Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«07» июня 2022 года Дело № А39-13283/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.06.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.04.2022 по делу № А39-13283/2021, принятое по заявлению Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» Федерального дорожного агентства» о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» Федерального дорожного агентства» (далее по тексту – Учреждение) обратилось в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее по тексту - Управление) с просьбой организовать процедуру реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях промышленности, транспорта, переведенных из земель лесного фонда.
От Управления 02.09.2021 в адрес Учреждение поступило письмо №13/11425, согласно которому вопрос порядка реализации полученной в результате рубки древесины при предоставлении земельных участков из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, законодательством не урегулирован. До выработки официальной позиции по данному вопросу Министерством финансов Российской Федерации, Управление считает возможным руководствоваться позицией, изложенной в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 10.11.2010 №09-02-02/08-117 и от 31.05.2010 №09-02-04/08-66, согласно которой средства, полученные в результате реализации древесины, поступающей в распоряжение
подведомственных Росавтодору федеральных государственных учреждений при вырубке лесов, расположенных на земельных участках категории земель
промышленности и иного специального назначения, подлежат зачислению в федеральный бюджет. В связи с обращением Учреждения, Управление направило запрос в адрес Росимущества о получении разъяснений на изложенные вопросы и получения ответа на вопрос о том, является ли МТУ Росимущество органом, уполномоченным на реализацию древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Ответ в Управление не поступал.
В ходе неоднократных попыток решить вопрос по реализации древесины
с указанными ведомствами, Управление 10.11.2021 в Учреждение направило ответ Росимущества на запрос, из которого следует, что вопрос порядка реализации полученной в результате рубки древесины при предоставлении земельных участков из состава земель населенных пунктов, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 №516, в настоящее время не урегулирован. Таким образом, Управлением не было предпринято действий по реализации полномочий собственника в отношении древесины.
Посчитав бездействия Управления по не принятию в собственность Российской Федерации древесины объемом 42083,35 м3 стоимостью 11 251 774 рублей 37 копеек, образованной в результате реализации проекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-5 «Урал» от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска. Строительство автомобильной дороги М-5 «Урал» Москва- Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск на участке обходов н.п. Умет, н.п.Аким-Сергиевка, н.п. Зубова Поляна км 411 - км 466, Республика Мордовия» нарушающими права и законные интересы Учреждения, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченыоткрытое акционерное общество «Хотьковский автомост», Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее по тексту - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.04.2022заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на нарушение норм материального права. Указывает, что вопрос порядка реализации полученной в результате рубки древесины при предоставлении земельных участков в настоящий момент не урегулирован.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Открытое акционерное общество «Хотьковский автомост», Росимущество отзывы на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании части 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации -республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена презумпция государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в частной или муниципальной собственности.
Судом установлено, следует из материалов дела и участвующими в деле лицами не опровергается, что спорная древесина является собственностью Российской Федерации.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение о Росимуществе).
Абзацем первым пункта 1 Положения о Росимуществе установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по управлению федеральным имуществом.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации (абзац второй).
В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (пункт 5.3), организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом, приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже (пункт 5.4).
Таким образом, Росимущество осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества независимо от его назначения, за исключением того имущества, право распоряжения которым в силу прямого указания закона предоставлено соответствующим государственным органам.
В соответствии с приказом Росимущества от 16.12.2016 № 453 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия реорганизовано в форме присоединения к нему Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области.
Согласно пункту 1 Положения о б Управлении, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом № 460 от 19.12.2016, Управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Республики Мордовия, Республики Марий Эл, Чувашской Республики и Пензенской области.
Территориальный орган в установленной сфере деятельности самостоятельно осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа (пункт 4.1.1).
Как следует из материалов дела, Учреждение выполняет функции заказчика по строительству объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-5 «Урал» от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска. Строительство автомобильной дороги М-5 «Урал» Москва - Рязань - Пенза -Самара - Уфа - Челябинск на участке обходов н.п. Умет, н.п. Аким-Сергиевка, н.п. Зубова Поляна км 411 - км 466, Республика Мордовия». С целью исполнения проекта, между заказчиком - ФКУ Учреждением и подрядчиком – открытым акционерным обществом «Хотьковский автомост» был заключен государственный контракт № 5/3-20 от 30.03.2020.
