г. Владимир
«12» февраля 2021 года Дело № А38-4414/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2021.
Полный текст постановления изготовлен 12.02.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.11.2020 по делу № А38-4414/2020,
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Марасанова Андрея Сергеевича (ИНН 120400831090, ОГРН 308121814300010) о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Марий Эл от 08.04.2020 № 07-12/1999,
при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, приняли участие представители:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Марий Эл – Сайгина С.А. по доверенности от 30.12.2020 № 07-05/7805; Бутузова Н.Н. по доверенности от 30.12.2020 № 07-05/7811;
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл – Бутузова Н.Н. по доверенности от 31.12.2020 № 01-04/13854;
индивидуального предпринимателя Марасанова Андрея Сергеевича – Абдулаев Р.И. по доверенности от 30.06.2020; Суворова Н.А. по доверенности от 30.06.2020.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Марий Эл (далее – Инспекция, налоговый орган) в отношении индивидуального предпринимателя Марасанова Андрея Сергеевича (далее – Предприниматель, налогоплательщик) проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2013 по 31.12.2015. По результатам поверки вынесено решение от 05.12.2017 № 4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл (далее – Управление) от 07.03.2018 № 14 решение налогового органа от 05.12.2017 № 4 отменено в части начисления налога на добавленную стоимость (далее – НДС) за 2013-2015 годы в сумме 12 061 678 руб., налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) за 2015 в сумме 18 660 руб., соответствующих пеней, штрафов; определения размера штрафов без учета смягчающих обстоятельств.
В адрес Предпринимателя выставлено требование от 12.03.2018 № 379 об уплате в срок до 21.03.2018 доначисленных сумм налогов - 25 600 445 руб., пеней - 8 588 016 руб. 47 коп., штрафов - 4 065 618 руб. 50 коп.
В соответствии со статьей 46 НК РФ налоговым органом вынесено решение от 26.03.2018 № 907 о взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках недоимок по налогам в сумме 24 600 445 руб., пеней в сумме 8 588 016 руб. 47 коп., штрафов в сумме 4 065 618 руб. 50 коп.
Предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд о признании частично недействительным решения Инспекции от 05.12.2017 № 4 (действующего в редакции решения Управления от 07.03.2018 № 14).
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.04.2019 по делу № А38-3040/2018 признано недействительным решение Инспекции от 05.12.2017 № 4 (действующее в редакции решения Управления от 07.03.2018 № 14) в части начисления НДС, НДФЛ за 2013-2015, доначисленных в результате необоснованного включения в доходы средств в размере 39 694 961 руб. 68 коп., внесенных Предпринимателем через POS-терминалы в 2013-2015 годах, средств в размере 264 893 447 руб. 38 коп., составляющих разницу между поступлениями на банковский счет от инкассации и выручкой по кассовой книге за 2013-2015 годы, средств в размере 5 049 811 руб. 50 коп., отраженных в налоговой базе за 4 квартал 2013 года в связи с технической ошибкой; начисления НДС за 2013-2015 годы в сумме 517 209 руб. в связи с его исчислением по ставке 18 процентов вместо ставки 18/118; начисления НДС за 3 квартал 2013 года в сумме 3 695 644 руб. в связи с приобретением государственного имущества; начисления соответствующих пеней и штрафов.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2019 № 01АП-5117/2019 решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.04.2019 по делу № А38-3040/2018 отменено в части признания недействительным решения Инспекции от 05.12.2017 № 4 в отношении доначисления НДС, НДФЛ за 2013-2015 годы в связи с включением в доходы 304 588 409 руб. 06 коп. В отмененной части в удовлетворении заявления Предпринимателю отказано.
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.12.2019 по делу № А38-3040/2018 отменено постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2019 в части отмены решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.04.2019 относительно признания недействительным решения Инспекции от 05.12.2017 № 4 в отношении доначисления НДС, НДФЛ за 2013-2015 годы в связи с включением в доходы 304 588 409 руб. 06 коп. В указанной части решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.04.2019 оставлено без изменения.
