НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2019 № 01АП-558/19

г. Владимир

«12» марта 2019  года                                                     Дело № А79-3236/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.2019.

Постановление в полном объеме изготовлено 12.03.2019.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Белышковой М.Б., Захаровой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» (ОГРН 1027700000679, ИНН 7701285928) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.12.2018 по делу № А79-3236/2018,

принятое судьей Кузьминой О.С.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары от 18.10.2017 № 19-11/9802.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» – Тунилова Н.А. по доверенности от 06.11.2018              № 181106012 сроком действия до 31.01.2020, Фанина Н.Г. по доверенности от 01.01.2019 № 190101071 сроком действия до 31.12.2019;

Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары – Журавлева С.З. по доверенности от 16.01.2019 № 05-1-19/55 сроком действия до 31.12.2019, Чернышева Т.А. по доверенности от 25.01.2019            № 05-1-19/62 сроком действия до 31.12.2019.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее – Инспекция, налоговый орган) проведена камеральная налоговая проверка декларации общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» (далее – Общество) по налогу на имущество организаций за 2016 год.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 11.07.2017         № 19-11/1085.

По итогам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией принято решение от 18.10.2017 № 19-11/9802 о привлечении Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в виде штрафа в размере 3309 руб. 30 коп.

Указанным решением Обществу доначислен налог на имущество за 2016 год в размере 66 186 руб. и начислены пени в сумме 3634 руб. 71 коп.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республикеот 15.12.2017 № 293 решение Инспекции от 18.10.2017 № 19-11/9802 утверждено.

Не согласившись с решением Инспекции от 18.10.2017 № 19-11/9802, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании его недействительным.

Решением от 10.12.2018 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в удовлетворении заявленного требования отказал.

Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.

По утверждению заявителя апелляционной жалобы, Обществом применена пониженная ставка налога на имущество по кодам Общероссийского классификатора основных фондов (далее - ОКОФ), присваиваемым объектам, поименованным в Перечне, утвержденном  Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504, в разделе «Имущество, относящееся к линиям электропередач, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой частью», а именно к воздушным  линиям электропередач, кабельным линиям электропередач, трансформаторным подстанциям.

По мнению Общества, техническая экспертиза проведена лицом, не обладающим специальными познаниями в сфере электроэнергетики.

Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представители Инспекции в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Пунктом 1 статьи 373 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено статьей 375 НК РФ.

В силу пункта 1 статьи 380 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено статьей 380 Кодекса.

Пунктом 3 статьи 380 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) установлено, что налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году - 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году – 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее – Перечень).

Налог на имущество организаций введен в действие в соответствии с главой 30 НК РФ Законом Чувашской Республики от 23.07.2001 № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 38), и обязателен к уплате на территории Чувашской Республики.

В соответствии с Законом № 38 определены налоговая ставка, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налога на имущество.

Согласно пункту 2 статьи 19 Закона № 38 в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в 2016 году установлена налоговая ставка в размере 1,3 процента.

Как следует из материалов дела, в представленной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год налогоплательщиком применена налоговая ставка 1,3% в отношении линий  электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, а именно:

- внутриплощадочных сетей электроснабжения (инвентарные номера: 2005384/119, 2005437/152, 2005521/127, 2007654/163, 2007779/115, 765/116, 791/138, 811/153, 832/120, 857/121, 903/123, 948/161);

- сетей электроснабжения (инвентарные номера: 2007653/163, 2007796/115);

- внутриплощадочных кабельных сетей (технологических) (инвентарный номер: 964998);

- трансформаторной подстанции (инвентарный номер: 2005540/127);

- понижающей трансформаторной подстанции (инвентарный номер: 931/150);

- вводного кабеля (инвентарные номера: 796/116, 812/153, 835/120, 860/121, 906/123).

Вместе с тем право на применение льготы связано с фактической  функциональной принадлежностью объектов налогообложения, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). Присвоение налогоплательщиком принятому на учет имуществу кода ОКОФ, поименованного в Перечне, не достаточно для возникновения у налогоплательщика права на применение льготы в отношении данного имущества.

Право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий:

1) имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 11 статьи 381 НК РФ;

2) имущество поименовано в Перечне.

Поскольку понятие «линии энергопередачи» в налоговом законодательстве отсутствует, подлежат применению нормы отраслевого  законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 НК РФ).

Из статей 3 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями). Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам элсктросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.

К объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (абзац одиннадцатый статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 ГОСТ 19431-84 «Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения», утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 № 1029, энергоснабжение (электроснабжение) - обеспечение потребителей энергией (электрической энергией).

На основании пункта 21 ГОСТ 19431-84 потребителем признается предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло).

Линия электропередачи (ЛЭП) - это электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние (пункт 34 ГОСТ 19431-84).

