НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 № 11АП-2171/2024

57/2024-17914(1)



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2024 года

Постановление в полном объеме изготовлено 04 марта 2024 года  Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Драгоценновой И.С., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:

от Общества с ограниченной ответственностью "Барышский мясокомбинат" –  представителя Паршикова С.Е. (доверенность от 19.02.2024), 

от Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области –  представителя Петрова С.П. (доверенность от 10.01.2024 № 34-27/8), 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с  ограниченной ответственностью "Барышский мясокомбинат" 

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 декабря 2023 года по делу
 № А72-6725/2023 (судья Карсункин С.А.),

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Барышский мясокомбинат"  (ОГРН 1117306000195, ИНН 7306999544) 

к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (ОГРН  1047301036133, ИНН 7325051113) 

о взыскании процентов на сумму излишне взысканного налога, пени и штрафа, об  отмене постановления № 02-02-14/161 от 12 апреля 2023 года, 

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Барышский мясокомбинат" (далее -  истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к  Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее - ответчик)  о взыскании процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога на прибыль  организаций за 2015-2016 годы, пени, штрафа по налогу в общей сумме 12 435 352 руб.  68 коп., в том числе 11 404 364 руб. 54 коп. по налогу, 893 099 руб. 73 коп. по пени, 137  888 руб. 41 коп. по штрафу. 

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28 декабря 2023 года  исковые требования оставлены без удовлетворения. С Общества с ограниченной  ответственностью "Барышский мясокомбинат" в доход федерального бюджета взыскана  государственная пошлина в сумме 85 177 руб. 00 коп. 

В апелляционной жалобе истец просит суд апелляционной инстанции отменить  решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 декабря 2023 года по делу № 


А72-6725/2023 и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования  удовлетворить в полном объеме. Податель жалобы указывает на ошибочность выводов  налогового органа и суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания  процентов в связи с наличием у Общества задолженности перед бюджетом. 

В материалы дела поступил отзыв Управления Федеральной налоговой службы по  Ульяновской области на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит суд  апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28  декабря 2023 года по делу № А72-6725/2023 оставить без изменения, апелляционную  жалобу - без удовлетворения как необоснованную. 

В судебном заседании апелляционного суда представитель истца апелляционную  жалобу поддержал, просил ее удовлетворить. 

Представитель ответчика в судебном заседании апелляционного суда возражал  против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд апелляционной инстанции  решение суда первой инстанции оставить без изменения. 

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив  обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной  инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. 

Согласно информационной системе «Картотека арбитражных дел» определением  Арбитражного суда Ульяновской области по делу № А72-11385/2020 от 18.11.2020г. в  отношении ООО «Барышский мясокомбинат» (ОГРН1117306000195 ИНН 7306999544)  введена процедура наблюдения. Временным управляющим утвержден Чертановский  Сергей Александрович. 

Решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу № А72-11385/2020 от  15.09.2021г. ООО «Барышский мясокомбинат» (ОГРН 1117306000195, ИНН  7306999544) признано несостоятельным (банкротом), и в отношении него открыто  конкурсное производство сроком на 6 месяцев. Конкурсным управляющим утвержден  Чертановский Сергей Александрович. 

Согласно материалам дела, налоговым органом в отношении ООО «Барышский  мясокомбинат» проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности  исчисления и своевременности уплаты всех налогов и сборов за период с 01.01.2015г. по  31.12.2016г. 

По итогам проверки составлен акт налоговой проверки от 13.08.2018 № 07-09/10.

По результатам рассмотрения материалов проверки по акту налоговой проверки с  учетом дополнительных мероприятий налогового контроля, и возражений  налогоплательщика МИФНС № 4 принято решение от 21.03.2019г. № 07-09/4 о  привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение по проверке). 

Решением по проверке ООО «БМК» доначислены за периоды 2015 - 2016 годов  налог на прибыль - 83 485 437 руб., НДС - 73 048 161 руб., начислены пени и штраф за  неуплату налога на прибыль и НДС по п. 3 ст. 122 Налогового кодекса РФ в общей  сумме 5 893 669 руб. 

ООО «БМК» в порядке ст. 139.1 НК РФ обратилось с апелляционной жалобой на  решение по проверке в Управление ФНС России по Ульяновской области, решением  которого от 09.09.2019 № 07-07/14581 в удовлетворении апелляционной жалобы  отказано в полном объеме, решение по проверке вступило в силу. 

