ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
01 сентября 2010 г. Дело № А55-7152/2010
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 сентября 2010 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хархавкиным А.А.,
с участием:
от Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 379 городского округа Самара» - Борщук А.В. удостоверение от 14.11.2008 года № 2490,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары – Сафиулина Н.В. доверенность от 11.01.2010 года № 04-16/00007,
от третьего лица – Черникова И.А. доверенность от 17.05.2010 года № 12-19/12212@,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 августа 2010 года, в зале № 7, апелляционные жалобы
Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары,
Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02 июля 2010 года по делу № А55-7152/2010, судья Львов Я.А.,
по заявлению Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №379 городского округа Самара»,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 379 городского округа Самара» (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Самары (далее - ответчик, налоговый орган) № 19435 от 12.01.2010 года о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02 июля 2010 года заявленные требования удовлетворены.
Принимая судебный акт, суд первой инстанции исходил из того, что решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Самары № 19435 от 12.01.2010 года о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации.
Не согласившись с выводами суда, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение.
В апелляционной жалобе налоговый орган считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Ссылается на то, что порядок лицензирования образовательной деятельности, в том числе по программе дошкольного образования, установлен п.1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 г. № 796 Положение о лицензировании. Согласно наименованию налогоплательщика – Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 379 городского округа Самара, оно является дошкольным образовательным учреждением.
Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, не согласившись с выводами суда, также подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в заявленных требованиях МДОУ детский сад № 321 отказать.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области считает, что в период с 01.04.2009 года по 30.06.2009 года деятельность детского сада осуществлялась без лицензии, что является нарушением условий, необходимых для получения права пользоваться льготой, предусмотренной п.п.4 п. 2 ст. 149 НК РФ.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве (вх. от 24.08.2010 г.). Просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения. Считает, что налоговый орган не доказал наличие у детского сада № 379 налогооблагаемой базы по НДС.
Апелляционные жалобы на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрены в соответствии с требованиями статей 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционных жалоб, объяснений лиц, участвующих в деле, отзыва на жалобу, пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, при этом исходила из следующих обстоятельств.
Согласно позиции налогового органа при принятии оспариваемого решения заявитель неправомерно использовал освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подп.4 п.2 ст.149 НК РФ во 2 квартале 2009 года, поскольку лицензия серии А 058787 на право осуществления образовательной деятельности имела срок действия по 01.11.2007 года, и в проверяемом периоде заявитель не имел лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Арбитражный суд установил, что в проверяемом периоде у заявителя действительно отсутствовала лицензия на право осуществления образовательной деятельности, поскольку органом пожарного надзора были выявлены обстоятельства, которые не позволяли соискателю лицензии обеспечить пожарную безопасность при осуществлении деятельности. Заявитель обращался в управление образования Железнодорожного и Советского районов городского округа Самара с целью выделения из бюджета денежных средств на устранение нарушений требований пожарной безопасности, которое письмом от 22.07.2009 года сообщило о включении данной заявки в смету расходов на 2010 год (л.д.42-43).
Арбитражный суд, принимая судебный акт, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), приведен в статье 149 НК РФ.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях.
Пунктом 6 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Применение налогоплательщиком льгот по налогу на добавленную стоимость, предусмотренных статьей 149 НК РФ, поставлено в зависимость от наличия у него соответствующей лицензии только в том случае, если ее получение обусловлено действующим законодательством.
Федеральным законом от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что оказание услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях не подлежит лицензированию; лицензия необходима для осуществления образовательной деятельности.
Дошкольное образование и содержание детей являются различными и самостоятельными видами деятельности дошкольного учреждения, что, в свою очередь, подтверждается подпунктами 4 и 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
В соответствии со ст.52.1, ст. 52.2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» с изменениями № 207-ФЗ от 5 декабря 2006 года родительская плата взимается за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Родителям выплачивается компенсация части родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в соответствующем учреждении. Финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации, является расходным обязательством Российской Федерации.
С позиции изложенного, арбитражный суд обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Доводы, приведенные Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары и Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области в апелляционных жалобах, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 июля 2010 года по делу № А55-7152/2010 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий С.Т. Холодная
Судьи Т.С. Засыпкина
В.В. Кузнецов