НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2019 № А65-30223/18

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

05 июня 2019 года дело № А65-30223/2018

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2019 года

Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2019 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Деминой Е.Г., судей Морозова В.А., Шадриной О.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Калякиной К.А.,

с участием:

от некоммерческой организации "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" – ФИО1, доверенность № 09 от 10.01.2019,

от товарищества собственников жилья "Фаворит" – ФИО2, доверенность от 16.11.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале № 2 апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Фаворит" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 марта 2019 года по делу №А65-30223/2018 (судья Шайдуллин Ф.С.)

по иску некоммерческой организации "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к товариществу собственников жилья "Фаворит" (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании и о понуждении включить в промежуточный ликвидационный баланс ТСЖ "Фаворит" долг по соглашению

УСТАНОВИЛ:

некоммерческая организация "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" (далее – истец, Фонд) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к товариществу собственников жилья "Фаворит" (далее – ответчик, ТСЖ "Фаворит") о взыскании 5 701 607,04 руб. долга по соглашению, о понуждении включить в промежуточный ликвидационный баланс ТСЖ "Фаворит" с суммой долга в размере 5 701 607,04 руб. по соглашению.

Решением от 13.03.2019 суд первой инстанции обязал ликвидатора товарищества собственников жилья "Фаворит" включить в промежуточный ликвидационный баланс долг в пользу некоммерческой организации "Фонд ЖКХ РТ" в размере 2 546 984,34 руб., и 22 107 руб. расходов в счет возмещения уплаченной государственной пошлины.

В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.

Ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования оставить без удовлетворения.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора по требованию о взыскании долга за период с февраля 2018 года по июль 2018 года.

В нарушение части 4 статьи 170 АПК РФ в мотивировочной части решения суд не указал мотивы, по которым отверг платежные документы ООО ЕРЦ "Татаэнергосбыт".

Представленные ответчиком доказательства свидетельствуют о том, что взносы собственников помещений ТСЖ "Фаворит" на капитальный ремонт за период с 01.07. 2014 по 31.12.2016 в общем размере 5 323 867, 39 руб. были использованы исключительно на цели, связанные с проведением и оплатой работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, - установку коллективных (общедомовых) приборов учета используемых горячей воды и тепла согласно адресным программам.

Установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, относится к видам работ по капи

Установка или замена коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, как вид работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах включены в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12. 2013 № 1146.

Установив, что установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, суд пришел к выводам, что сам по себе этот факт, а также "факт самостоятельной установки коллективных (общедомовых) приборов учета используемых горячей воды и тепловой энергии не означает автоматическое освобождение ответчика от уплаты взносов по действующему соглашению с истцом..

Дома ТСЖ"Фаворит", в которых установлены приборы учета, включены в приложения к Республиканской адресной программе № 6 "Перечень многоквартирных домов, в которых планируется установка обще домовых приборов учета в 2010 году по лизингу" и № 8 "Перечень многоквартирных домов, в которых планируется установка общедомовых приборов учета в 2011 году по лизингу" 2

Представленные ответчиком доказательства опровергают вывод суда первой инстанции о том, что "утверждение Постановлением Кабинета Министров РТ от 18.12.2008 № 900 Республиканской адресной Программы перехода на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета на 2009 - 2011 годы не освобождает ответчика от исполнения принятых на себя обязательств по соглашению № 048, подтверждают отсутствие вины ТСЖ "Фаворит" в неисполнении обязательств по соглашению № 048 в период с 01.07. 2014 г. по 31.12.2016 в который взносы собственников помещений на капитальный ремонт перечислялись лизинговой компании за установку коллективных (общедомовых) приборов учета.

Вывод суда первой инстанции о невозможности зачета взносов собственников помещений на капитальный ремонт за период с 01.07.2014. по 31.12.2016 в общем размере 5 323 867, 39 руб., использованных на оплату проведенных работ по капитальному ремонту - установку в домах товарищества по Программам лизинга коллективных (общедомовых) приборов учета - в счет исполнения обязательств ТСЖ "Фаворит" по соглашению № 048, противоречит представленным сторонами доказательствам и основан на неверном толковании закона.

