г. Владимир
«20» февраля 2018 года Дело № А79-5238/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 13.02.2018.
Полный текст постановления изготовлен 20.02.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» (ИНН 2128051193, ОГРН 1032128013488)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.12.2017 по делу № А79-5238/2017, принятое судьей Щетинкиным А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» о признании незаконным и отмене постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 05.05.2017 № 16-05/10.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии, приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» – Сидоров А.Н. по доверенности от 11.01.2018 № 13, Егорова Е.В. по доверенности от 23.08.2017 № 110, Бастрыкина Т.В. по доверенности от 12.02.2018 № 27;
Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам – Александрова А.Г. по доверенности от 12.01.2018 № 4.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год, утвержденным приказом Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Государственная служба, Госслужба) от 28.10.2016 № 01/06-912, Государственной службой издан приказ от 20.03.2017 № 01/06-217 «О проведении плановой документарной проверки общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» (далее – ООО «Коммунальные технологии», Общество), которым у Общества запрошен ряд документов.
Письмом от 03.04.2017 № 25-29/1121 Общество частично представило в Государственную службу запрошенные документы.
Приказом Государственной службы от 05.04.2017 № 01/06-299 «О внесении изменений в приказ Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 20.03.2017 № 01/06-217» скорректирован перечень документов, подлежащих предоставлению для проведения плановой документарной проверки.
Поименованные в приказе от 05.04.2017 №01/06-299 документы Общество должно было представить в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса (пункт 5 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Копия приказа Госслужбы от 20.03.2017 №01/06-217 с сопроводительным письмом от 20.03.2017, №05/09-800 получена ООО «Коммунальные технологии» 20.03.2017.
Таким образом документы, запрошенные для проведения проверки, Общество должно было направить в Государственную службу не позднее 31.03.2017.
Копия приказа Госслужбы от 05.04.2017 №01/06-299 с сопроводительным письмом от 07.04.2017 №05/09-1008 получена ООО «Коммунальные технологии» 07.04.2017
Обществом 03.04.2017 в Государственную службу нарочно представлена часть запрошенных Госслужбой документов.
Письмом от 21.04.2017 Общество изложило обоснование непредставления документов в полном объеме.
Так, Обществом не представлены ведомости по начислению заработной платы заместителям генерального директора, административно-управленческому персоналу и инженерно-техническим работникам за 2014-2016 годы по каждой занимаемой должности без указания персональных данных по видам начислений с приложением обосновывающих документов без указания персональных данных; приказы о направлении в командировку сотрудников, служебные задания, авансовые отчеты по командировкам за 2014 - 2016 годы (без указания персональных данных), договоры (с приложениями), дополнительные соглашения к ним на поставку товаров, работ и услуг, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии за октябрь - декабрь 2016 года, товарные накладные, акты выполненных работ на поставку товаров, работ и услуг за 2014 – 2016 годы, путевые листы за 2014-2016 годы по каждому автомобилю.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), уполномоченное лицо Госслужбы 25.04.2017 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении № 16.
По итогам рассмотрения материалов дела руководителем Государственной службы 05.05.2017 вынесено постановление № 16-05/10, которым Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 05.12.2017 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в удовлетворении заявленного требования отказал.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просило решение суда первой инстанции отменить.
Заявитель жалобы настаивает на том, что ранее Общество представляло в Госслужбу необходимые документы с заявлениями об установлении тарифов на 2014-2016 года. Повторный запрос документов противоречит, по мнению Общества, положениям пункта 11 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ). Общество полагает, что основания для пересмотра, изменения, отмены тарифов в сфере теплоснабжения в период с 20.12.2016 по 03.04.2017 отсутствовали.
Одновременно заявитель апелляционной жалобы считает, что в рассматриваемом случае сбор документов проходил в рамках плановой документарной проверки, следовательно, непредставление документов не образует объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Заявитель жалобы также считает, что срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления истек.
Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Госслужбы в отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения
Представитель Госслужбы в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», статьей 12.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статьей 2.1 Закона Чувашской Республики от 30.09.2001 № 43 «О порядке государственного регулирования цен (тарифов) в Чувашской Республике», пунктом 17 раздела III Положения о Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.08.2009 № 265, Государственная служба в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет региональный государственный контроль (надзор), в том числе: за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых Государственной службой, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые Государственной службой цены (тарифы), применения территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, а также соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии; в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов), а также соблюдения стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями.