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.11.2020 по делу № А7219437/2019 решение о привлечении к ответственности за совершение налогового  правонарушения № 07-09/4 от 21.03.2019 признано недействительным в части  исключения из расходов затрат на сумму 259 814 565. 98 руб., а также в связи с этим  начисления соответствующих сумм налога на прибыль организаций, пени и штрафа  ((259 814 565. 98 * 20%) = 51 962 913,00). 

Указанное решение Арбитражного суда Ульяновской области оставлено без 


изменения постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от  30.12.2020 и Арбитражного суда Поволжского округа от 23.03.2021 по указанному делу. 

Как поясняет ООО «БМК», им были полностью уплачены все доначисленные по  решению по проверке суммы, в том числе по налогу на прибыль. В подтверждение  представлены платежные поручения и решение о зачете, указанные в заявлении. 

Заявитель указывает, что во исполнение судебных актов по делу № А72-19437/2019  ИФНС по Засвияжскому району города Ульяновска 29.12.2020 отразила в карточке  расчетов ООО «БМК» с бюджетом суммы излишне взысканного по решению по  проверке налога на прибыль организаций, пени и штрафа, в том числе: 

Всего по расчету заявителя было излишне взыскано:
1) 51 962 913,00 руб. налога на прибыль организаций;

По заявлениям ООО «БМК» ИФНС по Засвияжскому району города Ульяновска  принимала решения о зачете переплаты по налогу на прибыль, образовавшейся в том  числе вследствие признания частично недействительным решения по выездной проверке  от 21.03.2019 № 07-09/4. 

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.10.2022 по делу   № А72-11385-46/2020 признаны недействительными сделками зачеты встречных  требований, проведенных на основании решений ИФНС по Засвияжскому району  города Ульяновска о зачете излишне уплаченного (взысканного, подлежащего  возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) № 7192 от 10.03.2021 на  сумму 455 899,85 руб., № 7193 от 10.03.2021 в части зачета суммы 2 211 488,33 руб.,   № 7194 от 10.03.2021 на сумму 12 786 140,82 руб., № 7220 от 10.03.2021 на сумму 1 208  480,72 руб., № 7197 от 10.03.2021 на сумму 665 421.53 руб., № 7255 от 10.03.2021 на  сумму 2 020 976,52 руб., № 7204 от 10.03.2021 на сумму 22 093,71 руб., № 7235 от  10.03.2021 на сумму 15 504.28 руб., № 23856 от 18.05.2021 на сумму 14 000 000,00 руб..   № 23857 от 18.05.2021 в части суммы 361 147,00 руб., № 23861 от 18.05.2021 на сумму 1  119 555,00 руб., № 23862 от 18.05.2021 в части суммы 2 655,00 руб. 

Применены последствия признания сделки недействительной - восстановлено  право требования ФНС России к ООО «Барышский мясокомбинат» в размере 34 869 362  руб. 76 коп., из которых 30 934 231 руб. 00 коп. - НДС за 2 квартал 2018 г., 3 932 476  руб. 76 коп. - пени за 3 квартал 2019 г., за 3 квартал 2020 г., 2 655 руб. 00 коп. - НДС за 9  месяцев 2020 г.. а также восстановлено право требования ООО «Барышский  мясокомбинат» к ФНС России в размере 34 869 362 руб. 76 коп. - переплата по налогу на  прибыль. 

В течение 2021 года налоговый орган возвращал истцу сумму излишне  взысканного налога, переплата в сумме 34 869 362,76 руб. по определению суда по делу   № А72-11385-46/2020 возвращена платежным поручением от 18.04.2023 № 475510. 

При этом, как указывает ООО «БМК», при проведении зачетов, при возврате  переплаты налога на прибыль организаций, при формировании сальдо единого  налогового счета налогоплательщика с 01.01.2023 суммы процентов по статье 79 НК РФ 


(в ред., действ, до 01.01.2023) истцу не выплачены и не начислялись. 

По мнению заявителя, налоговым органом должны были быть начислены и  выплачены истцу проценты на сумму излишне взысканных налога на прибыль  организаций за 2015 - 201 6 годы, пени, штрафа в общей сумме 12 435 352,68 руб. в том  числе, 11 404 364.54 руб. - по налогу; 893 099.73 руб. - по пени; 137 888.41 руб. - по  штрафу. 