Работы выполнены до наступления установленного Региональной программой срока.

В порядке установления необходимости проведения капитального ремонта повторная установка коллективных (общедомовых) приборов учета в домах ТСЖ "Фаворит", в которых эти приборы были установлены по программам лизинга в 2010 -2011 годах в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуется.

Порядок зачета использованных на цели капитального ремонта средств в счет исполнения обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора установлен частями 5, 6 статьи 8 Закона РТ от 25.06.2013 № 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан":

Вывод суда об отсутствии доказательств соблюдения ответчиком порядка подачи заявления о зачете, в частности, о том, что ответчик не представил истцу соответствующие документы, противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам:

При принятии решения суд не рассмотрел заявление ответчика о недобросовестности истца, которое является самостоятельным основанием для отказа в иске на основании абзаца 1 пунктов 1, 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ).

Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании

Представитель истца отклонил жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.

ТСЖ "Фаворит" осуществляло управление многоквартирными жилыми домами №49, №51, №51А, №53, №62, №64, №66, №70, №72, №74, №76, 76А по пр. Шашина, №19, №21, по ул. Грибоедова, №24, №30А, №36, №42, №44, №46, №48, №50 по ул. Лермонтова, № 37 по ул. Садриева, №8, №10, №12, №14, №16, №18 по ул. Чайковского города Лениногорск.

Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район"№154 от 23.04.2014 принято решение формировать фонд капитального ремонта перечисленных в приложении 1 многоквартирных домов на счет регионального оператора.

Между истцом (Фонд) и ответчиком (управляющая организация) 10.06.2014 заключено соглашение о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта N 048, согласно которому ответчик обязался обеспечить ежемесячно в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным, перечисление на счет Фонда взносов на капитальный ремонт и наем, уплаченных собственниками помещений в многоквартирных домах, указанных в приложении №1, на уровне не ниже установленного Кабинетом Министров Республики Татарстан размера минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан (пункт 3.1.1 соглашения).

Согласно пункту 3.2.1 соглашения №048 Фонд аккумулирует платежи за капитальный ремонт на счетах Фонда, осуществляет их учет, и финансирует проведение капитального ремонта в соответствии с краткосрочным планом по реализации Региональной программы.

В период с 01.07.2014 по 31.01.2018 ответчик перечисление на счет Фонда указанных взносов в не производил, претензию истца оставил без удовлетворения.
Судом установлено, что 02.07.2018 внеочередным общим собранием собственников жилья "Фаворит" принято решение о ликвидации ТСЖ "Фаворит", назначении ликвидатором ФИО3.

Узнав о принятии решения о ликвидации ТСЖ "Фаворит" истец 23.08.2018 обратился к ликвидатору ответчика с письмом исх. 517-ф от 22.08.2018 о включении требования на 6 250 569,26 руб. в ликвидационный баланс и удовлетворении требований на сумму 6 250 569, 26 руб. в порядке, установленном законодательством.

Неисполнение ответчиком обязательств по перечислению на счет Фонда взносов на капитальный ремонт и наем явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями статей 309, 310, 219 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 153, 156, 158. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ).

Частью 8.2. статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Законом Республики Татарстан от 25.06.2013 N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" (далее - Закон N 52-ЗРТ) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений по истечении двух календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую включен этот многоквартирный дом.

В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных организацией, осуществляющей начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги в многоквартирном доме, не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Собственники помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных организацией, осуществляющей начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги в многоквартирном доме, не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Собственники помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Перечисление взносов на капитальный ремонт осуществляется на счет регионального оператора, указанный в платежных документах (пункт 2 статьи 8 Закона N 52-ЗРТ).

В целях реализации Закона Республики Татарстан от 25.06.2013 N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1146 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан.

Постановлением Кабинета Министров РТ от 29.06.2013 N 450 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в РТ" установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в период с 2014 по 2016 год включительно в размере 5 рублей на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц, а с 2017 года - в размере 5,85 рубля на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров РТ от 10.06.2013 г. N 394 Некоммерческая организация "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" (истец) является специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в РТ (региональный оператор).

