НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2024 № А11-7350/2023

г. Владимир

«16» февраля 2024 года Дело № А11-7350/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 13.02.2024.

Полный текст постановления изготовлен 16.02.2024.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Захаровой Т.А., Кастальской М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области» на решение Арбитражного суда Владимирской области от 23.10.2023 по делу № А11-7350/2023,

принятое по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №2 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области» о взыскании штрафа в сумме 167 500 руб.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области (далее – Фонд) выявлено, что Федеральным казенным учреждением «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области» (далее – Учреждение) представлены сведения по форме СЗВ-М с типом «исходная» за декабрь 2022 года в отношении 335 застрахованных лиц 18.01.2023, чем нарушены установленные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ) сроки представления сведений.

Выявленное нарушение отражено в акте проверки от 24.01.2023 № 043S18230000214.

По результатам проверки Фондом принято решение от 20.02.2023 № 043S19230000647 о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ за несвоевременное представление страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде штрафа в общем размере 167 500 руб.

Учреждению направлено требование от 13.03.2023 № 043S01230000898 об уплате в добровольном порядке штрафа в сумме 167 500 руб. в срок до 05.04.2023.

Указанное требование не исполнено Учреждением в установленный срок.

Фонд обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о взыскании с Учреждения штрафа в размере 167 500 руб.

Решением от 23.10.2023 Арбитражный суд Владимирской области частично удовлетворил требования Фонда и взыскал с Учреждения в пользу Фонда задолженность в виде штрафа в размере 16 750 руб., предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, за не представление страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-М (тип формы «исходная») за период: декабрь 2022 года. В удовлетворении остальной части требований суд отказал.

Учреждение обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.

Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что внесенные Федеральным законом от 14.07.2022 № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменения в пункт 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, увеличивающие срок представления отчетности с 15-го до 25-го числа месяца, следующего за отчетным, улучшают положения страхователя.

Учреждение поясняет, что изменение правового регулирования установленных сроков исполнения страхователями обязанности по представлению спорных сведений в Фонд имеет обратную силу, как улучшающее положение лица, привлекаемого к ответственности.

По мнению Учреждения, судом первой инстанции не учтен характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, а также то обстоятельство, что несвоевременная сдача отчетности не повлекла какие-либо неблагоприятные последствия для Фонда.

Фонд отзыв на апелляционную жалобу в суд не представил.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.

Федеральный закон № 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (преамбула Закона).

Понятие «страхователь» закреплено в статье 1 названого Федерального закона, согласно которой к страхователям, в числе прочих, относятся юридические лица, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Учреждение в соответствии с абзацем 4 статьи 1 Федерального закона № 27-ФЗ является страхователем, производящим выплаты физическим лицам, следовательно, должно исполнять все возложенные на него действующим законодательством обязанности.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ (в редакции, действующей до 01.01.2023) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1)страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Федеральным законом от 14.07.2022 № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) статья 11 Федерального закона № 27-ФЗ изложена в новой редакции, в которой пункт 2.2 отсутствует.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона №237-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2023, предусмотрено, что за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Следовательно, с учетом вышеприведенных положений части 1 статьи 15 Федерального закона № 237-ФЗ и пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2022 года подлежали представлению Учреждением в Фонд не позднее 16.01.2023, а фактически представлены заявителем 18.01.2023.

До 01.01.2023 абзацем 3 статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ была предусмотрена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применялись финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Вместе с тем, с 01.01.2023 вступила в силу новая редакция статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона (за исключением сведений, предусмотренных подпунктом 4 указанного пункта), к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Таким образом, норма абзаца третьего статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2023, не устанавливает ответственность страхователя за несвоевременное представление им сведений, предусмотренных ранее действующим пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ.

Ответственность за представление сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2022 года не предусмотрена переходными положениями Федерального закона № 237-ФЗ.

Согласно правовым позициям, выработанным Конституционным Судом Российской Федерации (постановление от 19 января 2016 года №2-П), любой законодательный механизм претерпевания лицом неблагоприятных последствий совершения им тех или иных противоправных действий (бездействия) должен отвечать следующим требованиям: юридическая ответственность может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями; ее регулирование должно согласовываться с конституционными принципами демократического правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами ответственности; общепризнанным принципом привлечения к ответственности во всех отраслях права является наличие вины - либо доказанной, либо презюмируемой, но опровержимой - как элемента субъективной стороны состава правонарушения, а всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, т.е. предусмотрено непосредственно в законе.

Как следует из пунктов 1 и 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения», в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.

В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета размера взыскиваемой суммы.

С учетом изложенного правовые основания для взыскания с Учреждения штрафа на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ за не представление страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2022 года у суда первой инстанции отсутствовали.

В этой связи решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неправильного применения норм материального права, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 23.10.2023 по делу № А11-7350/2023 отменить.

В удовлетворении заявления Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья А.М. Гущина

Судьи Т.А. Захарова

М.Н. Кастальская