В связи с уплатой по платежным поручениям и списанием по инкассовым поручениям сумм налогов, пеней, штрафов, начисление которых признано судом незаконным, Предприниматель обратился в налоговый орган с заявлениями о возврате излишне взысканных сумм НДС, НДФЛ, пеней и штрафов по указанным налогам. По данным заявлениям Инспекцией приняты решения о возврате переплаченных сумм налогоплательщику.
Предприниматель по электронным каналам связи 12.03.2020 обратился в Инспекцию с заявлением от 12.03.2020 № 19, в котором он указал на то, что проценты на излишне взысканные суммы не выплачены. Просил предоставить расчет и принять решения о выплате процентов согласно действующему законодательству.
Письмом Инспекции от 08.04.2020 № 07-12/1999 Предпринимателю отказано в начислении и выплате процентов на излишне взысканные суммы налогов, пеней, штрафов.
Предприниматель обратился в Управление с жалобой на оформленный письмом Инспекции от 08.04.2020 № 07-12/1999 отказ в начислении и выплате процентов на излишне взысканную сумму 33 497 633 руб. 59 коп. налогов, пеней, штрафов.
Решением Управления от 02.06.2020 № 54 жалоба Предпринимателя на действия (бездействие) должностных лиц Инспекции оставлена без удовлетворения. Управление указало, что перечисление Предпринимателем по платежным поручениям части налоговых платежей произведено в период приостановления определением арбитражного суда от 13.04.2018 действия решения Инспекции от 05.12.2017 № 4. При вынесении решений о возврате налоговым органом обоснованно не произведены расчет и выплата процентов за период до вступления в силу судебного решения по делу № А38-3040/2018 (25.12.2019); незаконного удержания денежных средств или бездействия по невозврату переплаты Инспекцией не допущено.
Не согласившись с решением Инспекции от 08.04.2020 № 07-12/1999, Предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании его незаконным.
К участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление.
Арбитражный суд Республики Марий Эл решением от 11.11.2020удовлетворил заявленное Предпринимателем требование.
Инспекция обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, поскольку в рассматриваемой ситуации с учетом конкретных обстоятельств, имеющих значение для дела, основанием для взыскания с Инспекции процентов в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 5 статьи 79 НК РФ, отсутствуют.
Инспекция поясняет, что денежные средства в размере 33 497 633 руб. 59 коп., поступившие от Предпринимателя, являются излишне уплаченными, а не излишне взысканными (Инспекцией взыскана с расчетного счета Предпринимателя лишь сумма в размере 7 502 552 руб. 83 коп., добровольно уплачено Предпринимателем 26 055 857 руб. 18 коп.).
По мнению Инспекции, она не допустила незаконного удержания денежных средств в казне и не допустила незаконного бездействия по возврату денежных средств, поскольку по результатам судебного спора суд заявление налогоплательщика удовлетворил частично.
Представители Инспекции в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу поддержало позицию Инспекции.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда – без изменения.
Представитель Предпринимателя в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат этих сумм в порядке, предусмотренном НК РФ.
Порядок зачета и возврата сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа определен статьей 79 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 79 НК РФ возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 79 НК РФ определено, что решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Согласно пункту 3 статьи 79 НК РФ в случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.
В силу пункта 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
На основании пункта 9 статьи 79 НК РФ правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.12.2013 № 11675/13, проценты подлежат начислению за весь период пользования чужими средствами в виде налоговых платежей, включая день фактического возврата средств на расчетный счет налогоплательщика в банке, поскольку в этот день имеются как незаконное удержание налоговым органом этих средств, так и исполнение им обязанности по их возврату, а начало исчисления этого периода приходится на день, следующий за днем изъятия средств у налогоплательщика. Иное толкование указанных норм НК РФ противоречит буквальному содержанию пункта 5 статьи 79 НК РФ и влечет невозможность взыскания налогоплательщиком процентов за один день незаконного удержания налоговым органом денежных средств в виде налоговых платежей.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что уплата Предпринимателем налогов, пеней, штрафов произведена по требованию об уплате от 12.03.2018 № 379, выставленному налогоплательщику на основании решения Инспекции от 05.12.2017 № 4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. По платежному поручению от 22.12.2017 № 931 уплачен НДФЛ в сумме 2 300 000 руб. по решению Инспекции от 05.12.2017 № 4 до выставления указанного требования.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 № 503-О, постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.03.2005 № 13592/04, перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора, а, следовательно, перечисление налогоплательщиком денежных средств в уплату доначисленных решением Инспекции налоговых платежей носит характер взыскания налоговым органом недоимки.