Взнос на капитальный ремонт включается в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме, что предусмотрено пунктом 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (часть 1 статьи 155 Кодекса) на основании платежных документов, направляемых на оплату истцом.

Соглашением №048 стороны установили обязанность ответчика ежемесячно в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным, перечислять на счет истца взносы на капитальный ремонт и наем, уплаченных собственниками помещений в многоквартирных домах, указанных в приложении №1, на уровне не ниже установленного Кабинетом Министров Республики Татарстан размера минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан.

Между сторонами 31.01.2018 подписан акт сверки, из которого следует наличие задолженности ответчика перед истцом за период с 01.07.2014 по 31.01.2018 в размере
6 250 569,26 руб.

Подписание руководителем управляющей организации акта сверки свидетельствует о том, что при его подписании ответчик не рассчитывал на зачет долга в счет исполнения обязательств по соглашению №48.

Возражая против исковых требований в части взыскания 5 323 867,39 руб. начисленных за период с 01.07.2014 по 31.12.2016, ответчик сослался на перечисление указанной суммы в счет оплаты исполнения обязательств по договорам лизинга и агентским договорам.

Судом установлено, что между ответчиком и ЗАО "Объединенная лизинговая компания Центр – Капитал"заключены договоры лизинга оборудования №01291/З-Ц/02/1600-ТСЖ/ЦК от 01.12.2010, №01792/Д-НЧ/02/ТСЖ/ЦК от 11.04.2012, согласно которым ЗАО "Объединенная лизинговая компания Центр – Капитал"обязалось приобрести в собственность указанное Управляющей организация оборудование и предоставить его за плату на определенный срок во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

Приложениями №3 к договорам лизинга согласованы условия по монтажу и вводу имущества в эксплуатацию.

Актами к договорам лизинга оборудования уравляющей организацией принято в собственность следующее имущество: узлы учета, термопреобразователь сопротивления, преобразователь расхода, монтажные комплекты, вычислитель количества теплоты, датчики давления и др.

Во исполнение обязательств по договорам лизинга ответчиком произведено перечисление взносов на капитальный ремонт в размере 5 323 867,39 руб., что подтверждено платежными поручениями и актом сверки с ЗАО "Объединенная лизинговая компания Центр – Капитал".

Ответчик, ссылаясь на постановление Кабинета Министров Республики Татарстан №1146 от 31.12.2013, указал, что перечисленные за установку коллективных (общедомовых) приборов учета используемых горячей воды и тепловой энергии денежные средства, составляющие взносы собственников помещений на капитальный ремонт за период с 01.07.2014 по 31.12.2016 использованы исключительно на цели, связанные с проведением работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах ТСЖ "Фаворит", и истец должен был их зачесть в счет исполнения обязательств по соглашению №048.

Уже в ходе судебного разбирательства, ликвидатор ответчика 29.11.2018 обратился к истцу с заявлением о зачете указанных денежных средств, равном стоимости ранее проведенных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, приложив к нему муниципальные адресные программы капитального ремонта по установке приборов учета многоквартирных домов Лениногорского муниципального района на 2010 и 2011 годы, копию выписки из приложения №6 к краткосрочному плану реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 №1146 в 2016 году.

По результатам рассмотрения указанного заявления истец письмом исх. №930-ф от 17.12.2018 сообщил, что представленное ликвидатором заявление о зачете средств не соответствует требованиям, установленным Жилищным кодексом и Законом РТ №52-ЗРТ от 25.06.2013 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан".

Довод ответчика о наличии обязанности у истца произвести зачет на указанную сумму судом первой инстанции обоснованно отклонен.