В рамках реализации проекта, на участке ПК 91+65,1-ПК399+24, согласно таблице № 2 «Перечень образуемых лесных участков (частей лесных участков), планируемых к занятию, часть которых подлежит переводу в «земли промышленности, энергетики, транспорта,..» в целях размещения линейных объектов», содержащейся в документации по планировке территории объекта (стр.26), утвержденной распоряжением Федерального дорожного агентства от 12.03.2014 № 385-р (с учетом внесения изменений, утвержденных распоряжением Федерального дорожного агентства от 25.12.2020 № 4099-р), осуществлен раздел лесных участков с образованием земельных участков переведенных в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения» (далее - земли промышленности) и видами разрешенного использования «автомобильный транспорт». Изменение категории из земель лесного фонда в земли промышленности, транспорта произошло при постановке данных земельных участков на кадастровый учет на основании утвержденной документации по планировке территории.
Образованные земельные участки с кадастровыми номерами: 13:08:0000000:432, 13:08:0121006:292, 13:08:0131007:469, 13:08:0316004:226, 13:08:0316004:227, 13:08:0432005:634, 13:08:0432005:635, 13:08:0432005:636, 13:08:0432005:637, 13:08:0432005:641, 13:08:0432005:642, предоставлены учреждению в постоянное (бессрочное) пользование на основании распоряжений Росавтодора № 2112-р от 04.06.2021 и № 2447-р от 02.07.2021.
Земельные участки с кадастровыми номерами: 13:08:0131007:477, 13:08:0131007:478 предоставлены учреждению в постоянное (бессрочное) пользование на основании приказов Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия № 511 от 28.06.2021 и № 515 от 28.06.2021. Изменение категории из земель лесного фонда в земли промышленности, транспорта земельных участков: 13:08:0131007:477, 13:08:0131007:478 осуществлено при регистрации прав на них на основании пункта 2 статьи11 Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов».
В связи с тем, что на земельных участках с кадастровыми номерами 13:08:0000000:432, 13:08:0121006:292, 13:08:0131007:469, 13:08:0316004:226, 13:08:0316004:227, 13:08:0432005:634, 13:08:0432005:635, 13:08:0432005:636, 13:08:0432005:637, 13:08:0432005:641, 13:08:0432005:642, 13:08:0131007:477, 13:08:0131007:478 произрастал лес, который препятствовал использованию земельных участков по их назначению, Учреждение силами подрядной организации ОАО «Хотьковский автомост», в соответствии с условиями государственного контракта осуществило на указанных земельных участках вырубку деревьев для высвобождения строительной площадки, и складирование на специально отведенной охраняемой площадке.
ООО «Промкомбинат», на основании государственного контракта, заключенным с Учреждением, был установлен объем вырубаемых насаждений и произведены расчеты платы лесных насаждений, утвержденные письмом Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия №3645 от 18.08.2021, в соответствии с которыми:
- на 1 этапе ПК 91+65,1 -ПК 114+14 общий объем ликвидной древесины вырубки лесных насаждений составляет 1572,04 м3, итоговая цена 386 126 руб. 20 коп.;
- на 2 этапе ПК 374-ПК 399+24 общий объем ликвидной древесины вырубки лесных насаждений составляет 4426,55 м3, итоговая цена 1 096 728 руб. 13 коп.;
- на 3 этапе ПК 114+14 - ПК 374 общий объем ликвидной древесины вырубки лесных насаждений составляет 36 084,76 м3, итоговая цена 9 768 920 руб. 04 коп.
Итого, объем вырубленной древесины составляет 42 083,35 м3.
Общая стоимость древесины в соответствии с частью 5 статьи 76 Лесного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2018 №1318 «О применении в 2021-2023 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» определена в размере 11 251 774 рублей 37 копеек.
В письме №2089 от 11.11.2021 ОАО «Хотьковский автомост» сообщило, что в соответствии с законодательством Российской Федерации, подрядчик не правомочен реализовывать указанную древесину самостоятельно, так как не является ее собственником и не обладает каким-либо другим правом, на основании которого подрядчику разрешено распоряжение данным имуществом. В том числе, подрядчик не имеет права декларировать сделки купли-продажи вырубленной древесины в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней. Не имея возможности реализовать древесину, подрядчик несет расходы, связанные с ее хранением и оплатой услуг по ее охране.