В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 № 173-О, постановлениями Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.07.2011 № 2105/11, от 24.04.2012 № 16551/11, излишняя уплата налога имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, то есть без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах. Излишне уплаченной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога, определенные налогоплательщиком.
Так, по платежным поручениям Предпринимателем уплачен НДС за 2013-2015 годы по решению Инспекции от 05.12.2017 № 4: от 20.03.2018 - в сумме 1 000 000 руб., от 26.03.2018 - в сумме 1 000 000 руб., от 28.04.2018 - 200 000 руб., от 29.06.2018 - 200 000 руб.
По инкассовым поручениям, выставленным на основании решения Инспекции о взыскании от 26.03.2018 № 907, со счетов Предпринимателя списана недоимка по НДС: 27.03.2018 - в сумме 454 руб. 62 коп., 28.03.2018 - в сумме 193 966 руб. 94 коп., 29.03.2018 - в сумме 55 883 руб. 13 коп., 30.03.2018 - в сумме 41 641 руб. 80 коп., 02.04.2018 - в сумме 122 363 руб. 37 коп., 03.04.2018 - в сумме 91 899 руб. 73 коп., 04.04.2018 - в сумме 31 720 руб. 39 коп., 05.04.2018 - в сумме 13 801 руб. 50 коп., 06.04.2018 - в сумме 104 197 руб. 92 коп., 09.04.2018 - в сумме 150 087 руб. 71 коп., 10.04.2018 - в сумме 154 127 руб. 98 коп., 11.04.2018 - в сумме 55 743 руб. 27 коп., 12.04.2018 - в сумме 247 016 руб. 31 коп., 13.04.2018 - 82 275 руб. 05 коп., 16.04.2018 - в сумме 100 151 руб. 48 коп., 28.10.2019 - 12 972 644 руб. 80 коп.
Предпринимателем в налоговый орган представлено заявление от 17.02.2020 о возврате излишне взысканного НДС на общую сумму 16 817 976 руб.
В соответствии с решением Инспекции от 03.03.2020 № 467 налогоплательщику возвращен НДС в сумме 16 817 976 руб. Фактический возврат произведен: 05.03.2020 в сумме 12 563 031 руб. 41 коп., 06.03.2020 в сумме 4 254 944 руб. 59 коп.
На суммы излишне взысканного налога 16 817 976 руб. налогоплательщиком исчислены проценты в размере 505 578 руб. 01 коп. со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Предпринимателем по платежному поручению от 28.10.2019 № 751 уплачены пени по НДС за 2013-2015 годы о решению от 05.12.2017 № 4 в сумме 5 278 047 руб. 56 коп.
Предпринимателем в налоговый орган представлено заявление от 17.02.2020 о возврате излишне взысканных пеней по НДС на сумму 5 278 047 руб. 56 коп.
В соответствии с решением Инспекции от 03.03.2020 № 462 налогоплательщику возвращены пени по НДС в сумме 5 192 136 руб. 89 коп.
Письмом от 08.04.2020 № 07-12/1999 налоговый орган сообщил, что пени по НДС в размере 85 910 руб. 67 коп. (5 278 047,56 - 5 192 136,89) не включены в решение о возврате в результате технической ошибки программы.