В соответствии со статьей 181 ЖК РФ в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

Статьей 8 Закона N 52-ЗРТ установлено, что в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 ЖК РФ, засчитываются в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

Согласно части 5 статьи 8 Закона N 52-ЗРТ зачет средств в случае, предусмотренном частью 4 статьи 8 Закона N 52-ЗРТ, осуществляется при обращении собственников помещений либо лиц, уполномоченных действовать от имени собственников помещений, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, к региональному оператору с заявлением об осуществлении зачета средств в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие оплату подрядной организации оказанных услуг и (или) выполненных работ, и акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, оформленные в соответствии с частью 3 настоящей статьи и согласованные с органом государственного жилищного надзора Республики Татарстан и уполномоченным органом. Региональный оператор осуществляет проверку представленных документов в течение 30 дней с даты их поступления и принимает решение об осуществлении зачета или мотивированное решение об отказе в осуществлении зачета, о котором уведомляет собственников помещений в течение 10 дней с даты принятия соответствующего решения.

В соответствии с пунктом 2.7 Порядка приемки выполненных работ и (или) оказанных услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме с участием лиц, уполномоченных действовать от имени собственников помещений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.06.2016 № 378 (далее - Порядок) основанием для перечисления региональным оператором средств в целях оплаты установленных (замененных) в период до 1 июня 2014 года коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах являются следующие документы:

договор, заключенный до 1 июня 2014 года, на выполнение установки (замены) коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах в период до 1 июня 2014 года;

подписанное региональным оператором дополнительное соглашение к договору, указанному в абзаце втором пункта 2.7 Порядка, предусматривающее обязательства регионального оператора по оплате выполненных в период до 1 июня 2014 года работ по установке (замене) коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах с указанием срока, источника и размера платежей;

акт о наличии установленного коллективного (общедомового) прибора учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирном доме;

акт сверки взаимных расчетов по договору, указанному в абзаце втором пункта 2.7 Порядка, между сторонами соответствующего договора.

Перечисление региональным оператором средств за установленные (замененные) в период до 1 июня 2014 года коллективные (общедомовые) приборы учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах осуществляется в случаях, если финансирование указанных работ предусмотрено Краткосрочным планом.

При этом, согласно Краткосрочному плану реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.10.2016 № 729, финансирование работ за установленные (замененные) в период до 1 июня 2014 года коллективные (общедомовые) приборы учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, указанных Ответчиком, не предусмотрено.

На основании изложенного суд правильно указал, что порядок расходования денежных средств подлежащих зачислению на счет регионального оператора по статье "капитальный ремонт" императивно установлен нормами законодательства.

Доказательств соблюдения указанного порядка истцом не представлено.

Из пояснений ответчика следует, что ежемесячно направлялись истцу письма с указанием на перечисление им денежной суммы ЗАО " объединеная лизинговая компания "Центр-Капитал" с просьбой при составлении отчетов о перечислении средств по статье "Капитальный ремонт" учитывать лизинговые платежи.

В качестве доказательств направления указанных писем ответчиком представлены несколько скриншотов, из которых следует их направление на электронную почту, которые, в свою очередь, оставлены истцом без рассмотрения.

Отсутствие ответов на указанные письма ответчик расценив как согласие Фонда с действиями ответчика.

Оценку ответчиком отсутствия ответов на его письма как согласие на произведение зачета суд первой инстанции признал необоснованным, поскольку частью 6 статьи 8 Закона N 52- ЗРТ прямо установлен порядок рассмотрения заявления об осуществлении зачета, по результатам рассмотрения которого должно быть принято положительное или отказное решение.

Суд признал скриншоты ненадлежащим доказательством соблюдения указанного порядка, при этом суд исходил из того, что скриншоты страницы сайта Яндекспочта (mail.yandex.ru) не соответствуют требованиям относимости и достоверности доказательств, поскольку не позволяют установить, что данные письма были направлены по электронной почте именно некоммерческой организации "Фонд ЖКХ РТ". Тем более, что из самого скриншота следует, что получателем письма является ФИО4.

Из материалов дела следует, что электронный адрес получателя является соглашения №048, равно, как и иные документы не содержат указания на адрес электронной почты некоммерческой организации "Фонд ЖКХ РТ".

