Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«16» марта 2022 года Дело № А43-28510/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 09.03.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.03.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Белышковой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобунекоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области» (ИНН5260986962, ОГРН 1145200000428) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.12.2021 по делу № А43-28510/2021, принятое по заявлению некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области» о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 26.05.2021 № 515-15-642/2021.
В судебном заседании принял участие представитель некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области» – Плешевенкова А.Д. по доверенности от 15.12.2021 № 03/1/1-05/420 сроком действия до 31.12.2022 (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Государственная жилищная инспекция Нижегородской области – надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило, в ходатайстве от 22.02.2022 № 515-01-44-2022 (входящий № 01АП-490/22 от 22.02.2022) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании приказа начальника отдела контроля начисления платы за жилищно-коммунальные услуги (заместителя руководителя) Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее по тексту – Инспекция) от 26.05.2021 № 515-15-642/2021 должностным лицом в отношении некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области» (далее по тексту - Фонд) проведена внеплановая документарная проверка с целью установления фактов, изложенных в обращении собственника (потребителя), проживающего по адресу: Нижегородская область, г. Заволжье, пр. Дзержинского, д. 57 на предмет соблюдения порядка начисления взносов на капитальный ремонт.
По результатам проверки составлен акт от 26.05.2021 № 515-15-642/2021 и Обществу выдано предписание от 26.05.2021 № 515-15-642/2021.
Не согласившись с указанным предписанием, Фонд обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании его недействительным.
Решением от 13.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Фонд ссылается на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Указывает, что денежные средства, поступившие в виде взносов на капитальный ремонт со специального счета, владельцем которого являлось общество с ограниченной ответственностью «ЗЖК» на специальный счет, владельцем которого является региональный оператор, не поступали; информации о размере начисленных и уплаченных взносах на капитальный ремонт по каждому помещению в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Городецкий район, город Заволжье, пр. Дзержинского, д. 57, у Фонда также не имеется.
По мнению Фонда, оспариваемое предписание является неисполнимым, поскольку данным актом на Фонд возлагается обязанность отразить на лицевых счетах собственников помещений в указанном МКД информации, которая у него отсутствует.
Представитель Фонда в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене, по следующим основаниям.
Из оспариваемого предписания усматривается, что на Общество возложена обязанность в срок до 01.08.2021 привести в соответствие действующему законодательству Российской Федерации сведения о размере задолженности в платежных документах на оплату взносов на капитальный ремонт по адресу: Нижегородская область, г. Заволжье, пр. Дзержинского, д. 57 с учетом ранее внесенных потребителями денежных средств.
На основании пункта 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. На основании части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 169 указанного кодекса обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации одной из функций регионального оператора является аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора.
В силу пункта 1 части 2 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В подпункте «з» пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила №354), и пункте 32 Постановления №22 закреплено, что в платежном документе должны указываться сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.
Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области от 18.11.2014 №3642 собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Нижегородская область, Городецкий район, г. Заволжье, пр. Дзержинского, д. 57, с февраля 2015 года формировали фонд капитального ремонта указанного выше МКД на счете регионального оператора - НКО «Нижегородский фонд ремонта МКД».
В феврале 2019 в адрес регионального оператора поступило решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Нижегородская область, Городецкий район, г. Заволжье, пр. Дзержинского, д. 57 от 27.01.2019 об изменении способа формирования фонда капитального ремонта -прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого определено общество с ограниченной ответственностью «ЗЖК» (протокол внеочередного общего собрания собственников от 27.01.2019 № 1).
После вступления в силу указанного решения собственников помещений, денежные средства, собранные собственниками вышеуказанного многоквартирного дома в виде взносов на капитальный ремонт были перечислены региональным оператором на специальный счет общества с ограниченной ответственностью «ЗЖК» (платежное поручение от 24.03.2020 № 1044).
Постановлением Администрация города Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области от 16.09.2020 № 686 владелец специального счета, на котором собственники помещений в МКД, расположенном по адресу: Городецкий район, г. Заволжье, пр. Дзержинского, д. 57, формируют фонд капитального ремонта, с октября 2020 года изменен с общества с ограниченной ответственностью «ЗЖК» на регионального оператора.
Согласно части 7 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации при изменении способа формирования фонда капитального ремонта в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, региональный оператор в случае формирования фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора или владелец специального счета в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете обязан передать владельцу специального счета и (или) региональному оператору соответственно все имеющиеся у него документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Региональным оператором в адрес общества с ограниченной ответственностью «ЗЖК» направлен запрос от 03.11.2020 №01/03/3/2-06/8799 о необходимости перечисления денежных средств, поступивших в виде взносов на капитальный ремонт, со специального счета, владельцем которого является региональный оператор, а так же о предоставлении информации о размере начисленных и уплаченных взносах на капитальный ремонт по каждому помещению в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Городецкий район, г. Заволжье, пр. Дзержинского, д. 57, который оставлен последним без удовлетворения.
Из представленной в материалы дела выписки по лицевому счету № 521700040100055 (адрес помещения: Городецкий район, г. Заволжье, ул. Дзержинского, кв.5) следует, что собственнику упомянутого помещения в ноябре 2020 года была выставлена задолженность по взносам на капитальный ремонт за предыдущие периоды, в том числе, когда начисления производились обществом с ограниченной ответственностью «ЗЖК».
В ходе проверки установлено и Фондом не отрицается, что в квитанциях, выставляемых собственникам помещения, указывается задолженность по взносам на капитальный ремонт за период до октября 2020 года независимо от фактической оплаты.
Таким образом, факт допущенного нарушения материалами дела подтверждён и Фондом, по сути, не отрицается.
Между тем суд первой инстанции необоснованно отклонил довод Фонда о неисполнимости оспариваемого предписания в силу следующего.
Согласно пояснениям Фонда, информация, связанная с формированием фонда капитального ремонта на специальном счете, от общества с ограниченной ответственностью «ЗЖК» в адрес до настоящего времени не поступала. Обратного материалы дела не содержат.
Вопреки выводу суда первой инстанции из буквального толкования содержащегося в оспариваемом предписании требования следует, что на Фонд возложена обязанность отражать задолженность по взносам на капитальный ремонт с учётом ранее внесённых потребителями средств, информация по которым у Фонда отсутствует.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, в том числе жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, согласно приведенной выше правовой норме, предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом требования, изложенные в предписании должны быть исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения. Предписание не должно сводиться к формальному предъявлению определенных требований.
Исполнимость предписания в таком случае является важным требованием к этому виду правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому оно адресовано, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
При изложенных обстоятельства решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду неправильного применение норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269, пунктом 4части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.12.2021 по делу № А43-28510/2021 отменить.
Предписание Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 26.05.2021 № 515-15-642/2021 признать недействительным.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья Т.В. Москвичева
Судьи М.Б. Белышкова
А.М. Гущина