Налогоплательщик представил в Инспекцию повторное заявление от 15.04.2020 о возврате излишне взысканных пеней по НДС на сумму 85 910 руб. 67 коп.
В соответствии с решением Инспекции от 15.04.2020 № 1249 налогоплательщику возвращены пени по НДС в сумме 85 910 руб. 67 коп. Фактический возврат произведен: 11.03.2020 на сумму 5 192 136 руб. 89 коп., 20.04.2020 на сумму 85 910 руб. 67 коп.
На сумму излишне взысканных пеней в размере 5 278 047 руб. 56 коп. налогоплательщиком исчислены проценты в размере 123 189 руб. 12 коп. со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Предпринимателем по платежному поручению от 28.10.2019 № 752 уплачен штраф по НДС за 2013-2015 годы по решению от 05.12.2017 № 4 в сумме 3 045 451 руб. 10 коп.
Налогоплательщиком в Инспекцию представлено заявление от 17.02.2020 о возврате излишне взысканного штрафа по НДС на сумму 3 045 451 руб. 10 коп.
В соответствии с решением Инспекции от 03.03.2020 № 463 налогоплательщику возвращен штраф по НДС в сумме 3 045 451 руб. 10 коп. Фактический возврат произведен 06.03.2020 - 3 045 451 руб. 10 коп.
На сумму излишне взысканного штрафа в размере 3 045 451 руб. 10 коп. налогоплательщиком исчислены проценты в размере 68 251 руб. 48 коп. со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
По платежным поручениям Предпринимателем уплачено с назначением платежа «НДФЛ за 2013-2015 годы по решению № 4 от 05.12.2017г.», «№ 25759170 по решению о взыскании № 907 от 26.03.2018г.»: 22.12.2017 - 2 300 000 руб., 28.03.2018 - 458 759 руб. 52 коп., 29.03.2018 - 909 690 руб. 50 коп., 30.03.2018 -151 747 руб. 76 коп., 02.04.2018 - 267 629 руб. 43 коп., 03.04.2018 - 574 548 руб., 04.04.2018 - 11 675 руб. 42 коп., 05.04.2018 - 1 325 255 руб. 37 коп.
Кроме того, по платежным поручениям Предпринимателем уплачено с назначением платежа «№ 25759171 по решению № 907 от 26.03.2018»: 05.04.2018 - 1 203 307 руб. 48 коп., 06.04.2018 - 81 472 руб. 24 коп., 09.04.2018 - 95 946 руб. 21 коп.
Предпринимателем в Инспекцию представлены заявления от 17.02.2020 о возврате излишне взысканных НДФЛ в сумме 5 922 128 руб. 11 коп., пеней по НДФЛ в сумме 1 457 903 руб. 82 коп.
В связи с тем, что в заявлениях от 17.02.2020 Предприниматель ошибочно часть излишне взысканной недоимки по НДФЛ в сумме 77 177 руб. 89 коп. просил вернуть как пени по НДФЛ, налоговый орган в решение от 03.03.2020 № 479 о возврате НДФЛ в сумме 5 922 128 руб. 11 коп. не включил НДФЛ в сумме 77 177 руб. 89 коп., как не указанную в заявлении о возврате налога.
При этом, в решение от 03.03.2020 № 473 о возврате пеней по НДФЛ в сумме 1 260 372 руб. 63 коп. налоговый орган не включил сумму 77 177 руб. 89 коп., поскольку переплата по пеням в указанной сумме отсутствует. Кроме того, как указано в письме Инспекции от 08.04.2020 № 07-12/1999, отраженная в заявлении переплата пени по НДФЛ в сумме 120 353 руб. 30 коп. не включена в решение о возврате в результате технической ошибки программы.
Предприниматель представил в налоговый орган повторные заявления от 15.04.2010 о возврате излишне взысканных НДФЛ в сумме 77 177 руб. 89 коп., пеней по НДФЛ в сумме 120 353 руб. 30 коп.
