берегоупрепительных сооружений в федеральную собственность, судом обоснованно не приняты, поскольку не свидетельствуют о недействительности оспариваемого предписания, выданного администрации 27.03.2018. Как указывалось выше, и на момент проведения проверки, и в настоящее время, рассматриваемые гидротехнические сооружения находятся в муниципальной собственности, следовательно, в силу статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» именно на органе местного самоуправления лежит обязанность по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.12.2018  по делу № А43-23987/2018 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                                       Т.В. Москвичева

Судьи                                                                                          М.Б. Белышкова

                                                                                           А.М. Гущина