В качестве основания, заявитель указывает, что в настоящем деле имеет место  излишнее взыскание платежей, а не их излишняя уплата, так как переплата возникла не  вследствие ошибок налогоплательщика, а ввиду неправомерного доначисления  обязательных платежей решением по налоговой проверке, которое было признано  частично недействительным в судебном порядке. 

Факт того, что платежи совершались ООО «БМК» самостоятельно, а не по  требованию налогового органа или не списаны по решению налогового органа о  взыскании со счета налогоплательщика, не имеет правового значения. 

Поскольку ООО «БМК» уплачивало налог не вследствие наличия у него  действительной обязанности по его уплате, а во исполнение решения по налоговой  проверке, такие обстоятельства равнозначны действиям налоговых органов по их  принудительному взысканию. 

Поскольку решения налогового органа о зачете излишне взысканного налога на  прибыль на общую сумму 34 869 362,76 руб. в счет погашения задолженности по НДС  признаны недействительными определением Арбитражного суда от 25.10.2022 по делу   № А72-11385-46/2020, восстановлено право требования ООО «БМК» к ФНС о возврате  переплаты по налогу в сумме 34 869 362.76 руб., сумма процентов, по мнению  заявителя, начисляется со дня уплаты налога (с 04.06.2019) по дату возврата истцу  указанной суммы, то есть по 18.04.2023 (платежное поручение от 18.04.2023 № 475510). 

Налоговый орган возражал против удовлетворения заявления по доводам,  изложенным в отзыве на заявление, дополнительных пояснениях к отзыву. В частности  указывал, что после вынесения решения по проверке требования об уплате начисленных  решением сумм налогов в соответствии со ст.69 НК РФ не выставлялось, решения о  взыскании за счет денежных средств в соответствии со ст.46 или за счет имущества  общества в соответствии со ст.47 НК РФ налоговым органом не выносились.  

Таким образом, по мнению налогового органа, меры взыскания в отношении  спорной задолженности не применялись. Оплата фактически была произведена  налогоплательщиком добровольно до вступления в законную силу решения от  21.03.2019 № 07-09/4 о привлечении его к ответственности за совершение налогового  правонарушения, следовательно, не может быть признана излишне взысканной. 

Также налоговым органом приведен довод о том, что после произведенного  налоговым органом пересчета налоговых обязательств образовалась переплата по  налогу на прибыль в пользу ООО «БМК» в сумме 66 958 745,77 руб. 

В то же время, должник имел неисполненные налоговые обязательства перед ФНС  России, что послужило основанием для обращения ООО «БМК» в налоговый орган с  заявлениями о проведении зачетов встречных требований. По указанным заявлениям  ООО «БМК» ИФНС по Засвияжскому району г. Ульяновска приняты оспариваемые  решения о зачете излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению)  налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) от 10.03.2021 и 18.05.2021. 

На момент совершения платежей в апреле и мае 2019 года и на протяжении всех  последующих периодов ООО «Барышский мясокомбинат» имело задолженность перед  бюджетом в размере 64 424 277,8 руб., что исключает в соответствии со ст. 79 НК РФ  возврат излишне взысканного налога. 

Действия налогоплательщика в рассматриваемом случае, по мнению налогового  органа, имеют признаки злоупотребления правом 

Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил 


из следующих обстоятельств. 

Пунктом 1 статьи 45 НК (в редакции действовавшей в период спорных отношений)  установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по  уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.  Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный  законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить  обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение  обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом  или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. 

В соответствии с пунктом 4 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации  предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и  своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено главой 14 Налогового  кодекса Российской Федерации. 

Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в  течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой  проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть  составлен в установленной форме акт налоговой проверки. 

Пунктом 1 статьи 79 НК РФ (в редакции, действовавшей в период спорных  отношений) установлено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату  налогоплательщику в порядке, предусмотренном названной статьей. Возврат  налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у такого лица  недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по  налогам, сборам, страховым взносам и штрафам, подлежащим взысканию в случаях,  предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в  счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78  настоящего Кодекса. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 79 НК РФ решение о возврате суммы излишне  взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня  получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне  взысканного налога. 

В силу пункта 3 статьи 79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне  взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в  течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего  взыскания с него налога. 

В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, на основании  указанного заявления налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне  взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5  настоящей статьи, процентов на эту сумму. 