Кроме того, суд установил, что договоры лизинга заключены в 2010 и 2012 годах, тогда как Фонд создан в 2013 году и обеспечивает аккумулирование взносов на капитальный ремонт с 2014 года.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 №185- ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных работ. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" также относит установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.

В силу статьи 14 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" наличие утвержденной в соответствии с жилищным законодательством программы является обязательным условием предоставления финансирования за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно части 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта.

Между тем, некоммерческая организация "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" в рассматриваемом случае не является стороной договоров лизинга, не выступает лизингополучателем и не является лицом, на которую возложена обязанность по финансированию оплаты лизинговых платежей.

Суд правильно указал, что утверждение Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2008 №900 Республиканской адресной программы перехода на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета на 2009- 2011 годы не освобождает ответчика от исполнения принятых на себя обязательств по Соглашению №048.

Кроме того, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №1146 от 31.12.2013 "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан" ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения, ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем ХВС, ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, ремонт крыши, ремонт подвального помещения, установка приборов учета, ремонт фасада, ремонт фундамента предусмотрены в 2043 году.

В рассматриваемом случае правовое значение имеет принятие Региональной программы капитального ремонта, регулирующей вопросы распределения расходов по взносам на капитальный ремонт, в соответствии с которой, как указывалось выше, установка коллективных приборов учета в рассматриваемых домах истца вплоть до 2043 года не предусмотрена.

Ссылка ответчика на отнесение установки коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов не является основанием для произведения зачета, поскольку возложение финансовых обязательств на Фонд договорами лизинга не предусмотрено.

Кроме того, согласно всем актам передачи имущества, подписанным лизингодателем и лизингополучателем, общедомовые приборы учета, установленные за счет платежей, предназначенных для капитального ремонта домов, переданы в собственность лизингополучателя, а не в общую собственность собственников жилых помещений, что также исключает возможность зачета уплаченных средств (том 1, л.д. 115- 121).

Таким образом, указанные обстоятельства не снимают с ответчика обязанности по оплате предусмотренных соглашением взносов за спорный период времени. Факт самостоятельной установки коллективных (общедомовых) приборов учета используемых горячей воды и тепловой энергии, по мнению суда, не означает автоматическое освобождение ответчика от уплаты взносов по действующему соглашению с истцом.

Ответчик, возражая против исковых требований, указывает, что на основании агентских договоров открытым акционерным обществом «Центр информационных ресурсов жилищно – коммунального хозяйства и строительства» муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" перечислены на счет истца взносы собственников помещений на капитальный ремонт.

Из материалов дела следует, что между ответчиком и ОАО "Центр информационных ресурсов жилищно – коммунального хозяйства и строительства» муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" (агент) заключен агентский договор №14/2015 от 02.02.2015, согласно которому управляющая организация поручает, а агент обязался за вознаграждение производить от имени и за счет принципала первичный бухгалтерский учет в части начисления, обработки и контроля платежей потребителей за жилищно – коммунальные услуги, организовать сбор платежей за услуги, осуществлять обработку показаний приборов учета коммунальных ресурсов, а также формировать необходимую для этого базу данных, изготавливать для передачи потребителям услуг единый платежный документ (л.д. 64 – 65, том 2).

Между ответчиком и открытым акционерным обществом "Центр информационных ресурсов жилищно – коммунального хозяйства и строительства" муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" (агент) 03.02.2016 заключен агентский договор №4/2016, в соответствии с пунктом 1.1. которого агент обязался за вознаграждение производить от имени и за счет принципала первичный бухгалтерский учет в части начисления, обработки и контроля платежей потребителей за жилищно – коммунальные услуги, организовать сбор платежей за услуги, осуществлять прием, обработку показаний приборов учета коммунальных ресурсов, а также формировать необходимую для базу данных, изготавливать для передачи потребителям услуг единый платежный документ, а также выполнять иные действия, предусмотренные пунктом 2 настоящего договора.