Согласно пункту 4 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Положение), государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) осуществляется Федеральной антимонопольной службой и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ, а также федеральными законами «О естественных монополиях», «О газоснабжении в Российской Федерации», «Об электроэнергетике», «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», «О теплоснабжении», «О водоснабжении и водоотведении», «Об отходах производства и потребления», Положением и актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятыми с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), определенных Положением.
Государственный контроль (надзор) осуществляется в том числе посредством проверок юридических лиц с соблюдением требований Федерального закона № 294-ФЗ (пункт 5 названного Положения).
Статьей 11 Федерального закона № 294-ФЗ, пунктами 14, 16 названного Положения определено, что в ходе проверок подконтрольных субъектов должностные лица органов государственного контроля (надзора), уполномоченные на проведение проверок, запрашивают документы и материалы, относящиеся к предмету проверки, в сроки, определяемые органами государственного контроля (надзора).
Факт непредставления Обществом документов в полном объеме, запрошенных Госслужбой приказами от 20.03.2017 №01/06-217 и от 05.04.2017 №01/06-299, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 25.04.2017 № 16, письмами Общества от 03.04.2017 № 25-29/1121, от 21.04.2017 № 25-29/1377 и иными материалами дела.
Так, Государственной службой запрашивались ведомости по начислению заработной платы за 2014-2016 годы в отношении заместителей генерального директора, административно-управленческому персонала и инженерно-техническим работников по каждой занимаемой должности без указания персональных данных по видам начислений с приложением обосновывающих документов без указания персональных данных.
Обществом представлены ведомости по видам начислений (в разрезе статей Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», учетной политики, пунктов коллективного договора Общества на 2014 - 2016 годы, Положения об оплате труда работников Общества, Положения о премировании) без разбивки начислений по заработной плате по каждой занимаемой должности. Тем самым содержимое представленной информации не соответствовало запрашиваемым параметрам.
Письмом от 03.04.2017 № 25-29/1121 Общество также представило в Государственную службу информацию о приказах о направлении в командировку сотрудников, служебных заданиях, авансовых отчетов по командировкам за 2014 - 2016 годы (без указания персональных данных) только в виде реестров.
Копии приказов о направлении в командировку сотрудников, служебных заданий, авансовых отчетов по командировкам за 2014 - 2016 годы Общество представило в Государственную службу письмом от 21.04.2017 № 25-29/1377.
Договоры (с приложениями) на поставку товаров, работ и услуг, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии, за октябрь - декабрь 2016 года и дополнительные соглашения к ним в Государственную службу не представлены.
Письмом от 03.04.2017 № 25-29/1121 Общество сообщило лишь информацию по договорам на выполненные работы (услуги) в виде регистров управленческого и бухгалтерского учета, что не освобождает Общество от необходимости представления договоров (соглашений), подтверждающих факты совершения сделок, а также первичных учетных документов (товарных накладных, актов выполненных работ, путевых листов), подтверждающих факты хозяйственной жизни Общества.
Указанные в приказах от 20.03.2017 №01/06-217 и от 05.04.2017 №01/06-299 документы запрошены административным органом в пределах предоставленных им полномочий по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) посредством проведения плановой документарной проверки Общества в части регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения. При этом результаты государственного контроля (надзора) в указанной сфере подлежат обязательному учету при установлении (изменении) тарифов на будущие периоды в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» и методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 №760-э.
С учетом изложенного Общества о неправильной квалификации деяния признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными, противоречащими указанным нормативным актам.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Ссылка Общества на значительный объем запрошенных документов также не может быть принята во внимание, поскольку Общество не сообщало административному органу о недостаточности времени для изготовления копий документов, а отрицало так таковую обязанность по представлению ряда документов.
Наличие информации о заключенных Обществом сделках на сайтах государственных закупок не свидетельствует о надлежащем исполнении Обществом обязанности по представлению документов в уполномоченный орган.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено. Общество надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела (т. 1 л.д. 55-56).
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд первой инстанции не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния.
Мера ответственности с учетом смягчающих ответственность обстоятельств (тяжелое финансовое положение, объем запрошенных документов, частичное их представление) назначена в минимальном размере.
Назначение Обществу административного наказания в виде штрафа в минимальном размере согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статей 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Привлечение Общества к административной ответственности осуществлено Государственной службой в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ (с учетом срока представления документов до 21.03.2017).
Доводы Общества об обратном не основаны на фактических обстоятельствах дела.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Уплата государственной пошлины при рассмотрении заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности законом не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.12.2017 по делу № А79-5238/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья | А.М. Гущина |
Судьи | М.Б. Белышкова |
Е.Н. Фединская |