В силу пункта 5 Государственного стандарта СССР ГОСТ 24291-90 «Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения», утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 № 3403, электропередачей является совокупность линий электропередачи и подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного района энергосистемы в другой.

Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 861, точка поставки определена как место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей.

Границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения па ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

Статьей 3 Федерального закона № 35-ФЗ потребители электрической энергии определены как лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Следовательно, исходя из норм отраслевого законодательства, к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, коды ОКОФ которых содержатся в Перечне, относится имущество, которое с учетом функционального назначения используется для передачи электроэнергии.

При этом следует иметь, что электрическая часть электростанций, линий электропередачи, потребителей электроэнергии состоит из технических устройств, конструктивно и функционально идентичных и, соответственно, имеющих одинаковый код ОКОФ.

Вместе с тем между электрической частью электростанций, потребителей электрической энергии и электрическими сетями имеется четкое технологическое и организационное разграничение.

        Такое разграничение в соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 35-ФЗ устанавливается при технологическом подключении потребителя и производителей электроэнергии к электрическим сетям и фиксируется в актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон - сетевых организаций и производителей и потребителей электрической энергии.

Электрическая часть электростанций и потребителей электроэнергии не может относиться к оборудованию электрических сетей (в состав которых входят линии электропередачи).

Линии электропередачи входят в состав оборудования и сооружений электростанции или потребителей электрической энергии как часть электрических сетей для собственных нужд. Подобные линии электропередачи для собственных нужд электростанций или потребителей электрической энергии не включены в Перечень № 504.

Главой 2.4 Правил устройства электроустановок, утвержденных Минэнерго России от 20.05.2003 № 187, пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, и пунктом 16.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, установлено разграничение балансовой принадлежности электросетей, разграничение эксплуатационной ответственности общества и сетевой организации, являющейся собственником линий электропередачи.

Согласно ответу Приволжского Управления Ростехнадзора от 27.12.2016 № 35417/14 в отношении имущества Общества:

- объект «Внутриплощадочные сети электроснабжения» от ВРУ АЗС № 119 предназначен для собственного электроснабжения оборудования АЗС № 119, электроснабжение осуществляется от подстанции ЗТП 10/0,4 кВ ОАО «ЧЭАЗ»;

- объект «Сети электроснабжения» - это кабельная линия напряжения 0,4 кВ от ТП-231 10/0,4 кВ до ВРУ АЗС №115, предназначен для электроснабжения АЗС № 115;

- объект «Внутриплощадочные сети электроснабжения» предназначен для электроснабжения АЗС № 115, суммарная мощность потребления до 50кВт.

Согласно ответу Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 20.06.2017 № 02/16-2282 в отношении Общества не установлены цены (тарифы) в сфере электроэнергетики.

Письмом от 26.06.2017 № 8799 администрация города  Чебоксары также пояснила, что объекты электросетевого хозяйства Общества предназначены для собственных нужд.

Анализ актов разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электротехнических устройств и сооружений между сетевой организацией и Обществом свидетельствует о том, что Общество выступает потребителем электрической энергии.

Из протокола осмотра территории, помещений налогоплательщика от 08.12.2016, проведенного Инспекцией совместно с государственным инспектором Приволжского Управления Ростехнадзора на территории Чувашской Республики Тимковым Р.В. следует, что объект имущества (инвентарный № 2007796/115) «Сети электроснабжения» магистральная кабельная линия (КЛ) напряжением 0,4 кВ от ТП-231 до ВРУ АЗС № 115  предназначена для собственного потребления электроэнергии на АЗС № 115; объект имущества (инвентарный № 2007779/115) «Внутриплощадочные сети электроснабжения», суммарная мощность потребления до 50 кВ, предназначен для функционирования работы АЗС № 115; объект имущества (инвентарный № 2005384/119) «Внутриплощадочные сети электроснабжения» от ВРУ АЗС № 119 предназначен для собственного электроснабжения оборудования АЗС №119. Электроснабжение осуществляется от существующей подстанции завода 1 площадки ОАО «ЧЭАЗ» КТП 10 силовыми кабелями.

Как следует из протокола допроса инженера-энергетика технической службы Общества Демьянов О.Г. от 15.06.2017 № 1870, рассматриваемые объекты не принимают участие в передаче энергии, а используются для осуществления деятельности Общества.

Согласно протоколу допроса начальника отдела подключения и технологического присоединения к электрическим сетям общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» Машанова Е.В. от 26.09.2017 № 531  оборудование Общества является энергопринимающим устройством, предназначенным для потребления (использования) электрической энергии данным потребителем. В актах разграничения балансовой принадлежности электроустановок и эксплуатационной ответственности четко определены границы разграничения балансовой принадлежности электроустановок сетевой организации и потребителя. В актах разграничения балансовой принадлежности электроустановок и эксплуатационной ответственности отражены энергопринимающие устройства Общества, которые состоят из наружных сетей электроснабжения (кабельных линий электропередачи) и вводно-распределительных устройств.