В соответствии с решениями Инспекции от 15.04.2020 № 1247, №1248 налогоплательщику возвращены НДФЛ в сумме 77 177 руб. 89 коп., пени по НДФЛ в сумме 120 353 руб. 30 коп. Фактический возврат произведен в отношении переплаты по НДФЛ: 06.03.2020 - 552 136 руб. 90 коп., 10.03.2020 - 254 030 руб. 49 коп., 11.03.2020 - 905 659 руб. 60 коп., 12.03.2020 - 496 713 руб. 60 коп., 13.03.2020 - 177 389 руб. 70 коп., 16.03.2020 - 511 957 руб. 30 коп., 17.03.2020 - 230 092 руб. 70 коп., 18.03.2020 - 14 109 руб. 20 коп., 19.03.2020 - 349 461 руб. 70 коп., 20.03.2020 - 2 430 576 руб. 92 коп., 20.04.2020 - 77 177 руб. 89 коп.; в отношении переплаты по пеням по НДФЛ: 05.03.2020 - 1 225 513 руб. 39 коп., 06.03.2020 -34 859 руб. 24 коп., 20.04.2020 - 120 353 руб. 30 коп.
На сумму излишне взысканного НДФЛ в размере 5 999 306 руб. налогоплательщиком исчислены проценты в размере 894 366 руб. 49 коп., на сумму излишне взысканных пеней по НДФЛ в размере 1 380 725 руб. 93 коп. - проценты в размере 192 347 руб. 09 коп. со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
По инкассовому поручению от 26.03.2018 № 1073 со счета Предпринимателя 09.04.2018 списан штраф по НДФЛ по решению о взыскании от 26.03.2018 № 907 в сумме 976 127 руб.
Предпринимателем в налоговый орган представлено заявление от 17.02.2020 о возврате излишне взысканного штрафа по НДФЛ в размере 976 127 руб.
В соответствии с решением Инспекции от 03.03.2020 № 474 налогоплательщику возвращен штраф по НДФЛ в размере 976 127 руб. Фактический возврат произведен 05.03.2020.
На сумму излишне взысканного штрафа в размере 976 127 руб. налогоплательщиком исчислены проценты в размере 134 625 руб. 30 коп. со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Таким образом, с Предпринимателя посредством перечисления по платежным поручениям на основании решения, требования об уплате налогового органа и списания по инкассовым поручениям взысканы налоги, пени, штрафы в общей сумме 33 497 633 руб. 59 коп.
На основании решений налогового органа переплата в указанной сумме возвращена налогоплательщику, однако начисление и выплата процентов в порядке пунктов 3, 5 статьи 79 НК РФ Инспекцией не произведены.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что перечисление Предпринимателем денежных средств в уплату налогов, пени и штрафов, начисленных решением налогового органа от 05.12.2017 № 4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, носит характер взыскания Инспекцией недоимки. То обстоятельство, что Предприниматель по платежному поручению от 22.12.2017 № 931 перечислил НДФЛ, начисленный по решению Инспекции от 05.12.2017 № 4, принятому по результатам выездной налоговой проверки, до выставления ему требования об уплате, не изменяет характер платежа.
Уплата денежных средств во исполнение решения налогового органа от 05.12.2017 № 4, которое впоследствии признано недействительным в судебном порядке, не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога.
Следовательно, перечисление Предпринимателем сумм налогов, пеней, штрафов во исполнение требования об уплате от 12.03.2018 № 379, выставленного на основании решения Инспекции от 05.12.2017 № 4, является взысканием налоговых платежей.
При этом, осуществление Предпринимателем указанных платежей после вынесения определения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 13.04.2018 по делу № А38-3040/2018 о приостановлении действия решения Инспекции от 05.12.2017 № 4 не изменяет характер расчетной операции как принудительного взыскания.
Списание средств со счета налогоплательщика по инкассовым поручениям Инспекции, выставленным на основании решения о взыскании от 26.03.2018 № 907, требования об уплате от 12.03.2018 № 379, решения от 05.12.2017 № 4, в силу пункта 2 статьи 46 НК РФ является их принудительным взысканием.