В письме №5333 от 19.11.2021 Учреждение доводит до сведения ОАО «Хотьковский автомост», что также не имеет возможности принять и распорядиться древесиной, образованной в процессе вырубки лесных насаждений на указанных земельных участках, находящихся в федеральной собственности и постоянном (бессрочном) пользовании Учреждения, поскольку вырубленная древесина является имуществом Российской Федерации, законодательством не урегулирован вопрос о возникновении у пользователя земельным участком права собственности в отношении такой древесины и не определен порядок ее реализации.
Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия 12.08.2021 направило в Учреждение копию письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.07.2021 №16-29/20404 «О реализации древесины», из текста которого следует, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 №604 «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации» и положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (Росимущество), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432, Росимущество (его территориальные органы) наделены полномочиями не только по реализации древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, но и иным федеральным имуществом в случаях, если иное не предусмотрено законом Российской Федерации. Смена категории земельного участка не наделяет балансодержатель земельного участка правом собственности в отношении лесных насаждений, так как право собственности земельного участка остается за Российской Федерацией. Стоит отметить тот факт, что на земельных участках, ранее входивших в состав земель лесного фонда, функции по распоряжению древесиной осуществляло Росимущество (его территориальные органы).
Учреждение 17.08.2021 обратилось в Росавтодор по вопросу согласования проведения процедуры реализации древесины, полученной при использовании лесов.
Согласно полученному 26.08.2021 ответу Росавтодор №06-28/38302, вопрос реализации древесины, полученной при использовании земельных участков, не относится к компетенции Федерального дорожного агентства.
Поскольку в силу правового статуса, у Учреждения отсутствуют права на реализацию вырубленной древесины, которая является имуществом Российской Федерации, как правообладатель земельных участков, 27.07.2021 в письме №1020-исх Учреждение обратилось в адрес руководителя Управления с просьбой организовать процедуру реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях промышленности, транспорта, переведенных из земель лесного фонда.
Управлением не было предпринято действий по реализации полномочий собственника в отношении древесины.
Таким образом судом правомерно установлено наличие со стороны Управления нарушений прав и законных интересов Учреждения в сфере экономической деятельности.
Довод Управления об отсутствии у него соответствующих полномочий собственника в отношении спорной древесины правомерно отклонен судом, поскольку Управление обязано реализовать полномочия собственника в отношении древесины, полученной в результате вырубки лесных насаждений на земельных участках из состава земель промышленности, являющихся федеральной собственностью, при реализации проекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-5 "Урал" от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска. Строительство автомобильной дороги М-5 «Урал» Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа -Челябинск на участке обходов н.п. Умет, н.п. Аким-Сергиевка, н.п. Зубова Поляна км 411 - км 466, Республика Мордовия».
При таких обстоятельствах бездействие Управления по не реализации своих полномочий собственника в части распоряжения древесиной, которая является собственностью Российской Федерации, образовавшейся в результате вырубки на земельных участках с кадастровыми номерами 13:08:0000000:432, 13:08:0121006:292, 13:08:0131007:469, 13:08:0316004:226, 13:08:0316004:227, 13:08:0432005:634, 13:08:0432005:635, 13:08:0432005:636, 13:08:0432005:637, 13:08:0432005:641, 13:08:0432005:642, 13:08:0131007:477, 13:08:0131007:478, является незаконным.
Кроме того, согласно пояснениям Учреждения, спорная древесина складирована подрядчиком и последний вынужден обеспечивать ее сохранность за счет собственных средств на земельных участках, предназначенных для строительства и реконструкции автомобильной дороги, что препятствует реализации проекта, заказчиком которого выступает Учреждение. При этом, в связи с тем, что данная древесина является собственностью Российской Федерации, Учреждение, как пользователь земельных участков и заказчик работ, несет за нее ответственность. Длительное хранение древесины повлечет потерю ее товарных свойств, вследствие чего имущественные интересы Российской Федерации будут нарушены.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что бездействия Управления являются незаконными.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.04.2022 по делу № А39-13283/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья
Т.В. Москвичева
Судьи
А.М. Гущина
М.Н. Кастальская