Истец, в свою очередь, согласившись с доводами ответчика о перечислении открытым акционерным обществом "Центр информационных ресурсов жилищно – коммунального хозяйства и строительства" муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" и обществом с ограниченной ответственностью "ЕРЦ – Татэнергосбыт" за ответчика денежных средств на счет Фонда по взносам на капитальный ремонт многоквартирных домов, включенных в соглашение в общей сумме 3 207 574.45 руб., уменьшил исковые требования до 5 701 607,04 руб., включив, при этом, в указанную сумму начисления по взносам на капитальный ремонт многоквартирных домов за период с февраля 2018 года по июль 2018 года.

Разногласия сторон сводятся к размеру взносов, подлежащих перечислению за июль 2018 года, который по расчету ответчика составляет 68 107,32 руб., а не 481 300, 36 руб., как считает истец.

Между тем, из представленных истцом сведений Акционерного общества «Центр жилищно – коммунального хозяйства и строительства» от 01.03.2019, которое в настоящий момент осуществляет управление жилыми домами ответчика, следует, что за капитальный ремонт с июля 2014 года по июль 2018 года оплачено собственниками жилых помещений всего 19 997 977 рублей. При этом, по сведениям истца и ответчика из собранных от собственников помещений денежных средств перечислено в Фонд самим ответчиком и его агентами всего 14 538 277,13 руб.

Представитель ответчика, соглашаясь со всеми этими сведениями, за исключением суммы, оплаченной собственниками за июль 2018 года, достоверных доказательств несоответствия указанных сведений фактическим обстоятельствам лишь за июль 2018 года не представил.

Следовательно, общая задолженность ответчика перед Фондом за период с июля 2014 по июль 2018 года составляет 5 459 699,87 руб.

Ответчиком в ходе судебного разбирательства заявлено о пропуске срока исковой давности.

Руководствуясь положениями статей 195,200 ГК ПФ и с учетом установленного ЖК РФ и соглашением №048 от 10.06.2014 срока уплаты взноса, даты обращения с иском (03.10.2018), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Фондом пропущен срок исковой давности взыскания с ответчика задолженности за период с 01.07.2014 по 31.08.2015, в связи с чем , подлежащая взысканию сумма составляет
2 546 984,34 руб.

Судом установлено, что 02.07.2018 внеочередным общим собранием собственников жилья "Фаворит" принято решение о ликвидации товарищества собственников жилья "Фаворит", назначении ликвидатором ФИО3.

Истцом 22.08.2018 направлено ликвидатору ФИО3 требование исх. №517-ф о включении в промежуточный ликвидационный баланс суммы задолженности согласно акту сверки, которое оставлено без ответа .

Согласно статье 63 ГК РФ ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Пунктом 4 статьи 64 ГК РФ установлено, что в случае отказа ликвидатора в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидатору. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Вместе с тем, пункт 1 статьи 64.1 ГК РФ также закрепляет, что в случае отказа ликвидатора удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Требование о включении задолженности в ликвидационный баланс и требование о взыскании задолженности по своей сути применительно к данной ситуации не отличаются и приведут к одному и тому же: включению требования в ликвидационный баланс.

Таким образом, требования истца в удовлетворенной части подлежат включению в ликвидационный баланс.

Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на стороны по правилам статьи 110 АПК РФ.

Довод ответчика о несоблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора о взыскании задолженности за период с февраля 2018 года по июль 2018 года отклонятся как необоснованный.

Из материалов дела следует, что в ходе судебного разбирательства истец уточнил заявленные требования, увеличив период взыскания задолженности за период с февраля 2018 года по июль 2018 года, размер исковых требований составил 5 701 607,04 руб.
Увеличение периода взыскания соответствует положениям части 1 статьи 49 АПК РФ и не является новым или дополнительным требованием по отношению к первоначально заявленным требованиям, в связи с чем соблюдение претензионного порядка в данном случае не требуется. Толкование, требующее полного совпадения суммы претензии и иска, в том числе для длящихся отношений, не соответствует смыслу статьи 49 АПК РФ, предоставляющей истцу право изменить размер заявленных требований.

Также отклоняется довод ответчика о том, что он не был ознакомлен со сведениями АО "Центр жилищно-коммунального хозяйства и
строительства" на основании которых суд определил размер долга, поскольку ответчик не лишен был права заявить об отложении судебного разбирательства для ознакомления с указанными сведениями.