Таким образом, налоги, пени, штрафы на общую сумму 33 497 633 руб. 59 коп., начисленные по решению Инспекции от 05.12.2017 № 4, впоследствии признанному в части их начисления недействительным, уплаченные налогоплательщиком во исполнение этого решения, требования об уплате от 12.03.2018 № 379, а также списанные по инкассовым поручениям налогового органа, обоснованно признаны судом первой инстанции излишне взысканными.
Суд первой инстанции правильно отклонил довод Инспекции о том, что обязанность по возврату возникает, и проценты должны исчисляться только с момента вступления в силу решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.04.2019 по делу № А38-3040/2018 (с 25.12.2019).
В силу прямого указания пунктов 3, 5 статьи 79 НК РФ указанные суммы подлежат возврату налогоплательщику с начисленными на них процентами, исчисленными исходя из действовавшей в период начисления процентов ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Иной порядок определения периода начисления процентов положениями статьи 79 НК РФ не предусмотрен.
Проверив правильность расчета процентов, суд признал, что представленный Предпринимателем расчет процентов на общую сумму 1 918 357 руб. 49 коп. верным. Обоснованность расчета Инспекцией не опровергнута.
Судом правомерно отклонены доводы Инспекции об отсутствии оснований для включения в расчет процентов, начисленных на излишне взысканный НДФЛ в сумме 77 177 руб. 89 коп. за период с 07.03.2020 по 20.04.2020.
Материалами дела подтверждено и налоговым органом не опровегнуто, что взыскание неправомерно начисленного НДФЛ в общей сумме 5 999 306 руб., включающей 77 177 руб. 89 коп., произведено 22.12.2017 - в сумме 2 300 000 руб., 28.03.2018 - в сумме 458 759 руб. 52 коп., 29.03.2018 - в сумме 909 690 руб. 50 коп., 30.03.2018 - в сумме 151 747 руб. 76 коп., 02.04.2018 - в сумме 267 629 руб. 43 коп., 03.04.2018 - 574 548 руб., 04.04.2018 - в сумме 11 675 руб. 42 коп., 05.04.2018 - в сумме 1 325 255 руб. 37 коп. В связи с чем, начисление процентов со дня, следующего за каждым из указанных дней взыскания, на каждую взысканную сумму, соответствует положениям абзаца 2 пункта 5 статьи 79 НК РФ.
Фактический возврат переплаты по НДФЛ в размере 77 177 руб. 89 коп. произведен 20.04.2020.
Ссылка на то, что в заявлениях о возврате от 17.02.2020 Предприниматель ошибочно переплату по НДФЛ в размере 77 177 руб. 89 коп. просил вернуть как пени по НДФЛ, не свидетельствует об отсутствии в бюджете в период с 07.03.2020 по 20.04.2020 указанной излишне взысканной суммы, на которую подлежат начислению проценты по день ее возврата налогоплательщику.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы Инспекции об отсутствии незаконного удержания денежных средств налогоплательщика и его недобросовестном поведении, исключающем выплату процентов.
Положения статьи 79 НК РФ предусматривают взыскание процентов за факт незаконного излишнего взыскания налогов, пени, штрафов в качестве компенсационной меры, направленной на возмещение хозяйствующему субъекту потерь, причиненных незаконным изъятием у него денежных средств.
В рассматриваемом случае факт незаконного взыскания налогов, пени, штрафов подтвержден судебными актами по делу А38-3040/2018, в связи с чем, проценты в порядке пункта 5 статьи 79 НК РФ подлежат начислению и выплате налогоплательщику.
Поскольку налоговый орган произвел возврат Предпринимателю излишне взысканных сумм, установив для этого совокупность надлежащих оснований, он должен исполнить и связанные с этим возвратом обязанности, включая начисление определенных законом процентов.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Предпринимателем требования.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Инспекция от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.11.2020 по делу№ А38-4414/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Марий Эл – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья А.М. Гущина
Судьи М.Б. Белышкова
М.Н. Кастальская