Хаймуллин В.Ю., начальник службы учета электроэнергии общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» (протокол допроса свидетеля от 26.09.2017 № 532) сообщил, что объекты электросетевого хозяйства сетевых организаций находятся до точки разграничения эксплуатационной ответственности. Точки поставки и точки разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности совпадают. Энергооборудование Общества предназначено для приема электрической энергии от сетевых организаций для собственных нужд.

Таким образом, совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается, что рассматриваемые объекты основных  средств (внутриплощадочные сети наружного электроснабжения АЗС и трансформаторные подстанции) функционально предназначены для нужд собственных автозаправочных станций, а не для передачи электроэнергии иным субъектам.

Территории АЗС Общества с находящимся на них принимающим  (преобразующим) электроэнергию и распределяющим до производственных мощностей Общества оборудованием (внутриплощадочные  электросети, кабели, трансформаторы) является одним внутренним энергорайоном.

Питание электроэнергией внутри района одной энергосистемы не может рассматриваться в качестве процесса энергопередачи.

Подача электроэнергии внутри АЗС от спорных объектов основных средств к помещениям и производственным мощностям АЗС, не может рассматриваться в качестве процесса энергопередачи, поскольку функциональное предназначение спорных объектов основных средств заключается в обеспечении деятельности этих помещений и производственных объектов.

На этом основании не может быть принята во внимание ссылка Общества на передачу электроэнергии по его сетям  к иным потребителям, являющимися арендаторами отдельных помещений АЗС №115, №116, №121, №138, принадлежащих Обществу.

В суде первой инстанции проведен опрос в качестве специалиста в порядке статьи 55.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Машанова Евгения Витальевича - начальника отдела подключения и технологического присоединения к электрическим сетям общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии», из пояснений которого следует, что оборудование Общества является энергопринимающим устройством (его частью), предназначенным для потребления (использования) электрической энергии данным потребителем. В актах разграничения балансовой принадлежности электроустановок и эксплуатационной ответственности четко определены границы разграничения балансовой принадлежности электроустановок сетевой организации и потребителя. В актах разграничения балансовой принадлежности электроустановок и эксплуатационной ответственности отражены энергопринимающие устройства данной организации, которые состоят, в том числе из наружных сетей электроснабжения (кабельных линий электропередачи) и вводно-распределительных устройств. Сам факт формального наименования спорного имущества такое как «внутриплощадочные сети электроснабжения» и «вводной кабель» не изменяет фактическое функциональное назначения конкретного имущества как принимающего оборудования, независимо от того, что в деятельности по передаче электроэнергии также используются сходное по наименования имущество.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции, учитывая совокупность представленных в материалы дела доказательств, пришёл к правильному выводу о незаконности применения Обществом налоговой ставки по налогу на имущество организаций в размере 1,3 процента, установленной пунктом 3 статьи 380 НК РФ в отношении спорных объектов.

Данные объекты, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 380 НК РФ и Перечня № 504, не относятся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, поскольку в соответствии со своим функциональным назначением не используются и не могут быть использованы Обществом для передачи электрической энергии третьим лицам.

При этом суд апелляционной инстанции не принимает во внимание показания Краснов Д.Ю., его экспертное заключение от 20.11.2017 №ЭС-10-2017, поскольку его квалификация в области энергоснабжения, энергетического обследования документально не подтверждена.

Представленное Обществом в материалы дела заключение специалистов от 19.08.2016 № 447-1-77-1.8-364 судом первой инстанции обоснованно не принято во внимание, поскольку предметом исследования являлись иные объекты, по инвентаризационным номерам не совпадающие  с перечнем основных средств, отраженных в решении Инспекции от 18.10.2017 № 19-11/9802.

В связи с наличием обязанности по уплате налога в доначисленном размере начисление Обществу пени также является правомерным в соответствии со статьей 75 НК РФ, а равно привлечение к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в соответствующем размере.

На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении требования о признании недействительным решения Инспекции от 18.10.2017 № 19-11/9802.

Апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

Ссылка Общества на судебную практику по иным конкретным делам не может быть принята во внимание, поскольку предметом рассмотрения по данным делам выступало имущество, отличное по своему функциональному назначению от имущества, рассматриваемого в настоящем деле.

        Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся  в силу  части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

         Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.

 Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.12.2018 по делу № А79-3236/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                       А.М. Гущина

Судьи                                                                                    М.Б. Белышкова

                                                                                  Т.А. Захарова