Довод ответчика о том, что взносы собственников помещений ТСЖ "Фаворит" на капитальный ремонт за период с 01.07.2014 по 31.12.2016 были использованы на цели, связанные с проведением капитального ремонта - установку общедомовых приборов учета горячей воды и тепла, на установку которых заключены договоры лизинга оборудования от 01.12.2010, от 11.04.2012 отклоняется как необоснованный, поскольку условия указанных договоров лизинга не предусматривают, что источником финансирования договоров лизинга являются взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками.

Кроме того, договоры лизинга заключены в 2010 и 2012 годах. Фонд создан в 2013 году и обеспечивает аккумулирование взносов на капитальный ремонт с 2014 года.
Сторонами договоров лизинга являются ответчик (лизингополучатель) и ЗАО "Объединенная лизинговая компания Центр-Капитал" (лизингодатель). Фонд стороной договоров лизинга не выступает. Соответственно доводы ответчика о том, что Фонд должен был учитывать произведенные оплаты по заключенному договору лизинга являются необоснованными.

Более того, согласно части 1 статьи 182 ЖК РФ, региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, при этом в апелляционной жалобе ответчик указал, что актами к договорам лизинга оборудование принято в собственность управляющей организацией, следовательно, не является общим имуществом собственников помещений многоквартирных домов.

Довод заявителя жалобы о том, что другими денежными средствами для исполнения обязательств по договорам ТСЖ не располагало также отклоняется, поскольку в соответствии со статьей 154 ЖК РФ собственники обязаны оплачивать не только взносы на капитальный ремонт, но и вносить плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домов, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, которая вносится собственниками соответствующей управляющей организации.

Довод ответчика о том, что в момент заключения соглашения от 10.06.2014 № 048 НО "Фонд ЖКХ РТ" располагал информацией об установке в домах ТСЖ "Фаворит" коллективных приборов учета по договорам лизинга также отклоняется, поскольку Фонд не являлся стороной договоров лизинга. Кроме того, в соответствии со статьей 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Довод заявителя жалобы о том, что региональный оператор длительное время не исполнял по отношению к ТСЖ "Фаворит" своего обязательства, предусмотренного соглашением № 048, осуществлять учет платежей ТСЖ, поступивших на счет регионального оператора также отклоняется как необоснованный.

Согласно пункту 3.1.6 соглашения № 048 именно ТСЖ "Фаворит" обязано осуществлять учет средств, перечисляемых на счета Фонда в разрезе многоквартирных домов, а также собственников помещений в многоквартирном доме.

Также отклоняется довод ответчика о том, что истец длительное время не исполнял обязанности, предусмотренной частью 1 статьи 171 ЖК РФ (в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, если иное не установлено законом субъекта РФ).

Согласно части 2 статьи 8 Закона № 52-ЗРТ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных организацией, осуществляющей начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги в многоквартирном доме, не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Таким образом, в Республике Татарстан в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных организацией, осуществляющей начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги в многоквартирном доме, то есть управляющей организацией.

При таких обстоятельствах оснований считать действия Фонда недобросовестными, не имеется.

Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились в суде первой инстанции были исследованы и обоснованно отклонены. Обжалуемое решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.

Представленные в суд апелляционной инстанции документы: копия письма АО
"Центр жилищно-коммунального хозяйства и строительства" исх. № 536 от 04.04.2019, расчет ответчика оплаченных собственниками помещений и перечисленных истцу взносов на капитальный ремонт с учетом письма АО "Центр жилищно-коммунального хозяйства и строительства" исх. № 536 от 04.04.2019, не принимаются и возвращаются заявителю в силу пункта 2 статьи 268 АПК РФ, поскольку являются дополнительными доказательствами, получены ответчиком после принятия судом первой инстанции решения.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 марта 2019 года по делу №А65-30223/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Фаворит" без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий Е.Г. Демина

Судьи В.А. Морозов

О.Е. Шадрина