Исходя из содержания изложенных норм, условиями возврата в порядке статьи 79  НК РФ налога, пеней с начислением на них процентов являются наличие факта  излишнего взыскания данных налогов и пеней, отсутствие недоимки по иным налогам  соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, соблюдение  налогоплательщиком трехлетнего срока на подачу заявления, в пределах которого  может быть произведен возврат. 

Абзацами 2 и 3 пункта 5 статьи 79 НК РФ предусмотрено, что проценты на сумму  излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по  день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в  эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. 

Факт уплаты налогов по результатам выездной налоговой проверки  подтверждается представленными документами и не оспаривается сторонами. 

Из материалов дела усматривается, что решением арбитражного суда по делу №  А72-19437/2019 признано недействительным в части решение налогового органа, 


которым доначислены суммы налогов, пени и штрафа, оплаченных налогоплательщиком  по результатам выездной налоговой проверки. 

Довод налогового органа о том, что в данном случае имеет место добровольная  уплата, а не взыскание налогов, пени и штрафа в принудительном порядке, является  необоснованным, исходя из следующего. 

Статьей 44 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога возникает,  изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным  актом законодательства о налогах и сборах. 

Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с  момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах  обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2 статьи 44  НК РФ), и прекращается при наличии обстоятельств, указанных в пункте 3 статьи 44 НК  РФ, в частности, в связи с уплатой налога налогоплательщиком. 

Согласно пункту 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается  исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 этой же  статьи, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную  систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства  денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем  достаточного денежного остатка на день платежа, а также со дня вынесения налоговым  органом в соответствии с настоящим Кодексом решения о зачете сумм излишне  уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения  обязанности по уплате соответствующего налога. 

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 24.04.2012 № 16551/11 указано, что оценка сумм налогов как излишне  уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 НК  РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено  исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а  именно, было ли оно произведено на основании налоговой декларации, в которой  спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на  основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки. 

Способ исполнения указанной обязанности: самостоятельно налогоплательщиком  либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию - правового значения не имеет. 

Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик,  исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, то есть без  участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания  налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в  расчетах. 

То обстоятельство, что в рассматриваемом случае налогоплательщик  самостоятельно оплатил суммы налогов, пени и штрафа, доначисленных по результатам  выездной налоговой проверки и отраженных в акте выездной налоговой проверки, то  есть исчисленных налоговым органом, не является основанием для оценки  произведенной уплаты как добровольной, поскольку в этом случае речь идет об уплате  не самостоятельно исчисленных налогоплательщиком сумм, а доначисленных  налоговым органом. 

Факт несогласия Общества с начислением уплаченных сумм следует из  оспаривания решения налогового органа в судебном порядке. 

Следовательно, уплата налогов, пени и штрафа по результатам проверки, носит  характер принудительного взыскания, и уплаченные Обществом суммы налогов, пени и  штрафа являются излишне взысканными, в связи с чем, на указанную сумму может быть  произведено начисление процентов. 

Оснований для признания действий налогоплательщика недобросовестными не 


усматривается, т.к. не доказано осуществление налогоплательщиком прав  исключительно с намерением причинить вред бюджету, либо совершения действий в  обход закона с противоправной целью. 

Проценты, предусмотренные п. 5 ст. 79 НК РФ по своему назначению и правовой  природе не являются мерой ответственности, а носят компенсационно-восстановительный характер. 

То есть, указанные проценты начисляются за период, когда налогоплательщик был  лишен возможности распоряжаться излишне взысканными денежными средствами. 

Установленная статьей 79 НК РФ обязанность налогового органа осуществить  возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при  использовании любого способа восстановления имущественного положения  налогоплательщика, в том числе и при возврате, осуществляемом в форме зачета. 

При этом, согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении  Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2004 N  2046/04, между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не  имеется и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью  (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения  налогоплательщика. 

Таким образом, налогоплательщик вправе по своему усмотрению распоряжаться  суммой образовавшейся переплаты, направив в налоговый орган как заявление о  возврате налога (при отсутствии недоимок), так и заявление о зачете возмещенной  суммы налога в счет погашения имеющейся задолженности перед бюджетом. 

В рассматриваемом случае период, за который могут быть начислены проценты,  оканчивается проведением зачетов излишней переплаты по налогу на прибыль в счет  недоимки по НДС 10.03.2021 и 18.05.2021. Окончательно излишняя переплата налогов  была исчерпана зачетами в счет имеющейся недоимки, как пояснил налогоплательщик в  судебном заседании, 26.05.2021. 

Следовательно, обратившись с заявлениями о проведении зачетов,  налогоплательщик имел возможность распорядиться и распорядился имеющейся  переплатой по налогу на прибыль. Соответственно, после указанной даты и до  18.04.2023 г. основания для начисления процентов в любом случае отсутствуют. 

Последующее признание недействительными проведенных зачетов по основаниям,  предусмотренным ст.61.3 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» обусловлено  приоритетным применением в указанных правоотношениях норм Закона о банкротстве,  в деле о банкротстве, однако указанные нормы не могут изменять порядок применения  статьи 79 НК РФ и свидетельствовать о неправомерности действий налогового органа  при определении наличия оснований для взыскания с него процентов. 

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у  такого лица недоимки производится только после зачета этой суммы в счет погашения  указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса  (п. 1 ст. 79 НК РФ). 

В период с 16.02.2021 по 08.11.2022 в реестр требований кредиторов  налогоплательщика были включены требования налогового органа по задолженности по  обязательным платежам в сумме 24 921 412,04 руб. (дело № А72-11385/2020). Даты  определений о включении в реестр 16.02.2021, 22.03.2021, 27.10.2021, 01.03.2022,  08.11.2021, 08.11.2022. Период образования включенной в реестр требований  кредиторов задолженности - с 01.01.2018 по 01.09.2020 года. 

То есть как до излишней уплаты налога на прибыль, которая привела к переплате  (оплата согласно заявления была произведена ООО «БМК» с 24.04.2019 по 03.06.2019 и  с 24.09.2019 по 26.09.2019), так и после его уплаты у налогоплательщика имелась  задолженность по обязательным платежам в сумме 24 921 412,04 руб. 

Определением от 25.10.2023 по делу № А72-11385-46/2020 установлено, что в 


результате оспариваемых зачетов погашены требования ФНС России как по  реестровому, так и текущему периоду задолженности, а именно: 

- по решению № 7192 от 10.03.2021 на сумму 455 899,85 руб. - НДС, 2 квартал 2018  (реестровый период, 3 очередь), 

- по решению № 7193 от 10.03.2021 на сумму 4 028 348,33 руб. - НДС, 2 квартал  2018 - 2 211 488,33 руб. (реестровый период, 3 очередь), НДС 4 квартал 2020 - 1 816  860,00 руб. (текущие платежи, 5 очередь), 

- по решению № 7194 от 10.03.2021 на сумму 12 786 140,82 руб. - НДС, 2 квартал  2018 (реестровый период, 3 очередь), 

- по решению № 7220 от 10.03.2021 на сумму 1 208 480,72 руб. - пени за 3 квартал,  2019, за 3 квартал 2020 (реестровый период, 3 очередь), 

- по решению № 7197 от 10.03.2021 на сумму 665 421,53 руб. - пени за 3 квартал,  2019, за 3 квартал 2020 (реестровый период, 3 очередь), 

- по решению № 7255 от 10.03.2021 на сумму 2 020 976,52 руб. - пени за 3 квартал,  2019, за 3 квартал 2020 (реестровый период, 3 очередь), 

- по решению № 7204 от 10.03.2021 на сумму 22 093,71 руб. - пени за 3 квартал,  2019, за 3 квартал 2020 (реестровый период, 3 очередь), 

- по решению № 7235 от 10.03.2021 на сумму 15 504,28 руб. - пени за 3 квартал,  2019, за 3 квартал 2020 (реестровый период, 3 очередь), 

- по решению № 23855 от 18.05.2021 на сумму 17 626,00 руб. - НДС за 4 квартал  2020 (текущие платежи, 5 очередь), 

- по решению № 23856 от 18.05.2021 на сумму 14 000 000,00 руб. - НДС, 2 квартал  2018 (реестровый период, 3 очередь), 

- по решению № 23857 от 18.05.2021 на сумму 862 374,00 руб. - НДС, 2 квартал  2018 - 361 147,00 руб. (реестровый период, 3 очередь), НДС 4 квартал 2020 - 501 227,00  руб. (текущие платежи, 5 очередь), 

- по решению № 23860 от 18.05.2021 на сумму 190 318,84 руб. - НДС, 4 квартал  2020 (текущие платежи, 5 очередь), 

- по решению № 23861 от 18.05.2021 на сумму 1 119 555,00 руб. - НДС, 2 квартал  2018 (реестровый период, 3 очередь), 

- по решению № 23862 от 18.05.2021 на сумму 1 897 884,72 руб. - налог, 4 квартал  2020 - 702 243,81 руб. (текущие платежи, 5 очередь), налог 1 квартал 2021 -895 255,55  руб. (текущие платежи, 5 очередь), налог, 12 мес. 2020 - 9 697,00 руб. (текущие платежи,  2 очередь), налог, 1 квартал 2021 - 288 033,36 руб. (текущие платежи, 2 очередь), налог,  9мес. 2020 - 2 655,00 (реестровый период, 2 очередь), 

- по решению № 23863 от 18.05.2021 на сумму 212 241,44 руб. - НДС, 4 квартал  2020 (текущие платежи, 5 очередь). 

Таким образом, ООО «Барышский мясокомбинат» 10.03.2021 и 18.05.2021  самостоятельно распорядилось имеющейся переплатой в размере 39 502 865,76 путем ее  зачета в счет имеющейся задолженности перед бюджетом. 

Оспаривая совершенные сделки, конкурный управляющий не оспаривал  реальность самих встречных обязательств, прекращенных в результате проведенных  зачетов. 

Таким образом, как на момент совершения платежей в апреле и мае 2019 года, так  и на момент проведения зачетов ООО «Барышский мясокомбинат» имел задолженность  перед бюджетом. Общая задолженность составляет 64 424 277.8 руб. (24 921 412,04 + 39  502 865,76). 

Проведение зачетов переплаты в счет имеющейся недоимки и последующее  восстановление права требования ФНС России к ООО «Барышский мясокомбинат» в  размере 34 869 362 руб. 76 коп. само по себе уже подтверждает наличие недоимки у  налогоплательщика. 

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда 


Российской Федерации от 24.09.2013 № 1277-О, в случае образования у  налогоплательщика переплаты суммы налога на нее распространяются все  конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае  произведена при отсутствии законного на то основания. В связи с этим статьями 78 и 79  НК РФ закреплено право налогоплательщика на возврат излишне уплаченной либо  взысканной суммы налога, за исключением случаев, когда у него имеется налоговая  задолженность. Налоговый орган в этом случае самостоятельно направляет сумму  излишне уплаченного либо взысканного налога в счет погашения данной задолженности  (абзац второй пункта 1 статьи 79 названного Кодекса). Такое правовое регулирование  позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание  государства и способствует исполнению конституционной обязанности  налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного  налога. 

В настоящем деле поступившие в бюджет во исполнение решения налогового  органа платежи по налогу на прибыль направлены на погашение задолженности по  НДС. Возврат излишне взысканного налога с начислением на него процентов в порядке  пункта 5 статьи 79 НК РФ не мог быть произведен налоговым органом, поскольку  изъятие денежной суммы по налогу на прибыль коррелировалось отсутствием оплаты в  законодательно установленный срок налога на добавленную стоимость, то есть,  отсутствовали условия для возврата с начислением процентов. 

Экономических потерь в связи с изъятием налоговым органом денежной суммы  при наличии задолженности по НДС Общество не понесло, в связи с чем начисление  процентов необоснованно. 

Соответственно, доводы налогоплательщика о том, что начисление процентов за  излишнее взыскание налогов обусловлено исключительно фактом самого излишнего  взыскания, наличие задолженности по другим налогам не является основанием для  отказа в начислении указанных процентов, правомерно отклонены судом. 

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства  дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в  удовлетворении исковых требований. 

Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом исследования суда  первой инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка. 

По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию заявителя с  выводами суда о фактических обстоятельствах дела и иной оценке представленных в  материалы дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебного  акта. 

Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным  судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки  данных обстоятельств и выводов суда не находит. 

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам,  имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на  правильном применении норм права. 

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого  судебного акта, не установлено. 

Оснований для отмены решения суда не имеется.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной  жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы - истца по  делу. 

Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, арбитражный апелляционный суд 


ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 декабря 2023 года по делу 

 № А72-6725/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.  Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть 

обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий Е.Г. Попова

Судьи И.С. Драгоценнова

 Н.В. Сергеева